Методическая разработка урока истории в 8 классах по теме: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира» с использованием адаптивной технологии (семинар – лабораторная работа).
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Кузнецова Наталия Николаевна


На уроке - семинаре  курса "Новой истории" обучающиеся  8-х классов узнают  новые художественные стили живописи XIX века, знакомятся с основными произведениями авторов - импрессионистов и реалистов, осознают связь влияния эпохи промышленной революции на художественные стили и внутренний мир человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptivnaya_tekhnologiya._internet_8_kl.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории   в 8 а,в,г классах по теме: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира»    с использованием адаптивной технологии (семинар – лабораторная работа).
 

Тема уроков, план уроков, возможная личностно значимая проблема

Искусство в поисках новой картины мира
1. Художники – романтики Испании XVII_XIX вв. (Франсиско Гойя, Теодор Жерико), Эжен Делакруа – автор Марсельезы французской живописи. 2. «Крестьянские живописцы» -Оноре Домье, Гюстав Курбе, Жан Милле 3. Поиск новых путей в искусстве. «Салон отверженных» - начало импрессионизма: Эдуард Мане, Клод Моне 4. «Поэт Парижа» - Камиль Писсарро. 5. «Живописец счастья» - Огюст Ренуар

 6.В поисках собственного пути -художники постимпрессионисты: Поль Сезан, Поль Гоген. 7. Неистовый художник – Винсент Ван Гог.

8. Романтизм в музыке. Создатели «Маленьких шедевров»: Франц Шуберт, Фридерик Шопен.            9. Оперные шедевры Джузеппе Верди, Жоржа Бизе.

10. Возможная личностно значимая проблема: безудержное развитие технического прогресса, изменившийся мир заставляет художников, музыкантов, писателей искать новые формы выражения художественных образов. Всегда ли музыка и живопись отображают реальные картины жизни.

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся знают новые художественные стили живописи; на семинаре  знакомятся с основными произведениями авторов; выявляют творческие особенности художников; осознают связь между промышленной революцией, изменением внутреннего мира человека; понимают различия между романтизмом, импрессионизмом, постимпрессионизмом, реализмом.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.
Проблемные и познавательные задания: 1. Всегда ли  технический прогресс  рождает изменение сознания человека? 2. Как вы думаете, должно ли искусство отражать все аспекты реальной жизни?

Форма урока: Семинар: тематические сообщения с авторскими презентациями, обсуждение представленного материала, формы презентаций, работа с недочетами,  эвристическая беседа.
Приемы деятельности учителя: организация  учебной деятельности, дополнение докладов выступающих,   обсуждение проблемных вопросов, лекция (о новых художественных течениях в живописи и музыке), эвристическая беседа (о художественных и музыкальных образах, представленных в презентациях).

Развитие умений учащихся

Самообразования, умения создавать и представлять авторский продукт, умения участвовать в дискуссии; слушать товарищей и анализировать  форму и содержание их сообщений; разбираться в возникающих  проблемах

Основные понятия и термины

Романтизм, импрессионизм, постимпрессионизм, реализм

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 7—8. Рабочая тетрадь. Авторские презентации.  Образовательное пространство расширяется за счет знакомства с картинами художников, рассказов об их творчестве, музыкального сопровождения из произведений Ф. Шуберта,  Ф.Шопена Дж. Верди.

Тип урока – комбинированный:  изучение нового   через обсуждение индивидуальных творческих работ и обсуждение проблемных вопросов

Цель урока:

  • актуализация знаний через решение проблемных задач;
  • повторение  изученного    материала ;
  • изучение  нового материала на семинарском занятии на основе создания и демонстрации авторского продукта.

Задачи урока: через решение творческих и проблемных задач   активизировать познавательную деятельность учащихся;

 продолжать  формирование в обучающихся навыков самообразования, а именно:

  • работы с учебной, дополнительной литературой, электронными источниками информации;
  • использования  коммуникационных технологий для создания авторского продукта;
  • формулировки творческой задачи и ее практической реализации;
  • умения представлять результаты собственной интеллектуальной деятельности.

Оборудование урока: учебник, рабочие тетради, компьютер, проектор

Ход урока

        В начале урока обучающиеся образуют  группы (их число соответствует количеству предполагаемых выступлений). Каждая получает задание: составить рецензию к оформлению, содержанию  и представлению  презентации.

