Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Суржко Наталья Николаевна

"Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы" - выступление на окружном семинаре "Подготовка педагогов к реализации ФГОС ООО" в рамках работы  стажерской площадки. Сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы

 Слайд 2. «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

Слайд 3. Задача школы — не дать объём знаний, а научить учиться, т.е. сформировать  систему универсальных учебных действий.

  • Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».
  • Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:
  • личностные – личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравстенно-этическое оценивание (т.е. умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
  • познавательные:
  • общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
  • логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
  • постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения
  • коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей
  • регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана

Слайд 4.  Изначально во ФГОС  ООО заложена система требований
  к  урокам русского языка и литературы

1. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, диагностируемые цели. Целеполагание осуществляется совместно с обучающимися исходя из сформулированной ими проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят на уроке. Они должны знать план и способы достижения целей.

2. Мотивация.

Учитель должен сформировать интерес к процессу учебной деятельности и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы: решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведение.

3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.

4. Отбор содержания.

На уроке нужно качественно отработать планируемые результаты, определённые программой (только эти знания могут быть проконтролированы). Результат урока – объект контроля, что требует систематической диагностики всех личностных, метапредметных, предметных планируемых результатов.

5. Разнообразие эффективных приёмов организации результативной деятельности.

Задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий.  

6. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации (в том числе в сети Интернет).

7. Организация парной и групповой работы.

8. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средства рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

9. Интегративность знаний, отработка метапредметных УУД.

Слайд 5. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Но Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта как обязательного результата освоения основной образовательной программы

Слайд 6.  Подробнее мне бы хотелось остановиться на том, как реализуется метод проекта именно через обучение по линии учебников под редакцией Коровиной в серии «ФГОС», так как уже в самой программе по литературе этого автора заложены требования к выполнению проекта почти по каждому разделу.

Слайд 7. Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) дана в рабочих программах.

Слайд 8. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы - интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникационной деятельности, позволяющий творчески воспринимать действительность, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся

Проекты по литературе, на мой взгляд, отличаются большей сложностью, чем проекты по русскому языку. Именно здесь задействовано большое поликультурное пространство: значительный объём текстов, литературной критики, философских категорий, литературной терминологии, мировоззрений и биографий авторов, исторических материалов, основ мировой художественной культуры. Ученик здесь должен суметь показать важность жизненных процессов, отображённых в художественной литературе, значимость, актуальность проблем. Работа его должна носить цельный, целенаправленный характер.

Обязательна дискуссия об учебном проекте по выбранной теме (15 мин.). Вырабатываются критерии оценок, это должна быть бальная система, так как она поможет более полно оценить знания учащихся. Консультацию на первых таких уроках, считаю, необходимо заложить в бальную систему. В дальнейшем эта необходимость отпадёт, так как это станет потребностью ученика. Проговаривается план проведения уроков. Устанавливаются сроки. Вырабатываются гипотезы и проблемы. Обсуждается форма (количество слайдов, презентация, буклет). Оговаривается место поиска нужного материала: Интернет, библиотека, учебный материал различных предметов, литература научная, публицистическая, художественная. Решается, как провести анкетирование. Обязательно проговаривается практическая необходимость работы над таким проектом: каков будет продукт совместной деятельности. А продуктом совместной деятельности станет материал, который будет ценен для учащихся и учителей тем, что ребята создали его сами и потому им интересен, его можно использовать как образцы киноверсий и как вставки в урок.

Слайд 9. В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. Выделяют несколько видов проектной деятельности на уроках: информационный, ролевой,  практико-ориентированный,  творческий и исследовательский проекты.        

Слайд 10.

Слайд 11. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, библиография.

Слайд 12. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку.

Слайд 13. Практико-ориентированный проект направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни?

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Современный урок русского языка и  литературы невозможен без сопоставления с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. С помощью компьютерных информационных технологий можно приготовить иллюстративный и информационный материал, в начальной стадии обучения обучающиеся проходят курс самостоятельного  создания презентации.

В рамках программы по проектной деятельности можно организовать на уроках русского языка и литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Проекты по русскому языку и литературе распределяются  и по продолжительности.

Мини-проекты можно создать за один урок или фрагмент урока , над такими проектами работа ведется в группах.  

Слайд 16. Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от двух до четырех уроков. И здесь я хочу рассказать о технологии WEB-квест

В последнее время в своей практике я применяю образовательный WEB-квест, который позволяет мне превратить учебный процесс в ролевую игру.

Можно ли учиться, получая удовольствие и приобретать знания, социальный опыт играя? Положительный ответ на этот вопрос зависит от того, что предлагается обучающимся в качестве игры.

