Нравственные уроки на занятиях в рамках факультатива "Вокруг тебя - Мир!"
методическая разработка (5 класс) по теме

Мажаева Валентина Васильевна

В 90-ые годы 20 века в российском образовании исчезло понятие нравственного воспитания. Считалось, что дело школы - хорошо учить. Авторитарный стиль преподавания и строгая регламентированность учебного процесса препятствовали духовному развитию ученика. Остро встал вопрос: как сформировать личность, способную творчески преобразовывать жизнь в соответствии с идеалами истины, добра и красоты? Найти ответ на него способны занятия факультативного курса «Вокруг тебя - Мир...», которые решают задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokrug_tebya_-_mir.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные уроки на занятиях в рамках факультатива

 «Вокруг тебя - Мир...»

В 90-ые годы 20 века в российском образовании исчезло понятие нравственного воспитания. Считалось, что дело школы - хорошо учить. Авторитарный стиль преподавания и строгая регламентированность учебного процесса препятствовали духовному развитию ученика. Остро встал вопрос: как сформировать личность, способную творчески преобразовывать жизнь в соответствии с идеалами истины, добра и красоты? Найти ответ на него способны занятия факультативного курса «Вокруг тебя - Мир...», которые решают задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера (ориентированность на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооружённого конфликта, исходя из принципа гуманности) и частных целей, способствующих литературному образованию учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала обучающихся, их речи). Художественные и публицистические произведения, помещённые в УМК, отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдаётся текстам, принадлежащим перу отечественных авторов. Изучаемые на факультативных занятиях тексты дают возможность обсудить с учениками проблемы «взрослой» жизни, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый человек, а именно проблемы взаимоотношений между людьми как в мирное время, так и на войне.  

Правовая информация для ученика вводится дозированно и адаптированно. От школьников не требуется безупречного знания правовой информации и употребления правовых терминов и понятий. Данный курс призван создать у детей лишь самые общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципе гуманности.  

Традиционно на уроках литературы в школе внимание учеников обращается на такие произведения отечественной и мировой литературы, в которых говорится о ценности человеческой жизни, о деятельном сострадании, уважении достоинства, ответственности за последствия совершённого выбора средств для достижения цели. Связанный с перечисленными понятиями принцип гуманности лежит в основе норм международного гуманистического права, суть положений которого соотносим с такими постулатами, как «Жизнь человеческая - наивысшая ценность», «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Работа по формированию системы нравственных ценностей учащихся проводится пошагово: название предлагаемой дефиниции происходит в контексте анализа литературного текста, позволяющего далее рассматривать данное понятие как приложимое или неприложимое в связи с положительными или отрицательными поступками персонажей; выделяются признаки понятия в процессе работы над многозначной семантикой слова; даётся определение понятия, основанное на существенных признаках; замеряется уровень понимания данной дефиниции учащимися в ходе продуцирования ими устных и письменных высказываний на дискуссионную тему или в ходе исследовательской работы.

В течение четырёх лет ученики осваивают дефиниции, необходимые для понимания и обсуждения этико-правовой проблематики курса:

-гуманность, гуманистический, гуманитарный, милосердие, деятельное сострадание

-уважение, честь, достоинство, личность, индивидуальность, выбор

-помощь, защита, уязвимость, страдание, конфликт, последствие, жертва

Предлагаю Вашему вниманию конспект обобщающего занятия факультативного курса «Вокруг тебя – Мир…» в 5-ом классе.

Тема:  «Неписаный закон жизни»

Цели: общие - подвести итоги обсуждаемых в течение года проблем; познакомить с Женевскими конвенциями как источником международного гуманитарного права; подготовить к продолжению разговора по некоторым из проблем, обсуждаемым в 6-8 классах; сформировать представление о важности и необходимости соблюдения в Мире людей общечеловеческих, гуманных, справедливых законов, норм; подвести детей к осознанию того, что литература любого народа, любых времён всегда стремилась говорить о нравственных ценностях как наивысшей норме, организующей жизнь человеческого общества; частные – развивать умение сравнивать и совершенствовать написанное; развивать творческие способности и умение аргументировать.

Словарь: совесть, гуманный, гуманное отношение, гуманизм, деятельное сострадание.

Вспомни! Анри Дюнан, международное гуманитарное право.

Эпиграф к занятию:

Некоторые неписаные законы твёрже писаных.

                                        Луций Сенека (римский писатель)

Закон, живущий в нас, называется совестью.

                                        Иммануил Кант (немецкий философ)

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Ребята, мы начинаем цикл обобщающих бесед по курсу «Вокруг тебя – Мир…».  Итак, год позади.

Какие книги он вам подарил?

Появились ли у вас любимые писатели?

Нашли ли вы «своего»  писателя? Что в нём вам особенно дорого?

В течение года мы знакомились с разными литературными произведениями, созданными в разное время авторами разных национальностей. Вспомним эти произведения, их авторов и героев.

Ученики перечисляют, учитель записывает на доске по окружности имена героев, оставляя в центре свободное место. Получился своеобразный МИР.

Неизвестный цветок                        Охотник и Чанг

Светик                                        Пирогов

Анри Дюнан                                        Денис Давыдов

Мальчик-звезда                        Петя Ростов

Что же объединяет всех писателей, адресующих свои произведения вам, пятиклассникам?

Все писатели рассказывают о том, как их герои, столкнувшись с серьёзными проблемами в своей жизни, пытаются их преодолеть, ищут выход из сложного положения.

С какими проблемами пришлось столкнуться героям литературных произведений, прочитанных в этом году?

Война, смерть, защита Отечества, бедность, нищета, голод, болезни, одиночество.

