Опыт работы по теме "Формирование познавательной мотивации учащихся через использование нетрадиционных форм и приемов"
на тему

материал будет полезен учителям русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА  ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Опыт работы

учителя русского языка и литературы

филиала МБОУ Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.В.Кораблина в с.Крутое

Петровского района

Тамбовской области

Ермиловой Татьяны Сергеевны

Тема: «Формирование познавательной мотивации  учащихся через использование нетрадиционных форм и приемов обучения»

Крутое - 2012

Содержание

I. Информация об опыте…………………………………………………3

1.1. Тема опыта…………………………………………………………......3

1.2. Сведения об авторе опыта…………………………………………….3

1.3. Условия возникновения и становления опыта………………………3

1.4. Актуальность опыта………………………………………………......4

1.5. Ведущая педагогическая идея опыта………………………………...6

1.6. Длительность работы над опытом……………………………………6

1.7. Диапазон опыта………………………………………………………..7

1.8.Степень новизны опыта……………………………………………….7

II. Теоретическая база опыта……………………………………………7

III. Технология опыта…………………………………………………10

IV. Результативность опыта………………………………………….18

V. Библиография……………………………………………………….23

VI. Приложения………………………………………………………...24

I. Информация об опыте

1.1. Наименование опыта

        «Формирование познавательной мотивации обучающихся через  использование нетрадиционных форм и приемов обучения»

1.2. Сведения об авторе опыта

        Данные об учителе

Общие сведения

Ф.И.О.

Ермилова Татьяна Сергеевна

Год рождения

1970 г.

Место работы

Филиал МБОУ Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени  Героя Советского Союза В.В.Кораблина в с.Крутое

Должность

Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

Образование

Высшее, Тамбовский государственный педагогический институт (1993г.)

Педагогический стаж

20 лет

Преподаваемые предметы

Русский язык, литература, МХК, этикет, литературное краеведение

Педагогическая нагрузка

19 часов

Методический комплекс, по которому работает учитель

Учебный комплекс по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой и др.;

учебный комплекс по литературе под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина,В.А.Чалмаева;

Ведущая педагогическая технология, применяемая педагогом на практике

Личностно-ориентированная технология, ИКТ.

Проблема, над которой работает педагог

«Формирование познавательной мотивации учащихся через  использование нетрадиционных форм и приемов обучения»

Участие в профессиональных конкурсах

(год участия, название, уровень, результат)

2010г. – победитель областного конкурса «Народный учитель Тамбовской области»

2007г.- муниципальный конкурс «Учитель года-2007»

1.3. Условия возникновения и становления опыта

    Этот опыт поставлен в МОУ Крутовская сош. Петровского района в 2008-2011гг.

    В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Главной  задачей  российской  образовательной политики в условиях модернизации образования является достижение такого уровня, который  соответствовал бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.  Современному обществу требуются «хорошо образованные люди, с широким кругозором, инициативные, умеющие принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

   Ориентируясь на Концепцию модернизации образования, являясь участником реализации регионального комплексного проекта модернизации образования, основным направлением своей работы школа определила  достижение современного качества образования и воспитания.

   Среди основных задач значатся: создание условий для эффективной социализации школьников в условиях постоянно меняющейся общественной среды, для духовного, нравственного, интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся в соответствии с их склонностями; изучение и внедрение новых подходов в обучение и воспитание; сохранение жизни, физического, психического и нравственного здоровья всех субъектов педагогического процесса; укрепление связи с родителями и общественностью для повышения качества совместного воспитания.

   Свою профессиональную деятельность направляю на адаптацию к потребностям каждого ребенка, индивидуализацию обучения и воспитания, внедрение культуросообразного подхода, обеспечивающего морально-психологическую комфортность обучающегося в образовательном процессе. В своей деятельности руководствуюсь нормами педагогической этики, Уставом учебного заведения, Конституцией РФ, Законом РФ “Об образовании”, Конвенцией о правах ребенка.

   Атмосфера творчества, которая утверждается во всех областях жизни общества, оказывает благотворное влияние на школу, стимулирует учительский поиск. В своем стремлении найти ответ на вопрос: что порождает надежду на перемену к лучшему не у отдельных талантливых учителей, а в массовой практике школ РФ, – пришла к выводу: отход от указаний и предписаний, авторитарных «разработок», поиск собственных эффективных путей, методических приёмов, обогащение и развитие существующих форм и методов с учётом своих возможностей и способностей, подготовки и интересов, с которыми сегодня  учитель идёт в класс.

