Мостай Кәрим ижадында халыҡ педагогикаһы
материал (11 класс) по теме
О педагогических исследованиях творческого наследия Мустая Карима в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnachnaya_rabota_mustay_karim.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
2
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Историко- теоретические и практические основы использования народной педагогики в системе образования ………………………................5
Глава II. Педагогические условия исследования творческого наследия Мустая Карима в современной школе………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………...27
Литература………………………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………..31
3
ВВЕДЕНИЕ
Мы привыкли понимать под культурой совокупность достижений в области искусства, просвещения и науки. При этом за пределами внимания остается та совокупность категорий мировосприятия, социально психологических традиций, норм жизнедеятельности общественно – семейного поведения, привычек и вкусов, которое образует реальную почву жизни народа, ту тональность бытия, что отличает одну эпоху от другой, один народ от другого, придает неповторимый колорит характерам, поступкам и мыслям людей. В последние два - три десятилетия именно эта совокупность черт, эта атмосфера и почва жизни народа получила название «педагогическая культура». Понятие культуры тем самым существенно расширялось и углубилось, сблизилось с повседневной жизнью личностей и масс, непосредственной действительностью.
В педагогику внесли научный вклад великие педагоги как, А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский и другие. История педагогической мысли показывает, что самые ценные педагогические сочинения имеют глубокие народные корни. Выдающиеся труды Я.А.Коменского «Материнская школа» основан на народном идеале воспитания в семье. Идеи К.Д.Ушинского связаны с «педагогическим гением народа».
На любом этапе жизни народа литература играет свою огромную роль – как произведениями, составляющими её золотой фонд, формирующими сознание многих поколений, так и отвечающими сегодняшним, текущим интересам общества, откликающимися на злобу дня.
Писатели, художники, композиторы, ученые воспитывали подрастающее поколение, старались привить ему самые благородные этические ценности. Никогда не померкнет нравственный подвиг А.Пушкин, Ф.Достоевского, Л.Толстого, Р.Гамзатова, Г.Тукая, М.Гафури, Акмуллы и мн. др., которые всю жизнь вели борьбу за утверждение высоких принципов
4
человеческой морали и честности. Их усилиями и усилиями многих поколений гуманистов – просветителей наша страна являлась своеобразном островком нравственности.
Обращенность творчества народного поэта Башкортостана к внутреннему миру человека, к проблемам нравственности, становления
личности, к вопросам развития общества позволяет нам сделать однозначный вывод о том, что Мустай Карим является мастером не только художественного слова, но и прекрасном знатоком принципов народной педагогической культуры. Не случайно из - под пера М.Карима вышли следующие строки: «Любое подлинное произведение литературы не может избежать вопроса о месте человека обществе, об общественном начале личности. В конечном счете не одними просто хорошими качествами характера, даже не одними благами деяниями исчерпывается ценность человека. Подлинным примером его ценности выступает его отношение к обществу в целом и в частности к своей среде, своему коллективу, его вера в них и их доверие к нему». Это понятие не отвлеченное. Не абстрактное, а конкретное, как конкурент, например, смысл таких строк Кайсына Кулиева: «Легко любить всё человечество, соседа полюбить трудней!».
Основы педагогики М.Карима – это народность и гуманность, гражданственность и патриотизм, национальные отношения, современное общество и школа, это художественный синтез данных сокровищ, скопление ума, опыт народной педагогики. Эти традиции, идущие от Мухаметсалима Уметбаева, Ризы Фахретдинова, Мажита Гафури и Шаихзады Бабича. Ведь не зря поэтов и писателей называют учителями нации.
Слово «культура» происходит от слова «культ» - вера, обычаи и традиции предков. И М.Карим посредством своего творчества и таланта обогатил не только само слово «культура», но и все то, что составляет его содержание.
5
Глава I. Историко- теоретические и практические основы использования идей народной педагогики в системе образования
Каждая нация имеет свою культуру и каждый тип культуры бесценна. При обращении к культуре башкирского народа мы всегда должны помнить и другую истину: жизнь и творчество нашего земляка и современника Мустая Карима стала частью этой культуры.
Продвигаться по пути совершенствования человека, отношений между
людьми возможны только изучая многословную историю культуры.
Культура, её сущность структуры, формы и способы проявления в разных
областях человеческой деятельности выдвигаются в настоящее время в ряд
наиболее актуальных научных проблем. Культура составляет не только
предмет науки, но является также великой и неотъемлемой частью
комплекса гуманитарных предметов системы народного образования и
воспитания.
Понятие «культура» появилось в глубокой древности. Им первоначально характеризовали качество труда по возделыванию почвы, обработке металла и камня, воспитанию и образованию. Можно легко заметить, как много вмещает в себя это понятие, какой огромный диапазон человеческих деяний оно охватывает. По мере того, как люди все глубже проникали в тайны природы, в тайны самого человека. Менялось и само содержание понятия культуры.
Культура и общество имеют сложную систему отношений. Культура невозможна вне общества. Ибо она сама есть общественное порождение, результат деятельности каждого отдельного человека и общественной деятельности в целом. Это одна сторона связи. Другая состоит в том, что культура сама оказывает на общество огромное влияние. Она способна воздействовать на мнение народа, настроение людей. Характер и
6
нравственные устои каждого человека. Через отдельных людей и массы она воздействует на политику, науку.
В поставленные проблемы для нас большой интерес представляет традиционная народная культура, под которой понимается, по справедливому замечанию М.Карима ориентация человека на человека.
Видный ученый, академик Г.Н.Волков очень точно и емко определил народную педагогику как историю и теорию народного воспитания. Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп и воспитании и образовании детей, о морально – этических и эстетических воззрения на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути её использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, загадках, пословицах и поговорках,, в семейном и общественном укладе, быте, традициях, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Каждая культура имеет свою специфику. Например, на уровне обыденного сознания и общественный психологии башкиры воспроизводили мир из своего внутреннего самочувствия во взаимодействии со средой. Это является одной из предпосылок того, что у башкир своеобразного в культуре немало. Более того, одно из важнейших определений культуры, как полагает М.Карим, можно характеризовать как негенетическую память этноса.
7
Культура есть память. Потому она всегда связана с историей. Всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной. Духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о
культуре нашего народа, мы говорим, об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, переступает границы исторических эпох.
Культура, в том числе и педагогическая. Исторична по своей природе. Культура вечна и всемирно, но при этом всегда подвижна и изменчива. В этом сложность понимания прошлого. Но в этом же и необходимость понимания ушедшей культуры: в ней всегда есть потребное нам сейчас, сегодня.
