Урок - презентация "Н.А.Некрасов, стихотворение "На Волге"
презентация к уроку (5 класс) по теме

Балабина Людмила Ивановна

Красочный материал иллюстраций позволяет учащимся заниматься словесным рисованием на уроке. Пятиклассники учатся анализу лирического произведения. На уроке используется фонохристоматия и живопись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov_5_klass.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.А. Некрасов Стихотворение « На Волге » 5 класс Автор: Балабина Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «СОШ №130»

Слайд 2

Цели урока: Познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге »; Дать понятие литературным терминам: Композиция Антитеза Портретная характеристика. 07.01.2013 2

Слайд 3

О поэте Родился будущий поэт на Украине. Его детство и юность прошли в имении отца селе Грешневе Ярославской губернии. Друзьями его детства были дети крепостных крестьян, водить дружбу с которыми отец строго-настрого запрещал. Но Коля проделал лазейку в заборе барского сада и при каждом удобном случае убегал к друзьям. Вместе с ними он купался в речке, ходил за грибами и ягодами, катался на салазках, участвовал во всех играх, которые частенько кончались дракой. Коля рос смельчаком, отличался большим упорством во всем. 07.01.2013 3

Слайд 4

07.01.2013 4 В десять лет Колю отвезли в Ярославль учиться, а в шестнадцать юный Николай Некрасов уехал в Петербург продолжать образование, где без поддержки отца переносил и голод, и холод и верил, что придет день, и его стихи будет читать вся Россия. В самые тяжелые часы испытаний он не забывал родную ярославскую землю, поэтому многие свое произведения посвятил родным волжским берегам.

Слайд 5

07.01.2013 5

Слайд 6

07.01.2013 6 Поэт очень любил крестьянских детей, они платили ему тем же. « А как его любили ребятишки! Так и льнули к нему. Всегда ждали его на ярославской земле точно светлого праздника,» — вспоминал Сергей Макаров, друг поэта. Николай Алексеевич хотел, чтобы крестьянские дети из окружающих деревень учились в школе. Для этого он на свои средства в тысяча восемьсот семьдесят втором году построил в селе Аббакумцеве школу, закупил учебники, нанял учителей. Большую часть своего творчества Некрасов посвятил детям. Он любуется крестьянскими детьми, гордится их смышленостью и трудолюбием, видит в них свободу и доброту, думает о детях, как о будущем России. Поэма «Крестьянские дети». В ней автор изображает картины из жизни деревенских детей, их быт, игры, занятия и работу. Описывая их, он вспоминает эпизоды из собственного детства. При этом дети представлены в произведении как разумные, смелые, сильные личности, безгрешные души. Они просты и открыты, доверчивы и смышлены, и в то же время не по годам мудры. Поэта всегда волновала судьба простого русского народа. Тяжёлая жизнь крестьян, русских женщин – одна из основных тем творчества Некрасова.

Слайд 7

07.01.2013 7

Слайд 8

07.01.2013 8 Аббакумцевская школа построена в 1871-72 гг. на средства Н.А. Некрасова, местного священника Ивана Григорьевича Зыкова и других прихожан. Имела статус земского начального училища. Поэт исполнял в нем обязанности попечителя. Школа просуществовала до 1978 года.

Слайд 9

Выразительное чтение стихотворения «На Волге» 07.01.2013

Слайд 10

Работа с текстом стихотворения «На Волге» План содержания: 1.Волжские пейзажи (прошлое). 2.Волжские пейзажи (настоящее). 3.Встреча с бурлаками ( н ). 4.Волжские пейзажи ( п ). 5.Первая встреча с бурлаками ( п ). 6.Детские вопросы испуганного ребёнка ( п ). 7.Волжские пейзажи ( п ). 8.Размышления о судьбах бурлака ( н ). 07.01.2013 10

Слайд 11

Беседа с использованием плана Какой вспоминается поэту Волга? Какие передают чувство восторга и восхищения великой русской рекой? Какие из пейзажей (части 1, 2, 4, 7) соотнесены с прошлым, какие с настоящим? Почему пейзаж части 7 оказался противопоставленным всем остальным, в чём выражается это противопоставление? 07.01.2013 11

Слайд 12

Какое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной реке? Какие чувства испытал мальчик, в первый раз у видевший бурлаков? Как они выглядели? Какие слова в их разговоре поразили будущего поэта и показались непонятными? (используем репродукцию картины И. Репина «Бурлаки на Волге») 07.01.2013 12

Слайд 13

Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим потрясением? Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения? 07.01.2013 13

Слайд 14

Вывод Это произведение имеет сложную композицию, потому что сочетает в себе два временных плана: прошлое и настоящее. Оно построено на приёме антитезы, то есть противопоставления. Здесь используются пейзажные и портретные характеристики, прямое авторское рассуждение – обращение к читателю и героям. 07.01.2013

Слайд 15

Домашнее задание Наизусть отрывок из стихотворения «На Волге». 07.01.2013 15

Слайд 16

Список используемых источников О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарёва Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-е, дополненное. М.: «ВАКО», 2003, 416 с . http://peressa2009.narod2.ru/IKT_na_urokah/fonohrestomatiya_po_literature / http:// www.help-rus-student.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме"Обобщение.Растительность Волго-Ахтубинской поймы и дельты р.Волги"

Урок - обобщение по нескольким пройденным темам.Используется учебник "Растительность Астраханской области".В уроке предусмотрены задаания занимательного характера:загадки,анаграммы,вопросы-тесты,вопро...

Урок Мужества «Великая битва на Волге» (встреча с ветераном ВОВ, участником Сталинградской битвы)

Конспект внеклассного мероприятия в форме урока мужества, посвященного 70-летию Великой Победы. Рассчитан на 45 мин., для 7-8 классов, можно проводить и в страшем звене. Урок можно проводить с ноября ...

Презентация к уроку географии в 9 классе"Волга"

Можно ли считать, что Волга сыграла исключительную роль в судьбе Российского государства?...

Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО) Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.

Урок литературы в 6 классе с использованием  ЭОР Учебного портала.Тема урока: А.С.Пушкин  Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытан...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ Тема урока: «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕТема урока:  «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».Тип урока: изучение нового матери...

УРОК - ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "БОРОДИНО" (открытый урок по литературе в 5 классе, по уч. программе Коровиной В.Я.)

В материлае предствелны разработки к открытому  уроку  по  литературе в рамках  семинара "Современный урок:  методы и технологии": конспект урока,  презентация,...