Урок Мужества «Великая битва на Волге» (встреча с ветераном ВОВ, участником Сталинградской битвы)
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Агурьянова Любовь Степановна

Конспект внеклассного мероприятия в форме урока мужества, посвященного 70-летию Великой Победы. Рассчитан на 45 мин., для 7-8 классов, можно проводить и в страшем звене. Урок можно проводить с ноября по февраль (время Сталинградской битвы), на урок можно приглашать участников битвы, можно проводить вне школы, например в музеях или памятных местах. В конспекте используются стих военных лет и песни о войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Мужества «Великая битва на Волге»

(встреча с ветераном ВОВ, участником Сталинградской битвы                                     Мирошниченко Василием Марковичем)

Цели и задачи урока:

  • наглядно и образно воссоздать панораму событий Сталинградской битвы в общем ходе войны;
  • показать на конкретных фактах, как неразрывно переплетались в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;
  • продолжить формировать у школьников представления, что война-это не набор абстрактных понятий, а смерть и страдания таких же людей, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сущность войны;
  • воспитывать у учащихся чувство уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях;
  •  поддерживать и развивать  у школьников интерес к историческому прошлому своей страны, воинской славе России и ее национальным героям, сформировать чувство гордости за свою страну.

Материалы: компьютер, колонки, портреты военных деятелей, песня «Братские могилы»(слова и музыка В.Высоцкого); фрагмент песни «Ах, война….» (слова и музыка Б.Окуджавы); фрагмент песни « Горячий снег» ( музыка А.Пахмутовой, слова М.Львова); песня «Растет в Волгограде березка» (музыка Г.Пономаренко, слова М.Агашиной); песня «Поклонимся великим тем годам»( музыка А.Пахмутовой, слова М.Львова); песня «День победы» ( музыка Д.Тухманова, слова Л.Харитонова).

Использованная литература: «Великая отечественная война. 1941-1945» иллюстр. энцикл., М., 2005; «Битва за Сталинград», под ред. А.А. Кольтюкова и Ю.П. Квятковского., М.-СПб, 2002

Время урока: 45 минут

Ход урока

1-й ученик. Царицын - Сталинград- Волгоград…..Город, ставший стимволом России, символом « русского духа» и « русского характера». На этом рубеже советские солдаты проявили невиданную отвагу и стойкость и нанесли сокрушительный удар, изумивший Лондон, Париж и другие страны. С тех пор слово « Сталинград» вошло во все языки мира и стало вечным напоминанием о героизме, необыкновенной стойкости духа и беззаветной любви к своему Отечеству. День 2 февраля 1943 года является днем воинской славы России.

2- ученик.     Есть имена и есть такие даты,-

                       …………………………………

                        Не заглушить их памяти святой. (А.Твардовский)

3- ученик.  Эта «славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии» ( Франклин Рузвельт, президент США)

2- ученик. «Битва под Сталинградом –  это действительно золотая страница военной истории нашего народа». (А.И.Еременко, советский военачальник)

1 – й ученик.   В свой срок – не поздно и не рано –

Придет зима,  замрет земля.

И ты к Мамаеву кургану

Придешь второго февраля.

2-ученик.   И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты,

……………………………………….

Февраль-февраль, солдатский месяц-

Пурга в лицо, снега по грудь.

3-ученик.   Сто лет пройдет. И сто метелиц.

А мы пред ними все в долгу.

Февраль-февраль. Солдатский месяц-

Горят гвоздики на снегу.

4-ученик.  Сталинградская битва длилась двести дней и ночей – с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года на огромной территории площадью почти 100 тыс.кв.км.

5-ученик.  На отдельных этапах сражения с обеих сторон участвовало более 2 миллионов человек, свыше 26 тысяч орудий и минометов; 2,1 тысячи танков и свыше 2,5 тысяч боевых самолетов.

1-ученик.  Волгоград – Сталинград,                  

Души павших солдат                                          

Все горят – просто некуда деться.                      

 ……………………..

Но в бессмертье ушел, не простившись.

2-ученик.  Он упал на бегу,                                            

В красно – грязном снегу                                                

На кургане его захоронят.                                                                  

………………………………..