   Поставив перед собой вопросы не только чему и как учить, но и как учить результативно, поняла, что необходима диагностика личности ученика. Диагностика, которую я провела с обучающимися 5 класса, показала, что дети слабо владели формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них не было активного отношения к процессу познания. К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время недостаточно разработаны подходы к познавательной активности обучающихся в условиях сельской  малокомплектной школы. Поэтому проблема «Создание ситуации успешности для каждого ребенка в школе», которая является основным направлением моей работы, стала для меня одной из актуальных на современном этапе развития педагогической теории и практики.

  Исходя из полученных данных, ищу дополнительные средства, стимулирующие развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

     В нашей школе, к  великому сожалению, есть дети, которые по тем или иным причинам не хотят учиться и которые даже при желании, не могут учиться на «хорошо» и «отлично». Так (по результатам анкетирования) в 2008-2009 уч. году детей, которые не могут, но хотят / не могут  и не хотят учиться было в общей сложности 9, 86 %, в 2009-2010 уч. г. – 6, 4%, в 2010-2011 уч. г – 14, 3%.

   Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений – отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.

   Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки.

   Нетрадиционный урок – это голос учителя, живой опыт, это реакция педагога на проблемы, происходящие вокруг, попытка внести разнообразие, добиться, чтобы каждое занятие носило творческий характер. Важна идея, а творческий учитель найдёт формы её воплощения.

Так появился педагогический  проект «Формирование познавательной мотивации учащихся через  использование нетрадиционных форм и приемов обучения», который является неотъемлемой составляющей работы над общей проблемой «Создание ситуации успешности для каждого ребенка в школе».

1.4. Актуальность опыта

   Проблема формирования познавательной мотивации учащихся была и остаётся одной из самых актуальных. В течение долгого времени она стоит в центре внимания целого ряда научных педагогических коллективов и практических работников школы, которые давно ведут поиск путей формирования  познавательной мотивации учащихся.

Актуальность избранного проекта определяется:

1) с одной стороны,  всевозрастающими требованиями к уровню гуманитарного образования,  а с другой - низкой технологической обеспеченностью учебно-воспитательного процесса;

2) необходимостью  повышать познавательную мотивацию  учащихся, способствовать творческому развитию личности, ее интеллектуальной и эмоциональной сферы, успешной социализации, формированию умения свободно ориентироваться в определенном потоке информации и недостаточной разработанностью названной проблемы в традиционной методике обучения и воспитания, направленной в основном на формирование у обучающихся определенного набора знаний, умений и навыков;

3) необходимостью  воспитывать у детей интерес к предмету и обширным требованием программы, недостаточным количеством часов, отведенных на изучение и закрепление материала;

4)  знаниями обучающихся и неумением их применять на практике;

5)  индивидуальным развитием каждого ребенка, желанием проявить себя  и групповой формой обучения.

Решаемые автором опыта противоречия, актуальные для массовой практики:

  • между возрастающим объемом информации и неумением учащихся самостоятельно добывать знания, ориентироваться в конкретной ситуации;
  • между ролью учителя-информатора (на традиционном уроке) и учителем-координатором учебного процесса (при нетрадиционном подходе);
  • между традиционной  методикой обучения, направленной  в основном на формирование у обучающихся определённого набора знаний, умений и навыков, и новыми методическими подходами, направленными на всестороннее развитие личности;
  • между изменением парадигм  гуманитарного образования и отсутствием адекватного учебно-методического комплекса;
  • между теоретическим знанием материала и неумением применять его на практике обучающимися;
  • между различным темпом усвоения программного материала и желанием использовать свои силы каждым ребёнком.

        В соответствии с этим необходима методика, предусматривающая такие  способы объяснения и тренировочные упражнения, которые направлены на повышение познавательной мотивации обучающихся, решение конкретных учебных и воспитатльных задач.

