Рабочая программа по литературе для 7 класса.Учебник: Меркин Г.С. и др.
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень), автор – составитель Г. С. Меркин. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев.-6 издание – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС». 2010 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе для 7 класса | 73.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень), автор – составитель Г. С. Меркин. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев.-6 издание – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС». 2010 год.
Преподавание литературы в 2013-2014 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный уровень
- Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года № 2783;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312;
- Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
- Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся";
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»;
- Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения;
- Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362);
- Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57) в ред.приказа МОН от 09.03.2010 года;
- Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70);
- Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075);
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644);
- Примерные программы по литературе.
Региональный уровень
- Закон Белгородской области от 03 июля 2006 года № 57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» (с внесенными изменениями от 3.05.2011 года № 34, принятыми Белгородской областной Думой 28.04.2011 года);
- Закон Белгородской области от 04 июня 2009 года № 282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;
- Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением правительства Белгородской области от 02 октября 2010 г. № 325-пп;
- Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;
- Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 06 мая 2009 года № 935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;
- Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 25 февраля 2011 года № 507 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;
- Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г. № 1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;
- Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих основные образовательные программы начального и основного общего образования в рамках реализации ФГОС второго поколения» от 23 апреля 2012 года № 1381.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
При разработке рабочей программы были приняты во внимание рекомендации, данные в Инструктивно-методическом письме о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году.
Рабочая программа, календарно – тематическое планирование и учебный план для 7 класса составлены на 70 часа из расчета 2 часа в неделю и разработаны на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень), автор – составитель Г. С. Меркин. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев.-6 издание – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС». 2010 год.
В планировании предусмотрены 4 классных, 1 домашнее сочинение, 2 тестирования.
Учебник: «Меркин Г.С. и др. Литература 7 класс. М.: «Русское слово» 2011год (базовый и профильный уровни)– имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Содержание и структура курса, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования соответствуют государственному образовательному стандарту по литературе и направлены на реализацию образовательного стандарта.
Раздел 2.
Требования к уровню освоения подготовки учащихся7 класса:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
— умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Раздел 3.
Учебно – тематический план
№ | Тема, раздел | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Устное народное творчество | 4 |
Из древнерусской литературы | 2 | |
3. | Из русской литературы XVIII века | 4 |
Из литературы XIX века | 26 | |
4. | Русская литература XX века | 24 |
5. | Зарубежная литература | 6 |
6. | Итоговые уроки | 4 |
Итого: | 70 |
Раздел 4
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Введение Лирические жанры (эпос, лирика, драма) | ||
2 | Былины, их жанровые особенности. «Святогор и Микула Селянинович». | ||
3 | Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца | ||
4 | Л.Н. Толстой . «Илья Муромец». | ||
5 | Русская народная песня. Обрядовая поэзия. Лирические песни. | ||
6 | Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет», её значение. Эпические жанры древнерусской литературы. | ||
7 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе. | ||
8 | М. В. Ломоносов. Оды. Теория о трех штилях | ||
9 | В.Ч. Час размышления «М.В.Ломоносов – учёный-энциклопедист» | ||
10 | Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией. »Властителям и судиям». | ||
11 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» Своеобразие, основ ной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык); | ||
12 | Образование и образованность; воспитание и семья | ||
13 | А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Песнь о вещем Олеге». Особенности жанра песни.