Молча люди стоят,

Журавли пролетят,

И курлыканье – как отпеванье. (Д.Дарин)

3-ученик.  Командование вермахта привлекло под Сталинград 1 миллион 11 тысяч человек. Гитлер ставил цель: овладеть Сталинградом, выйти к Волге и в кратчайшие сроки попасть на богатый нефтью Кавказ.

Захват нефтеносных районов на Юге объявлялся первоочередным.

4-ученик.  «Моя основная мысль – занять область Кавказа, возможно, основательно разбив русские силы… Если я не получу нефть из Майкопа и Грозного, я должен буду прекратить войну». Это – слова Гитлера.

5-ученик.  Начавшиеся в конце весны 1942 года активные боевые действия советских войск не привели к ожидаемым результатам. В Крыму и под Харьковом части Красной Армии потерпели серьезные поражения и понесли большие потери.

1-ученик.   Нами до сих пор не позабыты                                

Дни сражений местного значения.                              

……………………………………………                      

В смертных битвах местного значения.  (Н.Архангельский)

6- ученик.  Гитлер планировал взять Сталинград уже к 25 июля. Немецко-фашистские войска превосходили советские в личном составе в 1,7 раза, в артиллерии и танках- в 1,3 раза в самолетах- почти в 2 раза. Большинство дивизий, прибывших из резерва Ставки, еще не имело боевого опыта. Другие дивизии были измотаны в предыдущих сражения

Не позабыть мне первых схваток,                                

Разбитых сел, дорог в крови,                                        

………………………………                                            

Тот просто не был на войне. (А.Яшин)

3-ученик.   12 июля 1942 года – по решению Ставки Верховного главнокомандования – создан Сталинградский фронт под командованием маршала СССР С.К.Тимошенко ( а с августа –генерал-полковника А.И.Еременко). 14 июля 1942 года- Сталинградская область объявлена на осадном положении. 17июля 1942 года – начались бои на дальних подступах к Сталинграду. 28 июля 1942 года Наркомом Обороны Союза СССР И.В.Сталиным подписан Приказ №227: «….Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге, и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными запасами…..Пора покончить отступление. НИ ШАГУ НАЗАД. Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности…..»

4-ученик  Метров двести – совсем немного-

Отделяют от нас лесок

Кажется – велика ль дорога?

………………………………

Только бы прозвучал короткий

Долгожданный приказ: « Вперед» (Б.Богатков)

5 – ученик   Оружие мне дали и сказали:

Иди, солдат, Отчизну защищай,

…………………………..

Хочу награду лишь одну:

Оставьте званье мне солдата,

Прошедшего с боями всю войны. (Ю.Белят)

6-ученик  Начальник штаба оперативного руководства генерал Йодль заявлял: « Судьба Кавказа будет решена под Сталинградом». Немецкое командование укрепило войска Паулюса дополнительными резервами, под Сталинград были направлены 8-я итальянская армия, а позднее еще и румынские соединения.

Черный крест на груди итальянца-

…………………………………….

Но разбросано в снежных полях

 Итальянское синее небо,

Застекленное в мертвых глазах…( М.Светлов)

8 ученик     День 23 августа 1942 года стал для жителей Сталинграда и защитников города самым трагичным. Массированные бомбардировки с воздуха разрушали здания и нефтехранилища. Пылающая нефть разлилась по воде. Вся Волга была в огне. 40 тысяч жителей погибло один только день. 25 августа в городе было введено осадное положение.

Здесь было все, и каждому хватало

Осколков, пуль, отчаянья смертей.

…………………………………….

Во имя дня, которого мы ждали,

И верили, что этот день придет. (Ю.Белят)

9 ученик  Ожесточенность боев нарастала с каждым днем, с каждым часом. В середине сентября враг прорвался в городские кварталы, начались сражения в самом городе. И здесь пришла на помощь 13-я гвардейская дивизия генерала А.Родимцева. Всего за две ночи она сумела переправиться на западный берег Волги и с ходу вступить в бой.

Когда гремит над Волгоградом

………………………………..

Стальные воины Чуйкова,

Родимцева богатыри.