Решению этой задачи посвящен мой опыт «Формирование познавательной мотивации учащихся через  использование нетрадиционных форм и приемов обучения». Данную проблему  считаю актуальной, так как подготовка высокообразованных, культурных,  владеющих грамотной устной и письменной речью людей  невозможна без воспитания в учениках любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему как к школьному предмету.

Моя работа над данной темой органично входит в качестве составной части в деятельность педагогического коллектива школы в рамках работы над проблемой «Использование личностно-ориентированной технологии в учебно-воспитательном процессе ».

1.5. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в:

  1. Развитии познавательных и творческих способностей в ходе учебного процесса;
  2. Развитии  у детей личной инициативы, навыков самостоятельной и групповой работы;
  3. Развитии  аналитического мышления обучающегося;
  4. Непрерывном управлении всей деятельностью обучающихся;
  5. Активизации  познавательной  деятельности, создание положительной мотивации;
  6. Воспитании  способности чувствовать нравственную силу слова.

        С этой целью необходимо включение ученика в деятельность на основе учета его субъективного опыта, создание условий для свободного выбора учащимися форм организации обучения. В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках занимает    работа   по освоению основных понятий и знаний  через применение нетрадиционных форм и приемов урока. Процесс обучения при данном подходе становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям, способствует самореализации личности с учетом ее субъективного опыта, предполагает актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения, позволяет адаптировать каждого ученика к базису образования, т.е. создает ситуацию успешности для каждого обучающегося.

         

1.6. Длительность работы над опытом

        В течение 2005 – 2007 года я изучала психологическую, педагогическую и методическую литературу, передовой опыт учителей-новаторов по интересующей меня проблеме. В 2008 – 2009 учебном году начала использовать методику использования нестандартных форм и приемов  на различных этапах урока. С этого времени ведется постоянная работа по формированию познавательной мотивации на основе методики нетрадиционных технологий  при изучении учебного материала. Сравнение  и анализ итогов деятельности показал положительные результаты:

- повышение познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы;

- повышение уровня учебной мотивации;

 

1.7. Диапазон опыта

        Представленный опыт включает в себя информацию об опыте, систему уроков, приложения  к урокам.        Диапазон опыта достаточно широк. Данный подход применим на уроках русского языка в средних и старших классах, а также в системе дополнительных занятий.

        Работа над темой проводится систематически на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Опытом своей работы делюсь с коллегами школы, района.

1.8. Степень  новизны  опыта

Инновационность проекта заключается в возможности использования нетрадиционных форм и приемов урока  как средства формирования и активизации познавательной мотивации. Концептуальные основы проекта универсальны. Используя способы и принципы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и правила подготовки  таких уроков, можно их  применить не только в образовательном учреждении любого типа, но и при изучении любого  учебного предмета.

Разработан комплекс учебно-методических рекомендаций по данной проблеме, дидактический, наглядный материал, конкретные уроки и   диагностический инструментарий.

Работа над данной проблемой повысила профессиональный уровень учителя. Условиями внедрения проекта являются совершенствование системы уроков, контроль и коррекция результатов учебных достижений,  стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся и четкая установка на развитие у обучающихся интереса к изучаемым предметам.

Новизна проекта в целенаправленном  использовании  необычных форм, методов и приемов на всех этапах урока; в применении элементов ИКТ; в применении в системе  приемов активизации познавательной мотивации учащихся.

        

II. Теоретическая база опыта

   Проблема формирования познавательной мотивации учащихся была и остаётся одной из самых актуальных. В течение долгого времени она стоит в центре внимания целого ряда научных педагогических коллективов и практических работников школы, которые давно ведут поиск путей формирования  познавательной мотивации учащихся.

   В современных научно-методических исследованиях эта проблема решается в разных аспектах учеными различных направлений. В её разработке участвовали психологи (С.Л. Рубинштейн, П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин); дидакты (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский); методисты (Т.В. Напольнова, В.М. Шаталова, Е.Г. Шатова и др.)

    В ходе данной работы  мной были использованы исследования С.А. Псарёвой, Е.В. Ульяновой, Л.М. Головиной, И.Э. Унт.

    В работах С.А. Псарёвой значимыми для меня выступили идеи:

а)  необходимости  выявления, учета и развития творческих способностей учащихся;

б)  приобщения школьников к многообразной творческой деятельности.