Наш современник видный ученый Г.Н.Волков считает, что «…важнейшая из культур – педагогическая культура воспитания». «Молодой социал - демократ Ульянов (Ленин), - продолжает он, - в возрасте нынешних студентов педвузов воспитание назвал вечной категорией. Имея ввиду вечное прошлое и вечное будущее.
Вечность воспитания предполагает признание вечности культуры и её неотъемлемой очень важной части – педагогики».
Одним из таких очагов стала исламская цивилизация.
Важно отметить, говорит М.Карим, что ислам создал своего рода «зонтик», защищавший культуру. Из её законов вытекали четыре важные для развития культуры особенности исламского мировосприятия и образа жизни: мусульмане терпимо относились к другим религиям и культам; они совершали паломничество в Мекку ; они должны были учить арабский язык, чтобы читать Коран; кроме того они очень высоко ценили торговлю, считавшуюся весьма престижным занятием.
Среди мусульман встречались не только преуспевающие купцы, но и выдающиеся ученые. Чьи мысли и слова были гораздо более значимы, чем
8
товары, предлагаемые торговцами. Одно из высказываний Мухаммада гласило: «Чернила ученого более святы, чем кровь мученика». Таким образом, исламская традиция признавала ценность умственного труда и рассматривала интеллектуальную деятельность как соответствующую предписаниям религии. Мусульманские ученые не только записывали, сохраняли, переводили и интерпретировали труды, созданные другими цивилизациями, в других странах, но и достигали впечатляющих достижений в самостоятельных исследованиях.
В странах ислама образование, как правило, начиналось с шести лет, когда ребенок мог декламировать на память основные молитвы. Начальные школы действовали при мечетях. В этих школах многие дети учились грамоте, читая Коран и переписывая поэтические произведения. Исламская система образования обеспечивала высокий уровень грамотности среди мусульман в то время, когда только немногие европейцы умели читать и писать.
Являясь фактором мирового порядка, ислам оказывал огромное воздействие и на общественную жизнь и культуру. В том числе и на
педагогическую культуру народов России, проповедующих исламские ценности.
При рассмотрении проблемы народности воспитания необходимо исходить из той посылки, что народное воспитание является одним из компонентов учебно - воспитательного процесса современной школы. Реальные культурные процессы всегда оказывали влияние на его функционирование.
Появившись на мировой арене в середине первого тысячелетия, башкиры заявили о себе как о самостоятельном этносе. И слова Мустая Карима: «Минувшему я шлю благословенье!» [10, 154] звучат сегодня, когда история и прошлое народа зачастую не являются стимулом для воспитания детей, особенно актуально.
9
История Башкортостана и его народа, не может быть замкнутой в самой себе. Тысячами незримых нитей прошлое связано с современностью, питает современность памятью былых страданий и радостей, воздействует на современность. Мы, как справедливо отмечает башкирский поэт, все, так или иначе, дети прошлого, хотя воздействие это сложно, но всегда зримо и прямолинейно.
Истоки духовной культуры этносов и система народного воспитания, к которым мы обращаемся в условиях современности, могут помочь в деле воспитания и образования подрастающего поколения.
Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без возрождения традиций воспитания. Ещё А.М.Горький говорил: «чем лучше мы будем знать прошлое. Тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение
творимого нами настоящего». Эта мысль как нельзя лучше выражает основную идею современного отечественного образования, осуществляемого на территории Российской Федерации в рамках федерального и национально- регионального образования. В том числе и в Башкортостане, где проживают многочисленные народы, каждый из которых имеет право на изучение и освоение своего прошлого через систему национально- регионального образования.
Социально – политические условия нынешнего этапа развития общества, межнациональные разногласия требуют усиления воспитания у подрастающего поколения таких общечеловеческих и нравственных качеств, как взаимоуважение, взаимопонимание и взаимотерпимость. Поэтому сегодня через систему образования целенаправленно должно осуществляться объединение представителей различной национальной принадлежности и
вероисповедания, воспитание в них чувства уважения к обычаям, традициям, языку, истории и культуре друг друга, а также формирование чувства
10
достоинства и гордости за достижения своей национальной культуры.
Проблема возрождения идей народной педагогики и её решение, прежде всего, ложится на учительство, родителей и общественность. Нельзя не согласиться с тем, что каждый ребенок имеет право быть воспитанным в своей корневой национальной традиций. Система образования должна направить свои усилия на реализацию способностей детей чувствовать, понимать, любить, оценивать историю, духовный опыт, опыт воспитания своего и других народов, как «золотой фонд» педагогики народов мира. Поэтому ближайшая задача образования – способствовать тому, чтобы дети знали свой родной язык, историю и культуру народов малой и большой родины, освоили общечеловеческие ценности не только теоретический, но и практически. Для этого они должны постоянно приобщаться к духовному наследию этносов, встречаться с ведущими деятелями культуры и искусства, посещать театры, концертные залы, музеи, участвовать в конкурсах,
фестивалях народного творчества, совместно с взрослыми возрождать народные традиции, обычаи, обряды и т.д.
Давайте, обратимся к истории народной педагогики. В период кочевой жизни башкиры получали воспитание молодого поколения наиболее опытным людям, их называли «канбаба мәктәбе». Обязательным было знание своих предков до седьмого колена. Народная педагогика свое воздействие осуществлял через традиции, обычаи, обряды: сабантуй, помочь (өмә), обряды именин (исем кушыу), приглашения в гости, свадьбы (Никах туйы). В народном воспитании широко используются пословицы и поговорки. Они выступают не только носителем опыта и знаний народа, но и регулятором поведения людей. В башкирском эпосе и сказах созданы образы героев, которые являются примером для подражания юношей и девушек. На эпических произведениях « Урал батыр », « Акбузат », « Кузыйкурпяс и
11
Маянхылыу» и других воспитывалось не одно поколение башкир.
Сила народной педагогики - в массовости педагогического процесса, так как она всегда питала школьное дело. Являясь живой связующей нитью между прошлым и будущим. Она из поколения в поколение воссоздает образ народа в его лучших чертах. Пока она жива - жив народ, её создавший. Народная педагогика имеет в своей основе идеал и средства его воспитания. Задача современной школы и семьи – способствовать возрождению, сохранению и приумножению уникального педагогического опыта народов, так как он представляет такую же объективную реальность, как фактическую сторону исторического процесса. Истории народа в целом.
Мустай Карим всем своим творчеством обосновал необходимость опоры в деле воспитания детей на народную педагогику. Он уверен: когда школьная педагогика идет в разрез с педагогикой народной, тогда рвутся корни, исчезает национальная память, разрушается национальное самосознание, происходит задержка формирования личности, утрата человеческого достоинства, нравственных ценностей, чувства красоты, добра и милосердия – качеств, без которых немыслим настоящий гражданин Отечества.