10 –ученик.  Вплоть до января 1943 года продолжались бои за Мамаев курган. « Курган называли красным за преобладавший в те дни  цвет его скатов после рукопашных схваток; железным – за то, что его поверхность на полуметровую глубину была начинена стальными чугунными осколками снарядов и мин, сделанных из руды Урала и Рура; мертвым – потому, что в нем нашли себе могилу десятки тысяч человек, что его почва не сможет воспроизвести на свет даже чахлой травы – сорняка. Здесь Гитлер потерял солдат и офицеров больше, чем Наполеон на Бородинском поле!»- так писал о Мамаевом кургане командир 13-й Гвардейской дивизии генерал-полковник А.И.Родимцев .Много, очень много на этом кургане – высоте 102,0 – полегло наших солдат

На Мамаевом кургане тишина,

За Мамаевым курганом тишина,

В том кургане похоронена война,

В мирный берег тихо плещется волна.( В.Боков)

В 1967 году на Мамаевом кургане был открыт памятник-ансамбль. Грандиозная 52-метровая скульптура «Родина-мать» поднимает Меч освобождения.

11-ученик.   Какими они были: солдаты – защитники Сталинграда? Те , для которых Волга была последним рубежом, дальше которого земли не было. Им невозможно было отступить. И они не отступили. Яков Павлов – сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение дома имело стратегическое значение. Из него можно было вести наблюдение и обстреливать занятую противником территорию города на расстоянии более километра .Группа солдат во главе с Павловым захватила дом и превратила его в настоящую крепость. 58 дней и ночей немцы подвергали дом непрерывному обстрелу, атаковали, бомбили, но взять так и не смогли. Дом Павлова стал символом Сталинградской обороны.

Василий Зайцев – снайпер 284-й стрелковой дивизии. Он лично уничтожил 240 фашистов. Немецко-фашистское командование доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов Конингса – уничтожить Зайцева. Но вскоре и он был застрелен известным снайпером.

Михаил Паникаха – боец 1-й роты 193-й стрелковой дивизии 885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Тогда он , объятый пламенем, бросился к немецкой машине и уничтожил вражеский танк с его экипажем.

Матвей Путилов – связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя нужно было исправить поврежденную связь. При выполнении этого задания ему раздробило обе руки. Истекая кровью, Матвей, теряя сознание, зубами соединил оба конца линии связи.

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.

…………………………………………….

Мужчины умирают, если нужно.

И потому живут в веках они. (М.Львов)

1-й ученик.         Утром 19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск под Сталинградом. Силами армий Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов, осуществлявших операцию « Уран», должна быть прорвана оборона противника. На пятый день наступления, в результате напряженных боев, уже 23 ноября, советские войска завершили окружение сталинградской группировки врага. Это был ошеломляющий успех. В окружении оказались штаб немецкой 6-й полевой армии, 5 немецких корпусов в составе 20 дивизий, 2 румынские дивизии, многочисленные тыловые части и учреждения, численностью 300 тысяч человек.

2-й ученик.          Из радиограммы Гитлера в штаб 6-й армии: « Войска 6-й армии, окруженные в Сталинграде, впредь будут именоваться войсками крепости Сталинград» Гитлер вновь и вновь подтверждал приказ удерживать Сталинград – любой ценой. От этого зависела, на его взгляд, судьба всего Восточного фронта.

3-й ученик.        Из донесения Паулюса Манштейну: « Резервов нет и создавать их не из чего. Большие потери и плохое снабжение, а также морозы в значительной мере снизили боеспособность войск. Если атаки противника будут продолжаться с той же силой еще несколько дней, удержать укрепленную линию окажется невозможным» .Вся страна следила за событиями на Волге.

…В заботах дня десятки раз подряд,

Сжимая зубы, затаив дыханье,

Твердили мы: - Мужайся, Сталинград!-

Сквозь наше сердце шло твое страданье…..

И пробил час. Удар обрушен первый,

От Сталинграда пятится злодей.

И ахнул мир, узнав, что значит верность,

Что значит ярость верящих людей. ( О.Бергольц)

4-й ученик.      10 января после мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска Донского фронта перешли в наступление. Началась операция « Кольцо». Нашим   предстояло рассечь окруженную группировку противника на части, а затем уничтожить их. Командующий 6-й армии, генерал-фельдмаршал вермахта Фридрих Паулюс отметил «Советская стратегия оказалась выше нашей….Лучшее тому доказательство – исход битвы на Волге, в результате которого я оказался в плену».

