Актуальность и значимость проблемы диссеминации инновационного педагогического опыта.
статья по теме

Запорожцева Татьяна Александровна

Доклад на эту тему был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики, август 2013г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2013_.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Нефтекумск

 

Доклад

на тему

"Актуальность и значимость проблемы диссеминации инновационного

 педагогического опыта

(примеры адаптации инновационных педагогических технологий в своей деятельности)"

Доклад подготовил:

учитель физики МОУ СОШ №3

Запорожцева Т.А.

                                             

                                            г. Нефтекумск

                                                          2013г.

Актуальность и значимость проблемы диссеминации инновационного педагогического опыта.

 

        Одной из наиболее актуальных проблем системы общего среднего образования России является проблема повышения качества и эффективности инновационной деятельности на всех ее уровнях. Уже в самой сути понятия инновация заложены такие процессы как распространение и тиражирование нового.

Технологический цикл работы с передовым и инновационным педагогическим опытом может считаться завершенным только в том случае, если в него включена модель освоения этого опыта профессионально-педагогическим сообществом. С процессом освоения опыта связаны такие процессы как «внедрение», «трансляция», распространение», «обмен». В этом понятийном поле сегодня появился еще один термин – диссеминация. Этим понятием обозначается особый способ распространения и освоения опыта, адекватный конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выращивания». Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, редуцируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом.

        Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.

        Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах - как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект. В последнем случае к планированию диссеминации и к управлению ею применимы все общие рекомендации по разработке проектов и управлению ими.

        Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:

- информационные - выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом;

- коммуникационные - профессиональные события;

- обучающие - организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения;

- экспертные - оценка и поддержка участников процесса диссеминации.

        Шаги, обеспечивающие успешность диссеминации инновационного педагогического опыта:

        1. Определить субъекты диссеминации, в числе которых основными являются:

1) авторы инновационного педагогического опыта, то есть те учителя, которые будут представлять свой опыт педагогическому сообществу;

2) потребители, пользователи инновационного педагогического опыта, обеспечивающего более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности;

3) организаторы процесса диссеминации (управленцы, методисты всех уровней от школьного до муниципального, специалисты системы дополнительного педагогического образования, а также представители неформальных структур, заинтересованных в продвижении педагогических инноваций в образовательную среду)

        2. Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, − то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.

        Чтобы распространять инновационный педагогический опыт, необходимы, по меньшей мере, два обязательных условия:

а) облечь опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях;

б) вызвать заинтересованность учителей в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике.

        3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: региональном; муниципальном; образовательного учреждения.

        Главное в педагогическом опыте – идея. При распространении важно донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций.

        Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:

         ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;

         «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;

         практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы);

         свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.

В качестве форм тиражирования инновационного педагогического опыта в современной   образовательной   практике   наиболее распространенными являются следующие мероприятия:

- участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков;

- стажировки на базе лучших школ;

- консультации, практикумы, открытые уроки и внеклассные мероприятия;

-  обучающие и деловые игры

-  мастер-классы, педагогические мастерские, авторские школы и семинары

- конференции, аукционы педагогических идей, презентации, выставки, форумы, ярмарки, фестивали, публикации, выступления в СМИ.

Формы распространения инновационного педагогического опыта.

 

ФОРМА

КРАТКОЕ ПОЯСНЕНИЕ

Семинар-практикум, игра

Руководит «школой» учитель, чей опыт изучается. Он проводит занятия с учителями, которые хотят познакомиться с его опытом работы.

Педагогическая студия

Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. Учителя знакомятся с достижениями педагога-новатора. Количество учителей может быть небольшим. Участники студии вместе с наставником обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы.

Мастер-классы

Используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Они служат открытию концептуальных сторон работы инновационного опыта. Учителя участвуют в педагогическом процессе вместе с мастером, усваивают педагогический опыт и претворяют его в жизнь. Весь школьный коллектив готовится к нему и показывает накопленный опыт.

Аукцион «педагогических идей»

Весь коллектив готовится к нему. Учителя получают задания и показывают накопленный опыт. Учителя показывают фрагменты уроков, накопленный дидактический материал. Урок записывается на видео. Жюри отмечает самые лучшие перспективные идеи. Идеи предлагаются в импровизационной форме.

Творческие группы

Создаются с целью поднять качество образования через изучение и распространение инновационных идей обучения и образования школьников.

Банк пед.опыта

Тема. Проблема. Разрешение. Результат. Все данные вносятся в компьютер.

Печатные способы распространения пед. опыта

Методический бюллетень, брошюры, книги, альбомы и др.

Социально-общественная презентация образовательных учреждений

Целью таких презентаций является привлечение внимания общественности, родителей к достижениям и проблемам образования, повышения престижа образовательного учреждения, что достигается открытостью, гласностью, предоставлением широких возможностей непосредственного наблюдения образовательно-воспитательного процесса на уроках с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Фестивали инновационного управленческого и педагогического опыта

Носят деятельностный характер и включают его участников в активную работу по принятию представляемого опыта, освоению технологий, способов работы с современными средствами обучения, в том числе компьютерами, интерактивными досками, программно-методическим обеспечением информационно-коммуникационных технологий, использованием ресурсов Интернет, создаваемых баз данных по отдельным предметам и др.

Авторская школа инновационного опыта

В программы Школ могут включаться наряду с мастер-классами (занятиями с взрослой аудиторией), открытыми уроками (занятиями с детьми) такие формы работы, как практикумы по разбору методических приемов, рассмотрению дидактического материала с точки зрения его целевого назначения, методические и практические тренинги и пробы и др.

 

 Таким образом, реализация диссеминации инновационного педагогического опыта будет способствовать совершенствованию педагогического мастерства и профессиональному росту учителей.  Кроме того, это будет содействовать повышению качества образования учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Карта инновационного педагогического опыта педагога

Описание своего педагогического опыта в виде сводной таблицы...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Описание инновационного педагогического опыта

В работе представлен передовой педагогический опыт по применению метода проектов и информационно - компьютерных технологий на уроках английского языка в условиях введения новых ФГОС....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Выступление на РМО учителей технологии «Мастер-класс как эффективная форма обобщения, ретрансляции и диссеминации передового педагогического опыта»

Выступление на РМО учителей технологии «Мастер-класс как эффективная форма обобщения, ретрансляции и диссеминации передового педагогического опыта»...

Приказ о внесении педагогического опыта в муниципальный "Банк данных инновационного педагогического опыта"

Приказ о внесении педагогического опыта в муниципальный "Банк данных инновационного педагогического опыта"...