Урок литературы в 11 классе по теме «Жизнь и творчество В.Я.Брюсова».
план-конспект урока (11 класс) на тему

Фокина Тамара Николаевна

 

Урок литературы по теме "Жизнь и творчество В.Я. Брюсова" систематезирует знания учащихся о литературных течениях (символизме, акмеизме, футуризме), знакомит с жизнью и ворчеством В.Я. Брюсова, дает представление об мотивах его поэзии и практическое представление о венке сонетов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_o_bryusove.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  «Жизнь и творчество В.Я.Брюсова»

Цель урока:

Образовательная:  

1. закрепить знания о литературных течениях (символизм, акмеизм, футуризм);

2. познакомить с жизнью и творчеством  В.Я. Брюсова (обзор );основные темы и мотивы его поэзии ;    

3. дать полный анализ стихотворений Тютчева «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»;

4. Разобраться с  особенностями поэзии Брюсова: культ формы

Развивающая:

  1. выработать навык выразительного чтения стихотворений;
  2. выработать умение  давать анализ лирических произведений

Воспитательная:

  1. привить любовь к литературе, интерес к творчеству В.Я. Брюсова;
  2. способствовать формированию таких черт характера как чувство гордости за нашу литературу;
  3. способствовать нравственному воспитанию личности

Оборудование урока: 1. презентация учащихся 11 класса  «Жизнь и творчество В.Я. Брюсова»,

2.схемы к анализу стихотворения «Сонет к форме»;

3.таблица «Литературные течения»;

4. портрет В.Я. Брюсова;

5. выставка книг произведений Брюсова, имеющихся в библиотеке «Прочтите эти книги»;

6. компьютер, мульти  медийная установка; документ -  камера;

7. тексты стихотворений, разбираемых на уроке

8.словарная работа: запись на доске  слов  СОНЕТ, ВЕНОК, РОКОВОЙ (объяснение их лексического значения)

Ход урока

                                                              Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы

                                                               всей жажды  познания, которая сжигает меня.

         

                                                                                                                        В.Я. Брюсов

1) Слово учителя: - Накануне урока литературы вы получили индивидуальные и групповые задания,  которые касались жизни и творчества поэта «серебряного века» В.Я. Брюсова, вы должны были:

а) обобщить материал о литературных течениях рубежа19 и 20 веков, выявить их особенности (символизм, акмеизм, футуризм);

2) составить презентацию на тему «Жизнь и творчество Брюсова»;

3) подготовить сообщения о страницах биографии поэта;

4) выразительное чтение наизусть указанных стихотворений ( «Сонет к форме», «Юному поэту», « Грядущие гунны», «Ребенком я не зная страху…», «Люблю одно», «Поэту»,

«Родной язык» и т. д.

Учет знаний вы будите проводить сами, фиксируя его в листе учета знаний.

- Если взять три слова ЖИЗНЬ, ИСТОРИЯ, ЛИТЕРАТУРА, то можно  установить взаимосвязь понятий, которые стоят за этими словами, и причем получится цепная связь,

которая будет формулой жизни любого поэта «серебряного века». Наша с вами задача  познакомиться с биографией Брюсова, проследить , как  символизм отразился в его творчестве.

Итак, тема нашего урока  «Жизнь и творчество В.Я. Брюсова». Эпиграфом к уроку можно взять слова самого поэта (чтение эпиграфа)

Посмотрим , какая исследовательская работа проведена по литературным течениям

2) Отчет  «Литературные течения» с использованием схемы:

Литературные течения (их особенности)

Символизм

Акмеизм

Футуризм

1.Лозунг: «Искусство для искусства»

2.Мистическое содержание

3 Образ - .символ

4. Расширение художественной впечатлительности 5.Взаимное соприкосновение искусства и религии

6. Объект поклонения  -Вечная Женственность

7. Высшая форма творчества – музыка

8.В лексике преобладают метафоры, распространенные сравнения ,сложные конструкции фраз

1.Лозунг; «Трудное служение поэта  в миру»

2..Любовь к реальному миру

3.Тяга к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам

4.Признание самоценности каждого явления, значимости обыденной детали

5.Отношение к творчеству как « высшему ремеслу»

6.Одухотворенность предметности

7.Простота, ясность стиха

1.Лозунг: «Искусство для масс»

2.Мир – микрокосмос

3.Провозглашал революцию формы, независимой от содержания

4.Образ поэта – хулигана

5.Ненависть к  существовавшему языку 6.Слово – чистый звук, свободный от смысла

7.Свойственно словотворчество(создание неологизмов)






Вывод: Несмотря  на различные точки зрения, представители литературных течений сосредотачивают свой взгляд на : лозунге, содержании произведения, образе, языке, . отношении к  творчеству и т. д.