1. Учитель представляет тему семинара и программу. Делает вступление и ставит перед учащимися проблему, которую следует обсудить в конце  урока

 Учитель: Начало  XIX века в истории Европы совпадает  с периодом великих потрясений, (вопрос: вспомните из прошлого, каких?) основным результатом которых  стало возникновение   империи Наполеона, разрушение  феодализм и рождением европейских капиталистических государств. Эпоха утонченности и изящества закончилась, наступило время борьбы. Но в 1-й четверти  XIX века, когда эпоха великих битв и потрясений, казалось, закончилась, а на самом деле, как мы увидим позже – сделала передышку,  и в сообщество художественных стилей  входит романтизм,  идеализировавший отношения людей и мир вокруг них.

Вопрос: что способствовало  распространению романтизма?  

Ответ:  романтизм обратился к душе индивидуума, его личности и эмоциям. 

2.Сообщения с презентациями.

 Учитель. Сегодня мы познакомимся с несколькими художественными стилями, которые возникли во французской живописи в эпоху позднего Нового времени, в XIX веке. В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: можно ли увязывать научно – технические открытия со сменой художественных стилей?

Итак. Мы начинаем с романтизма, крупнейшим представителем  которого во французской живописи стал Эжен Делакруа. Подлинную известность ему принесла картина «Свобода на баррикадах», которая стала символом революции 1830 года. Наиболее известные полотна Делакруа — «Резня в Хиосе» (1823—1824), «Взятие крестоносцами Константинополя» (1840—1841), «Алжирские женщины» (1833—1834); в Испании художниками  - романтиками были в начале своего творчества  Ф. Гойя, Т. Жерико – сообщение с презентацией  - Э. Делакруа, Ф. Гойя, Т. Жерико.

Учитель. Почему так различны стили раннего и позднего Гойи?

Ответ. На стили художника влияет жизнь, к которой он сталкивается. Например. Оккупация Испании французами в 1808 году меняет  стиль художника. Еще на характер картин влияли болезнь (глухота) и жизненные неприятности.

Учитель. Видите, какое яркое, смелое сочетание красок? Считается, что этим Делакруа заложил основы импрессионизма. Что это значит? –

Ответ: впечатление.

Учитель: личное, сиюминутное впечатление. Не обязательно четко прописывать детали. Важен общий настой картины, чувства, которые она вызывает. Сейчас вы познакомитесь  с творчеством  наиболее известных импрессионистов: Клода Моне, Огюста Ренуара и Камиля Писсарро – сообщение с презентацией

Учитель. К середине 80-х годов XIX века группа импрессионистов начала распадаться, поскольку входившие в нее живописцы начали отдавать предпочтение собственным эстетическим взглядам. Несмотря на непродолжительность существования этого направления, оно сыграло революционную роль в истории искусства и заложило принципы, которые были углублены и разработаны в постимпрессионизме - сообщение с презентацией: П. Сезан, П. Гоген, В. Ван Гог.

3. Учитель благодарит выступавших. Далее следует выступление рецензионных групп, обсуждение сообщений и презентаций. Часто это дает возможность на месте исправить технические недочеты, вырабатывает умение формулировать цели и задачи собственной работы, учит находить собственные недостатки.

4. В конце урока обсуждаем проблемный вопрос: « Можно ли увязывать научно – технические открытия со сменой художественных стилей?».  Ответ обоснуйте.

Ответ. – Мне кажется, что можно. Во 2-й половине XIX века в западноевропейском обществе произошли необратимые изменения, вызванные индустриальной революцией, стремительным развитием науки и техники, расширением городов и очень серьезного пересмотра религиозных догм. Это заставило  изобразительное искусство отказаться от традиционных, исторических  тем и форм. Также огромное влияние на живопись оказало изобретение фотографии, с появлением чего рисунок перестал играть роль единственного средства изображения зрительного образа.

Теперь от художника не требовалось точно передавать все детали окружающего мира, за него это делала фотокамера. А художник знакомил с собственным видением мира

5. Подведение итогов.

Учитель. Итак, сегодня, благодаря нашим экскурсоводам по залам виртуальной галереи, мы воочию познакомились к основными художественными течениями в изобразительном искусстве. Вспомните их названия:

 - романтизм, импрессионизм, постимпрессионизм, реализм.

Учитель. Узнали, как используя эти стили, разные художники отображали окружавшую их жизнь.  Сегодня на уроке звучала музыка  великих композиторов – романтиков, которые создавали произведения малых (песни, романсы, пьесы для фортепиано) и крупных форм (оперы): Франца Шуберта, Ф. Шопена и Джузеппе Верди.  Как по - вашему,  каким художественным стилям она соответствует?

Ответ: - и романтизму, и реализму. Вообще, она рассказывает о том, что чувствует человек.

