Открытый урок в рамках регионального семинара "Нравственные уроки взросления и становления личности в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Данная методическая разработка будет полезна при изучении В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пристень» Пристенского района Курской области
Открытый урок в рамках муниципального семинара
Тема:
«Нравственные уроки взросления и становления личности в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Взрослым так просто, все знают они наперед.
Ну, а подросток, пока он еще подрастет…
(из К/ф «Пацаны»)
Ход урока
Оргмомент. Полилог.
Учитель: -Поговорим? Дети: – Поговорим!
Учитель: - А знаете о чём? Дети:– О чём?
Учитель: - О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Учитель: - Поговорим? Дети:– Поговорим!
Учитель:- Нам будет интересно!
Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были познакомиться с биографией, сейчас я проверю, как вы справились с этим заданием. (Прием «Чистая доска»)
- В каком журнале начинает работать В.П.Астафьев? (Смена).
- В каком году родился В.П.Астафьев? (1 мая 1924год).
- О чем В.П. Астафьев пишет свои рассказы? (О детстве, родном селе, о дедушке и о бабушке).
- Где родился В.П.Астафьев? (В Сибири, село Овсянка).
Ребята, действительно, память об Астафьеве жива и сегодня. Астафьев – великий писатель, который на протяжении свой жизни написал большое количество произведений, внес свой огромный вклад в развитие литературы. Его произведения находятся на золотой полке нашей России. Перед вами выставка его произведений, с некоторыми вы уже знакомы, но есть и такие, с которыми вам предстоит познакомиться. Среди них рассказ «Конь с розовой гривой», который вы дома прочитали.
Блиц-опрос.
Откройте тетради. Сейчас мы с вами проверим знания текста. А в этом нам поможет Блиц-опрос. Я буду зачитывать утверждения, если вы согласны, то ставите +, если нет, то -.
- Главный герой рассказа Витя.
- Мальчик жил в полной семье.
- Бабушку главного героя звали Катерина.
- Бабушка купила «пряник конем».
- Действие происходит впервые годы после Гражданской войны.
- Мальчишки собирали грибы.
- Вите 9 лет.
- 8.Дедушка называл Витю «в сердцах или в наслышку» генералом.
б) Взаимопроверка
Ключи к Блиц-опросу: 1+, 2-, 3+, 4+, 5+, 6-, 7-, 8+. Каждый правильный ответ- это 1 балл.
8+ - «5»
6-7 + - «4»
4-5 + - «3»
0-3 + - «2»
Поднимите солнышко, у кого оценка «5», солнышко и тучку -«4», тучку - «3», «2». Рада, что сегодня у нас на уроке очень солнечно. Молодцы, хорошо подготовились.
Подготовка к работе с текстом, опираясь на жизненный опыт.
- Ребята, на классных часах мы не раз говорили о нравственности;
- Скажите, пожалуйста, что такое нравственность? (ответы детей);
- Давайте уточним лексическое значение слова «нравственность». Заглянем в Толковый словарь С. И.Ожегова [3, c 254].
НРАВСТВЕННОСТЬ - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
- Что такое нравственные ценности? (духовные качества человека, идеалы);
- Подумайте, когда в человеке начинают закладываться первые нравственные ценности? (именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни).
Обмен информацией в парах. Формулирование учащимися целей урока.
Прием «Корзина идей»
- А сейчас вы поработаете в парах. Обсудите с соседом и запишите на листах бумаги в виде землянички нравственные ценности, которые вы знаете.(1минута);
- Что у вас получилось?
(Каждая пара поочерёдно называет свои примеры. Список может быть следующим: справедливость, милосердие, честь, совесть, доверие к людям, любовь, доброта, чувство собственного достоинства и т.д.).
Посмотрите, какой большой список у нас получился. Выберете из списка только те ценности, о которых говорится в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» (честность, доброта, понятие долга и др. и кладут их в корзину)
Как вы считаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? (учащиеся формулируют цели урока) (оценить поступки героя и выяснить какие жизненные уроки извлек мальчик в сложившихся обстоятельствах)
Тема нашего урока «Нравственные уроки взросления и становления личности в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Обратите внимание на эпиграф урока:
Взрослым так просто, все знают они наперед.
Ну, а подросток, пока он еще подрастет…
из к/ф «Пацаны»
Как вы его понимаете?
Молодцы, ребята, в конце урока мы еще вернемся к эпиграфу.
Работа с художественным текстом.