3). Блицтурнир (опрос).

  • Какое литературное течение стало основой для образования всех последующих? (символизм)
  • Что считали символисты объектом поклонения?  (Вечную Женственность)
  • Чей лозунг «Искусство для масс»?  (футуристы)
  • Кому принадлежал лозунг «Искусство для искусства»?  (символизм)
  • Кем представлена значимость обыденной детали?  (акмеистами)
  • Какие группы выделялись в символизме?  (старшие, младосимволисты)
  • Кто считал музыку  высшей формой творчества?  (символисты)
  • Какому литературному направлению свойственен образ поэта – хулигана?  (футуризму)
  • Какое течение просуществовало всего около 2 – х лет? (акмеизм, 1913 – 1914г.)
  • Кто предлагал сбросить с Парохода Современности Пушкина, Достоевского,  Толстого?  (футуристы)
  • Чей стих назван «сладкозвучным»?  (символистов)

4).Презентация «Жизнь и творчество В.Я. Брюсова» ( устные сообщения учащихся по страницам презентации):

Вывод: Вы видите насколько насыщенной  и творческой была жизнь Брюсова.  Мотивы лирики поэта разнообразны. Давайте  убедимся в этом  анализируя отдельные его стихотворения. Итак  свои взгляды на творчество Брюсов высказал в стихотворении

5). Выразительное чтение стихотворения наизусть        

СОНЕТ К ФОРМЕ

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,

Дошедшие до слова и до света,

Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,

Упьется в нем и стройностью сонета,

И буквами спокойной красоты!

6).Выяснение лексического значения слова сонет

( запись на доске: Сонет — стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки.)

7).Чтение и комментарий строчек сонета по вопросам

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка.

- Что такое контур?( Очертание, внешний вид, фигура, образ и так далее.)

- Каким чувством воспринимает человек всё вами названное? ( Зрением.)

- А запах? ( Обонянием.)

- Как мы называем мир, воспринимаемый зрением? ( Видимый)

- Можно ли увидеть запах? (Нет.)

- Он невидим, это — невидимый мир. Почему связи тонкие? В каком значении употреблено это слово?     ( Незаметные)

- Почему властительные? Какой корень в этом слове?  ( Власть – сила)

Вывод: контур и запах нельзя разорвать.

_Давайте изобразим схемой (чертим на доске)

-Чтение строчек:

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживёт в алмазе.

  •  Вопросы классу:

-Что такое бриллиант?  (Обработанный алмаз)

-Как называют человека, видящего в алмазе бриллиант?   ( Ювелир, мастер и так далее.)

Вывод:  Значит, ювелир видит, а мы не видим.

Схема

-Чтение строчек

Так образы изменчивых фантазий,                      

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершённой фразе.                    

Задание учителя: попробуйте удержать в воображении образ цветка, только цветка… Это очень трудно. Образы, мысли, чувства человека бегут. Как их можно остановить?

 (Нарисовать, записать и так далее)

-“Отточенная фраза” — это какая?  ( изящная)

-Она  напоминает бриллиант?

-  Кто её оттачивает?  (Поэт)

Чтение строчек:

И я хочу, чтоб все мои мечты,

Дошедшие до слова и до света,

Нашли себе желанные черты.

- Что означает фраза: “Мечты дошли до слова”?

-  А “мечты дошли до света”?

— Их можно увидеть?.

 Схема

                   

- Найдите в первом четверостишии синоним слова “черты”.  (Контур)

- Чем отличается бриллиант от алмаза?  (формой)

-  Ещё раз посмотрим на название сонета («Сонет к форме»).

-  Кто умеет придать форму алмазу?  (ювелир)

- А мечтам, фантазиям, мыслям?  (поэт)

  • Чтение 3-х строчек

Пускай мой друг, разрезав том поэта,

Упьётся в нём и стройностью сонета,

И буквами спокойной красоты!

- Беседа по вопросам:

- Какие слова здесь ключевые? (Упьётся, стройность, красота.)

-Так что красиво?  ( Цветок, бриллиант, сонет)

- А кто владеет тайной красоты? (поэт и ювелир)

Схема

Вывод:

Поэта и ювелира объединяет умение придать форму — своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты.

И символисты верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, и в первую очередь — человека   Себя они считали творцами символов — бриллиантов, взглянув через которые на мир, читатель прозреет

8).   История создания сонета « Роковой ряд»

Есть у Брюсова замечательный по изысканности венок сонетов "Роковой ряд". Сам по себе венок - это одна из труднейших поэтических форм, и не всякому удается совладать с ее жесткими правилами. Брюсову - мастеру стихотворения - потребовалось всего семь часов, чтобы создать в один день пятнадцать сонетов, составляющих этот венок, то есть, по подсчету самого автора, полчаса на сонет!