Учитель. Проблемный вопрос: «Должно ли искусство отражать все аспекты реальной жизни?»

Ответ: - я считаю, что нет, потому что понятие «все аспекты реальной жизни» - слишком расплывчатое. Реализм может перейти в натурализм. Мне кажется, что искусство не должно быть грубым, поскольку, как мне кажется, не все стороны реальной жизни достойны описания. 

Учитель. Есть ли другие мнения? Вопрос, в самом деле, проблемный. Мы продолжим его обсуждение на следующем тематическом уроке.  А сейчас откройте рабочие тетради: стр.22-32 и прочтите текст из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», в котором изображена Франция начала Нового времени.

 Вопрос: кто читал?..  Прошу прочитать отрывки по ролям.  После чтения надо будет ответить на вопрос, помещенный в конце текста: «Как вы думаете, чем можно объяснить, что именно эти литературные герои, по мнению автора, олицетворяли собой эпоху?»

Учителю надо добиться, чтобы обучающиеся увидели несоответствие внешнего образа и положения в обществе представленных героев их внутреннему миру. Задумались, чем является для действующих лиц Собор. И, главное, захотели прочитать роман В.Гюго

Герои романа связаны с Собором: для Квазимодо он и дом, и Родина, и весь мир. Но события, которые изображает Виктор Гюго и отношения между героями, далеки от христианских. У людей нет ни сочувствия, ни терпимости, их поступками руководят страсти, ради которых они забывают о долге и обязанностях, забывают о Боге.

Архидьякон Клод Фролло, одержим страстью к Эсмеральде, идет на пререступление

Квазимодо,  горбун  - единственный в романе, кто способен любить и делать что-то не ради себя, а ради любимого человека.  Его любовь к Эсмеральде  так сильна, что ради нее он идет на преступление - сталкивает с башни Клода Фролло -единственного человека, к которому он был так привязан, которому был обязан жизнью.

Эсмеральда наделена наилучшими женскими качествами. Она не только красивая, но и имеет прекрасный голос, который передает все душевные переживания девушки, ее любовь к молодому капитану Фебу раскрывает наилучшие качества, в частности способность любить безусловно. Тем не менее, любви нет места в мире Феба. Виктор Гюго изображает мир, в котором добро существует рядом со злом и никто не хочет замечать прекрасное. Красота не спасает людей, не делает их лучше, а наоборот, разжигает страсти и толкает на преступления. А людям, способным к высоким чувствам, угрожает неминуемая гибель. Добро и зло настолько переплетены, что люди не видят между ними разницы. В мире происходит постоянная борьба между добром и злом. И добро, которое оказывается слабым, обречено на уничтожение, а добро, которое вступает в силу, превращается в зло.   Немой свидетель всего, что происходит, это Собор (фоном можно пустить увертюру к опере Ж. Бизе «Кармен»- тему Судьбы).

Учитель. Наша встреча с  художественными стилями   Европы XIX  века заканчивается. Надеюсь, что вам захочется продолжить это знакомство самостоятельно. Всем спасибо.

Приложение. Программа семинара по истории на тему: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира».

№п.п

Название темы

1.

Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа

2.

К. Писсаро, О. Ренуар, Э. Дега

3.

П.Сезан, П. Гоген, В. Ван Гог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Wir fahren in eine deutsche Stadt" с использованием ИКТ

Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 5 классе по УМК "Шаги" И.Л. Бим.  Урок  ориентирован на систематизацию лексико-грамматических навыков; развитие навыков диалогической ре...

Методическая разработка урока в 9 классе по теме \'Travelling and Tourism\' с использованием ИКТ

Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 9 классе по УМК \'English VIII\' Афанасьевой, Михеевой. Урок направлен на систематизацию лексико-грамматических навыков, развитие метапредметных нав...

Методическая разработка уроков в 9 классе по теме "СПб регион" с использование рейтинг - накопительной системы оценивания

Представленные  материалы  содержат  конспекты  уроков  по  теме,  включая  итоговый  тест,  рабочие  карты  уч-ся  с  технологиче...

Методическая разработка урока в 10 классе по теме \'Pages of History. Linking Past and Present\' с использованием ИКТ.

Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 10 классе по УМК  \'English-IX\' О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой. Урок направлен на активизацию коммуникативных умений и навыков, развитие навы...

Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"

Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый  урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме: «Эти коварные приставки» с применением технологии проблемного обучения

Урок разработан в соответствии с ФГОС с применением технологии проблемного обучения ,развития критического мышления. Цель урока ознакомить учащихся с правописанием приставок -пре, - при...