Проектная технология на уроке как способ организации деятельностного подхода в изучении русского языка и литературы
учебно-методический материал (6 класс) на тему
Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся. Поэтому в настоящее время актуальным является использование в обучении проектного метода. Разработка содержит описание творческого проекта «Путешествие в страну Местоимений» и ряда других проектов, проводимых на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_tehnologiya_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная технология на уроке как способ организации деятельностного подхода в изучении русского языка и литературы
Учитель: Бурхаева Ирина Геннадьевна.
Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся. В соответствии с деятельностным подходом, из пассивного потребителя знаний, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Новые стандарты образования предлагают «не втискивать в голову учащегося максимально возможное количество знаний, а сформировать мотивацию к их получению плюс умение эти знания самостоятельно добывать и использовать на практике».
Поэтому в настоящее время актуальным является использование в обучении проектного метода.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Ведь сам алгоритм работы над проектом нацеливает на организацию поисково – исследовательской деятельности каждого участника данного проекта, а главное на получение конкретного результата.
Учитель | Ученик |
Первый этап – «погружение» в проект | |
Постановка проблемы, целей и задач исследования | Выбор проблемы и вживание в ситуацию |
Второй этап – организация деятельности | |
Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач | Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы |
Третий этап – осуществление деятельности | |
Консультирование и контроль | Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов) |
Четвёртый этап – презентация проекта | |
Обобщение и резюмирование результатов | Демонстрация результатов исследования |
Пятый этап – оценка работы | |
Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей | Взаимооценка |
Проекты удобны еще и тем, что они разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения.
Варианты результатов проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад, мультимедийная презентация, творческий отчет, сценарий.
Тип проекта | Исследовательский Информационный Творческий Практико-ориентированный Игровой |
Предметно-содержательная область | Межпредметная Монопредметная |
Продолжительность проекта | Долгосрочный Краткосрочный |
Вид проекта по количеству участников | Личностный Парный Групповой |
Форма представления проекта | Печатная работа Статья Доклад Мультимедийная презентация Творческий отчет Сценарий. |
Я хочу представить вашему вниманию творческий проект «Путешествие в страну Местоимений»
Проектная работа проводилась во внеурочное время в течение изучения темы и проходила в несколько этапов.
1. Определение целей и задач проекта.
Прежде всего, необходимо было мотивировать деятельность учащихся. В начале изучения темы мы отправились в увлекательное путешествие в Страну Местоимений, побывали на уроках в разных ее областях, рисовали портреты ее жителей. Для того чтобы заинтересовать ребят в проектной работе, учитель не раз на уроках читал лингвистические сказки, давал задание нарисовать грамматические правила, что обычно вызывало интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже.
Совместно с учащимися была определена цель нашего творческого проекта – составить занимательное пособие «В стране местоимений», в котором ярко и творчески будет представлен характер и особенности местоимений разных разрядов и которое позволит учащимся с 1 по 6 класс подружиться с этой частью речи.
В результате проектной деятельности решались следующие задачи:
- Формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в обучении.
- Развитие исследовательских и рефлексивных общеучебных умений и навыков.
- Развитие устойчивого познавательного интереса к предмету.
- Формирование коммуникативных умений и навыков.
- Развитие творческих способностей.
- Умение систематизировать, анализировать материал.
- Хорошее знание учебного материала как результат проектной работы.
2. Планирование работы над проектом.
Ребята разделились на группы; каждая группа изучала особенности разных разрядов местоимений, писала лингвистические сказки, рисовала эмблемы своего города в Стране Местоимений, думала над тем, как ярко представить характер его жителей, готовила интересный материал для повторения, придумывала творческие задания, которые и были предложены командам.
Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта был разбит на отдельные этапы со своими промежуточными задачами:
- определить источники информации (словари, сборники пословиц, произведения литературы);
- обработать информацию (работа с литературой);
- определить форму представления результатов
- определить обязанности и объем работы.)
При работе над проектом важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, сохраняя консультирующие функции и не навязывая свое решение. Прогнозируемый результат достигается через:
- формирование мотивации деятельности,
- создание психологического комфорта,
- координирование процесса работы,
- организацию отдельных этапов проекта,
- поддержку и поощрение учеников.