   В работах Е.В. Ульяновой наиболее важным  считаю положение о воспитании общественно-активной творческой личности. В работах И.Э. Унт меня привлекла мысль о формировании человека самосовершенствующегося.      В работах Л.М. Головиной самыми существенными выступили положения:

а)  развития познавательных и творческих способностей  каждого ребенка;

б)  необходимости  познания себя, самореализации личности в процессе учебной деятельности.

        

    Целью данного опыта является формирование  познавательной  мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы и повышение качества знаний обучающихся.

Основные задачи: создание у учащихся положительной мотивации, которая бы побуждала их к упорной, систематической учебной работе, систематизация  методических решений для развития мотивации учащихся, развитие творческих способностей  обучающихся и их самостоятельной деятельности по приобретению и использованию знаний, корректирование факторов, способствующих  возникновению негативной мотивации.

Данный педагогический проект решает следующие задачи:

обучающие:

- способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

  • повышать результативность обучения учащихся посредством применения ими теоретических знаний в практической деятельности;

развивающие:

  • создание у учащихся положительной мотивации, которая бы побуждала их к упорной, систематической учебной работе;

воспитывающие:

  • способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;
  • повысить интерес у учащихся к учебным занятиям через применение нетрадиционных форм и приемов обучения;
  • -формирование умения и привычки работать в коллективе, культуры отношений в процессе учебного труда;
  • - воспитание у обучающихся потребности учиться, умения самостоятельно добывать знания.

Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:

  1. изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме;
  2. анализ материалов и источников, представляющих педагогический опыт в плане решения анализируемых в опыте проблем: действующих программ и учебных пособий по русскому языку для учащихся средних школ;
  3. анализ процесса преподавания  русского языка и литературы в средней школе;
  4. разработка и проведение учебных занятий в рамках избранной проблемы, гипотезы, целей и задач опыта.

Приемы:

Чтобы решить поставленные задачи, я разработала технологию реализации педагогического проекта. Данная технология включает три этапа:

1.Подготовительный.

На первом этапе я определила цель и задачи проекта, смоделировала ожидаемый результат, спланировала предстоящую деятельность, определила содержание типологии обучения с применением нетрадиционных форм и приемов, освоила  методику организации  нестандартного урока, проанализировала  познавательную мотивацию учащихся и их интерес к преподаваемым мною предметам. Были определены наиболее эффективные педагогические условия и показатели оптимизации образовательного процесса, по которым в дальнейшем я оценивала результаты своей деятельности: качество знаний учащихся; диагностика познавательной деятельности учащихся, интеллектуальной активности; умение анализировать, сравнивать,  обобщать.

Между тем, анализ теоретических положений, разработанных представителями различных научных направлений, показывает, что в настоящее время существуют объективные противоречия между необходимым и реальным уровнем теоретической базы применительно к конструированию нетрадиционных уроков.

2. Внедренческий этап.

На этом этапе я применяла намеченные педагогические условия на практике.

Нетрадиционные формы урока – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель–ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, “методе прямого доступа”).

В своей практике использовала следующие приемы: эмоциональный настрой учителя и ученика («Пушкинская проповедь перед уроком»), использование личного опыта детей, введение этнокультурного компонента, поисковую работу, исследовательскую работу.

Сознавая необходимость использования современных информационных  технологий, пройдя курсовую подготовку по программе «Интернет – технологии для учителя-предметника», повышая самообразование в данном направлении, интенсивно внедряю в свою педпрактику ИКТ. Компьютерная поддержка используется в соответствии с содержанием учебного предмета и методики его преподавания, направлена на решение задач развития, активизации мыслительной деятельности и формирующих учебную деятельность учащихся. ИКТ используются, когда, в одних целях, необходимо глубже понять потребности ребенка; в других, – важен анализ знаний в предметной области; в- третьих, - основную роль играет учет психологических принципов обучения. Использую следующие формы учебной деятельности:

  • урок-презентацию;
  • урок-исследование;
  • электронная самостоятельная работа;
  • тематический проект (н-р, «С.А.Есенин в портретах и стихах»)
  • электронная викторина;
  • школьное издательство ( буклет, школьная газета) и пр.