Кто из героев остался в памяти?

3. Проверка индивидуального домашнего задания.

        Воссоздайте героев, открытых писателями, найдите слова, чтобы определить их неповторимый, индивидуальный облик: пусть они сойдут со страниц книг и, как живые, предстанут перед нами.

Инсценирование.

Неизвестный цветок. Чему научила нас сказка?

Мальчик – звезда. Какой урок извлекли мы из этого произведения?

Светофорчик. Что вынесли для себя, читая сказку?

        Герои по ходу обсуждения записывают в середину круга ответы.

4. Обобщение ранее полученных знаний.

Итак, каждого из персонажей можно назвать отзывчивым, человечным. Таких людей можно назвать и иначе. Как?

Гуманными.

Что такое гуманизм?

Это человечность в отношении к людям, человеколюбие.

Что такое гуманное отношение? Какое это отношение?

Доброе, заботливое, внимательное…

        Как вы думаете, каким был бы Мир, если бы каждый из живущих в нём людей гуманно относился к другим людям?

Светлым, радостным, счастливым, крепким, дружным…

        Есть ли пример человека, которого с уверенностью можно назвать гуманным?

Анри Дюнан.

Что мы знаем о нём?

Анри Дюнан – швейцарец, основатель Международного комитета Красного креста, автор книги «Битва при Сольферино».

        Что помогло каждому из литературных героев, о которых мы вспомнили сегодня, остаться честным, порядочным, остаться Человеком с большой буквы?

Каждый из них старался поступать по совести, заботясь о тех, кто оказался рядом в трудной ситуации.

Докажите это примерами из произведений.

Ученики делают выборочный пересказ прочитанных текстов.

        Ребята, прозвучало новое слово, важное слово – совесть. Что это такое?

Это чувство, которое определяет наши поступки.

        А как толковый словарь даёт объяснение лексического значения этого слова? Зачитайте.

Один из учеников читает словарную статью: Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Близки мы были к истине? Подберите однокоренные слова к слову совесть.

Совестливый, совестный (устар.), бессовестный.

        Что народная мудрость говорит о совести?

Дети читают выписанные в тетради пословицы о совести (индивидуальное домашнее задание).

        Как вы понимаете выражение «угрызения совести»?

Душевные страдания, чувство стыда из-за своих поступков.

        Недаром французы говорят: «Лучшая подушка – чистая совесть». Кто из героев испытывал муки совести?

Мальчик-звезда.

        Вспомним нашего давнего знакомого – Светика из сказки Татьяны Александровой. Помните, как в критическую минуту что-то удержало его от необдуманного поступка? Что же это было?

Устройство внутри светофорчика, которое обязательно давало жёлтый свет, прежде чем разрешить зажечься зелёному или красному сигналам.

        Нужны ли такие механизмы в Мире людей?

Бесспорно.

        Что является таким механизмом?

Совесть.

        Русский учёный Илья Шевелёв утверждал, что «совесть – это внутренний компас, чутко реагирующий на всякое отклонение от правильного курса жизни».

5. Парная работа.

        Руководствуясь своей совестью, обратившись к опыту литературных персонажей, попытайтесь сформулировать один из главных нравственных законов для людей нашего с вами Мира. Какой закон предлагает сосед по парте? Обсудите с ним ваши варианты. Придите к соглашению и предложите единую для вашей пары формулировку.

Ученики представляют свои варианты.

        

Выделите главное, единое, общее для всех людей.

ПОМОЩЬ                                                БЕСКОРЫСТИЕ

ЗАБОТА                ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСТУПКИ

ПОНИМАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОЕ СОСТРАДАНИЕ

        Однако любые законы останутся пустым звуком, если не будет внутреннего убеждения, твёрдых принципов, внутреннего механизма, который вовремя сработает, подаст сигнал, если не будет…СОВЕСТИ.

        Вернёмся к эпиграфу, с которого начали занятие. Найдите ключевые слова. Как вы понимаете эти слова?

        Так каков он – неписаный закон жизни, который не встретишь ни в одном сборнике законов, ни в одной Конституции, потому что каждый формулирует его для себя сам в душе. Попробуем его озвучить.

Жить нужно по совести!

         «Совесть карает иногда даже там, где закон этого не делает» Этими глубокими словами мы закончим наш серьёзный разговор. Благодарю за сопереживание, соучастие, сочувствие. Наличие всех этих качеств вы сегодня убедительно продемонстрировали.

        Домашнее задание: перечитать рассказ А.Гайдара «Совесть», подготовить устное высказывание по темам: 1 вариант – «Герой, похожий на меня»; 2 вариант – «Самое памятное занятие по курсу «Вокруг тебя – Мир…» в этом учебном году».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление духовно-нравственных качеств личности ребенка в рамках реализации курса ОРКСЭ

Данная статья предначначена для преподавателей курса ОРКСЭ, в ней освещается актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современной российской школе. Автор, опираясь на опыт преподавания...

« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

В данном материале расссматривается работа воспитателя по формированию нравственных качеств личности у воспитанников....

« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

Материал из опыта работы воспитателя по формированию нравственных качеств воспитанников....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "ЧТО ДУМАЕТ О ТЕБЕ ТВОЙ ДРУГ?"

Занятие разработано для детей 12-13 лет с целью  психодиагностики  посредством выявления типа темперамента своих одноклассников, друзей или знакомых. Данная методика позволит проводить анали...

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности» Стрелковой Марии Федоровныучителя русского...

«Нравственные и духовные ориентиры на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС НОО И ООО»

laquo;Нравственные и духовные ориентиры на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС НОО И ООО» -выступление на педсовете...