| ||
14 | А. С. Пушкин. «Полтава». («Полтавский бой»). Образ Петра Первого. | ||
15 | Р.Р. Сочинение на тему «Пётр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | ||
16 | В.Ч. «Час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин» | ||
17 | М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | ||
18 | Иван Грозный в «Песне…». Жизнь Москвы. | ||
19 | В.Ч. «Москва Ивана Грозного». Заочная экскурсия в историко-литературный музей | ||
20 | Н.В.Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». | ||
21 | «Шинель»: основ ной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича | ||
22 | Р.Р. Сочинение на тему Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель» | ||
23 | В.Ч. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (кино) | ||
24 | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя. Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант. | ||
25 | «Певцы». Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стиха. | ||
26 | Н.А.Некрасов. Доля народная – основная тема произведений поэта. | ||
27 | Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга | ||
28 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» Особенности сказки. | ||
29 | Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | ||
30 | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». | ||
31 | «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. | ||
32
| Контрольное тестирование за полугодие. | ||
33 | А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой». | ||
34 | В.Ч. Час поэзии в литературной гостиной «Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века» | ||
35 | Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего». «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. | ||
36 | А. П. Чехов. Понятие о комическом. Анализ рассказа «Хамелеон» | ||
37 | А.П.Чехов «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. | ||
38 | В.Ч. «О, русская земля…»: стихи о России поэтов XIX – XX веков. | ||
39 | А. М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство». | ||
40 | М.Горький.. «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»: контраст как основной приём раскрытия замысла. | ||
41 | Р.Р. Сочинение по творчеству М. Горького | ||
42 | И.А.Бунин. «Догорел апрельский теплый вечер». Образ природы. | ||
43 | «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа. | ||
44 | А.И. Куприн «Куст сирени» Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. | ||
45 | А.И.Куприн «Allez!»-рассказ о цирке и цирковых артистах | ||
46. | В. В. Маяковский. Рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче». | ||
47 | С.А.Есенин. Рассказ о поэте. «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая» | ||
48 | И.С.Шмелев. Русская песня. Любовь к России. | ||
49 | М.М.Пришвин | ||
50 | К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона». Обыкновенная земля | ||
51 | Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться» | ||
52 | А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями» | ||
53 | «Василий Теркин»- поэма про бойца | ||
54 | На дорогах войны. Стихотворения Б.А. Богаткова, М.Джалиля, В.Н.Лобода | ||
55 | Б.Л. Васильев. Рассказ «Экспонат №…» | ||
56 | Проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия | ||
57 | В.М.Шукшин. Слово о малой Родине. Художественное своеобразие рассказа «Микроскоп». | ||
58 | В,Ч, В.М. Шукшин «Забуксовал» | ||
59 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Слово о малой родине» | ||
60 | Русские поэты XX века о России | ||
61 | Сонеты У.Шекспира | ||
62 | Основные мотивы стихотворений Р. Бёрнса | ||
63 | Р.р. Анализ стихотворения Р. Бернса. | ||
64 | Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ» | ||
65 | Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ». Приемы создания образов | ||
66 | Японские хокку. Мацуо Басе. | ||
67 | А. де Сент-Экзюпери «Планета людей» | ||
68 | Янко Купала. Стихотворения. | ||
69 | Контрольное тестирование за курс литературы 7 класса. | ||
70 | Анализ тестирования. Рекомендации на лето. |
Раздел 5 Содержание программы учебного курса
7 класс
70 часов
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки » в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;
И.С. Никитин. «Пахарь»;
А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;
А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые картины...» и др.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
Произведения русских поэтов XIX века о России
А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...» Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь».
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;
А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;
Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.
Из литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. КУПРИН
Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покину л родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи,градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века »:
А.А.Ахматова. «Клятва», «Песнямира»;
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;
А.А. Сурков. «В землянке»;
М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).
Краеведение: Сростки — малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.
Русские поэты XX века о России
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
Я.В. Смеляков. «История».
А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А.Д.Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть Шланета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца».
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из Юды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок). Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору. М.Ю. Лермонтов. «Родина».
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»
(отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.
С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору.
Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения —
по выбору.
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
У. Ш е к с п и р. Один сонет — по выбору.
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».
Из литературы XVIII века
Г.Р.Державин. «Признание».
Из литературы XIX века
А.С. Пушкин. «19 октября» ( «Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827г» («Бог помочь вам, друзья мои...»).
М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия».
И.С. Тургенев. «Первая любовь».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».
А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепоймузыкант».
Из литературы XX века М. Г о р ь к и й. «В людях». И.А. Бунин. «Цифры».
В.В. Маяковский. «Адище города».
Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Аеры».
В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».
А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...»,
«Дом у дороги».
В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».
К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».
В.М. Шукшин. «Забуксовал».
Ф.А. Искандер. «Петух».
Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
Раздел 6. Средства контроля
В планировании предусмотрены 4 классных, 1 домашнее сочинение, 2 тестирования
Уровень | Классы | Общее количество контрольных работ |
Базовый (А) | 7 | |
сочинения | Классных -4 | Урок 15. Р.Р. Сочинение на тему «Пётр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» Урок 22. Р.Р. Сочинение на тему Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель» Урок 41. Р.Р. Сочинение по творчеству М. Горького Урок 63. Р.р. Анализ стихотворения. |
Домашних-1 | Урок 59. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Слово о малой родине» | |
тестирование | 2 | Уроки №32, 69 |
Раздел 7. Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература
1. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы»авт-сост. Г.С.МеркинС.А.Зинин,В.А.Чалмаев.
2.Учебник «Литература 7 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин).В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2010.