   Особую значимость приобретает обстановка, позволяющая ученику пережить чувство успеха в достижении учебных целей. У слабоуспевающего ученика появляется неподдельное желание начать работу. Он за компьютером, это – как поощрение, как доверие. Такой подход ведет к гуманизации обучения, вызывает желание учиться даже у слабоуспевающего ученика, развивает интерес к предмету.

  Компьютер помогает быстро и эффективно самостоятельно работать с объемным текстом. Используя возможность выделения из текста главного, ключевых фраз, ребенок учится на основе отобранной информации  составлять короткий  конспект,  у него формируются навыки рационального запоминания материала.

  С помощью компьютера дети с удовольствием создавали свои тексты. В творческих работах принимали активное участие даже те ученики,  у которых не все в порядке с каллиграфией, которые боялись сделать ошибки. Компьютер помогал преодолевать все страхи, неуверенность в собственных силах, вызывал положительное отношение к языку и изучаемому предмету.

   Особый интерес вызывало у ребят выполнение домашнего задания с помощью компьютера: интересно, познавательно, экономия времени.

    Технологии дифференцированного, проблемного, компьютерного, социоигрового обучения также способствовали формированию познавательной мотивации обучающихся.

Сегодня многие педагоги и психологи говорят о необходимости создавать ситуации, когда ребенок,  как член группы сравнивает себя с каждым другим ее членом, выясняя и его мнение о себе, и свое мнение о нем. В такой ситуации происходит скачок в развитии самосознания.

С этой целью я использую групповую работу на уроках ( уроки-исследования, практикумы, мастерские, игровые формы уроков).

  Чтобы мотивировать ребенка, необходимо учитывать влияние типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Так урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями – как защиту оценки, зачет – практикум , урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) – как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.

   Мною были проведены уроки различной типологии: конкурс, турнир, эстафета,  КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина, заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и др.

Наработанный материал мне помогает в организации учебной деятельности на уроке, методологическая структура которого примерно состоит в следующем:

Этапы психологических установок (позиций) урока.

  1. Мотивация (состояние «зачем это надо?»).
  2. Погружение в тему урока, который включает в себя несколько действий:
  • Обострение (негативизация);
  • Упорядочивание (начальная систематизация);
  • Позитив (чувство обогащения);
  1. Ориентировочная основа действия.
  2. Тренинг (обратная связь) позволяет достичь быстрого успеха.
  3. Обратная связь.
  4. Рефлексия (умение выделить проблему, систематизация знаний)

Проводила промежуточную диагностику в виде срезов, тестирования, анкетирования.

Таким образом, используя различные нетрадиционные формы и приемы обучения, я наблюдала за тем, как менялось отношение учащихся к урокам русского языка и литературы, как тщательно они к ним готовились.

  Урок-проект

     Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

    Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.  Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль.  Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений  и их творческое применение в новых условиях.

     Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

    Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

     Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.

Выполненный проект учащиеся оформляют в виде презентации и предлагают их своим одноклассникам для обсуждения.

3.На третьем этапе оценивались результаты работы по реализации разработанной технологии, анализировались причины положительных и отрицательных изменений. Мониторинг качественных изменений:

-диагностика отношений к предмету

-диагностика результатов обучения, развития учащихся.

     Увеличить познавательную активность, обеспечить  положительную мотивацию учебной деятельности, настроить  школьников на творческий поиск помогают  уроки - деловые игры; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы (если позволяет количество обучающихся в классе); уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки-конкурсы; уроки-обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки-лекции и логически связанные с ними семинарские занятия, позволяющие обучающимся применять полученные знания на практике; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки - ролевые игры; уроки-конференции; уроки-игры «За семью печатями»; уроки-экскурсии; межпредметные уроки.

     Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.  Однако необходимо оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы.

     На уроках школьники не только получают и усваивают определённый набор информации, но и формируют активную научную и гражданскую позицию, учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения. Этому способствует применение проблемных заданий типа «Ситуация выбора», «Ситуация-предложение».

      Внедрение новых развивающих  дидактических приёмов типа «Я хочу спросить…», «Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было…», «Однажды я наблюдал…»), художественное изображение (схема, рисунок и др.), пантомимическое изображение предмета разговора  позволяет развивать у учащихся коммуникативные качества, терпимость и уважение к любым проявлениям инакомыслия.

