рабочая программа по эвенкийской литературе для 10 класса
рабочая программа (10 класс) по теме
Рабочая программа по эвенкийской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, календарно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_10_klass.docx | 70.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «Курумканский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Улюнханская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы
_____/_____________/ _____/_____________________/ ______/________________/
ФИО ФИО ФИО
Протокол №____от «_____»____________2013 г. Приказ №____ от «______»___________2013 г. «_____»___________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный курс: эвенкийская литература
Уровень обучения, класс: среднее (полное) общее,10 класс
ФИО разработчика: Ринчинова Нелли Валерьяновна, учитель эвенкийского языка и литературы
Срок действия программы: 1 год
с.Улюнхан
2013
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании
- Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ №1312 от 09 марта 2004г.;
- Приказа МО и Н РФ №241 от 20.08.2008г «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования МО РФ от 09.03.2004г.»;
- Приказа МО и Н РБ №1168 от 03.09.2008г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РБ, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Мо и Н РФ №1994 от 03 июня 2011года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
- Приказа МО и Н РБ №1093 от 12 июля 2011года «О внесении изменений в региональный базисный учебный план примерные учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
- Приказа МО и Н РФ от 1 февраля 2012г. «74 «Изменения, которые вносятся в федеральный БУП и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования , утвержденные приказом МО и Н РФ от 9 марта 2004года №1312»;
- Приказа МО и Н РФ от 27 декабря 2011 года №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 уч.г.»;
- «Санитарно-гигиенических требований к условиям обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010года №189);
- Образовательной программы МБОУ «Улюнханская СОШ» на 2012 – 2013уч.г.;
-Устава МБОУ «Улюнханская СОШ»;
- Приказа №1 по школе от 28 августа 2013 года «Об утверждении учебного плана на 2013 – 2014уч.г.»;
- Положения о рабочей программе МБОУ «УСОШ»;
Рабочая программа по эвенкийской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, календарно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрении, национального самосознания, гражданской позиции, чувства и патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям родной культуры;
- Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико - литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернет;
- совершенствование коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной;
- развитие интереса и положительного отношения к материальной и духовной культуре своего народа;
- развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
История родного народа, его традиции и обычаи, родная культура в контексте мировой культуры, родной и русский языки - эти и другие темы находят воплощение в произведениях национальных поэтов. Образы родной культуры в тексте на русском языке, характерные черты мироощущения народа нашли отражение в вопросах и заданиях к поэтическим текстам. Составление подстрочного, обратного перевода служит действенным приёмом формирования умения переводить поэтический текст, а также средством изучения родного и русского языков, познания культур разных народов.
На изучение эвенкийской литературы отводится 68 часов. В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения; учебно-наглядные пособия; справочная литература. Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения. Обучение эвенкийской литературе в 10 классе обеспечивает развитие и совершенствование сформированной к этому времени коммуникативной компетенции на эвенкийском языке в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной и компенсаторной компетенции.
Календарно - тематическое планирование
по эвенкийской литературе
Класс: 10
Количество часов: 68 часов в год, 2 часа в неделю.