3.Планирование и материалы к курсу «Литература 7 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2010.
4 Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году»
Дополнительная литература
- Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198 - 202.
2.Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
3. И.В.Золотарёва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «Веко», 2006г.
4. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г.
5. Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»
6. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах»
7. В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах»
Иллюстративный материал.
8. Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1Издательство: Аванта+, 2006 год
9..Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера.Издательство: Аванта+, 2005 год
10..Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 2. XIX и XX века. Издательство: Аванта+, 2005 год
Приложение 1
Итоговое тестирование по литературе за курс 7 класса
1. Выберите определение жанра былины.
А. Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси
Б. Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности
В. Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений
2. Запишите известные вам циклы былин.
_________________________________________________________________________
3. Соотнести определения с понятиями.
• Яркое, меткое народное выражение, - пословица
часть суждения в отличие от пословицы - поговорка
• Краткое, крылатое, образное народное
изречение, имеющее поучительный смысл
4. К каким темам можно отнести приведённые пословицы и поговорки?
А. Ученье – свет, а неученье – тьма. Грамоте учиться – всегда пригодится. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Б. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Без друга в жизни худо. Старый друг лучше новых двух. Дружбу помни, а злобу забывай. Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
В. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Русский человек добро помнит. Человек без родины что соловей без песни. Страна растёт – врагов метёт.
А. _______________________________________________________________________
Б. _______________________________________________________________________
В. _______________________________________________________________________
5. Какие реформы в области литературы не принадлежат М.В.Ломоносову?
А. Реформа стихосложения
Б. Реформа литературного языка
В. Реформа прозы
6. Соотнесите соответствующие жанры и «штили».
• Комедия, эпиграмма, басня, песня - «Низкий»
• Героические поэмы, оды, трагедии - «Высокий»
• Драмы, сатиры, дружеские письма, элегии - «Средний»
7. Из какого произведения взяты приведённые строки?
Елисавета здесь воздвигла зрак Петра
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски.
Гражданские труды и подвиги геройски.
Варианты ответов:
А. «Ода на день восшествия… Елисаветы Петровны 1747 года»
Б. «К статуе Петра Великого»
В. Ода «На взятие Хотина»
8. Указать, из каких произведений взяты приведённые фрагменты.
А.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный призрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу…
Б.
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлёвской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучи серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
В
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути
Я вас старался напугать.
Не испугались вы!
И хоть бы мне не удержать
На плечах головы,
Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас…
Варианты ответов:
«Русские женщины»: ____________
«Медный всадник»: _____________
«Песня про купца Калашникова»: _____________
9. Из какой поэмы взят приведённый отрывок?
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, на топи блат
Вознёсся пышно, горделиво.
Варианты ответов:
А. «Полтава»
Б. «Медный всадник»
В. «Песня про купца Калашникова»
10. Соотнести названия литературных произведений с их авторами.
• «Полтава» - М.Ю.Лермонтов
• «Песня про купца Калашникова» - Н.А.Некрасов
• «Русские женщины» - А.С.Пушкин
11. Соотнести приведённые определения средств художественной выразительности с их названиями.
• Один из тропов, сопоставление предметов и - метафора
явлений по их внешнему сходству, присущим - сравнение
им качествам или по вызываемым ими сходным - эпитет
чувствам
• Один из тропов, перенесение свойств одного
предмета или явления на другой на основе
общего для обоих признака
• Образное определение, дающее
дополнительную художественную характеристику
предмета или явления
12. Соотнести художественные произведения с именами литературных героев.
• Калашников и Кирибеевич - «Русские женщины»
• Петр I и Карл XII - «Полтава»
• Княгиня М.Волконская и генерал - «Песня про купца Калашникова»
13. Какой литературный герой изображён в приведённом отрывке?
Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь,
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом.
Гордясь могучим седоком.
Варианты ответов:
А. Иван Грозный
Б. Карл XII
В. Петр I
14. Выбрать произведение, которое можно отнести к жанру рассказа.
А. Г.Р.Державин «На птичку»
Б. Н.А.Некрасов «Русские женщины»
В. А.С.Пушкин «Борис Годунов»
Г. И.С.Тургенев «Бирюк»
15. Кому из героев соответствует каждое из приведённых описаний?
А
… Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. 9…) Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия.
Б
Покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился ни жив ни мёртв перед Тарасом (…) бледен как полотно был…; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чьё-то имя… как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
В
… выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мёртвой толпы отдалёнными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнуло лицо его…
Варианты ответов:
Остап: ___________
Андрий: __________
Тарас Бульба: ________
16. Укажите фрагмент, в котором есть пейзаж.