      Воздействие педагога на эмоциональную сферу обучающихся через различные виды деятельности рождает творчество детей: школьники пишут сочинения на свободную тему, сказки на лингвистические темы; занимаются исследовательской деятельностью (написание докладов, сообщений, рефератов), составляют кроссворды, шарады, ребусы.      

     Творческая мастерская, как организационная форма обучения, имеет целью творческую самореализацию отдельных учащихся или творческих групп. Так, например, был проведён урок-мастерская «Три Мастера об осени. (Родная природа в поэзии, музыке и живописи)».

     Наряду с традиционными методами обучения применяю и интерактивные, которые воспитывают самостоятельность учащихся в приобретении знаний: частично-поисковый, творческий, репродуктивный.

     У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития  учащихся обусловлена образовательными потребностями – желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.  Поэтому активно внедряю в работу методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся: поощрение, свободный выбор заданий, создание ситуации успеха, опора на жизненный опыт, создание проблемных ситуаций, учёт познавательных интересов, самооценка своей деятельности учеником, развитие эмпатии, сотрудничества, организация само- и взаимопроверки и пр.

     Все вышеперечисленные приемы способствуют повторению, систематизации и обобщению знаний обучающихся, развитию творческих, исследовательских способностей учащихся, формированию интеллектуально-нравственной культуры учащихся.

   Таким образом, в основе педагогического процесса лежит технология личностной ориентации. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращённость к человеку, гуманистические нормы и идеалы. Она  противопоставляет авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребёнку в традиционной технологии – атмосферу любви, защиты, сотрудничества, создаёт условия для творчества и самоактуализации личности.

      Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов', игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока

.Урок-игра

   Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-игра. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации

 Интегрированные уроки.

 В последнее время интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе.

Цель таких уроков  состоит в  том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую обстановку на уроке.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление межпредметных связей. Подготовка к интегрированному занятию начинается с определения конкретной темы, учебной группы и места проведения. Но главное выбор напарника, с которым необходимо достичь определенной психологической совместимости.

На следующем этапе совместно определили  вид интегрированного урока: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-лекция, лабораторно-практическое занятие и т.п. В нашем случае это урок – презентация.

Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.

Проведенная рефлексия в конце урока свидетельствует о том, что ребятам урок понравился, он не был скучным, а наоборот, познавательным, интересным и разнообразным. Главное состоит в том, что учащиеся используют один предмет для познания другого. Такие уроки всегда являются неординарными, неожиданными, что развивает познавательный интерес учащихся.

Интеграция дает возможность  самореализации и самовыражения творчества учителя

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся
  • дает возможность широкого применения учащимися естественно - научного метода познания
  • формирует комплексный подход к учебным предметам
  • повышает качество знаний учащихся
  • повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно - научных и гуманитарных дисциплин.

 Считаю, что творческая совместная работа преподавателей может принести огромную пользу для формирования положительной мотивации к обучению.

 Билингвальные уроки

Особый интерес у учащихся вызывают билингвальные уроки, которые целесообразно проводить в завершение работы над темой общения.

Для билингвальных уроков характерны общие цели, позволяющие решать следующие задачи:

  • Коммуникативную - формирование кросскультурной компетенции в рамках заявленной темы урока;
  • Развивающую- активизация речемыслительной деятельности и творческих способностей учащихся.

Цели билингвальных уроков схожи, а вариативности их форм способствует лучшему достижению этих целей.

Формы уроков могут быть разными:

  • Социально-ролевая игра;
  • Круглый стол-обмен мнениями;
  • Урок воображаемого путешествия;
  • Урок с элементами «телемоста».

III. Результативность опыта

  • Повышение лингво-речевой подготовки, творческой активности учащихся;
  • Овладение обучающимися приемами самостоятельной работы, самоконтроль, взаимоконтроль.
  • Повышение процента ЗУН;
  • Нормализация загруженности обучающихся домашними заданиями;
  • Ликвидация дискомфорта у детей на уроке;
  • Участие детей в конкурсах, олимпиадах, высокие результаты итоговой аттестации.

        

С целью оценки результативности опыта предлагаю следующие данные  успеваемости и  качества знаний учащихся:

Результативность обучения за последние 3 года:

Результаты обучения по русскому языку (2009-2011гг.)