№ п/п | Дата пров-ния | Факт-ки проведено | Кол-во часов | Тема урока | Содержание учебного материала | Система заданий | Понятийный минимум | Домашнее задание |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 | 02.09. 06.09. 09.09. 13.09. 16.09. 20.09. 23.09. 27.09. 30.09. 04.10. 07.10. 11.10 14.10. 18.10. 21.10. 25.10. 28.10. 01.11 11.11. 15.11. 18.11. 22.11. 25.11. 29.11. 02.12. 06.12. 09.12. 13.12. 16.12. 20.12. 23.12. 27.12. 30.12. 13.01. 17.01. 20.01. 24.01. 27.01. 31.01. 03.02. 07.02. 10.02. 14.02. 17.02. 21.02. 24.02. 28.02. 03.03. 07.03. 10.03. 14.03. 17.03. 21.03 31.03. 04.04. 07.04. 11.04. 14.04. 18.04. 21.04. 25.04. 28.04. 02.05. 05.05. 09.05. 12.05. 16.05. 19.05. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Ненецкий фольклор Легенда о сотворении мира Сказка «Куропатка» Сказка «Старик и его дочери» Сказка «Сиротка» Лирические песни Самостоятельная работа П.Пунух. Отрывок из повести «Новоземельские будни» Отрывок из повести «Новоземельские будни». П.Явтысый. Стихотворения «Родимый простор, как душа пастуха», «Сквозь даль судьбы», «Когда – то давно», В.Ледков Творчество. Стихотворения «Спутник», «Не знал я», «А если в груди твоей» Главы из романа «Месяц малой темноты» Главы из романа «Месяц малой темноты» Самостоятельная работа по творчеству В. Ледкова. А.Пичков. Стихотворения «На Мезени», «О, это белое безмолвие», «Вот так рождаются слова». А.Чуклин. Биография и творчество. Защита реферата. Стихотворения А.Чуклина «Край вечной мерзлоты», «Мысли над тундрой». Л.Лапцуй. Стихотворения «Полярная ночь», «Жизнь человека», «Прерванная песня». Л.Лапцуй. Отрывок из поэмы «Тёр» А.Неркаги. Повесть «Белый ягель». А.Неркаги. Повесть «Белый ягель». А.Неркаги. Повесть «Белый ягель». Тест по произведению Л.Ненянг. Стихотворения «Моя земля», «Девушка моей мечты», «Быть или не быть нам?». Повесть «Звон оленьих рогов» Повесть «Звон оленьих рогов». Тест по творчеству Л.Ненянг. Зачинатель хантыйской литературы Г.Лазарев. Р.Ругин. Жизнь и творчество. Поэзия Романа Ругина. Поэзия Романа Ругина. Отрывки из повести «Ранний ледостав» Отрывки из повести «Ранний ледостав». Н.Попов. Творчество. Рассказ «Чанарда». Рассказ «Чанарда» Рассказ «Ыса». О.Аксёнова. Жизнь и творчество. Стихотворения «Кто есть я?», «Долганская девушка», «Когда ты на заре». Сказка «Бисерная борода». Тест по творчеству О.Аксёновой. Мансийский фольклор. Мансийский фольклор. Цикл стихов Ю.Шесталова. Цикл стихов Ю.Шесталова. Самостоятельная работа по фольклору. А.С.Пушкин и эвенкийская литература. Поэзия А.Немтушкина. Поэзия А.Немтушкина. Жанры ранней лирики А.Немтушкина. РР.Сочинение «Минӈи аяврив стихотворение». Тест по творчеству. Творческие поиски В.Коянто. Творчество Ю.Рытхэу. Жизнь и творчество В.Санги. М.Голубкова. Творчество. Главы из повести «Два века в полвека». Главы из повести «Два века в полвека». Т.Дуркина. Главы из повести «Прошла война через Калюш». Главы из повести «Прошла война через Калюш». Е.Выучейская. Творчество. Главы из повести «Снегурка» Главы из повести «Снегурка». Самостоятельная работа по творчеству писателя. Творчество Е.Айпина. Сочинение «Он би дюга дэрумкидеӈэв». Защита реферата. | Своеобразие фольклора. Жанр ненецкого фольклора. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок Сказки других народов мира Сказки других народов мира Вид жанра. Жанры фольклора Жизнь и творчество. Основные темы творчества. Жанровое своеобразие и композиция, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов. Философская глубина лирики. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Жизнь и творчество. Лирические произведения поэта Основа сюжета – конфликт. Внутренний мир главных героев. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Жизнь и творчество. Модернизм в лирике А.Чуклина. Пейзажная лирика поэта. Фольклорные образы в поэме. История создания повести. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в повести. Тема Родины. Любовная лирика. Пейзажная лирика. Тема Родины в творчестве писательницы. Творчество писательницы Жизнь и творчество. Жизнь и творчество Тема Родины в поэзии Ругина Отражение в лирике особой связи природы и человека Автобиографическая повесть. Жизнь и творчество Жизнь и творчество Мотивы и образы ранней поэзии, Книга долганских сказок Творчество Огдо Аксеновой. Жанры. «Полярный Прометей», «По земному кругу», «Небо и Земля» Жанры. Перевод стихотворений Фольклорные истоки поэзии писателя. Тема Родины. Эвенкийские песни. Творчество Алитета Немтушкина. Творчество В.Коянто. Основные темы творчества Жизнь и творчество Жизнь и творчество Автобиографическая повесть ВОВ и ее художественное осмысление в эвенкийской литературе и литературе других народов России. Жизнь и творчество Жизнь и творчество. Проблематика повести. Образ девочки. Своеобразие стиля писателя. Жизнь и творчество Жизнь и творчество Творчество одного из писателей | Ответы на вопросы. Оценка индивидуальных домашних заданий. Фронтальный опрос Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения. Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы Работа по группам: творческое чтение, задания творческое чтение, задания Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы Проверочная работа на знание содержания произведения (тесты ) Анализ прозаического текста Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы Групповая форма работы Самостоятельные наблюдения над лирическим сюжетом Выступление учащихся с сообщениями. Оценка выразительного чтения и ответов на вопросы. Характеристика героев; ответы учащихся на вопросы. Выразительное чтение фрагментов. Фронтальный опрос. Сообщения учащихся Письменная работа (сочинение) Запись лекции учителя, тезисы выступлений учащихся Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы Выступления учащихся Оценка умений анализа текста Оценка ответов на вопросы в процессе анализа стихов. Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы. Оценка ответов на вопросы. Анализ прозаического текста. Проверочная работа на знание содержания произведения (тесты) Работа с текстом стихотворений. Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы. Проверочная работа на знание содержания произведения Запись лекции учителя, тезисы выступлений учащихся Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы. Фронтальный опрос, письменный анализ стихотворения Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы. Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы Запись лекции учителя, тезисы выступлений учащихся Оценка ответов на вопросы в процессе анализа стихов. Запись плана лекции Комментированное чтение. Ответы на вопросы Письменная работа на заданную тему Основные положения лекции. Групповая форма работы Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы. Письменная работа на заданную тему (сочинение) Групповая: сообщения лицейских годах А. С. Пушкина. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть. Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы. Сочинение на заданную тему Проверочная работа на знание содержания произведения Запись лекции учителя, тезисы выступлений учащихся Ответы на вопросы по теме. Анализ рассказов, характеристика героя. Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы Ответы на вопросы, работа с учебником Характеристика героев; ответы учащихся на вопросы. Выразительное чтение фрагментов. Фронтальный опрос. Сообщения учащихся Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы. Оценка умений анализа текста Вопросно-ответная беседа с элементами диспута. Хронологическая таблица. Проверочная работа на знание содержания произведения. Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы. Оценка умений анализа текста Проверка сообщений учащихся, Оценка ответов на вопрос | Знать особенности фольклора, жанры. Знать содержание легенды, уметь: анализировать отдельные моменты, высказывать собственную точку зрения. знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки знать: содержание изученных литературных произведений; Учащиеся должны уметь: анализировать и интерпретировать литературное произведение, Учащиеся должны уметь: анализировать и интерпретировать литературное произведение, Учащиеся должны знать: содержание изученных литературных произведений Учащиеся должны знать: содержание изученных литературных произведений; знать: содержание изученных литературных произведений; уметь: анализировать и интерпретировать литературное произведение, Знать: основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции; уметь: выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения. Уметь: выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения Знать основные факты биографии писателя знать: содержание изученных литературных произведений, основные теоретико – литературные понятия. уметь: анализировать лирическое стихотворение. знать: философское содержание, звучание символов, конфликт; уметь: анализировать отдельные моменты, высказывать собственную точку зрения. уметь: дискуссировать и отстаивать свою точку зрения. знать: основные факты биографии и творческую судьбу поэта, темы поэзии. Учащиеся должны уметь: соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе стихотворения. знать: основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции; основные теоретико – литературные понятия уметь: раскрывать конкретно – историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; Знать: основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции; уметь: выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения. уметь: выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения. знать: содержание изученных литературных произведений; Уметь: анализировать и интерпретировать литературное произведение, знать: основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции; уметь: выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения. знать: содержание изученных литературных произведений
знать: содержание изученных литературных произведений, . уметь: анализировать лирическое стихотворение знать: основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции; уметь: выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения. знать: основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции; уметь: выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения. знать: основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции; уметь: выразительно читать изученные произведения, Учащиеся должны знать: черты литературных направлений и течений;уметь: выбирать главное из характеристики и лекции учителя. уметь: соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе стихотворения. Знать: основные факты биографии и творческую судьбу поэта, темы поэзии. уметь: соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; Учащиеся должны знать: основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции; уметь: выразительно читать изученные произведения, знать: основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции; знать: основные факты биографии и творческую судьбу поэта, темы поэзии, знать: основные факты биографии и творческую судьбу поэта, темы поэзии, Учащиеся должны знать: основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции; знать: содержание изученных литературных произведений уметь: писать сочинения различных жанров на литературные темы знать: основные факты биографии и творческую судьбу поэта, темы поэзии. Уметь: соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе стихотворения. Знать жанры фольклора, уметь распознавать художественное произведение. Учащиеся должны знать: основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции Учащиеся должны знать: основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции; Понимание темы сочинения; Умение выстраивать композицию, делать выводы, обобщения Знать биографию и изученные произведения Учащиеся должны знать: основные факты жизни и творчества писателя Учащиеся должны знать: основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции; Умение выявлять идейное и художественное своеобразие лирического произведения, анализ стихотворения. Умение сопоставлять тексты; знание биографии поэта в единстве с исторической обстановкой. знать: основные факты биографии писательницы, сюжет, идею, повести; уметь: излагать картины жизни и природы, сравнивать, делать выводы. знать: содержание изученных литературных произведений, основные теоретико – литературные понятия. уметь: анализировать уметь: выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения знать: содержание изученных литературных произведений, основные теоретико – литературные понятия. Учащиеся должны знать: основные факты жизни и творчества писателя знать: содержание изученных литературных произведений, основные теоретико – литературные понятия. знать: основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции; Уметь: конспектировать лекционный материал Знать: основные факты жизни и творчества писателя; знать: содержание изученных литературных произведений, основные теоретико – литературные понятия. | Прочитать легенды Ответы на вопросы Ответы на вопросы Перевод текста (отрывок) Перевод Прочитать главу Выучить стихотворение Прочитать статью Перевод текста Ответить на вопросы к тексту Перевод стихотворения Конспект Анализ стихотворения на выбор Перевод Характеристика героев Ответы на вопросы Перевод Перевод стихотворений. Ответы на вопросы Конспект Прочитать главу Ответы на вопросы Перевод отрывка Характеристика героев Конспект Выучить стихотворение Ответы на вопросы Конспект Выполнить перевод отрывка Конспект, самостоятельный перевод текста. Выучить стихотворение. Перевод стихотворения. Конспект Ответы на вопросы Конспект Ответы на вопросы Характеристика главного героя. Конспект Ответы на вопросы Ответить на вопросы. Подготовить сообщения Прочитать отрывки из повести |
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по эвенкийской литературе. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами эвенкийской литературы (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки
Устная речь
Критериями оценки сформированности устной речи являются:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
- последовательность изложения;
- культура речи.
Высокому уровню соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более 1 неточности в речи.
Среднему уровню соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.
Низкому уровню соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки в работе с текстом и анализе слов и предложений; излагает материал несвязно, допускает неточности в употреблении слов и построение словосочетаний или предложений.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Оценка за диалогическую и монологическую речь
Оценка «5» ставится, если ученик:
*убедительно, корректно, аргументировано выражает своё мнение, согласие/несогласие с мнением собеседника;
*воспроизводит услышанное, прочитанное в соответствии с поставленной целью;
*продуцирует собственное высказывание, грамотно, выразительно оформляет его в связи поставленной коммуникативной задачей, адекватно используя языковые средства;
Оценка «4» ставится, если ученик:
*аргументирует своё мнение, но недостаточно убедительно;
* воспроизводит услышанное, прочитанное, не в полной мере учитывая поставленную цель;
* продуцирует собственное высказывание в связи поставленной коммуникативной задачей, но допускает некоторые ошибки (например, несколько сужает тему, допускает речевые неточности, неправильно интонирует и т.д.);
Оценка «3» ставится, если ученик:
*Поверхностно аргументирует своё мнение (согласие/несогласие);
*воспринимает прочитанное, услышанное и воспроизводит его, частично учитывая поставленную цель;
*продуцирует своё высказывание, но не совсем логично и малоубедительно;
*допускает речевые ошибки;
Оценка «2» ставится, если ученик:
*фактически не аргументирует своё мнение;
* воспринимает прочитанное, услышанное и воспроизводит лишь несущественное, не учитывая поставленную цель;
* продуцирует своё высказывание неубедительно, нелогично, допускает грубые речевые ошибки;
Оценки изложений и сочинений
Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений:
10 класс – 300-320 слов.
