Методическая разработка урока истории в 8 классах по теме: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира» с использованием адаптивной технологии (семинар – лабораторная работа).
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
На уроке - семинаре курса "Новой истории" обучающиеся 8-х классов узнают новые художественные стили живописи XIX века, знакомятся с основными произведениями авторов - импрессионистов и реалистов, осознают связь влияния эпохи промышленной революции на художественные стили и внутренний мир человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnaya_tekhnologiya._internet_8_kl.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока истории в 8 а,в,г классах по теме: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира» с использованием адаптивной технологии (семинар – лабораторная работа).
Тема уроков, план уроков, возможная личностно значимая проблема | Искусство в поисках новой картины мира 6.В поисках собственного пути -художники постимпрессионисты: Поль Сезан, Поль Гоген. 7. Неистовый художник – Винсент Ван Гог. 8. Романтизм в музыке. Создатели «Маленьких шедевров»: Франц Шуберт, Фридерик Шопен. 9. Оперные шедевры Джузеппе Верди, Жоржа Бизе. 10. Возможная личностно значимая проблема: безудержное развитие технического прогресса, изменившийся мир заставляет художников, музыкантов, писателей искать новые формы выражения художественных образов. Всегда ли музыка и живопись отображают реальные картины жизни. |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся знают новые художественные стили живописи; на семинаре знакомятся с основными произведениями авторов; выявляют творческие особенности художников; осознают связь между промышленной революцией, изменением внутреннего мира человека; понимают различия между романтизмом, импрессионизмом, постимпрессионизмом, реализмом. |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: Семинар: тематические сообщения с авторскими презентациями, обсуждение представленного материала, формы презентаций, работа с недочетами, эвристическая беседа. |
Развитие умений учащихся | Самообразования, умения создавать и представлять авторский продукт, умения участвовать в дискуссии; слушать товарищей и анализировать форму и содержание их сообщений; разбираться в возникающих проблемах |
Основные понятия и термины | Романтизм, импрессионизм, постимпрессионизм, реализм |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 7—8. Рабочая тетрадь. Авторские презентации. Образовательное пространство расширяется за счет знакомства с картинами художников, рассказов об их творчестве, музыкального сопровождения из произведений Ф. Шуберта, Ф.Шопена Дж. Верди. |
Тип урока – комбинированный: изучение нового через обсуждение индивидуальных творческих работ и обсуждение проблемных вопросов
Цель урока:
- актуализация знаний через решение проблемных задач;
- повторение изученного материала ;
- изучение нового материала на семинарском занятии на основе создания и демонстрации авторского продукта.
Задачи урока: через решение творческих и проблемных задач активизировать познавательную деятельность учащихся;
продолжать формирование в обучающихся навыков самообразования, а именно:
- работы с учебной, дополнительной литературой, электронными источниками информации;
- использования коммуникационных технологий для создания авторского продукта;
- формулировки творческой задачи и ее практической реализации;
- умения представлять результаты собственной интеллектуальной деятельности.
Оборудование урока: учебник, рабочие тетради, компьютер, проектор
Ход урока
В начале урока обучающиеся образуют группы (их число соответствует количеству предполагаемых выступлений). Каждая получает задание: составить рецензию к оформлению, содержанию и представлению презентации.
1. Учитель представляет тему семинара и программу. Делает вступление и ставит перед учащимися проблему, которую следует обсудить в конце урока
Учитель: Начало XIX века в истории Европы совпадает с периодом великих потрясений, (вопрос: вспомните из прошлого, каких?) основным результатом которых стало возникновение империи Наполеона, разрушение феодализм и рождением европейских капиталистических государств. Эпоха утонченности и изящества закончилась, наступило время борьбы. Но в 1-й четверти XIX века, когда эпоха великих битв и потрясений, казалось, закончилась, а на самом деле, как мы увидим позже – сделала передышку, и в сообщество художественных стилей входит романтизм, идеализировавший отношения людей и мир вокруг них.
Вопрос: что способствовало распространению романтизма?
Ответ: романтизм обратился к душе индивидуума, его личности и эмоциям.
