Актуальность и инновационная направленность педагогического опыта
учебно-методический материал на тему
Главное направление моей педагогической деятельности - развитие интеллектуального потенциала учащихся. Основанием для выбора именно этого направления служат результаты анкетирования учащихся с целью выяснения их интеллектуального уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность и инновационная направленность педагогического опыта
Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся на уроках русского языка
( Выступление Шамариной С.Т. на ШМО 16.10.2011г)
Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни
К сожалению, наша современная школа не всегда может соответствовать этим задачам в силу самых разных причин. Так возникает противоречие между стандартами образования и социальным заказом.
Поиски решения этой очень серьёзной проблемы ведутся по всем направлениям. Одним из путей решения было и остаётся формирование всесторонне развитой личности школьника: развитие творческого потенциала ребёнка, его способностей, одарённости.
Таким образом, главная цель инновационного педагогического опыта - развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Заявленная цель определяет дальнейшие задачи:
· создание условий для самовыражения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями;
· использование различных педагогических технологий, а именно исследовательской деятельности, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
· активизация и стимуляция процессов осмысленного учения на уроках русского языка
Главное направление моей педагогической деятельности - развитие интеллектуального потенциала учащихся. Основанием для выбора именно этого направления служат результаты анкетирования учащихся с целью выяснения их интеллектуального уровня (анкетирование проводилось в конце 6 класса, 2012г).
Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках русского языка передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно ориентированной, проектной и исследовательской, ИКТ, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности. Но предпочтение я отдаю исследовательской деятельности, потому что именно она формирует в учениках такие важные личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.
Исследовательская работа - это одно из новых методологических направлений. Она предполагает научное изучение определённой темы.
В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний. В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования.
Этапы выполнения научно (учебно) -исследовательской работы
Первый этап – подготовка к исследованию:
1. выбор темы (она должна быть актуальной и конкретной) и составление списка литературы по проблеме исследования
2. определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна из частностей объекта: признаки, функции и т.д.) исследования
3. изучение литературы по теме (при изучении литературы все свои замечания следует записывать в таблицу, представленную ниже)
Название источника | Основные тезисы, проблемы | Комментарии |
|
|
|
4. уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и задач (то, что можно сделать для достижения цели), выбор методов исследования:
· наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся на материальную деятельность человека;
· сравнение – установление сходства и различий предметов, явлений, процессов;
· измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством измерения;
· эксперимент – воспроизведение определённых сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения;
· абстрагирование – отвлечение от несущественного, выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
· анализ – изучение каждого элемента явления как части целого;
· синтез – соединение элементов изучаемого объекта в единое целое;
· моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов;
· обобщение – нахождение в многообразии предметов нечто общее;
· прогнозирование – разработка вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем;
· анкетирование – опрос с целью уточнения данных массовой статистики.
В научно (учебно)-исследовательской работе по русскому языку используются лингвистические методы исследования:
· словообразовательный анализ;
· семантический анализ;
· стилистический анализ;
· описательный метод – описание фактов, предметов, явлений;
· лингвистический анализ художественного текста – выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении;
· сравнительно-исторический метод – выявление неповторимого своеобразия языка в сравнении с другими, обнаружение родственных языков, установление места языка в языковых группах и семьях;
· экспериментальный метод – наблюдение и различные виды анкетирования.
Второй этап – подготовка и проведение исследования:
1.сбор материала;
2. обработка полученного материала;
3. формулирование выводов.
Третий этап – оформление исследовательской работы.
1. написание основной части работы, её введения и заключения:
· определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение);
· выбор стиля и языка исследования;
· написание выводов;
· составление заключения.
2. составление списка литературы;
3. составление списка иллюстраций;
4. составление приложений;
5. оформление титульного листа.
Четвёртый этап – защита работы.
Переходя от этапа к этапу, школьник учится:
1) работать с первоисточниками;
2) наблюдать явления, факты;
3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;
4) составлять и решать задачу;
5) формулировать гипотезу;
6) разрабатывать и проводить эксперимент;
7) обобщать материал и представлять его в виде текста.
Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.
Выделяют три уровня самостоятельности: операционный, тактический, стратегический. На операционном уровне ученик выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться необходимой литературой. На стратегическом уровне ученик умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности.
Очевидно, что на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности. Однако это труднодостижимая цель.
Хотя результаты учебно-исследовательской деятельности не всегда имеют какую-либо научную ценность, обучающее значение такой работы несомненно: приобретены общие исследовательские навыки (формулирование цели, гипотезы, задач, подготовки и проведения эксперимента, опыт обработки полученных данных, формулирование выводов, создание текста исследовательской работы). Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
Актуальность и значимость проблемы диссеминации инновационного педагогического опыта.
Доклад на эту тему был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики, август 2013г....
информационная карта инновационного результативного педагогического опыта
Инновационный результативный педагогический опыт...
Представление инновационного педагогического опыта "Профориентационная работа-одно из направлений социализации детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей"
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Выбор профессии является одним из м...
Актуальные инновационные и педагогические технологии в преподавании географии соответствующие ФГОС нового поколения
Использование более современных методов в преподавании географии вполне способны заинтересовать учащихся. В данной разработке рассматриваются некоторые инновационные решения для осуществления педагоги...
Статья. Видеоурок: актуальность создания собственного инновационного продукта. Из опыта работы.
В настоящеее время можно в интернете найти готовые видеоуроки по разным темам, но не всегда они соответствуют нашим требованиям. Материал видеоролика может быть дан полнее, чем нам требуется на данном...
Приказ о внесении педагогического опыта в муниципальный "Банк данных инновационного педагогического опыта"
Приказ о внесении педагогического опыта в муниципальный "Банк данных инновационного педагогического опыта"...