При сдвоенном (двухчасовом) уроке объем контрольного классного сочинения должен быть примерно таким:
для X класса — 2,5—3,5 страницы,
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
*соответствие работы теме и основной мысли;
*последовательность изложения, наличие связи между частями;
*точность словоупотребления;
*правильность фактического материала;
*грамотность правописания.
Отметка «5» ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста ( изложение), за логически последовательное раскрытие темы ( сочинение), если отсутствуют недочёты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, допускается 1-2 негрубых ошибок ( в первую очередь учитываются ошибки на неизученные правила).
Отметка «4» ставится, если в работе правильно, достаточно полно передаётся авторский текст (изложение), раскрывается тема сочинения, но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются 1-2 фактические неточности, единичные речевые погрешности, 3-4 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Отметка «3» ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в структуре 3-4 предложений, словарь беден. Допущены 5-8 ошибок, имеются единичные речевые погрешности.
Отметка «2» ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение), такие как пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др.; нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущено более 8 ошибок.
Отметка «1» ставится, если учащийся совсем не придерживается авторского текста (изложение) и тема не раскрыта (сочинение). Допущено большое количество ошибок
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса
В результате изучения эвенкийской литературы учащиеся должны:
Знать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
-основные теоретико-литературные понятия;
-текст художественного произведения, главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях; тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть;
-основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет;
Уметь:
*выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно - следственную связь между событиями в изучаемом произведении;
*правильно в произношении, бегло и выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты;
*находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;
*пересказывать устно и письменно – кратко, подробно и выборочно – эпизод (или несколько эпизодов_ из эпического произведения; составлять устный рассказ о литературном герое;
*пользоваться справочным аппаратом учебника – словарём и прочитанных книг;
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя:
1А.А.Воронина. Алитет Немтушкин: жизнь и творчество. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг».
2.А.С.Киле, С.П.Мохова. Дидактические материалы по родному языку.- Изд-во «Риотип» Хабаровск, 2006.
3.Б.В.Болдырев. Морфология эвенкийского языка.- Новосибирск: «Наука», 2007.
4.Е.Д.Миронова. Активизация словарного запаса. – У-У: Изд-во «Бэлиг», 2004.
5.Е.П.Лебедева, О.А.Константинова, И.В.Монахова. Эвенкийский язык. – Л: «Просвещение», 1973.
6.Е.Ф.Афанасьева. Владимир Лоргоктоев. Оленьи тропы. – Улан – Удэ: Бурятское книжное издательство, 2005.
7. Е.Ф.Афанасьева. Северная звезда. – Улан – Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006.
8. Е.Ф.Афанасьева, А.А.Воронина. Северная звезда 2. Улан – Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008.
9. Е.Ф.Афанасьева, А.А.Воронина. Сборник тестов по эвенкийскому языку и литературе. Улан – Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005.
10.Д. М.Берелтуева. Книга для учителя эвенкийской начальной школы. – СПб: Изд-во «Дрофа»,2006.
Литература для учащихся:
1.А.А.Бурыкин, Е.Р.Акбальян. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. – М: Северные просторы, 2002.
2.А.М.Мансурова. Поэзия. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 2002.
3.З.Н.Пикунова. Эвэды литература. 8-9 классы. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 1997.
4.Г.М.Василевич. Русско-эвенкийский словарь.- СПб: филиал издательства «Просвещение», 2005.
5. Е.Ф.Афанасьева. Владимир Лоргоктоев. Оленьи тропы. – Улан – Удэ: Бурятское книжное издательство, 2005.
6. Е.Ф.Афанасьева, А.А.Воронина, И.Б.Костина. Эхо тайги. – Улан - Удэ: Издательство «Бэлиг», 2006.
7.Л.И.Филиппова. Литературное краеведение.- СПб: «Просвещение», 2006.
.