класс

Уровень обученности

(по годам, в %)

Качество знаний

(по годам, в %)

2008-09.

2009-10.

2010-11.

2008-09.

2009-10.

2010-11.

5

100%

100%

100%

80%

55,5%

50%

6

100%

100%

100%

63,6%

7

100%

100%

8

100%

66,6%

9

100%

50%

10

100%

100%

30%

100%

11

100%

100%

50%

70%

Итог в целом

100%

100%

100%

50%

66,6%

70%

Результаты обучения по литературе ( 2005-2008)

класс

Уровень обученности

(по годам, в %)

Качество знаний

(по годам, в %)

2008-09.

2009-10.

2010-11.

2008-09.

2009-10.

2010-11.

5

100%

100%

100%

80%

100%

50%

6

100%

100%

100%

81,8%

7

100%

100%

8

100%

33,3%

9

100%

10

100%

100%

80%

11

100%

100%

50%

70%

Итог в целом

100%

100%

100%

68,2%

86,4%

79%

Таким образом, за последние годы прослеживается динамика  «качества знаний» учащихся по русскому языку на 20%, по литературе - на 10,8%

Уровень обученности по преподаваемым предметам за последние годы

составляет 100%.

Доля учащихся 11 класса, имеющих итоговые оценки «отлично» и «хорошо»  по русскому языку

Класс

Уровень обученности

 (по годам, в %)

«Качество знаний»

( по годам, в %)

2009

2010

2011

2009

2010

2011

11

86%

75%

100 %

54%

50%

67%

Доля учащихся 9 класса, получивших оценки «отлично» и «хорошо» в ходе итоговой аттестации по русскому языку в новой форме

Уровень обученности

 (по годам, в %)

«Качество знаний»

( по годам, в %)

2009-10

2010-11

2009-10

2010-11

100%

100%

85%

50%

Доля учащихся, подтвердивших или повысивших годовую оценку в ходе итоговой аттестации (в форме ЕГЭ)

Результаты итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе

 в период с 2009-2011 г.:

Учеб-ный год

Количество учащихся в выпускном классе

Из них сдавали экзамен по предме-ту

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество знаний

Количество учеников, подтвердив-ших результаты

Количество учеников, повысивших результаты

2009-10

7

7

1

3

3

-

57%

7

-

2010-11

7

7

2

2

3

-

 57 %

6

1

Таким образом,  по результатам итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ становится видно, что выпускники в основном подтверждают свои годовые оценки.

Доля учащихся, повысивших итоговую отметку за последние три года:

Динамика образовательных достижений учащихся 10-11 класса

по русскому языку

за 2009-2011гг.

Год

Класс

Количест-во учащихся

Количество учащихся, получивших «5»и «4»

Повысили успеваемость в течение года

Снизили успеваемость в течение года

Изменения

(+,-)

2009-10

10

7

4

1

-

+1

2010-11

11

7

4

3

-

+3

Итог в целом

4

-

+4

Динамика образовательных достижений учащихся 5-7 класса по русскому языку за 2008-2011гг.(качество знаний -100%)

Год

Класс

Количество учащихся

Повысили успеваемость в течение года/ по сравнению с предыдущим уч.годом

Снизили успеваемость в течение года/ по сравнению с предыдущим уч.годом

Изменения

(+,-)

2008-2009

5

5

0

-

0

2009-10

6

3

0

-

0

2010-11

7

4

+1

+1

Итого в целом

+1

-

+1

Динамика образовательных достижений учащихся 5-7 класса по литературе за 2008-2011гг.

Год

Класс

Количество учащихся

Повысили успеваемость по сравнению с предыдущим уч.годом

Снизили успеваемость по сравнению с предыдущим уч.годом

Изменения

(+,-)

2008-09(80% качество знаний)

5

5

-

-1

-1

2009-10(100% качество знаний)

6

3

0

-

0

2010-11(100% качество знаний)

7

4

+1

-

+1

Итого в целом

+1

+1

Участие учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах.

 Ежегодно, более чем на 10 %,  увеличивается количество учащихся, принимающих активное участие и  в  предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах разного уровня.

Повышение учебной мотивации у учащихся 10  класса свидетельствует о достижении поставленной цели. Учащиеся овладевают знаниями с целью успешной сдачи Единого государственного экзамена, результаты которого учитываются при поступлении в вуз.

