Выступление на педсовете "Панорама методических идей"
методическая разработка по теме
Материал выступления учителя татарского языка и литературы на педагогическом совете школы № 23
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педагогическом совете школы | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
На сегодняшний день поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика, является важной, актуальной и не решенной научно-методической проблемой. Поэтому я выбрала тему самообразования: «ИКТ в деятельности учителя татарского языка и литературы».
Цель: изучить возможности применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить специфику применения компьютерных средств, проследить процесс трансформации организационных форм и методов обучения на мультимедийных уроках.
2. Исследовать имеющиеся медиаресурсы.
3. Создать собственные, апробировать их на уроках и во внеурочной деятельности.
4.Сделать выводы об эффективности применения ИКТ на уроках татарского языка и литературы.
Работая над данной темой, я поняла, что использование компьютера в процессе обучения татарского языка и литературы позволяет:
1. Решить три методические задачи:
- Проектировать новый образовательный процесс (посредством мультимедийного предоставления информации);
- Активизировать познавательную деятельность (мотивация самостоятельной деятельности, конструирование учебного материала в ходе работы с информацией);
- Способствовать процессу самоактуализации и успешной социализации ученика в современном мире.
Технология
Информационно-коммуникационные технологии я применяю как в учебном процессе: урок, занимательная перемена, проекты, реализация регионального компонента в образовании, так и во внеурочной деятельности: классные часы, социальное проектирование, реализация программы «Одаренные дети» и другое. Урок с применением ИКТ (медиаурок) – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения информационно-коммуникативных технологий и где они выступают как средство для достижения поставленной цели и решения задач.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, я делю эти уроки на три группы. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.
1. Уроки демонстрационного типа.
Этот тип уроков – один из самых распространённых на сегодняшний день в моей практике. На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения я использую материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам, а также презентации, которые я готовлю к своим урокам сама.
2. Уроки компьютерного тестирования.
Тестирование – это один из видов контроля знаний, который прочно вошел в жизнь школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Каждый учащийся класса работает на таком уроке только индивидуально. Программным обеспечением служат тестовые программы (готовые или созданные самим учителем). Тестирование я провожу, как в компьютерном классе (когда каждый ученик сидит за компьютером), так и через демонстрацию тестов на слайдах.
3. Интегрированные уроки.
Интегрированные уроки я провожу реже. Проводятся они, как правило, в компьютерном классе, где учащиеся имеют доступ к компьютерам. Использую при этом возможности стандартных программ, сеть Интернет, готовые программные продукты. В школьной программе по татарскому языку немало тем, которые полезно рассматривать одновременно с точки зрения нескольких наук (например, темы по культуре).
Мультимедийные уроки применимы для учащихся любого возраста. Я провожу их с 5 по 11 класс.
Интернет – ресурсы активно используются школьниками при подготовке рефератов и докладов , презентаций. Однако важно помнить о тех проблемах, с которыми приходиться сталкиваться, работая в сети Интернет: беспорядочное расположение информации и сложный процесс ее поиска, бесконтрольный доступ к антиобщественной и антигуманной информации, информационная перегрузка, вызванная обилием источников информации.
И все же плюсов в применении ИКТ на уроке я вижу больше. Ведь оно позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой работы на уроке;
- усовершенствовать контроль качества знаний;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- повысить наглядность изложения материала, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, сделать урок более интересным;
- представить учебный материал в увлекательной, динамичной, структурированной форме, побуждая учащихся к более активному усвоению учебного материала, за счет включения большего количества каналов восприятия информации;
- формировать у учащихся умения самостоятельно работать с информацией.
Я считаю, что эффективность применения ИКТ зависит от профессиональной подготовки учителя. Поэтому ему необходимо постоянно заниматься повышением квалификации, в первую очередь, за счет самообразования.
Результативность
В своей работе я применяю ИКТ третий год. В кабинете татарского языка и литературы находится компьютер с лицензированным программным обеспечением, медиапроектор. Создана медиатека.