2.Сообщения с презентациями.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с несколькими художественными стилями, которые возникли во французской живописи в эпоху позднего Нового времени, в XIX веке. В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: можно ли увязывать научно – технические открытия со сменой художественных стилей?
Итак. Мы начинаем с романтизма, крупнейшим представителем которого во французской живописи стал Эжен Делакруа. Подлинную известность ему принесла картина «Свобода на баррикадах», которая стала символом революции 1830 года. Наиболее известные полотна Делакруа — «Резня в Хиосе» (1823—1824), «Взятие крестоносцами Константинополя» (1840—1841), «Алжирские женщины» (1833—1834); в Испании художниками - романтиками были в начале своего творчества Ф. Гойя, Т. Жерико – сообщение с презентацией - Э. Делакруа, Ф. Гойя, Т. Жерико.
Учитель. Почему так различны стили раннего и позднего Гойи?
Ответ. На стили художника влияет жизнь, к которой он сталкивается. Например. Оккупация Испании французами в 1808 году меняет стиль художника. Еще на характер картин влияли болезнь (глухота) и жизненные неприятности.
Учитель. Видите, какое яркое, смелое сочетание красок? Считается, что этим Делакруа заложил основы импрессионизма. Что это значит? –
Ответ: впечатление.
Учитель: личное, сиюминутное впечатление. Не обязательно четко прописывать детали. Важен общий настой картины, чувства, которые она вызывает. Сейчас вы познакомитесь с творчеством наиболее известных импрессионистов: Клода Моне, Огюста Ренуара и Камиля Писсарро – сообщение с презентацией
Учитель. К середине 80-х годов XIX века группа импрессионистов начала распадаться, поскольку входившие в нее живописцы начали отдавать предпочтение собственным эстетическим взглядам. Несмотря на непродолжительность существования этого направления, оно сыграло революционную роль в истории искусства и заложило принципы, которые были углублены и разработаны в постимпрессионизме - сообщение с презентацией: П. Сезан, П. Гоген, В. Ван Гог.
3. Учитель благодарит выступавших. Далее следует выступление рецензионных групп, обсуждение сообщений и презентаций. Часто это дает возможность на месте исправить технические недочеты, вырабатывает умение формулировать цели и задачи собственной работы, учит находить собственные недостатки.
4. В конце урока обсуждаем проблемный вопрос: « Можно ли увязывать научно – технические открытия со сменой художественных стилей?». Ответ обоснуйте.
Ответ. – Мне кажется, что можно. Во 2-й половине XIX века в западноевропейском обществе произошли необратимые изменения, вызванные индустриальной революцией, стремительным развитием науки и техники, расширением городов и очень серьезного пересмотра религиозных догм. Это заставило изобразительное искусство отказаться от традиционных, исторических тем и форм. Также огромное влияние на живопись оказало изобретение фотографии, с появлением чего рисунок перестал играть роль единственного средства изображения зрительного образа.
Теперь от художника не требовалось точно передавать все детали окружающего мира, за него это делала фотокамера. А художник знакомил с собственным видением мира
5. Подведение итогов.
Учитель. Итак, сегодня, благодаря нашим экскурсоводам по залам виртуальной галереи, мы воочию познакомились к основными художественными течениями в изобразительном искусстве. Вспомните их названия:
- романтизм, импрессионизм, постимпрессионизм, реализм.
Учитель. Узнали, как используя эти стили, разные художники отображали окружавшую их жизнь. Сегодня на уроке звучала музыка великих композиторов – романтиков, которые создавали произведения малых (песни, романсы, пьесы для фортепиано) и крупных форм (оперы): Франца Шуберта, Ф. Шопена и Джузеппе Верди. Как по - вашему, каким художественным стилям она соответствует?
Ответ: - и романтизму, и реализму. Вообще, она рассказывает о том, что чувствует человек.
Учитель. Проблемный вопрос: «Должно ли искусство отражать все аспекты реальной жизни?»
Ответ: - я считаю, что нет, потому что понятие «все аспекты реальной жизни» - слишком расплывчатое. Реализм может перейти в натурализм. Мне кажется, что искусство не должно быть грубым, поскольку, как мне кажется, не все стороны реальной жизни достойны описания.