Приложение
Контрольно – измерительные материалы 10 класса
Сочинение – описание «Эр би»
Примерный план.
1.Вступление.
2.Внешность (глаза, губы, волосы и т.д.)
3.Характер.
4.Заключение.
Глаза: хулама, коӈномо, урумкун, курин, хэгды, хулукун.
Нос: хулукун, ӈоним, урумкун, хэгды.
Волосы: ӈоним, урумкун, коӈномо, багдама,
Лицо: мурумэ, хэгды, хулукун
Характер: монокон, ая, бэркэ, сэвдепчу, меву, эру,
Словарь: хулама – красный
Урумкун – короткий
Ӈоним – длинный
Монокон – тихий, спокойный
Бэркэ – смелый
Сэвдепчу – весёлый
Меву – сердитый
Гугда – высокий
Наптама – низкий
Самостоятельная работа по творчеству А.Кривошапкина.
- Где и когда родился Андрей Кривошапкин?
- Где учился после окончания школы?
- Как называется его первый сборник стихов?
- Кем работал после окончания учёбы в Ленинграде?
- В 1975 году вышел его сборник рассказов. Как он назывался?
- Чему посвящена основная тема этого сборника?
- Назовите другие сборники писателя, вышедшие в разные годы.
- Как называются его большие рассказы, которые были напечатаны в сборнике рассказов «Чурил урэл» в 1985 году?
- В 1986 году вышла его повесть. Как она называется?
- Основные мотивы его творчества.
Тест к отрывку «Гаги, вернитесь»
из повести «Мне снятся небесные олени»
Алитета Немтушкина
1.Хэвэки – это…
А) злой дух
Б) добрый дух
2.Карав – означает:
А) лебедь
Б) журавль
3.Буга Саӈарин – это…
А) созвездие Большой Медведицы
Б) Млечный Путь
4.Как ласково называет бабушка своего внука?
А) Амарча
Б) хутэ
5. Зачем бабушка кидает вслед улетающим птицам соль?
А) чтобы их кочевье было счастливым
Б) на самом деле эта соль для оленей
6.Харги – это …
А) злой дух
Б) добрый дух.
7. Есть загадка: чёрный пузатый мужичок воды напьётся, на огонь сядет и, приподнимая шапку, запоёт и запляшет. Кто это?
8. Оллон – это…
А) крючок для подвешивания чайника
Б) рыболовный крючок
9. Турсук – это…
А) рукодельная коробочка, обшитая ровдугой.
Б) туесок
10. Хранитель домашнего очага:
А) Делбон
Б) Синкэн
11.Гаги – это…
А) белые лебеди
Б) гуси
Вопросы:
- о каком сладком камне идёт речь?
- какой ритуал родовому огню совершает бабушка Амарчи?
- Почему у бурундука спина полосатая? Почему кедровка стала чёрной?
Тестовые задания по эвенкийской литературе
Эвенкийская литература
1.Литература народов Крайнего Севера и Дальнего Востока зародилась в:
А) 20 –е годы
Б) 30 – е годы
В) 50 - е годы
2. Литературный кружок для начинающих писателей – северян был открыт в Институте народов Севера:
А) 1930году ХХв.
Б) 1935 году ХХв.
В) 1940 году ХХв.
3. Первые поэты, писатели – северяне на начальном этапе своего творчества обратились к:
А) памятникам русского фольклора
Б) фольклору своего народа
В) поэзии знаменитых русских писателей
4. Одной из основных тем литературных произведений северян является:
А) тема свободы поэтического творчества
Б) военная тема
В) история родного народа, его культура в контексте мировой культуры
5.Эвенкийская литература началась в 30 – х годах с жанра:
А) поэзия
Б) рассказ
В) роман
6. Периодом застоя в эвенкийской литературе являются:
А) 30-40 –е годы
Б) середина 40-нач.60-х годов ХХв.
В) конец 60-х – начало 70-х годов ХХв.
7. Переломным моментом после периода застоя в истории эвенкийской литературы считается:
А) середина 40-х годов ХХв.
Б) начало 60-х годов ХХв.
В) вторая половина 60-х годов ХХв.
8. Зачинателями эвенкийской литературы считаются:
А) Н.Сахаров, Д.Нергунеев, Г.Чинков.
