Актуальность и инновационная направленность педагогического опыта
учебно-методический материал на тему

Шамарина Самига Тюлегеновна

Главное направление моей педагогической деятельности - развитие интеллектуального потенциала учащихся. Основанием для выбора именно этого направления служат результаты анкетирования учащихся с целью выяснения их интеллектуального уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность и инновационная направленность педагогического опыта

 Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся на уроках русского языка

( Выступление Шамариной С.Т. на  ШМО  16.10.2011г)

               Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни

К сожалению, наша современная школа не всегда может соответствовать этим задачам в силу самых разных причин. Так возникает противоречие между стандартами образования и социальным заказом.

Поиски решения этой очень серьёзной проблемы ведутся по всем направлениям. Одним из путей решения было и остаётся формирование всесторонне развитой личности школьника: развитие творческого потенциала ребёнка, его способностей, одарённости.

Таким образом, главная цель инновационного педагогического опыта -  развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Заявленная цель определяет дальнейшие задачи:

·        создание условий для самовыражения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями;

·        использование различных педагогических технологий, а именно исследовательской деятельности, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся;

·        активизация и стимуляция процессов осмысленного учения на уроках русского языка

Главное направление моей педагогической деятельности - развитие интеллектуального потенциала учащихся. Основанием для выбора именно этого направления служат результаты анкетирования учащихся с целью выяснения их интеллектуального уровня (анкетирование проводилось в конце 6 класса, 2012г).

Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно ориентированной, проектной и исследовательской, ИКТ, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности. Но предпочтение я отдаю исследовательской деятельности, потому что именно она формирует в учениках такие важные личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.

Исследовательская работа - это одно из новых методологических направлений. Она предполагает научное изучение определённой темы.

В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний. В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования.

Этапы выполнения научно (учебно) -исследовательской работы

Первый этап – подготовка к исследованию:

1.    выбор темы (она должна быть актуальной и конкретной) и составление списка литературы по проблеме исследования

2.    определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна из частностей объекта: признаки, функции и т.д.) исследования

3.    изучение литературы по теме (при изучении литературы все свои замечания следует записывать в таблицу, представленную ниже)

Название источника

Основные тезисы, проблемы

Комментарии

 

 

 

4.    уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и задач (то, что можно сделать для достижения цели), выбор методов исследования:

·        наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся на материальную деятельность человека;

·        сравнение – установление сходства и различий предметов, явлений, процессов;

·        измерение процедура определения численного значения некоторой величины посредством измерения;

·        эксперимент – воспроизведение определённых сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения;

·        абстрагирование – отвлечение от несущественного, выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;

·        анализ – изучение каждого элемента явления как части целого;

·        синтез – соединение элементов изучаемого объекта в единое целое;

·        моделирование построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов;

·        обобщение – нахождение в многообразии предметов нечто общее;

·        прогнозирование – разработка вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем;

·        анкетирование – опрос с целью уточнения данных массовой статистики.

В научно (учебно)-исследовательской работе по русскому языку используются лингвистические методы исследования:

·        словообразовательный анализ;

·        семантический анализ;

·        стилистический анализ;

·        описательный метод описание фактов, предметов, явлений;

·        лингвистический анализ художественного текста выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении;

·        сравнительно-исторический метод – выявление неповторимого своеобразия языка в сравнении с другими, обнаружение родственных языков, установление места языка в языковых группах и семьях;

·        экспериментальный метод наблюдение и различные виды анкетирования.

 Второй этап – подготовка и проведение исследования:

1.сбор материала;

2. обработка полученного материала;

3. формулирование выводов.

 Третий этап – оформление исследовательской работы.

1. написание основной части работы, её введения и заключения:

·        определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение);

·         выбор стиля и языка исследования;

·        написание выводов;

·        составление заключения.

2. составление списка литературы;

3. составление списка иллюстраций;

4. составление приложений;

5. оформление титульного листа.

 Четвёртый этап – защита работы.

        Переходя от этапа к этапу, школьник учится:

1) работать с первоисточниками;

2) наблюдать явления, факты;

3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;

4) составлять и решать задачу;  

5) формулировать гипотезу;

6) разрабатывать и проводить эксперимент;

7) обобщать материал и представлять его в виде текста.

        Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.

Выделяют три уровня самостоятельности: операционный, тактический, стратегический. На операционном уровне ученик выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться необходимой литературой. На  стратегическом уровне ученик умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности.

        Очевидно, что на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности. Однако это труднодостижимая цель.

Хотя результаты учебно-исследовательской деятельности не всегда имеют какую-либо научную ценность, обучающее значение такой работы несомненно: приобретены общие исследовательские навыки (формулирование цели, гипотезы, задач, подготовки и проведения эксперимента, опыт обработки полученных данных, формулирование выводов, создание текста исследовательской работы). Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Актуальность и значимость проблемы диссеминации инновационного педагогического опыта.

Доклад на эту тему был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики, август 2013г....

информационная карта инновационного результативного педагогического опыта

Инновационный результативный педагогический опыт...

Представление инновационного педагогического опыта "Профориентационная работа-одно из направлений социализации детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей"

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Выбор профессии является одним из м...

Актуальные инновационные и педагогические технологии в преподавании географии соответствующие ФГОС нового поколения

Использование более современных методов в преподавании географии вполне способны заинтересовать учащихся. В данной разработке рассматриваются некоторые инновационные решения для осуществления педагоги...

Статья. Видеоурок: актуальность создания собственного инновационного продукта. Из опыта работы.

В настоящеее время можно в интернете найти готовые видеоуроки по разным темам, но не всегда они соответствуют нашим требованиям. Материал видеоролика может быть дан полнее, чем нам требуется на данном...

Приказ о внесении педагогического опыта в муниципальный "Банк данных инновационного педагогического опыта"

Приказ о внесении педагогического опыта в муниципальный "Банк данных инновационного педагогического опыта"...