Об эффективности использования методики свидетельствуют и призовые места в конкурсах творческих работ учеников, обучающихся с использованием данной методики: 2008 учебный год -  Ермилов Виктор (участие областного детского экологического форума «Зеленая планета»), 2010г.-Ермилов Виктор (2 место в областном творческом конкурсе «День Победы глазами детей»), 2009г.-Ермилов Виктор (1 место в муниципальном творческом конкурсе «День Победы глазами детей»), участие в V международном литературно-художественном конкурсе «Гренадеры, вперед!»

2011 учебный год: Фролова Алена во Всероссийской дистанционной олимпиаде школьников по русскому языку; Яковлева Ольга (1 место в муниципальном конкурсе  Чтецов)

        В конкурсах сочинений и творческих работ эти учащиеся демонстрируют зрелость и самостоятельность суждений, осознанный интерес к изучению русского языка.

        Выпускники 2011 года – Касатова Татьяна, Припадчева Дарья – золотые медалисты.

        Для оценки результативности опыта был определен уровень познавательной активности, учебной мотивации, интеллектуального развития.

Познават. актив. на уроках

Уровень учебной мотивации

Уровень интеллект. разв.

8 кл.

2010-2011 уч.г.

высокая – 49 %

средняя – 33 %

низкая – 18 %

высокая – 33 %

средняя – 39 %

низкая – 28 %

высокий – 40 %

средний – 35 %

низкий – 25 %

9 кл.

2010-2011 уч.г.

высокая – 50 %

средняя – 37 %

низкая – 13 %

высокая – 38 %

средняя – 38 %

низкая – 24 %

высокий – 42 %

средний – 36 %

низкий – 22 %

10 кл.

2010-2011 уч.г.

высокая – 52 %

средняя – 40 %

низкая - 8 %

высокая – 40 %

средняя – 38 %

низкая – 22 %

высокий – 44 %

средний – 36 %

низкий – 20 %

        Как видно из данных, приведенных в таблице, возросло количество учащихся с высокой познавательной активностью в классах, где преподавание русского языка осуществляется с учетом предложенной методики. Повышение учебной мотивации у старшеклассников связано с тем, что учащиеся овладевают знаниями с целью успешной сдачи ГИА и ЕГЭ.  Наблюдается положительная динамика в количестве учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития. Большой объем знаний, прочные знания учащихся в старших классах позволяют ученикам добивать хороших результатов в учебе, ориентироваться в окружающем мире.

При изучении познавательной активности учащихся и уровня учебной мотивации была использована методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах. (методика А.Д. Андреевой).

        Сравнительный анализ деятельности педагога на основании контрольных работ  по  заданию  РОНО  показал, что растет уровень качества знаний учащихся.

Название предмета

Год написания

Количество человек в классе

Уровень успеваемости и качества знаний

Диктант по заданию РОНО

2009-10

 9 класс

По списку –7 чел.

Писали – 7 чел.

Успеваемость – 100 %

Качество

–71 %

Диктант по заданию РОНО

2010-11.

8 класс

По списку – 4

Писали -4

успеваемость

- 100 %

качество

- 75 %

V. Библиография

1. Г. К. Селевко. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП.  М. 2005г.

2. В. В. Гузеев. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004г.

3.  Г. К. Селевко. Технологии развивающего образования. М. 2005г.

4. Г.К. Селевко.  Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация.  М. 2005г.

5. Г.П. Соколова. Уроки русского языка и словесности. М.2003г.

6. Т.О. Скиргайло. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров.М.2004г.

7. С.И. Львова, И.П. Цыбулько. Настольная книга учителя русского языка. М.2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:"Активизация познавательной деятельности учащихся через синтез педагогических технологий"

Данный опыт предоставляет конкретные пути реализации основополагающих документов в области образования:•         Концепция модернизации российского образо...

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....

Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

О развитии познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка  на примере организации работы драматического кружка "Английский театр" ....

Методическая тема «Развитие познавательной деятельности учащихся через использование игровых форм»

Методическая    тема«Развитие познавательной деятельности учащихся через использование игровых форм»...

Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

Мотивация - это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.Особую роль в формировани...