Становление духовно-нравственных качеств личности ребенка в рамках реализации курса ОРКСЭ
статья на тему
Данная статья предначначена для преподавателей курса ОРКСЭ, в ней освещается актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современной российской школе. Автор, опираясь на опыт преподавания курса, доказывает важную роль в воспитании нравственных качеств модулей курса ОРКСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorodskoy_forum_savickaya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Савицкая Л.Ю.
Учитель истории и ОРКСЭ МБОУ «Школа №17», г.Ачинск, Красноярский край.
Тема: «Становление духовно-нравственных качеств личности ребенка в рамках реализации курса ОРКСЭ»
«Родной край, его история», - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Важнее всего в современных российских условиях ставится вопрос о духовно-нравственных ценностях подрастающего поколения. Духовное воспитание - есть процесс воспитания души человека, являющейся очень сложной категорией сознания человека.
Это особенно важно сейчас, когда смещаются идеалы и ценности, не видится нравственной альтернативы бездуховности, цинизма, неограниченного потребительства, насилия и жестокости.
Современное образование находится в процессе модернизации. Первым и наиболее важным этапом является внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где ведущей является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Немаловажное место в этом направлении занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики», целью которого является формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа. Воспитание в системе ценностей, раскрывающихся в мировых религиозных культурах, изучаемых в курсе ОРКСЭ, является устойчивой и совершенной системой воспитания, в которых никогда не изменят и не потеряют своего значения основные понятия: Добро, Зло, Любовь, Долг, Отечество.
Религиозная история российского народа составляет неотъемлемую часть исторического и культурного наследия нашей страны. Она связана с народной жизнью, бытом, обычаями межличностного общения, определяет особенности национального мировоззрения и представляет собой многообразие религиозных общественных объединений.
Необходимо научить ребенка любить своим примером и делом, и основой для этого должны стать духовно-нравственные идеалы, нашедшие отражение в мировых религиях, которые позволят сформировать историческое сознание, осмыслить личностную связь с историей своего народа.
ОРКСЭ поможет развиваться личности школьника многосторонне. Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки. Ведь во всех мировых традиционных религиях есть заповеди, нравственные нормы.
В рамках курса ОРКСЭ возможна деятельная форма усвоения добра во всех его проявлениях. Попадая в ситуацию морального и нравственного выбора, создаваемую посредством проблемных ситуаций на уроках; в процессе открытия нового – возможно понимание важности принятия ценностей, отраженных в мировых религиях. Ситуация взаимодействия учащихся со своим собственным опытом делает знание доступным и практическим. Нравственные идеалы, как воплощение представлений о человеке, близки ребенку, который мыслит образами и сравнениями. Учит детей подражать положительному опыту.
Духовно-нравственное воспитание – проблема комплексная и решить ее можно, только включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.
При выполнении таких заданий, как интервью, написание свода правил поведения членов семьи, мини – сочинений («Традиции моей семьи», «Что значит быть патриотом», «Что значит уважать Отечество»), я предлагаю ребятам обращаться к членам своей семьи.
Например, выражая свое отношение к одному из модулей ОРКСЭ, Костенко Валерия, ученица 4 «А» класса отметила, что «наши уроки заставляют меня задуматься о том, как нужно относиться к людям. Я узнала о том, что такое молитва и для чего она нужна». Ребята осознанно заявляют, что знание заповедей и нравственных норм меняет отношение человека к себе и к своим поступкам. «Обсуждаемые темы помогли мне понять то, что нужно задуматься не только о себе, о своей душе, поступках, но и своих близких и друзьях» - высказывание Бухаровой Дарьи, 4 «А» класс. «Я постараюсь всегда говорить правду, совершать только добрые поступки, ведь это очень важно», - Гук Виктор, 4 «Б» класс.
На уроках проводится не мало бесед на этические темы, применяется диалоговая технология, ведь обсуждение в парах, общее обсуждение способствует развитию логического мышления, речевых умений, эмоциональной сферы личности ребенка, ребята учатся уважать и принимать мнение других.
Курс ОРКСЭ способствует интеграции всех участников образовательного процесса в национальную и мировую культуру, существенно расширяет кругозор.
Развитие национальных традиций, осмысление культурного наследия не может не привести к усвоению духовно-нравственных ценностей подрастающим поколением. Это работа представляется очень сложной, но способна заложить крепкий фундамент для воспитания.
Актуальным в этом вопросе является проблема частичной безграмотности педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания. Учитель обязан спросить себя: «Какой идеей проникнут я? Какой идеей я руководствуюсь в своей жизни и профессиональной деятельности?».
Если учитель ориентируется на высокие идеалы, привносит их в учительское дело, то и ученики неминуемо будут возвышаться духом, крепнуть в своем нравственном воспитании.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности, духовности и творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»
В данном материале расссматривается работа воспитателя по формированию нравственных качеств личности у воспитанников....
« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»
Материал из опыта работы воспитателя по формированию нравственных качеств воспитанников....
Педагогический опыт "Изучение традиционного народного искусства как средство становления духовно- нравственной личности"
Знакомство с искусством декоративной росписи закладывает фундамент предметного восприятия мира и является эффективным средством эстетического воспитания человека с самого раннего возраста....
«Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в рамках реализации ФГОС»
1 слайд Добрый день коллеги. Тема моего выступления: «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в рамках реализации ФГОС» 2 слайд «Из всех наук, которые должен знать человек, главней...
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...
Становление духовно-нравственного воспитания на основе эколого-краеведческого волонтерского движения
Статья была представлена на международной конференции "Наука, образование, бизнес: проблемы, перспективы, интеграция" (М.: АР-Консалт, 2013)....
«Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС» «Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС»
Доклад на теоретический семинар учителей инностранных языков...