 Особенностью образовательных WEB-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных WEB-сайтах и учащиеся сосредотачиваются именно на самой информации, а не на её поиске. Таким образом, WEB-квест поддерживает обучение на уровне мышления, анализа, синтеза и оценки.

 Кроме того, результатом работы с WEB-квестом являются различные продукты  учащихся: презентация материала, тесты, создание WEB-страниц и WEB-сайтов (локально или в Интернет).

Неоспоримое преимущество Всемирной паутины в том, что она представляет собой неиссякаемый источник информации по любому вопросу. Однако, как может подтвердить любой, кто пытался найти там хоть что-либо, эта процедура приносит одни разочарования, требуя при этом значительных затрат времени и эмоций. Иногда она напоминает поиск иголки в стоге сена.

По этой причине работать над проектами, ставить задачи и отсылать учащихся за нужной информацией в Интернет вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь дети и подавно не смогут найти то, что им требуется.

Чаще всего web-квест определяют как проект с использованием интернет-ресурсов. Однако его главная особенность состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний. Конечно же, дети должны будут зайти на эти сайты в поисках необходимых сведений, однако благодаря предоставленному заранее списку нужных ресурсов они не затеряются в Интернете и не станут бесцельно блуждать в нем, вместо того чтобы заниматься своим проектом.

Слайд 16. Другой очень важной чертой web-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков:

Введение (предназначено для привлечения интереса учащихся);

Задание (описывает конечный продукт деятельности);

Процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация);

Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся);

Заключение (подведение итогов проектной деятельности).

Зачем нужно использовать web-квесты?

Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ, а для учителей, которые впервые используют Интернет на уроке, технология web-квестов - относительно легкий способ научиться пользоваться Всемирной паутиной в образовательных целях. Перечислю ее главные достоинства:

  • web-квесты дают учителю ясный образец того, как проводить проектную работу;
  • модель работы с web-квестами используют огромное число учителей в самых разных странах, поэтому в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
  • в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные web-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании web-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;
  • учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта. В итоге на поиск необходимой информации они тратят меньше времени, чем на выполнение задания.

Слайд 17. При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций: 
использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных); 
самообучение и самоорганизация; работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль); Слайд 18. умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновыать свой выбор; 
навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями). 

Трудности и проблемы

В реальности, конечно же, картина не столь радужная, и существует немало трудностей:

  • для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
  • технология web-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности;
  • медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов);
  • много web-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.

Большое значение отвожу уроку по защите проекта. Это контроль, это праздник. На защиту приглашаются родители, другие учителя. Каждый ученик получит оценку и сам будет участником оценивания, он будет принимать участие в обсуждении достоинств и недостатков каждого проекта, опираясь на оценочный лист. Причём, количество оценочных критериев, становится больше, чем старше становятся учащиеся. Это объясняется повышением требований к проектам старшеклассников. Ребята, находя ошибки  у одноклассников, учатся не допускать подобных в следующих работах. Нужно отметить, что некоторые « слабые» учащиеся , которые никак не хотят реализовываться на обычных уроках с большим желанием включаются в подобную работу, так как это новая форма деятельности. Она повышает мотивацию. Некоторые же из социально неблагополучных семей, напротив, не проявляют интереса, или пытаются занять позицию наблюдателя. Тем более, что компьютера у них дома нет. Постоянно держу их на контроле, приглашаю на консультации. Работаю в содружестве с преподавателями информатики и с группой, в которой находится учащийся. Результат получается всегда положительный.

      Подготовка к такому уроку по проектной деятельности  становится творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Слайд 20. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на городских научно-практических конференциях.

Слайд 21. Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой исполь-зовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

В результате своих исследований и своей педагогической учебной практики я создала и апробировала примерную систему уроков по проектной деятельности, которая, на мой взгляд, мотивирует учащихся на уроках русского языка и литературы на получение глубоких прочных знаний и практического их применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""

Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....

«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»

Данная статья рассказывает о приемах и методах работы на уроках английского языка в условиях современного времени и технологий. В статье описан метод проектов как один из приемов в реализации личностн...

Инновационный педагогический опыт «Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучение английскому языку»

Цель: внедрить метод проектов для реализации личностно-деятельностного подхода в обучение английскому языку....

Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Доклад о возможностях развития творческих способностей обучающихся путем применения на уроках русского языка и литературы метода проектов...

Статья «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)

Доклад «Метод  проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы»  (из опыта работы)...

Статья "Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в процессе изучения английского языка"

Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхадо к образованию является метод проектов. В данной статья проводится исследов...