Реализация применения ИКТ в процессе преподавания дала следующие результаты:
год | Качество знаний по татарскому языку | Успеваемость по татарскому языку | Качество знаний по литературе | Успеваемость по литературе |
2008- 2009 | 64 % | 100% | 67% | 100% |
2009-2010 | 66% | 100% | 68% | 100% |
2010-2011 | 66% | 100% | 70% | 100% |
2011-2012 | 68% | 100% | 74% | 100% |
Анализируя приведенные данные, следует отметить, что при применении ИКТ наблюдается тенденция роста качества знаний по предмету. Кроме того, использование информационных технологий как средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся позволило повысить интерес учащихся к преподаваемому мной предмету. Это выразилось в том, что учащиеся показывают на экзаменах не плохие результаты.
Качественный анализ итогов экзамена:
предмет | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Татарский язык | не выпускала | 66% | 68% | 74% |
Мои учащиеся принимают активное участие в школьных, городских, республиканских ученических научно-практических конференциях со своими исследовательскими работами, используя слайдовые презентации на защите.
Год | ДОСТИЖЕНИЯ |
2008-2009 | Ученица 11Т класса Зягфарова Лейсан : Республиканская научно-практическая конференция имени Фатиха Амирхана - диплом 3 степени, Городская научно-практическая конференция имени Хади Атласи -грамота, Городская научно-практическая конференция имени М.В.Ломоносова- диплом 2 степени,X Поволжская научно-практическая конференция имени Лобачевского-диплом. |
2009-2010 | Ученица 9р класса Мухутдинова Лейсан: Городская научно-практическая конференция имени Д.В.Вилькеева-диплом 3 степени. Ученица 9р класса Рахимова Айгуль: Городская научно-практическая конференция имени Д.В.Вилькеева-диплом 3 степени.Ученица 9т класса Ахметгараева Алсу: Городская научно-практическая конференция имени Д.В.Вилькеева-диплом 3 степени. Ученики 7Б класса Игнатюк Григорий, Артемьева Наталья, Косова Алена:Городская научно-практическая конференция :” Солдат победитель, солдат –освободитель”-диплом. |
2010-2011 | Ученица 10 класса Ахметгараева Алсу: Городская научно-практическая конференция имени Д.В.Вилькеева-грамота ТГПУ. Ученики 8Б класса Игнатюк Григорий, Артемьева Наталья,Трутнева Марина, Порфирьева Ксения: Городская научно-практическая конференция «Татарстан в послевоенные годы»-дипломы. |
Кадырова Дания Абдулловна
учитель татарского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на фестивале педагогических идей. Школьный семинар - это форма учебного процесса.
Школьный семинар - это форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение учащимися определённой темы, учебной проблемы под руководством учителя. В современной школе общеприня...
Выступление на педчтениях "Воплощение идей ФГОС на педагогической практике"
Текст выступления на мастер- классе содержит обоснование актуальности применения активных методов обучения, краткое описание технологии АМО, план урока с использованием элементов данной технологии. Пр...
Выступление на "Фестивале педагогических идей"
На фестивале всегда есть какие-то идеи, которые можно подхватить и работать с ними дальше. Синквейн помогает не только обобщить изученный материал по теме, но и поможет ученикам "полюбить" работу со ...
Выступление на ярмарке методических идей. Диалог на уроке истории как составная часть технологии системно-деятельностного обучения.
Презентация включает в себя информацию, представленную на школьной ярмарке методических идей, и включает в себя приемы, методы и формы работы на уроках истории,...
Выступление на онлайн ярмарке методических идей «Возможности смешанного обучения»,конструктор для создания обучающих тестов Online test Pad.
Краткая инструкция по работе в конструкторе тестов Online test Pad. Более подробную информацию можно получить посмотрев обучающее видео по этой теме....
Выступление на II районном Фестивале методических идей с представлением опыта по теме: «Нетрадиционные формы домашних заданий на уроках английского языка»
Выступление на II районном Фестивале методических идей с представлением опыта по теме: «Нетрадиционные формы домашних заданий на уроках английского языка»...
Выступление на конкурсе педагогических идей. Тема "Обучая, воспитываю"
Это мое выступление на конкурсе педагогических идей. Дали, уже не помню, 2-е или 3-е место. Может кому-то пригодится как тема для размышления или ещё чего....