С каждой группой обговаривались способы решения поставленных задач; утверждались сроки реализации. Ребята высказывали пожелания и предлагали возможные пути решения, обсуждали возникшие идеи, формулировали задания для учащихся.
3. Аналитический этап - это этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний.
Здесь происходит поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
Личные местоимения исследовались в поэтической речи. Учащиеся выписывали строки из стихов русских поэтов 19 века, изучавшихся в курсе литературы 6 класса, в которых личные местоимения употреблены в разных формах.
Группа Возвратного местоимения Себя выбирала из фразеологического словаря устойчивые выражения с этим местоимением и составляла с ними текст.
Притяжательные местоимения часто неправильно употребляются в речи, поэтому ребята предложили составить текст с речевыми ошибками.
Вопросительные и относительные местоимения исследовались в русских пословицах.
О жизни неопределенных местоимений с удовольствием писала тексты следующая группа.
Лингвистическую сказку ставили ребята об отрицательных местоимениях.
Группа, изучающая указательные местоимения, собирала пословицы, в которых русский народ использовал эти местоимения в разных формах, и изучала их роль.
И, наконец, определительные местоимения ребята находили в русских поговорках.
Все работали очень увлеченно. Интерес к работе определялся ее творческим характером и тем, что учащиеся впервые работали на равных с учителем: ведь никому не были известны конечные результаты. Ребята ощущали себя исследователями и первооткрывателями.
4.Презентация полученных результатов.
Презентация проектной деятельности проходила на уроке повторения и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры, которую подготовили и проводили сами учащиеся. Итогом нашей совместной работы стала презентация «Путешествие по Стране Местоимений» и создание сборника творческих работ для изучения этой части речи.
Урок – презентация проектной деятельности по русскому языку в 6 классе. «Систематизация и повторение изученного
по теме «Местоимение».
Цель урока:
Повторить грамматические признаки местоимения как части речи и особенности употребления местоимений в речи.
Задачи урока:
- Образовательная: закрепить умение различать местоимения разных разрядов, определять их морфологические признаки, выбирать и аргументировать верное написание местоимений.
- Развивающая: развивать умения правильно употреблять местоимения в речи, грамотно строить высказывания, организовывать работу в малой группе.
- Воспитательная: формировать интерес к изучению родного языка, воспитывать творческое отношение к делу.
На этапе актуализации темы учитель сказал о том, что на сегодняшнем занятии ребята будут полноправными хозяевами урока и его организаторами.
Основной учебно-воспитательной задачей следующей части урока являлось самостоятельное формулирование учащимися целей занятия. Задания по формулированию цели и типа урока создают установку на плодотворную работу, задают положительный эмоциональный настрой, дают возможность каждому ученику почувствовать себя младшим коллегой и единомышленником учителя.
Актуализация знаний проходила посредством целенаправленной беседы по проблемному вопросу.
Следующий этап урока, интеллектуальная игра, – это отчет команд о проделанной работе.
При подготовке команд использовался исследовательский метод. Пользуясь имеющимися знаниями, умениями и навыками ученики проводили самостоятельное учебное исследование и приходили к выводам и обобщениям. В процессе учебного исследования у каждого ученика накапливался опыт самостоятельного поиска нового знания, формировалось представление о путях и средствах познания, о методах и приемах исследования.
Поскольку способности учащихся различны, применялись дифференцированные задания. Одна группа подбирала предложения с личными местоимениями из произведений, изучаемых на уроках литературы, другие работали со словарями и дополнительной литературой, третья группа составляла задания для сравнительно-сопоставительной работы, четвертая инсценировала грамматическую сказку, две группы писали собственные тексты на грамматическое правило и, наконец, все вместе с удовольствием сочиняли грамматические сказки и стихи.
На этапе закрепления и применения знаний в нестандартной ситуации основной учебно-воспитательной задачей было применение ранее усвоенных знаний и умений в новой нестандартной ситуации. В ходе интеллектуальной игры использовались следующие упражнения и приемы:
- осложненное списывание: вставить в текст подходящие по смыслу местоимения в нужной форме, определить их разряд и падеж;
- выборочный диктант: выпишите все фразеологизмы и устно объясните их значение;
- упражнение «Исправь речевые ошибки» в употреблении притяжательных местоимений;
- восстановительный диктант с проблемным заданием: по вопросу восстановить пословицу, сравнить одинаковые местоимения и определить их разряд;
- дидактическая игра «Корректор»: исправить орфографические ошибки в употреблении неопределенных местоимений;
- лингвофизкультминутка;
- сочинение-миниатюра на лингвистическую тему с использованием отрицательных местоимений;
- упражнение на развитие речи: поставить местоимение «столько» в нужную форму;
- упражнение на развитие речи: объяснить значение фразеологических оборотов с местоимением «сам», составить диалог на школьную тему с использованием определительных местоимений.