9). Выяснение лексического значения слов «венок», «роковой».

10).Справка о  построении сонета «Роковой венок».

( ВЕНОК СОНЕТОВ — архитектоническая форма поэмы, состоящей из 15 сонетов. Венок сонетов строится так: тематическим и композиционным ключом (основой) является магистральный сонет (или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего венка сонетов. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. И так далее — до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.

 Каждое из стихотворений этого цикла посвящено реальным персонажам - женщинам, которых когда-то любил поэт.

11).   Зрительное знакомство с формой венка сонетов (схема, составленная учителем)   Вывод:  название сонета перекликается с его  формой , он построен так, что его композиция напоминает венок. А это под силу только мастеру.

12). Выразительное чтение наизусть стихотворения «  Юному поэту».

9).Анализ стихотворения учащимся (сообщение)

Стихотворение Брюсова «Юному поэту» (1896 год) звучит как манифест:

В теме произведения нет ничего странного - все поэты обращаются к новому поколению, к приемникам, передавая свой опыт. Но Брюсову было лишь 23 года, когда он написал эти строки! Будучи сам ещё юнцом, он даёт советы тем, кто в будущем станет его сторонником-символистом. Остаётся только предполагать, насколько Брюсов был уверен в успехе «неудачной литературной выходки». Целеустремлённость и творческая храбрость присущи Брюсову и как поэту, и как личности.

Метафоры, эпитеты, сравнения. Они придают стихотворному тексту изящество и экспрессию.

Это стихотворение в сжатой форме выражало идейную программу молодого поэта, проповедующего отказ от изображения окружающей действительности, современности и людской толпы с ее «земными» интересами. Оно утверждало индивидуализм и чистый эстетизм

13). ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ (СООБЩЕНИЕ) СТИХОТВОРЕНИЯ «Грядущие гунны»

    Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г.

     В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально построен - все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном виде.

     В Брюсове в годы первой русской революции поколебалась вера в высшее единство человеческой культуры. Ему пришлось почти физически ощутить, что он и его современники и сподвижники по литературе стоят на рубеже двух культур - одной гибнущей, другой нарождающейся.

     Говоря о "грядущих гуннах", он говорит о тех варварах, нашествие которых предвидел еще Герцен. Одновременно это звучит и как предчувствие событий, последовавших вскоре за этим. Одна из строф начинается так:

     

     Сложите книги кострами,

     Пляшите в их радостном свете,

     Творите мерзость во храме,

     Вы во всем неповинны, как дети!

     А мы, мудрецы и поэты,

     Хранители тайны и веры,

     Унесем зажженные светы

     В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

     

     Иными словами, он предвидел духовное подполье, которое должно будет спасти культуру, когда "грядущие гунны" сложат старые "книги кострами".

     Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова "Грядущие гунны" великолепно демонстрирует идеологию серебряного века.

     

     Где вы, грядущие гунны,

     Что тучей нависли над миром?

     Слышу ваш топот чугунный

     По еще не открытым Памиром.

     

     И кончается стихотворение так:

     

     Бесследно исчезнет, быть может,

     Что ведомо было одним нам.

     Но вас, кто меня уничтожит,

     Встречаю приветственным гимном.

Гуннами, то есть варварами и разрушителями старой культуры, представлял себе поэт революционеров

14). Знакомство с крылатыми выражениями в лирике поэта. Сопоставление их с  мотивами его лирики.

15). Общий вывод: вернемся к эпиграфу (его чтение). Но и  того, что  создано Брюсовым, хватило бы на несколько жизней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...

Урок литературы в 10 классе по теме "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"

В данном разделе предоставлен урок литературы по программе Т. Курдюмовой...

Презентация к уроку в 6 классе по теме: "Жизнь и творчество В.А.Моцарта"

Презентация к уроку в средних классах по теме: "Жизненный и творческий путь В.А.Моцарта"....

Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...

Урок в 6 классе по теме "Жизнь и творчество А.П. Чехова. Рассказ "Толстый и тонкий""

Конспект урока, дидактический материал к урокуСсылка на презентацию к уроку...

Разработка урока в 10 классе по теме "Жизнь и творчество Шекспира"

Урок по теме "Жизнь и творчество Вильяма Шекспира" направлен на развитие  самостоятельной, творчески  мыслящей личности, а также на воспитание у учащихся чувство прекрасного, любви...

Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Жизнь и творчество известного ученого"

Данный урок разработа по теме "Жизнь и творчество известного ученого" для 8 класса по УМК "Rainbow English"...