Открытый урок в рамках регионального семинара "Нравственные уроки взросления и становления личности в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Вялых Элеонора Леонидовна

Данная  методическая разработка  будет полезна при изучении В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пристень» Пристенского района Курской области

Открытый урок в рамках муниципального семинара

        Тема:

«Нравственные уроки взросления и становления личности в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Взрослым так просто, все знают они наперед.

Ну, а подросток, пока он еще подрастет…

(из К/ф «Пацаны»)

        Ход урока

Оргмомент. Полилог.

Учитель: -Поговорим? Дети: – Поговорим!

Учитель: - А знаете о чём? Дети:– О чём?

Учитель: - О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Учитель: - Поговорим? Дети:– Поговорим!

Учитель:- Нам будет интересно!

Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были познакомиться с биографией, сейчас я проверю, как вы справились с этим заданием. (Прием «Чистая доска»)

  1. В каком журнале начинает работать В.П.Астафьев? (Смена).
  2. В каком году родился В.П.Астафьев? (1 мая 1924год).
  3. О чем В.П. Астафьев пишет свои рассказы? (О детстве, родном селе, о дедушке и о бабушке).
  4.  Где родился В.П.Астафьев? (В Сибири, село Овсянка).

Ребята, действительно, память об Астафьеве жива и сегодня. Астафьев – великий писатель, который на протяжении свой жизни написал большое количество произведений, внес свой огромный вклад в развитие литературы. Его произведения находятся на золотой полке нашей России. Перед вами выставка его произведений, с некоторыми вы уже знакомы, но есть и такие, с которыми вам предстоит познакомиться. Среди них рассказ «Конь с розовой гривой», который вы дома прочитали.

Блиц-опрос.

Откройте тетради. Сейчас мы с вами проверим знания текста. А в этом нам поможет Блиц-опрос. Я буду зачитывать утверждения, если вы согласны, то ставите +, если нет, то -.

  1. Главный герой рассказа Витя.
  2. Мальчик жил в полной семье.
  3. Бабушку главного героя звали Катерина.
  4. Бабушка купила «пряник конем».
  5. Действие происходит впервые годы после Гражданской войны.
  6. Мальчишки собирали грибы.
  7. Вите 9 лет.
  8. 8.Дедушка называл Витю «в сердцах или в наслышку» генералом.

б) Взаимопроверка

Ключи к Блиц-опросу: 1+, 2-, 3+, 4+, 5+, 6-, 7-, 8+. Каждый правильный ответ- это 1 балл.

8+ - «5»

6-7 + - «4»

4-5 + - «3»

0-3 + - «2»

Поднимите солнышко, у кого оценка «5», солнышко и тучку -«4», тучку - «3», «2». Рада, что сегодня у нас на уроке очень солнечно. Молодцы, хорошо подготовились.

Подготовка к работе с текстом, опираясь на жизненный опыт.

  1. Ребята, на классных часах мы не раз говорили о нравственности;
  2. Скажите, пожалуйста, что такое нравственность? (ответы детей);
  3. Давайте уточним лексическое значение слова «нравственность». Заглянем в Толковый словарь С. И.Ожегова [3, c 254].

НРАВСТВЕННОСТЬ - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

  1. Что такое нравственные ценности? (духовные качества человека, идеалы);
  2. Подумайте, когда в человеке начинают закладываться первые нравственные ценности? (именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни).

Обмен информацией в парах. Формулирование учащимися целей урока.

Прием «Корзина идей»

  1. А сейчас вы поработаете в парах. Обсудите с соседом и запишите на листах бумаги в виде землянички нравственные ценности, которые вы знаете.(1минута);
  2. Что у вас получилось?

(Каждая пара поочерёдно называет свои примеры. Список может быть следующим: справедливость, милосердие, честь, совесть, доверие к людям, любовь, доброта, чувство собственного достоинства и т.д.).

Посмотрите, какой большой список у нас получился. Выберете из списка только те ценности, о которых говорится в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» (честность, доброта, понятие долга и др. и кладут их в корзину)

Как вы считаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? (учащиеся формулируют цели урока) (оценить поступки героя и выяснить какие жизненные уроки извлек мальчик в сложившихся обстоятельствах)

Тема нашего урока «Нравственные уроки взросления и становления личности в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Обратите внимание на эпиграф урока:

Взрослым так просто, все знают они наперед.

Ну, а подросток, пока он еще подрастет…

                                        из к/ф «Пацаны»

Как вы его понимаете?

Молодцы, ребята, в конце урока мы еще вернемся к эпиграфу.

Работа с художественным текстом.