Одна из задач современного обучения и воспитания, как считает педагог – гуманист, - приобщение детей к тому богатству, каким испокон веков владел каждый народ. Только усвоив свои национальные ценности, можно понять идеалы других времен и народов. Чтобы проводить эту работу с учащимися, учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Мустай Карим пишет: «Мой народ прошел тысячелетний путь. На этом пути были годы высоких взлетов народной души и были века, когда самосознание народов брело, спотыкалось, без сил и цели. Много было того, чем я горжусь и поныне, но ещё больше такого, отчего сжимается сердце. И
12
одной из величайших бед моего народа было невежество, мгла которого застила и великие костры прошлого. И поэтому путь из тьмы, из дебрей и круч до того дня, когда мир расступился и одна узкая тропа разбежалась тысячами троп и дорог по широкому тугаю. Таков путь не только всего народа, но и каждого башкира, судьба которого пришлась на этот рубеж» [13, 10-11].
Отношение человека к земле, к природе – категория не только экономическая, а прежде всего нравственная, гражданская. Педагог не скрывает, что его, сына Земли, волнуют Экологические проблемы, и он выражает свое искреннее сожаление в связи с тем, что люди, «сами того не желая, могул лишить себя жизни, если будут так по - варварски относиться к природе» [22, 55].
У башкир считалось, что хороший человек не может плохо относиться к породившей его природе, - можно ли назвать хорошим сына, который плохо относился к своей матери ?!
Национальное сознание личности и народа в целом формируется вековым укладом – отношением к своей земле, которую прекрасно охарактеризовал поэт, имея в виду свой родной край:
Чернозем благодатный наш –
Хоть возьми да на хлеб намажь
Потрясающие по нравственной притягательности слова о земле сказаны поэтом и в следующих строках:
Как чиста земля!.. О не грешно ли
По выстраданной чистоте ступать?..[13,16].
Этнопедагогика – это жизнь народа, его быт. А почти вся проза и драматургия писателя пронизаны народным бытом.
О бытовой жизни башкир, об атмосфере деревенской жизни, Мустай Карим пишет в «Долгом – долгом детстве»: «…какое это блаженство – полной грудью, привставая на цыпочки, вдыхать воздух аула» [12, 23].
13
И в каждом таком ауле у каждого был свой домик, о котором поэт прекрасно сказал:
Колыбель лубяную
С чердака принесли,
В этой маленькой люльке
Поколенья росли
По Мустаю Кариму, семейное воспитание – это не просто момент истины, моменты прямого контакта, это – жизнь, жизнь маленькой модели общества, объединенной одной фамилией. Он предлагает свое видение семейного воспитания: «детей нужно учить быть стойкими перед своими невзгодами, быть честными перед своими трудностями, тогда они, уже став взрослыми, не изменят себе». И не случайно в «Таганке» писатель призывает: «…пусть дети поверят в реальность мечты, пусть их не пугает несбыточность желаний» [12, 320].
Мустай Карим полагает, что существует ещё один обман семейного воспитания – это ожидание чуда от школы, перекладывание всей родительской ответственности на школу и учителя. Именно на этом происходит разлом личности. Ребенок приходит в школу в семь лет полностью сложившейся личностью. Его сутью – характером, линией поведения в жизни – уже стали вековые традиции, сложившиеся в семье. Народное воспитание, утверждает он, всегда добивалось такого воспитания, которое призвано было охватывать всего человека, а не скользить по поверхности его мозга.
И в этом комплексном воспитании личности средством этнопедагогики Мустай Карим огромную роль отводит родному языку. Ведь, язык является той могучей силой, которая способна защитить и до сих пор защищала народ от губительных вихрей истории. Против языка бессильны оказались мечи и штыки. Только через язык можно открыть перед человеком мир познания, язык – главное средство прогресса и просвещения, и, наконец, именно язык
14
является основой всех нравственных и моральных воззрений.
Главным предметом в общем гуманном развитии человека К.Д.Ушинский считал не древние языки, а родной язык и родную литературу.
Мустай Карим не просто подчеркивает значение изучения родного языка, но и принимает действенные меры в этом плане. Так, в 1962 году в Уфе проходила конференция по проблемам перевода национальных школ на обучение на русском языке. На этой конференции М.Карим и академик из Татарстана М.Махмутов выступили два-три раза и отстояли преподавание в национальных школах на родном языке.
В старину наши предки не случайно понятия «народ» и «язык» объединяли одним словом «язык». Народ – это есть и язык, живущая во плоти бессмертная речь, передавшая из глубин веков народное творчество и тем самым сохранившая для нас живую историю народа.
Речь идет о фольклоре, в котором, по меткому выражению М.Карима, «сосредоточен культурный, эмоциональный и нравственный опыт веков» [15, 13]. Башкирская народная песня – один из жанров фольклора – также является объектом внимания башкирского педагога. Не случайно и под его пера вышли следующие строки: «…самым потрясающим для меня в нашей национальной культуре явлением всегда была народная песня. Я у песни учусь всегда, вслушиваюсь не только в слова, но и в мелодию – мелодия родной песни дает душе самое лучшее самочувствие» [17, 142]. Одним из ведущих принципов этнопедагогики же любого народа является воспитание словом.
Именно об этом говорит М. Карим, подчеркивая, что разговор вели пожилые. Молодые их не перебивали, слушали и впитывали услышанное. Умные советы старших, удивительные истории из прошлого страны, - все это можно было услышать только на таких вот встречах. Слова передали не только факты из действительной жизни, но и донесли до нас сказки и предания, также эффективно воспитывающие детей. О том, как любили и
15
любят дети слушать сказки, предания, легенды знают все. Мы же обратимся опять Мустаю Кариму. В его повести «Радость нашего дома» читаем: «Я высовываю голову из – под теплого одеяла и тихонько прошу:
- Бабушка, бабусенька, расскажи сказку!
- ты все ещё не спишь, ночная птичка? – спрашивает она.
-Только одну сказку, а потом я усну, - снова прошу и уютно сворачиваюсь под одеялом.
В доме темно и тихо. Даже ветер на дворе как будто перестает выть. Бабушка начинает рассказывать. Её голос становится глухим, мне кажется – он доносится откуда-то издалека… нет, не издалека, а из давних-давних времен» [12, 278].
Этнопедагогическая включенность творчества Мустая Карима предполагает изучение принципов народности воспитания и отражения их в произведениях. Основными принципами этнопедагогики являются, как известно, личный пример и наставление. В произведениях М.Карима им отведено достойное место, что является чрезвычайно важным моментом для их пропаганды среди школьников.