Учитель. Есть ли другие мнения? Вопрос, в самом деле, проблемный. Мы продолжим его обсуждение на следующем тематическом уроке. А сейчас откройте рабочие тетради: стр.22-32 и прочтите текст из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», в котором изображена Франция начала Нового времени.
Вопрос: кто читал?.. Прошу прочитать отрывки по ролям. После чтения надо будет ответить на вопрос, помещенный в конце текста: «Как вы думаете, чем можно объяснить, что именно эти литературные герои, по мнению автора, олицетворяли собой эпоху?»
Учителю надо добиться, чтобы обучающиеся увидели несоответствие внешнего образа и положения в обществе представленных героев их внутреннему миру. Задумались, чем является для действующих лиц Собор. И, главное, захотели прочитать роман В.Гюго
Герои романа связаны с Собором: для Квазимодо он и дом, и Родина, и весь мир. Но события, которые изображает Виктор Гюго и отношения между героями, далеки от христианских. У людей нет ни сочувствия, ни терпимости, их поступками руководят страсти, ради которых они забывают о долге и обязанностях, забывают о Боге.
Архидьякон Клод Фролло, одержим страстью к Эсмеральде, идет на пререступление
Квазимодо, горбун - единственный в романе, кто способен любить и делать что-то не ради себя, а ради любимого человека. Его любовь к Эсмеральде так сильна, что ради нее он идет на преступление - сталкивает с башни Клода Фролло -единственного человека, к которому он был так привязан, которому был обязан жизнью.
Эсмеральда наделена наилучшими женскими качествами. Она не только красивая, но и имеет прекрасный голос, который передает все душевные переживания девушки, ее любовь к молодому капитану Фебу раскрывает наилучшие качества, в частности способность любить безусловно. Тем не менее, любви нет места в мире Феба. Виктор Гюго изображает мир, в котором добро существует рядом со злом и никто не хочет замечать прекрасное. Красота не спасает людей, не делает их лучше, а наоборот, разжигает страсти и толкает на преступления. А людям, способным к высоким чувствам, угрожает неминуемая гибель. Добро и зло настолько переплетены, что люди не видят между ними разницы. В мире происходит постоянная борьба между добром и злом. И добро, которое оказывается слабым, обречено на уничтожение, а добро, которое вступает в силу, превращается в зло. Немой свидетель всего, что происходит, это Собор (фоном можно пустить увертюру к опере Ж. Бизе «Кармен»- тему Судьбы).
Учитель. Наша встреча с художественными стилями Европы XIX века заканчивается. Надеюсь, что вам захочется продолжить это знакомство самостоятельно. Всем спасибо.
Приложение. Программа семинара по истории на тему: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира».
№п.п | Название темы |
1. | Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа |
2. | К. Писсаро, О. Ренуар, Э. Дега |
3. | П.Сезан, П. Гоген, В. Ван Гог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Wir fahren in eine deutsche Stadt" с использованием ИКТ
Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 5 классе по УМК "Шаги" И.Л. Бим. Урок ориентирован на систематизацию лексико-грамматических навыков; развитие навыков диалогической ре...
Методическая разработка урока в 9 классе по теме \'Travelling and Tourism\' с использованием ИКТ
Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 9 классе по УМК \'English VIII\' Афанасьевой, Михеевой. Урок направлен на систематизацию лексико-грамматических навыков, развитие метапредметных нав...
Методическая разработка уроков в 9 классе по теме "СПб регион" с использование рейтинг - накопительной системы оценивания
Представленные материалы содержат конспекты уроков по теме, включая итоговый тест, рабочие карты уч-ся с технологиче...
Методическая разработка урока в 10 классе по теме \'Pages of History. Linking Past and Present\' с использованием ИКТ.
Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 10 классе по УМК \'English-IX\' О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой. Урок направлен на активизацию коммуникативных умений и навыков, развитие навы...
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"
Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме: «Эти коварные приставки» с применением технологии проблемного обучения
Урок разработан в соответствии с ФГОС с применением технологии проблемного обучения ,развития критического мышления. Цель урока ознакомить учащихся с правописанием приставок -пре, - при...