На прошлом уроке мы с вами в рассказе выделили 3 части, но не успели их озаглавить. Сейчас вам предстоит поработать в парах и составить в тетрадях план рассказа.
- Поход за ягодой.
- Возвращение бабушки. / Обман раскрылся.
- Розовый конь на столе. / Урок на всю жизнь.
Анализ 1 части «Поход за ягодой»
- Где и когда происходит действие рассказа?
- Что это было за время? Как жилось людям? (время было тяжелое, жилось очень трудно);
- Кто главные герои рассказа? (герой рассказа - сирота, бабушка, дедушка, семья Левонтьевых);
- Почему пряник конем для героя был желанным подарком;
- Что нужно было сделать, чтобы заслужить пряник конем? ( Нужно было сходить на увал, собрать ягоды, трудом заслужить пряник);
- Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика;
- О чем это говорит?
(Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду).
Давайте вспомним эпизод, когда ребята собирали ягоды. Охарактеризуйте ребят: левонтьевских и рассказчика. (Текст).
Какой можем сделать вывод из 1 части текста?
ВЫВОД: В семье Вити знают цену труду.
Словарная работа:
Увал-
Туесок-
Шаньга-
ФИЗМИНУТКА
-А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять!
Как Витя пальцы сжать,
И быстрее ягоды собирать!
Наклонитесь вправо, влево,
И беретесь вновь за дело!
Молодцы, продолжаем работать!
Анализ 2 части «Возвращение бабушки» / «Обман раскрыт»
- 1.Что ему посоветовал Санька?
- Как автор рисует душевные переживания героя? (по тексту);
- Почему он не хочет сказать бабушке правду?
- Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить? (по тексту);
- Какой же можно сделать вывод?
ВЫВОД: Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.
Анализ 3 части «Конь на столе»
Работа с Иллюстрацией к рассказу Астафьева.
- Какой эпизод запечатлел художник?
- Что, по-вашему, передано наиболее удачно?
- Как же наказала его бабушка? (чтение текста);
- Почему бабушка так поступила?
- Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?
- Как вы считаете, что такое мудрость?
- Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока? (Он понял, что бабушка не только строгая, но и добрая, любит его. Благодарен ей за доброту, за науку, за то, что помогала очиститься от зла, понять свою вину, заслужить подарок муками совести. Помогла осознать вину);
- Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней? (бабушка сыграла главную роль в жизни мальчика).
ВЫВОД: Таким образом, бабушка верила в внука, понимала, что он мучится и раскаивается. А милосердие, доброта, и прощение сделали то, что не сделало бы самое жестокое наказание. А уроки — доброты - это самые действенные уроки.
Итог урока.
Ребята, перед вами несколько пословиц, содержание которых касается разных сторон человеческих отношений. Выберите те, которые созвучны с содержанием нашего урока. Аргументируйте свой ответ. (Работа в паре)
- Снаружи мило, а внутри гнило.
-Верная указка не кулак, а ласка.
-Добро сильнее зла.
-Без строгости и щенка не вырастишь.
Ребята, мы с вами подробно проанализировали рассказ. Скажите мне, пожалуйста, как вы сейчас понимаете эпиграф к уроку.
Рефлексия «Облако Тегов»
Перед вами облако «Тегов». Выберете 1 предложение и его закончите.
Сегодня я убедился…
Сегодня я узнал…
Сегодня я научился…
Я задумался о том…
На мой взгляд, произведение Астафьева «Конь с розовой гривой» …
Я надеюсь, что рассказ оставит след в вашем сердце, пробудит память прошлого и поможет оценить ваши поступки. Спасибо за урок.
Домашняя работа: расскажите о пользе чтения этого рассказа, как будто перед вами человек, не любящий читать, но вы его должны убедить прочитать этот рассказ.
Выставление отметок.
Список литературы:
- Коровина В. Я. Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2015 г.- 520 с.
- Литературные имена [Электронный ресурс]:// Интернет – журнал «Литературное имя». – 2014.[Электронный ресурс]. Адрес:http//www.library.ru
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М.:Русс. яз.,1991.
- Сайт жизни и творчества В.П.Астафьева [Электронный ресурс]:// Электронная библиотека. – 2015. .[ Электронный ресурс]. Адрес:(http//www.library.template-cms.ru).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....
Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Предлагаемый урок был проведен в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....
Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".
Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" Литература. 6 класс....
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой”
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой&rdquo...