Народность воспитания башкирского поэта и педагога, таким образом, осмысливает разнообразные формы нравственной ответственности перед своим народом, перед героическим, трагическим и обыденным прошлым своего края, где жили по своим законам и заветам его предки. И эти законы и заветы, как считает педагог, никогда не нарушались, а свято охранялись.
Основной идеей башкирской педагогической культуры являлось воспитание у подрастающего поколения, в особенности у юношей, качеств гражданина и патриота – защитника родной земли и родного очага. И невидимыми нитями связана эта основополагающая идея педагогической культуры башкирского народа и творчество и жизнь Мустая Карима – поэта и писателя; воина и защитника своей страны. Педагогические воззрения М.Карима нашли свое отражение не только в его художественных
16
произведениях, но и в его многочисленных публицистических статьях, воспоминаниях, беседах, в выступлениях в трудовых коллективах, вузах, техникумах, училищах, школах и перед педагогической общественностью.
Сегодня мы можем с уверенностью сказать: башкирский поэт стал творцом педагогики, которую мы называем педагогикой Мустая Карима. И прав председатель Правления Союза писателей республики, народный поэт Башкортостана, Равиль Бикбаев, который пишет: «Творчество Мустая Карима – это школа окрыляющих переживаний и очищающих мучений, школа верности и непоколебимости. Сколько поколений наших современников, хотя они сами об этом особо и не говорят, воспитаны этой школой» [14]. Он уверен в том, что школе М.Карима программы без конца не меняются, с изменением общественного строя моральные ценности не девальвируются. Здесь взгляды, как в пословицах, испытаны и проверены.
«…Дети никогда не жалуются на трудности, - излагает он свои наблюдения. –Даже уродливые, хилые дети играют в непобедимых богатырей, голодные оборванцы воображают, что они царевичи. В «Радости нашего дома» я смотрю на мир глазами детей, стараюсь постичь его воображением детей. Ещё о голодных: если бы голодные взрослые заметили, что кусок глины похож на ломтик хлеба, то это причинило бы им страдание.
А голодные дети, «пекут» хлеб из глины и в этом находят облегчение. Вот так, на мой взгляд, по разному воспринимается действительность.
В «Радости» я сознательно «приукрашивал» и жизнь взрослых, их взаимоотношения, чтобы сказать, что при всех ужасах войны мечта о добре и гармонии, человечность и сострадание остаются первоосновой бытия людей.
В повести «Таганок», например, автор на все «смотрит глазами взрослых, оценивает его умом и опытом, порою иронизирует, что детям почти не присуще» [11, 14].
По М.Кариму, мир детей – это прежде всего мир неиссякаемых желаний. Вместе с тем, «есть другой мир, созданный самим ребенком, его
17
воображением. Вероятно, туда должен входить писатель не для того, чтобы учить ребенка правилам поведения, благоразумию и благообразию».
Острое педагогическое чутье позволило М.Кариму утверждать, что собственный рисунок куда больше радует, нежели шедевр Рафаэля, и что только вставшему на ноги ребенку не менее важно от порога дойти до ворот, нежели космонавту облететь планету. Он также справедливо утверждает: «Хорошо, когда младенчество проходит в свой срок, печально, когда оно затягивается слишком долго».
Необходимо также отметить то, что практически все прозаические произведения Мустая Карима в той или иной степени содержат повествования об учителях и школьной жизни.
Не вызывают сомнений и размышления писателя о том, что часть «учительства как – то опустилась ниже самой себя в смысле кастового достоинства, стала более подверженной веянию обывательщины». Вместе с тем М.Карим считает, что именно учительство « за годы хаоса в целом оказалось более стойкой в отстаивании своих нравственных установок и чести профессии» [19, 32].
Педагогика М.Карима – это бесценное его наследие по проблемам школы и становления человека.
Считая, что «воспитание богатой, красивой, дерзновенной человеческой натуры, ненасытной в познании и творчестве, воспитание ясного, живого ума и несгибаемой воли – это есть… воспитание посредством художественной литературы» [21], М.Карим утверждает, что человеческой характер нельзя свести к какому-то одному нравственному качеству, потому что «как бы ни был человек сложен, определенное нравственное начало в нем… преобладает: один носитель совестливости, другой – не знает сомнений, в третьих преобладает стремление к мечте и т. д. » но вместе с ним, как полагает писатель, целостность человеческой личности принципиально не допускает расчленения воспитательного процесса на его
18
функциональное составляющие. Подобное возможно не только в теории, где выделяются нравственное, гражданское, физическое, правовое и другие виды воспитания. В жизни ничего такого нет, в этом смысле воспитывает не мероприятие, а сама жизнь. Отсюда проистекает идея жизнедеятельности воспитательного процесса и на каждом, при этом, его этапе.
Конфуций говорил: «Только самым мудрым и самым глупым учеба ни к чему». Единственный в мире дважды лауреат Нобелевской премии Мария Кюри писала к своей сестре: «Иной раз у меня создается впечатление, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы», а Мустай Карим по этому поводу высказался так: «Педагогика – не железная сетка. И ребенка в неё посадить нельзя» [20]. Все эти мнения – результат деятельности души и сердца, неравнодушных к судьбам детей.
Не случайно детским произведениям М.Карима характерно его исключительно нежное и бережное отношение к жизнедеятельности детей, их переживаниям, надеждам, бедам и радостям; повести его полны мудрых лирических ремарок.
М.Карим стал подлинным народным избранником, любимым сыном своего народа. Самим фактом своего творчества он дал очень убедительный пример: как жить, как относиться к труду, к дружбе, к любви, к Родине.
Глава II. Педагогические условия исследования творческого наследия Мустая Карима в современной школе.
Центральное место в творчестве М.Карима занимает Человек. Педагогика его, таким образом, глубоко гуманистична.
Нельзя человека заставить быть добрым, гуманным, совестливым. Он должен захотеть этого сам. А вот мотивация к совершенствованию добрых поступков основывается на понимание гуманизма, абсолютной истины и смысла жизни. Когда учителя забывают важнейшие принципы формирования личности, их профессиональная деятельность напоминает конвейер: он
19
серийно выпускает умы, созданные только для того, чтобы наполнять их информацией. Отсутствие нравственного смысла приносит в жертву надежду на высшие предназначения человеческой жизни, а потеря надежды очень часто ведет к отчаянию. Трагедия юности – вина ее наставника, который научил двигаться, но не указал верного направления движения.
Человеколюбие М.Карима прежде всего выражает в его неустанной борьбе посредством пера против зла, против бесчестия, в его стремлении возвеличивать человека труда, гражданина своего Отечества.
В словах М.Карима:
Ты младше серпа луны, цветов, что белы, как снег,
Но если ты родился – ты уже человек! [10, 123].