Б) А.Немтушкин, Г.Кэптукэ, А.Буягир
В) С.Номоконов, П.Алексеев, А.Калаканов
9. «Самоучками» в эвенкийскую литературу пришли:
А) Н.Сахаров, Д.Нергунеев, Г.Чинков, А.Салаткин
Б) Д.Апросимов, Н.Оёгир, В.Лоргоктоев, Н.Калитин
В) А.Немтушкин, Г.Кэптукэ, А.Буягир, А.Латкин.
10. Отличие нового творческого эвенков – литераторов от старого заключается:
А) в описании чувства разочарованности в культурно-техническом прогрессе
Б) в более точных описаниях жизни и верований древних эвенков
В) в отказе обращения литераторов к фольклору эвенков
11. В переводе с эвенкийского «Давлан» означает:
А) рассказчик
Б) певец
В) сказочник
12. Первый эвенкийский драматург:
А) Н.Сахаров
Б) Г.Чинков
В) Д.Нергунеев
13. Этот писатель пришел в эвенкийскую литературу через песню:
а) А.Салаткин
б) Н.Сахаров
в) А.Платонов
14. На эвенкийский язык «Старуха Изергиль» Горького перевёл:
а) Г.Чинков
б) Д.Нергунеев
в) Н.Сахаров
15. Первый эвенкийский писатель – романист:
А) В.Лоргоктоев
Б) Г.Марков
В) В.Доколев
16. «Патриархом» эвенкийской литературы считается:
А) Д.Апросимов
Б) А.Немтушкин
В) Н.Калитин
17. К поэтам военных лет относятся:
А) Д.Апросимов, Н.Калитин, В.Лоргоктоев
Б) А.Немтушкин, Г.Марков, С.Надеин
В) С.Номоконов, П.Алексеев, А.Калаканов
18. Один из первых поэтов – эвенков изложил в стихотворной форме эвенкийское героическое сказание «Гарпаниндя»:
А) А.Салаткин
Б) Г.Чинков – Эдян
В) А.Платонов
19. Литературную сказку «Сулакичан» по мотивам эвенкийских сказок о лисе написал:
А) Н.Сахаров
Б) А.Салаткина – Вакувагир
В) К.Воронина – Салаткина
20. Литературную сказку «Интылгучан» по мотивам эвенкийских сказок о сове написал:
А) А.Салаткина – Вакувагир
Б) А.Салаткин – Лонтогир
В) Д.Нергунеев.
21. Поэму «Гегдаллукон и Ульгэриккон» по мотивам легенды катангских эвенков о любви девушки и юноши написал один из первых поэтов – эвенков:
А) Н.Сахаров
Б) А.Салаткин – Лонтогир
В) С.Надеин
22. Автором повестей «Детство Никиты», «Хулама суглан» является:
А) Г.Чинков – Эден
Б) Г.Марков
В) Н.Сахаров
23. Автором поэтического сборника «Оленьи тропы» является:
А) Н.Оёгир
Б) В.Лоргоктоев
В) Д.Апросимов
24.Первый сборник стихов Н.Оёгира «Танец куликов» вышел в:
А)1975г.
Б) 1983г.
В) 1987г.
25. Сборник стихов Н.Оёгира «Тропа к роднику» был издан в:
А)1973г.
Б)1989г.
В)1990г.
26.Книга Н.Оёгира, в которой собраны эвенкийские сказки, легенды, предания, загадки называется:
А) Танец куликов
Б) Тропа к роднику
В) Человек сильнее всех
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя по литературе 5 класс по Снежневской
Рабочая программа разработана на основе - Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, - «Программа для общеобразовательных учреждений 5 – ...
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа по эвенкийской литературе и языку для 6 класса
Данная рабочая программа разработана для 6 класса по эвенкийской литературе и языку...
рабочая программа по эвенкийской литературе для 7 класса
Рабочая программа по эвенкийской литературе для 7 класса составлена по учебнику "Эвэды литература" (авторы Л.Г.Осипова, З.Г.Инешина, А.Т.Лапуко, З.И.Ковалева)...
рабочая программа по эвенкийскому языку, 6 класс
Рабочая программа по эвенкийскому языку для 6 класса....
Рабочая программа по эвенкийской литературе для 5 класса
Рабочая программа по эвенкийской литературе для 5 класса...