А
Дождик перестал. В отдалении ещё толпились громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии, но над нашими головами уже виднелось где-то тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака.
Б
Он вышел и хлопнул дверью. Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне ещё печальнее прежнего. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание.
В
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было ещё вёрст восемь4 моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колёс.
17. Соотнести приведённые признаки с понятиями рассказ и повесть.
• Небольшое эпическое произведение, - повесть
повествующее об одном или нескольких - рассказ
событиях в жизни человека
• Любое произведение эпического
характера, повествующее о нескольких
жизненных явлениях, событиях, человеческих судьбах
18. Продолжите предложение, чтобы высказывание стало верным.
Литературный портрет – это:
А. Совокупность психологических и социальных черт, образующих личность литературного героя
Б. Изображение внешности героя в произведении
19. Связать описание литературных героев с художественными произведениями.
А
В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
Б
… Взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу. И в одно мгновение ока остервенелись. Полетели клочья, раздался визг и оханье…
Варианты ответов:
«Хамелеон»: ____________________
«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»: ________________
20. Выбрать определение гиперболы.
А. Один из тропов, намеренное неправдоподобное художественное преуменьшение
Б. Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета
21. Выбрать определение понятия «тема художественного произведения».
А. Круг жизненных явлений или событий, изображённых автором в произведении и образующих его основу
Б. Главная мысль литературного произведения.
22. Какое литературное произведение можно отнести к автобиографическим?
А. Произведение, в котором описывается биография автора
Б. Произведение, которое основывается на живой памяти о прошлом, достоверности описываемых событий
В. Произведение, в котором подробно описана биография героя
23. Какие из приведённых произведений можно отнести к автобиографическим?
А. И.С.Тургенев «Бирюк»
Б. Л.Н. Толстой «Детство»
В. И.А. Бунин «Лапти»
24. Портрет какой героини приведён в данном отрывке?
Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.
А. Акулина Ивановна
Б. Марфа Игнатьевна
В. Мать Алёши
25. Из какого произведения М.Горького взят этот отрывок?
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям. А тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.
А. «Детство»
Б. «Данко»
В «В людях»
26. Из какого произведения взят данный отрывок?
Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого человека.
А. Леонид Андреев «Кусака»
Б. Андрей Платонов «Юшка»
В. Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади»
27. Соотнести названия произведений с авторами.
• «Юшка» - Л.Андреев
• «Кукла» - А.Платонов
• «Кусака» - Е.Носов
28. Подобрать пословицы, подходящие к тексту.
Ребятам 7 класса поручили подготовиться к конкурсу смекалистых и находчивых. Учительница обратилась к классу: «кто хочет принять участие в конкурсе?» Вызвался Олег. Он долго и много говорил о том, какую газету он сделает, какие стихи он сочинит, какие вопросы подготовит. Все решили поручить Олегу подготовку к конкурсу, уверенные в том, что он не подведёт класс и всё будет сделано. Пришла пора конкурса, оставался последний день. Что же Олег? Он только пожал плечами – ничего так и не было готово: ни стихов, ни газеты, ни вопросов.
Варианты ответов:
А. Рост волчий, а хвост лисий.
Б. Речи что мёд, а дела что полынь.
В. Не зная броду, не суйся в воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 11 класс, учебник Курдюмовой
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,разработанной авторским коллективом под руководством Т.Ф.Курдюмовой на основе приме...
Рабочая программа по литературе 7 класс.Учебник В.Я.Коровиной
Программа с пояснительной запиской,УМК....
Рабочая программа по литературе.8 класс.Учебник В.Я.Коровиной
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования В.Я. Коровиной.Рассчитана на 68ч +2ч резерв....
Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной
Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часо...
Рабочая программа по литературе. 6 класс. учебник В. Коровиной
Рабочая программа рассчитана на изучение тех произведений и предусматривает то количество часов (по разделам), которые указаны в Федеральном стандарте. Федеральный стандарт определяет количество часов...
Рабочая программа по литературе. 5 класс. учебник В. Коровиной
Рабочая программа рассчитана на те произведения и то количество часов (по разделам), которые предусмотрены Федеральным стандартом. Федеральный стандарт определяет количество часов по разделам для 5-6 ...
Рабочая программа по литературе 5 класс ( учебник под редакцией А. Г. Кутузова)
Рабочая программа предназначена учащимся 5 класса и рассчитана на базовый уровень....