Горит на земле Волгограда

Вечный огонь солдатский –

Вечная слава тем,

Кем фашизм, покоривший Европу,

Был остановлен здесь.( М.Агашина)

Операция « Кольцо», а вместе с ней и вся контрнаступательная операция на Сталинградском направлении завершилась блестящей победой. Из доклада Командующего войсками Донского фронта К.К.Рокоссовского Верховному Главнокомандующему 2 февраля 1943года: « Выполняя Ваш приказ, войска Донского фронта в 16.00  2. 2.43 года закончили разгром и уничтожение окруженной сталинградской группировки противника»

5-й ученик.    В ходе контрнаступления Красной Армии под Сталинградом противник потерял свыше 800 тысяч человек, до 2 тысяч танков и штурмовых орудий, более 10 тысяч орудий и минометов, около 3 тысяч боевых и транспортных самолетов, свыше 70 тысяч автомашин, полностью лишился 32 дивизий и 3 бригад. Такого поражения враг не  испытывал с начала Второй мировой войны. Четвертую часть всех своих сил, действовавших в то время на советско-германском фронте ,потерял фашистский блок под Сталинградом. Это был коренной перелом в войне, фундамент которого был заложен еще в битве под Москвой.

От героев былых времен

Не осталось порой имен,

………………………….

Нам завещанный одним

Мы в сердцах храним. (Е.Агранович)

6-й ученик.   Страна высоко оценила подвиг своих героев. Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены государственных наград. 112 наиболее отличившихся были отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза. Более 750 тысяч участников сражения были награждены медалью « За оборону Сталинграда».

Пролетели года. Отгремели бои.

…………………………………………

Почему же ты замер – на сердце ладонь,

И в глазах, как в ручьях, отразился огонь? ( М.Агашина)

7-й ученик.         Пролетели годы Сталинград отстроился, стал Волгоградом. В городе сооружен музей-панорама « Сталинградская битва. Там хранится подлинник грамоты Ф.Рузвельта сталинградцам. Сталинград навсегда вошел в историю как символ величия и героизма нашего народа, его стойкости и мужества, его любви к своей Родине. И, продолжавшаяся 200 дней и ночей великая Сталинградская битва, в которой участвовало более 2 миллионов человек,никогда не забудется.

Не назовешь их поименно,-

Всех, кто много лет назад

……………………………..

Скажи лишь слово « сталинградцы»,

И всех ты сразу назовешь…..(А.Поляков)

Объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок Мужества "Великий перелом в войне", посвященный 70-летию Курской битвы в 7 классе

Данный материал вошел в цикл уроков о ВО войне: 1 урок - Сталнградская битва, 2 урок- Курская дуга, 3 урок - снятие блокады Ленинграда. В материал вошлли презентация. фильм, конспект урока, самоанализ...

Исследовательская работа "Колыванцы - участники Сталинградской битвы"

В школьном музее хранится памятный знак «Ветеран 62-ой армии». Этим знаком награжден Петр Иосифович Поднебеснов, а привезли этот памятный знак  из Волгограда. Основная цель исследования закл...

Участники Сталинградской битвы села Солоновка Смоленского района Алтайского края

Материал содержит сведения об  участников боёв: воспоминания,фамилии земляков, вернувшихся с войны и погибших под Сталинградом....

Исследовательская работа «Мой прапрадедушка — участник Сталинградской битвы»

На примере биографии  своего прапрадедушки Петра Доржиевича Добдонова  и своих земляков ученица  показала мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость российского солдата &nd...

Урок мужества "Великая битва- великой войны"

Презентация о Сталинградской битве...

В окопах Сталинграда (писатели и поэты- участники Сталинградской битвы)

Литературная гостинаяЦели и задачи мероприятия:охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в   Великой Отечественной войне;раскрыть причины победы советского ...

Презентация "Писатели- участники Сталинградской битвы"

Данная презентация рассказывает о писателях , участвовавших в Сталинградской битве во время Великой Отечественной войны. Материал использовался для проведения классного часа о Сталинградской битве, пр...