Учитель должен видеть перед собой, в первую очередь, личность, а потом уже предмет деятельности. Суть многих произведении Мустая Карима _ борьба за Человека, «великая схватка за него с самим человеком» [10]. И в этой борьбе герои поэта «мучаются сомнениями, любя умирают, воскресают, и при этом всем том доверчивы как дети».
М.Карим педагогически выверено излагает свое отношение к людям: разным и хорошим. В отношении последних он уверен: « … хороших, - пишет автор,- еще строже судить надо, они не только преступление совершили, они ещё и надежду обманули …» [20].
Поэт не скрывает, что уважает человеческую индивидуальность, человеческие вкусы, даже ошибки, заблуждения – если они индивидуальны. Но не уважает, «если человек заблуждается вслед за впереди идущим, повторяя его ошибки» [13, 237].
Воспитание по отношению к большинству людей, как говорил М.Карим, есть все – и жизнь, и смерть, и спасение, и гибель. Но чтобы стать жизнью и спасением, а не смертью и гибелью, воспитание должно отказаться от всяких претензий на своевольную и искусственную самодеятельность. Оно должно быть помощником человека – не больше. Это глубоко
20
философско – педагогическая мысль поэта очень важна всем тем, кто связан с воспитанием молодого поколения.
Мир Мустая Карима состоит из помощи и из дружбы. Помощь друг другу и человеческая дружба – эти педагогические понятия он не только широко пропагандировал, но и сделал их доминирующими принципами своих жизненных установок.
Многие строки поэта о взаимопомощи и дружбе вынесены им из детских воспоминаний или из рассказов старших и являются своеобразными свидетельствами той истинно гуманной обстановки, сложившийся вокруг поэта в его детские годы и примером живучести и эффективности народной системы воспитания, т.е. этнопедагогики.
Общечеловеческое возможно только на национальной основе. Если человек не несет в себе ничего национального, если он не чувствует свою принадлежность к какому – то определенному народу, не несет в себе его традиции, обычаи, его генотип, если ему все равно, кем быть, где быть, он заведомо не может быть носителем общечеловеческих идей. Такие люди без роду, без племени, как правило, изгои общества, перекати – поле.
В педагогическом аспекте вывод М.Карима о том, что дружба между людьми – это и есть своеобразный мост, соединяющий их, являющийся оригинальным.
Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексту. «Мне думается, - пишет М.Карим, - что все люди строят свою жизнь, как мосты от берега бренности к берегу вечности. Каждый человек должен сделать что – то для всех людей. Поэтому каждый строит мост от настоящего к вечности: мост взаимопонимание, мост доброты. Будь он гением или юродивым, пастухом или владыкой – человек строит свой мост. Без моста нельзя жить» [13, 211].
В повести «Долгое – долгое детство» автор прекрасно передал раздумья главного героя о добре и зле: «В прошлую ночь, - читаем мы, - я никак не мог заснуть. Тянулись в голове разные долгие мысли. Вот придет
21
праздник и сразу все на земле изменится. Будет как в сказке, которую рассказала старшая мать: огонь с водой вместе сольются, волки с овцами перемешаются, одним стадом будут ходить, злые – добрыми, враги – друзьями станут. Я и радуюсь этому, и тревожусь. За овец боюсь. Как бы невзначай не перерезали их коварные волки. И за огонь страшусь. Как бы ненароком не залила его высокомерная вода. И за друзей душа мается. Как бы враги хитрость не замыслили, не сгубили их …» [12, 21-22].
Чувство Родины М.Карим обозначил как заповедь человека. Таким образом, среди всех нравственных качеств, патриотизм он назвал главным качеством личности. Педагог уверен в том, что «даже если бы были полные карманы денег у всех, душа все равно осталось бы пустой, если нет в ней чувства Родины» [21].
Поэт не раз писал о том, как башкирский народ воспитывал патриота, защитника родной земли.
Воинская доблесть, гордость, непокоренность – это высокие черты характера, приобретенные и выстраданные в сражениях и походах также завещаны нам предками.
Педагог неоднократно высказывал свое недоумение по поводу утверждений, что в нашей стране неправильно учили или не так воспитывали. Во всем мире, говорил он, была признана уникальной наша система образования, начиная с дошкольного звена и кончая высшим образованием.
Признаны были положительными и наши воспитательные системы, включающие в себе внешкольные и школьные, формальные и неформальные методы. Наша воспитательная система была нацелена на воспитание коллективиста, уважительное отношение к старшим и окружающим, на воспитание патриота и гражданина.
В настоящее время первостепенной задачей современных педагогов является воспитание именно таких граждан и патриотов нашей страны,
22
прекрасными помощниками их в этом благородном и трудном деле могут и должны стать произведения Мустая Карима, и пример самого поэта, поэта и человека.
В творческом мире Мустая Карима отношения построены на очень высоких моральных категориях как говорится в одном из его стихотворений: «Его ум горел в огне его любви, и любовь его разумна». Произведения его прежде всего воспитывают человеческие качества, взвешивают каждую личность на весах совести, автор ставит превыше всего с его эстетической ценностью, с каждым годом возрастает воспитательное значение и нравственная оценка. Вот именно с такой точкой зрения мы изучаем и осматриваем творчество М.Карима в школах.
День ото дня повышается значение педагогической сути, актуальность изучения этого явления и необходимость сильнее опереться на нее во время образовательного процесса.
В нашей школе проводились и проводятся очень много уроков, мероприятий посвященных творчеству М.Карима. Я преподаю в 5-10 классах башкирский язык и культуру Башкортостана, и в каждом классе изучается его творчество как педагога и учителя.
Произведения Мустая Карима известны всероссийскому читателю, имя его вписано в многонациональную культуру. Его повести «Помилование», «Долгое - долгое детство», «Деревенские адвокаты», драма - трагедия «Не бросай огонь Прометей!» известны читателю - школьнику и русской и национальной школы. В русской школе большей частью его знают как автора стихотворения «Не русский я, но россиянин». Особенно заслуживает его поэзия. В старших 9-10 классах мы анализируем его стихотворения, учащимся предлагаем для заучивания на выбор понравившиеся стихотворение. Из стихов о войне для анализа отбираем «Незабудка», «Дождь». В них образ войны, военного быта увидены поэтом как неизбывные в памяти реалии времени.
23
Отдельное место отводиться на уроке поэме «Черные воды». Мотивы этой поэмы близки мотивам известного произведения современной литературы «Живи и помни» В.Распутина. В процессе анализа поэмы выделяем образ главного героя, перешагнувшего нравственной рубеж.
Сквозными в поэме являются образы дождя – слёзы, следа, оставленного человеком. Каков он? Неверный след? Кривой след? Если отступился, переступил грань дозволенного.