На прошлом уроке мы с вами в рассказе выделили 3 части, но не успели их озаглавить. Сейчас вам предстоит поработать в парах и составить в тетрадях план рассказа.

  1. Поход за ягодой.
  2. Возвращение бабушки. / Обман раскрылся.
  3. Розовый конь на столе. / Урок на всю жизнь.

Анализ 1 части «Поход за ягодой»

  1. Где и когда происходит действие рассказа?
  2. Что это было за время? Как жилось людям? (время было тяжелое, жилось очень трудно);
  3. Кто главные герои рассказа? (герой рассказа - сирота, бабушка, дедушка, семья Левонтьевых);
  4. Почему пряник конем для героя был  желанным подарком;
  5. Что нужно было сделать, чтобы заслужить пряник конем? ( Нужно было сходить на увал, собрать ягоды, трудом заслужить пряник);
  6. Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика;
  7. О чем это говорит?

(Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду).

Давайте вспомним эпизод, когда ребята собирали ягоды. Охарактеризуйте ребят: левонтьевских и рассказчика. (Текст).

Какой можем сделать вывод из 1 части текста?

ВЫВОД: В семье Вити знают цену труду.

Словарная работа:

Увал-

 Туесок-

Шаньга-

ФИЗМИНУТКА

-А теперь, ребята, встать.

Руки медленно поднять!

Как Витя пальцы сжать,

И быстрее ягоды собирать!

Наклонитесь вправо, влево,

И беретесь вновь за дело!

Молодцы, продолжаем работать!

Анализ 2 части «Возвращение бабушки» / «Обман раскрыт»

  1. 1.Что ему посоветовал Санька?
  2. Как автор рисует душевные переживания героя? (по тексту);
  3. Почему он не хочет сказать бабушке правду?
  4. Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить? (по тексту);
  5. Какой же можно сделать вывод?

ВЫВОД: Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.

Анализ 3 части «Конь на столе»

Работа с Иллюстрацией к рассказу Астафьева.

  1. Какой эпизод запечатлел художник?
  2. Что, по-вашему, передано наиболее удачно?
  3. Как же наказала его бабушка? (чтение текста);
  4. Почему бабушка так поступила?
  5. Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?
  6. Как вы считаете, что такое мудрость?
  7. Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока? (Он понял, что бабушка не только строгая, но и добрая, любит его. Благодарен ей за доброту, за науку, за то, что помогала очиститься от зла, понять свою вину, заслужить подарок муками совести. Помогла осознать вину);
  8. Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней? (бабушка сыграла главную роль в жизни мальчика).

ВЫВОД: Таким образом, бабушка верила в внука, понимала, что он мучится и раскаивается. А милосердие, доброта, и прощение сделали то, что не сделало бы самое жестокое наказание. А уроки — доброты - это самые действенные уроки.

Итог урока.

        Ребята, перед вами несколько пословиц, содержание которых касается разных сторон человеческих отношений. Выберите те, которые созвучны с содержанием нашего урока. Аргументируйте свой ответ. (Работа в паре)

- Снаружи мило, а внутри гнило.

-Верная указка не кулак, а ласка.

-Добро сильнее зла.

-Без строгости и щенка не вырастишь.

Ребята, мы с вами подробно проанализировали рассказ.  Скажите мне, пожалуйста, как вы сейчас понимаете эпиграф к уроку.

Рефлексия «Облако Тегов»

Перед вами облако «Тегов». Выберете 1 предложение и его закончите.

Сегодня я убедился…

Сегодня я узнал…

Сегодня я научился…

Я задумался о том…

На мой взгляд, произведение Астафьева «Конь с розовой гривой» …

Я надеюсь, что рассказ оставит след в вашем сердце, пробудит память прошлого и поможет оценить ваши поступки. Спасибо за урок.

Домашняя работа: расскажите о пользе чтения этого рассказа, как будто перед вами человек, не любящий читать, но вы его должны убедить прочитать этот рассказ.

Выставление отметок.        

Список литературы:

  1. Коровина В. Я. Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2015 г.- 520 с.
  2. Литературные имена [Электронный ресурс]:// Интернет – журнал «Литературное имя». – 2014.[Электронный ресурс]. Адрес:http//www.library.ru
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М.:Русс. яз.,1991.
  4. Сайт жизни и творчества В.П.Астафьева [Электронный ресурс]:// Электронная библиотека. – 2015. .[ Электронный ресурс]. Адрес:(http//www.library.template-cms.ru).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....

Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Предлагаемый урок был проведен  в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....

Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".

Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева  "Конь с розовой гривой"....

Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" Литература. 6 класс....

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ  В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой”

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой&rdquo...