Проблемно-творческий характер заданий отвечает личностным интересам и потребностям учащихся; развивает у них саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды деятельности. Работа с деформированным тестом (как на данном уроке) хорошо развивает орфографическую зоркость. Учащимся гораздо интереснее (хотя и сложнее) самим найти ошибки и исправить их, чем действовать по подсказке учителя. Параллельно с закреплением изученного материала идет работа по развитию связной речи.
Завершающая часть урока обобщающего типа – самостоятельная работа по теме. Это обстоятельство делает необходимой и добросовестную подготовку по материалу всей темы, и активную работу на самом уроке.
Упражнение игровой формы «Четвертый лишний» позволяет проверить умение применять полученные знания обо всех разрядах местоимений.
Этап подведения итогов позволяет выставить оценки учащимся и осмыслить итоги урока: что понравилось, что запомнилось, чему научились на уроке.
Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.
6. Рефлексия.
Обязательным итогом проектной работы является рефлексия собственной деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому участие в проектной работе, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. В таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности. Этот этап проходил уже после открытого урока и оказался достаточно сложным для шестиклассников. В целом проектная работа ребятам понравилась, создала эмоциональный подъём, развивала творческую активность и интерес к предмету, характеризовалась высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, делала процесс обучения занимательным.
Но выявились и проблемы. Например, неумение презентовать свою работу, говорить эмоционально и выразительно, организовывать игру с классом.
Таким образом, предстоит большая работа по выявлению оптимальной организации проектной деятельности на уроках русского языка и дальнейшему внедрению ее в широкую практику.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. Применяя метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениями:
- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?
- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.
Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненных на уроках или дома.
1. Мини-проект – сочинение “Мое открытие”
В ходе изучения сказки А. Платонова “Неизвестный цветок” учащимся было предложено написать сочинение о каком-нибудь маленьком, но очень важном для них открытии, которое они сами совершили в своей жизни.
2. Русские народные промыслы. Изделия русских мастеров.
Класс делится на группы для изучения и представления народного промысла, его истории, отличительных особенностей, описания изделий:
- - Семеновская матрешка
- - Золотая хохлома
- -Дымковская игрушка
- - Изделия палехских мастеров
- - Гжельская роспись
- - Костяное кружево.
Каждая группа готовит презентацию, выступление по теме. Все это необходимо для того, чтобы научиться писать сочинение-описание игрушки или изделия народного промысла.
3. Родная природа в стихах русских поэтов 20 века.
Этапы проектной работы:
- Класс делится на 6 групп, каждая из которых выбирает для анализа 1 стихотворение
- Задания группам:
- Подготовить выразительное чтение наизусть
- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению или подобрать картину художника и защитить ее
- Определить стихотворный размер, способ рифмовки, художественные средства
- Обсуждение и распределение обязанностей
- Самостоятельная творческая работа в группах
- Защита проектной работы. Ответы на вопросы учащихся
- Класс оценивает выступление каждой группы, обосновывая свое мнение
4. В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе
Как мне кажется, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Этому как раз способствует метод проектов. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами, делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход к изучению русского языка в современной школе
В настоящее время происходят существенные изменения как в содержании образования, формах, методах обучения, так и в условиях, в которых приобретают знания учащиеся. Предлагаемый подход к...
Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе. Пед. чтения....
Деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе в условиях подготовки к переходу на ФГОС.
Материал посвящён раскрытию понятия "деятельностного подхода"...
Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...
«Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе как основа реализации ФГОС»
В статье рассматриваются вопросы реализации системно-деятельностного подхода через комплекс технологий...
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы
quot;Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы" - выступление на окружном семинаре "Подготовка педагогов к реализации ...
«Развитие профессиональной компетентности учителя через использование новых технологий на основе системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы»
Предлагаю вашему вниманию основные формы работы с текстом : «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», &laqu...