Учащиеся читают поэму, размышляют о времени, о человеческой судьбе, об ответственности перед людьми. Приобщение учащихся к поэтическому наследию М.Карима помогает учащимся обогатить свой нравственной опыт, своё видение мира, воспитать гражданские качества. Чтобы в учениках формировать культуру восприятия стиха, стараюсь последовательно ознакомить их его специфическими чертами лирики, развивать у них поэтический вкус.
В нашей школе были проведены литературные чтения посвященные к юбилею поэта. Когда я выбирала произведения, старалась чтобы герои были ровесниками моих учеников, найти точки соприкосновения с нравственным их опытом, чтобы разговор о героях книг стал разговором и о них самих. Вывел на какую – то новую ступень становления. На каждом уроке учились труднейшему из чтений – чтению собственной души.
Произведения М.Карима как «Таганок», «Радость нашего дома», «Долгое – долгое детство» привлекают учащихся своей простотой, яркостью, остротой сюжета, глубиной чувств. Они обостряют все чувства, как бы обнажают все лучшее в человеке. При чтении произведений я останавливаюсь на каждой прекрасной мысли, художественной ценной цитате. Удачно выбранные места (умная мысль, образное выражение…) вписываем в тетрадь, затем используем, творчески перерабатываемая учащимися. Например; когда рассматривали повесть «Таганок», я класс разделила на группы по 3-4 учащихся, каждое получило задание:
24
1. Знакомится с героями.
2. Искры добра во тьме ночи, зла.
3. «А они во все не плохие, эти ребята».
4. Сочинение «Мой друг» или «Портрет моего сверстника».
Были рассмотрены проблемные вопросы:
1. Почему люди идут на предательство? Что означает слово «предать»?
2. Предатель ли Вазир?
3. Почему так больно прореитировали ребята на «предательство» друга?
4. Откуда происходит жестокость, равнодушие? Вспоминаем жестокость фашизма, жестокость и Сталинизм. Современные войны (Афганистан, Чечня, Югославия).
Современный урок литературы должен учить учащихся размышлять о смысле жизни, задумываться над тем, каким должен быть человек? На этот вопрос отвечает трагедия М.Карима «Не бросай огонь Прометей», (который изучается в 10 классе по Культуре Башкортостана), где каждый из героев поставлен перед жестоким выбором: «быть или не быть»? Кем? Человеком? Почему Прометей стоит в центре всех событии в пьесе? Потому что он лучше понимает всех? Потому что острее переживает и чувствует время? В итоге после ответа на проблемные вопросы становится ясно, что нравственный выбор – главная проблема, вырастающая из судьбы Прометея.
Борьба добра и зла, душевного тепла и жестокости – это из поколения в поколение.
Образ жизни башкирского поэта драгоценный дар для нашей педагогики. Мы проводили конкурс сочинений, посвященный юбилею поэта Мустая Карима, и мне запомнилась сочинение одной из учениц, которая посчастливилось увидеть М.Карима. «Показалось, она пишет, он похож на седой Урал. Коренастый, суровыми чертами лица. Он один, но вершин у этого человека много, и каждая из них – новая грань таланта. Гора защищает от непогоды и дарит красоту. Поэт отдает нам нечто большее – жизнь в ее
25
естественном развитии». Думается, по настоящему была искренна и другая ученица: «Это он Мустай Карим! Мудрый, добрый, очень нужный мне, моей маме, бабушке и другим людям настоящий поэт»! Вот ведь как?! Человек, в котором нуждаются все! Человек, которому верят!
Как классный руководитель 10 класса у меня накоплен целый комплекс своих подходов, особых «ключиков», с помощью которых я помогаю ребенку утвердиться в коллективе, поверить в себя, избежать конфликтов в семье и школе. Каждый из нас может вспомнить из своего детства наставления старших, и я как пример к этому беру слова Мустая Карима из повести «Долгое - долгое детство»: «Чему люди не поверят, того людям не рассказывай. Сплетником прослывешь – позору не оберешься» [19, 19].
Я была уверена, что многие сегодняшние юноши и девушки задумаются над словами Мустая Карима: «… любовь – это, пожалуй, самая большая ответственность, какую берут на себя люди» [18]. И я подняла эту проблему, ребята ответили: «чтобы любовью жить, любовь выносить великое терпение нужно, а у кого терпения нет, пусть любить, и не берется», «любовь самое святое чувство на земле». Исходя, из этого мы провели «Литературное кафе» по повести «Помилование»: ребят поразило любовь Гульфизы к Хабирьяну, которому оторвало ногу, любовь Любамира Зуха к Марии Терезе.
В изучении творчества Мустая Карима я всегда использую педагогические исследования Ильяса Валеева. Острые проблемы, поднятые в них, не ограничиваются только школьной тематикой, ставят злободневные вопросы всего нашего общества, заставляют задумываться о сегодняшнем дне и о завтрашней судьбе страны. О сложном нынешнем положении школ, об обучении и воспитании молодого поколения автор пишет, восхищаясь и страдая, любя и ненавидя. И.Валеев справедливо замечает, что в его произведениях глубоко рассматриваются семейные воспитания не просто как момент истины, а как момент прямого контакта, как маленькая модель
26
общества, объединенной одной фамилией, где тому подтверждение минувшая жизнь писателя, которое является своеобразным зеркалом башкирского этнопедагогического опыта семейной жизни.
Несомненно, И.Валееву удалось раскрыть педагогическую ценность литературного наследия башкирского поэта и писателя – Мустая Карима, как любая работа, книга «Педагогика Мустая Карима» вызывает размышление, желание поспорить с автором, отдавшим всю свою жизнь делу воспитания подрастающего поколения.
Тем не менее, уверен, монография, несмотря на свой малый тираж, будет востребован не только преподавателями вузов и школ, но и общественностью, учащейся молодежью.
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народная педагогика – система воспитания, сложившаяся веками и динамично совершенствующаяся вместе со спонтанным развитием человечества – служила базой научной педагогики. С развитием общественно – государственной системы образования и воспитания научная педагогика, обслуживая эту систему, превратилась в многоотраслевую науку, лучшие представители который высоко ценили народную педагогику и черпали в ней многие идеи.
Народное педагогическое творчество представляет собой одну из важных сторон многовекового развития демократической культуры всего человечества. Народные взгляды на воспитание формировались и утверждались в течение тысячелетий. Воспитание возникло вместе с появлением людей. Все народы в своем общественном развитии прошли в целом одни и те же этапы, находились между собой в определенных связях и зависимостях. Все это способствовало тому, что в воспитании многих народов есть немало общего, представляющего общечеловеческую ценность.
