«Нравственные и духовные ориентиры на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС НОО И ООО»
презентация к уроку
«Нравственные и духовные ориентиры на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС НОО И ООО» -выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovetu_1mart_2018.pptx | 2.77 МБ |
pedsovet_mart_18.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Всякое искреннее наслаждение изящным есть само по себе источник нравственной красоты » К.Д.Ушинский
Целью своей работы считаю: :формирование духовной культуры, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, освоение художественного опыта.
воспитание нравственных и патриотических качеств школьников, бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей; воспитание толерантности ,уважение к другим народам и их культурам, и умению плодотворно взаимодействовать с ними; формирование традиционного миропонимания и мировоззрения; ценностное отношение к прекрасному , формирование представлений об эстетических ценностях, формирование независимого творческого мышления; ценностное отношение к природе, окружающей среде, восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека , за среду обитания и всего живого на планете; ценностное отношение к здоровью и осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека. Духовно-нравственное воспитание:
Вся деятельность учителя изобразительного искусства подчинена, прежде всего воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности. На занятиях изобразительного искусства дети учатся рисовать, лепить , писать красками, конструировать. Но не только. Еще есть умение видеть в окружающей жизни то, что не замечают, не видят другие. Умение вглядываться в жизнь - самое главное умение!
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира.
Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. «Конкурс «Пасха»
Самая высокая цель в искусстве это помочь людям понимать друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по- настоящему Человеком. Через изображения можно выразить самые сложные человеческие чувства.
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте, милосердии и культурной полноценности в восприятии мира. Патриотическая акция «Георгиевская ленточка: Я помню! Я горжусь»
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»
Доклад на тему:
(выступление на педагогическом совете)
«Нравственные и духовные ориентиры на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС НОО и ООО»
Подготовила:
учитель ИЗО
Гомозова Л.А.
2018
«Всякое искреннее наслаждение изящным есть само по себе источник нравственной красоты»
К.Д.Ушинский
Сегодня в воспитании школьников всё больше внимания уделяется духовно- нравственному аспекту.
И программа предмета «Изобразительное искусство» в школе в полной мере включает в себя великие и вечные темы.
Целью своей работы считаю: формирование духовной культуры, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, освоение художественного опыта.
На своих уроках я ставлю перед собой следующие задачи:
- воспитание нравственных и патриотических качеств школьников, бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей;
- воспитание толерантности, уважение к другим народам и их культурам, и умению плодотворно взаимодействовать с ними ; формирование традиционного миропонимания и мировоззрения;
- ценностное отношение к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях, формирование независимого творческого мышления;
- ценностное отношение к природе, окружающей среде, восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания
и всего живого на планете; - ценностное отношение к здоровью и осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека.
Вся деятельность учителя изобразительного искусства подчинена, прежде всего, воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности.
В своей работе я использую УМК (учебно-методические комплекты) « Изобразительное искусство» для учащихся 1-4х классов начальной школы и 5-7х классов среднего звена. Считаю, что на уроках в начальной школе происходит первоначальное раскрытие наиболее важных для формирования ребенка "вечных тем" - тем добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества. Как средство обучения используются в работе интеграция с такими школьными предметами, как литература, история. Интегрированное обучение позволяет детям получить целостное представление об окружающем мире.
В формировании личности ребёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно – творческой деятельности: рисование, лепка, конструирование.
Изобразительная деятельность должна носить яркий, эмоциональный, творческий характер. А значит, педагог должен создавать для этого все условия.
Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство » является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.
С раннего возраста учащиеся выполняют разножанровые работы: натюрморты, портреты, пейзажи, тематические (сюжетные) композиции, иллюстрации. Тем самым я организую глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развивая зрительную память, наблюдательность (ведь можно смотреть и не видеть), а также воспитываю эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе.
Изобразительное искусство в начальной школе включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие как темы «материнства», «мудрость старости», где учащиеся выполняют живописные портреты мамы, бабушки, дедушки.
Изучая в 4-м классе тему «Материнство», дети рассматривают произведения изобразительного искусства (икону «Владимирская Богоматерь», «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, «Мать и дитя» П. Пикассо) — портреты, в которых великие мастера воспели образ матери: чистое сердце и чистый взор, любовь, сияющую из глубин человеческой души. Эти произведения вызывают у зрителей чувство благоговения. Затем предлагаю детям задание: нарисовать себя с мамой, акцентируя внимание на том, что главное в этих работах — не сходство, а чувства.
«Иллюстрации к Библии» (6-й класс). Через изображения библейских сюжетов можно выразить сложные человеческие чувства. Необходимо остановить своё внимание на жертвенной любви Бога к человеку и на проблеме предательства. Задание: выполнить иллюстрацию к библейскому сюжету.
Темы уроков строятся на осмыслении постепенно расширяющейся сферы взаимоотношений ребёнка с окружающим миром: «Я и моя семья», «Я и другие», «Я и мир вокруг меня», «Я и мой город», «Я и Россия». То есть духовно-нравственное воспитание определяется основными типами отношений ученика с окружающим миром: отношениями с близкими людьми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми, с самим собой, с природой.
«Великая Отечественная война» (7-й класс) — главная тема. Отношение к Великой Отечественной войне наполнено не только чувством радости победы, но и горечью утрат. Учащиеся иллюстрируют литературные произведения о войне, а также создают открытки и плакаты, посвящённые Дню Победы.
Прийти к такому результату поможет деятельный подход, в основе которого получение всей информации через деятельность (размышление, проблемный вопрос, проблемная ситуация, творческое задание).
Одним из универсальных способов разговора с детьми в начальных классах на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Каждый ребенок мечтает когда-нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения.
Успешный результат в духовно-нравственном воспитании школьников достигается и при проведении психологического тренинга. Благодаря ему снимается напряжение и обеспечиваются добрые и доверительные отношения между учениками и учителем. Положительный настрой служит поводом для осуществления поставленных целей: ознакомление с шедеврами мирового искусства, развитие воли и самостоятельности, а также воспитание культурного, духовно-нравственного человека.
Считаю, что обязательным и своевременным должен быть показ выставочных работ, выполненных школьниками по всем темам уроков (выставочный фонд). Очень важно, если ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей.
Участие в тематических конкурсах формирует у ребёнка такие качества как милосердие, сострадание, великодушие, желание прийти на помощь.
Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем. Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.
Учитель – это тот проводник, от которого зависит, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие нового поколения, полнота и красота личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. И в наших силах подготовить достойное молодое поколение – будущее духовного государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».
Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....
Системно - деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как основа реализации ФГОС
Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с учетом их индивидуальны...
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...
Методическое пособие «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС»
quot;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."...
Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства
Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым? ...
"Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"
Выступление на районном МО учителей изобразительного искусстваУчитель: Крылова Татьяна Робертовна...