Иными словами, народная педагогика – это совокупность и взаимозависимость общих для всех народов представлений, взглядов, идей. А также навыков и приемов в области воспитания.
Мустай Карим один из тех немногих деятелей литературы, которые большое внимание уделяют народной педагогике, школьной тематике и нелегкому педагогическому труду.
Творчество поэта отразило целую эпоху народной педагогики, подняло нацию на новые высоты в ее эстетическом развитии. Историческое значение творческих достижении М.Карима, отличалось вот чем: непревзойденный мастер в течений многих лет ведет свой народ на новые высоты духовного, эстетического и интеллектуального развития, раскрывает перед ним все новые тайны, широкие горизонты и силу искусства слова. Народный поэт по
28
отношению к себе очень требователен, в то же время, ставя большие этические требования и к читателям, и к литературе, прозорливостью мысли великого художника воспитывает высокие моральные качества.
Произведения М.Карима изучены досконально. О его творчестве написаны сотни статей в Уфе, Москве и других городах, изданы книги, его имя вошло в мировые энциклопедии. Но у этого содержательного великого творческого мира есть одно ценное, до сих пор почти не изученное качество, это – школа М.Карима, его педагогика. Боль и озабоченность поэта за воспитание подрастающего поколения носят непреходящий характер. В этом он признался сам, выступая 26 августа 1996г. Перед учительством: «Я счастлив, что всегда всю мою, как говорится, сознательную жизнь был с вами. И останусь до последнего звонка».
М.Карим оставил свое наследие, и в течение ближайших ста лет его будут читать в мире, как сегодня, - в пяти, шести томах. И что особенно ценно: один толстый том лучшего из лучших дойдет и до XXIII столетия, а избранная тетрадка, наподобие Омара Хайяма, будет читаться и через пятьсот лет, несмотря на появление сотен и тысяч новых поэтов. И не только потому, что имя «М.Карим» во многих страницах, на многих языках неразрывно связано с понятием «башкир», «башкирская литература» и не потому, что с именем М.Карима для многих, например, как признался, эстонский поэт Арви Сийг, началось знакомство с башкирской культурой, а потому, что Мустай Карим вошел в историю не только отечественной литературы, но и в историю отечественной педагогики.
Наш прекрасный писатель Г.Марков отмечал»: По общественному назначению своей деятельности писатели – учителя своих поколений». Соглашаясь с этим скажем: «М.Карим – педагог не только по общественному назначению, а по убеждению, по роду своей деятельности, в силу глубоко педагогической направленности всего своего творчества.
29
ЛИТЕРАТУРА
- Ахияров К.Ш., Пашаева Р.М. Мустай Карим как педагог /Русский язык в башкирской школе, 1986, №4;
- Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: БГПУ, 2000.
- Ахияров К.Ш., Мухамедьянов С.А. Основы этнопедагогики: Учебный план и программа спецкурса, методические рекомендации по его организации и проведению для студентов и преподавателей всех факультетов пединститута. – Уфа: БГПИ,1999.
- Башкортостан укытыусыһы, 2004, №10.
- Башкортостан укытыусыһы, 2003,№5.
- Башкортостан укытыусыһы, 1999, №10.
- Бикбаев Р. Голос Народа /Вечерняя Уфа, 1999, 20 октября.
- Быть на земле поэтом: Творческие работы школьников РБ. Литературный альманах /сост.: Л.Н.Голайденко, Д.С.Тутман, Т.Н.Дорожкина, И.О.Прокофьева, Уфа: БИРО, 1999.
- Валеев И.И. Башкирская этнопедагогическая культура и Мустай Карим, Уфа: Китап
- Валеев И.И. Педагогика Мустая Карима Издание 2-е, исправленное и дополненное.-Уфа: Китап 2003.
- Ватандаш, 1999, №10.
- Известия Башкортостана, 1999, 23 марта.
- Истоки, 2000, №17.
- Истоки, 1999, №20.
- Карим М. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения, поэмы, сказки, трагедии. Пер. с башк./Вступ. Статья Д.Павлычко; худож. Е.Яковлев. М.: Худож. лит., 1983.
30
- Карим М. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2. Пьесы; Повести. Пер. с башк./ Худож. Е.Яковлев. М.: Худож. лит., 1983.
- Карим М. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 3. Долгое – долгое детство. Повесть; Притча о трех братьях; Статьи, воспоминания, беседы. М.: Худож. лит., 1983.
- Карим М. Притча о трех братьях. М.: Современник 1988.
- Карим М. Сочинения /в пяти томах/. Воспоминания, статьи, беседы. Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1999.
- Карим Мустай. Мгновение жизни // Бельские просторы. – 2001. - №6.
- Карим Мустай. Я бы тоже предпочел умереть, чем жить в плену … // Молодежная газета. – 2004. - 20 мая.
- Карим Мустай: Будет очень грустно на том свете без песен // Йәшлек , 2004, 27 мая.
- Карим М. Узелки судьбы /Бельские просторы, 2002, №9.
- Краткая Энциклопедия Башкортостана.
- Кашапова Л.М. Народная педагогика и современная школа: управление взаимодействии: программа спецкурса и спецсеменара с методическими рекомендациями для системы подготовки и повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений в педагогических вузах и институтах развития образования. – Уфа: Ватан, 2005.
- Мустай Карим. Законы должны рождаться из любви /Известия Башкортостана, 1999, 4 марта.
- Мустай Карим. Разум спасает человечество /Ватандаш, 2001, №2.
- Минеев М.И. Я – россиянин / Издание Баш.университета – Уфа, 2001, - 84.
УРОК НРАВСТВЕННОСТИ
(М.Карим «Таганок»)
Цель. Развивать умения правильно воспринимать текст, передавать его содержание по вопросам; формировать умения стилистической точности письменной речи; развивать умение передачи образов родной природы в рисунке; воспитывать у детей чувство нравственности, любви к родному краю, республике.
Оформление. Портрет М.Карима, эпиграф, карта Башкортостана, иллюстрация к повести М.Карима «Таганок», репродукции природы Башкортостана.
ХОД УРОКА
Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок культуры Башкортостана. Посмотрите на доску, на ней написаны слова Николая Рыленкова. Давайте почитаем их.
«Так как Башкирия невозможна без Уральских хребтов или без Агидели, или без хлебных полей и нефтяных вышек, без певучего курая, так невозможна она и без строк, без поступков, без мудрости, без мудрости Мустая Карима».
Скажите, пожалуйста, кому посвящены эти слова? Да, свое высказывание Н.Рыленков посвятил М.Кариму. Действительно, наша республика – очень богатый край. Но богата она не только природными ресурсами, но и замечательными, мудрыми, талантливыми людьми. Именно такому человеку мы посвящаем наш урок. С краткой биографией Мустая Карима вас познакомит библиотекарь.
(Выступление библиотекаря.)
Сегодня мы поговорим о повести М.Карима «Таганок». Что такое таганок? Как вы думаете, почему М.Карим дал своей повести такое название? Где происходит действие повести? Найдите в тексте описание аула Беркутного? Почему аулу дали такое название?
Во многих произведениях М.Карима отражены быт, нравы, фольклор башкирского народа. Какую легенду рассказал М.Карим нам в этой повести? Прочитайте. Назовите главных героев произведения. Найдите в тексте описание Габдуллы, Вазира, Айдара.
Беседуя на горе Кукрәк-тау (Грудь – гора) Шарифулла- агай рассказывает ребятам тайну. Что это за тайна? Прочитайте.
Шарифулла-агай говорит, что если в один из дней на месте этой высокой горы с белым-белым сиянием останутся только развалины, то это будет очень – очень грустно. «Разве не так, братцы ?» - но «братцы» ничего не ответили.
Как вы думаете. Почему молчали мальчики, о чем они задумались? Что решили сделать мальчики, чтобы помочь горе Кирамет? Когда Вазир предлагает взять рыбу у рыбаков ночью, то Габдулла отвечает: «Чистое дело не делается грязными руками». Почему так сказал Габдулла?
Товарищи выбирают Габдуллу вожаком. Заслуживает ли он такого доверия? Как вы думаете? За что ребята исключают Вазира из «Таганка»? Правильно ли поступили ребята? Кого решили принять ребята в «Таганок»? разве плохо быть примерным? Почему Якуп стесняется этого? Как удалось ему избавиться от такого прозвища?
Вазиру было очень тяжело, когда друзья исключили его из «Таганка». Что придумал Вазир, чтобы вновь вернуться в «Таганок»? А как вы думаете, это решение правильное?
И, все таки, ребята вновь принимают Вазира в команду, но после какого случая? Кто нам расскажет?
«Слава – это не отцовская шапка. Её не могут носить по очереди все дети…» - говорит бабушка Нагима. Согласны ли вы с ней? Какой случай доказал, что Габдулла достоин отцовскую медаль? Все разговоры, все мысли друзей были о Габдулле. Что решили сделать ребята?
«Мне нравяться такие люди, которые задумывают то, что могут совершить и совершают то, что задумали»,- говорит Мустай Карим.
Верите ли вы, что Габдулла, Айдар, Вазир и Якуп оживят озеро?
Вам дома нужно было придумать окончание повести. Давайте послушаем. (Дети рассказывают)
Мустай Карим пишет про своих героев так: «Пройдут годы. Эти мальчики вырастут и станут джигитами. Они будут подниматься на новые вершины, более высокие, чем гора Кирамет, они оживят ни одно озеро и украсят не только землю, но и небо! Вы верите? Я верю!»
Вы написали в своих сочинениях, что тоже верите в это, что эти ребята оживят озеро, а я верю в то, что вы все вырастите, станете добрыми, отзывчивыми, храбрыми, отважными, честными людьми и сделаете большие, полезные дела для своей Родины.
А сейчас посмотрите на доску. Здесь помещен кроссворд. Давайте, ответим на вопросы кроссворда, подтверждая, что повесть вы читали с интересом и внимательно.
Б | ||||||||
А | ||||||||
Ш | ||||||||
4 | К | |||||||
5 | О | |||||||
6 | Р | |||||||
7 | Т | |||||||
8 | О | |||||||
9 | С | |||||||
10 | Т | |||||||
11 | А | |||||||
12 | Н |
- Название аула, где происходит действие повести.
- Имя единственного рыжеволосого мальчика в Беркутном.
- Имя самого уважаемого в деревне.
- Имя мальчика, который из примерного стал обычным ребенком.
- Железный обруч на ножках, служащий для приготовления пищи на открытом огне.
- Имя толстенького крепыша, с приплюснутым и с круглым, как деревянная чаша, лицом.
- вершина, на которую мечтают взобраться многие мальчики.
- Птенцов какой птицы обещал поймать своей сестренке Гульнур Айдар?
- Название гор , среди которых лежит аул Беркутный.
- Сильный, отважный, храбрый мужчина. Отличный наездник.
- Имя худенького мальчика с острым как клинок носом. Волосы у него черные как смола.
- Название населенного пункта, куда отправились друзья, чтобы проведать своего вожака Габдуллу.
Прочитайте ключевое слово кроссворда. Да, это слово – Башкортостан. Это наша родина. Прекрасный и богатый край. Вместе с нами на этой земле живет и наш замечательный писатель М.Карим. Он очень любит свой край, и я думаю, что и вы всегда будете любить и беречь свой край, свою Родину Башкортостан и будете достойными людьми своей родины.
Оценивание.
Спасибо вам за урок. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тәрбиәлә халыҡ педагогикаһы алымдары (Ата-әсәләр йыйылышына доклад)
Йәш быуынды дөрөҫ тәрбиәләү өсөн ата-бабаларыбыҙҙың алтын аҡылына, тормош тәжрибәһенә таянып эш итергә кәрәк беҙгә....
Что же случилось на Круглянском мосту? (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)
Урок литературы в 7 классе "Что же случилось на Круглянском мосту?" (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)...
Шифалы ҡорот - әҙәбиәттә, мәҙәниәттә, халыҡ ижадында .
Тикшеренеү эшенең маҡсаты һәм бурыстары: Үҙебеҙҙең яҡта уны нисек әҙерләүҙәрен, бөгөнгө көндә уны ҡулланыу, дауа рәүешендә нисек файҙаланыуҙарын асыҡлау; шифалы ҡороттоң әҙәбиәттә, мәҙәниә...
Выступление на межрегиональной конференции на тему "Әсә теле уҡытыуҙа халыҡ педагогикаһын ҡулланыу"
Әсә теле уҡытыуҙахалыҡ педагогикаһының ролеҺуңғы йылдарҙа, фәнни педагоғика менән бер рәттән,халыҡ педагогикаһы ла уҡытыу-тәрбиә эшендә киңерәк ҡулланыла бара.Үткән быуаттың күренекле педагогтары халы...
«Мостай Кәрим Башҡортостандың халыҡ шағиры . Исем" дәрес өлгөһө.
Тема: «Мостай Кәрим Башҡортостандың халыҡ шағиры» . Исем.Маҡсат: 1) Балаларҙы Башҡортостандың халыҡ шағиры Мостай...
МОСТАЙ КӘРИМ ИЖАДЫНДА ПЕДАГОГИКА
МОСТАЙ КӘРИМ ИЖАДЫНДА ПЕДАГОГИКА...
Кры́мский мост, также Керченский мост
Занимательная информация. П...