выступление на методическом объединении "Дидактические основы развития одарённости учащихся"
занимательные факты (9 класс) по теме

Дидактические основы развития одаренности учащихся.

 

        Вполне очевидно, что важнейшей проблемой прогресса общества  является сохранение и развитие одаренности. При осуществлении работы с одаренными детьми в педагогическом  процессе вырисовываются три основные задачи:

а)способствовать развитию каждой личности;

б)  довести индивидуальные достижения как можно раньше домаксимального уровня;

в)  способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.

Все эти задачи очень тесно взаимосвязаны, но, на мой взгляд, доминирующей задачей является первая, поскольку она основы­вается на фундаментальном этическом правиле для любого про­фессионала, которому по роду занятий доверена забота о человеке.

Я убеждена, что изучение особенностей развития одарен­ных детей вносит значимый вклад в распознавание всех детей. Оно позволяет более отчетливо и выпукло увидеть формы и факторы успеха мыслительного процесса, который в других случаях кажется интуитивным или даже неанализируемым. Вот почему так важно знать об особенностях развития познаватель­ной деятельности одаренных учащихся, специфических истоках их творческого ума.

 Учащихся следует научить управлять таким  своенравным инструментом,каким является воображение человека — эта уникальнейшая лаборатория ума. Ведь потребность в поисковой активности — одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, к активному умственному труду и самопознанию.

В педагогическом процессе развитие одаренного учащегося целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способ­ности, стремясь выйти за их пределы. 

                           

ОСОБЕННОСТИ   ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

 В разных научных источниках подчеркивается многозначность термина «одаренность». Я возьму за основу следующие определения: одаренность —1)         качественно своеобразное сочетание способностей, обеспе­чивающее успешное выполнение деятельности. Совместное дей­ствие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способно­стей за счет преимущественного развития других;          2)      общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека,  условие и своеобразие его деятельности;    3) умственный потенциал, или интеллект; целостная харак­теристика (индивидуальная) познавательных возможностей и способностей к учению.         Я больше буду учитывать третье значение термина «одаренность». Но первостепенную роль при этом можно отвести наряду с интеллектуальным потенциалом творческой стороне ума.В последнее время в нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной асимметрии мозга, которая в общем понимании трактуется так, что правое полушарие — это все художественное, интуитивное, а левое — рационально-логическое. Поэтому в основу особенностей когнитивного стиля личности положена концепция функционального доминирования работы левого и правого полушарий и связанных с этими особенностями «предпочтений» в восприятии, интеллектуальных операциях и личностном  поведении.   image   Основываясь  на научных  данных,  доктор медицинских наук Хахалин Л.Н. отмечает: «Правое полушарие воспринимает всю новую информацию,  передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов». Необходима цикличность, лево-правополушарная гармонизация. При развитии познавательной деятельности одаренных учащихся целесообразно чередование  рациональных и  эмоциональных видов дельности. image На это обратил особое внимание А.И. Субетто, скрывая механизмы творчества с опорой на лево-правополушарныепроявления творческой личности. Он предложилimageimageосновные законы творчества.

image  

 image imageЗАКОНЫ ТВОРЧЕСТВА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

imageimageПервым таким законом является закон необходимого гности­ческого (познавательного) разнообразия  Реализация закона необходимого гностического разнообра­зия реализуется в творчестве через аналого-ассоциативную зако­номерность творения. Выделяются ассоциации по сходству, по контрасту, родо-видовые ассоциации.

imageimageВторой  закон движения творчества —  закон отражения интеллектуального филогенеза в интеллектуальном онтогенезе.Погружение в среду творческой эволюции человечествадает возможность обеспечить природосообразность и полнее осознать «себя через человечество» и «человечество через себя».

imageimageТретьим законом творчества является закон движения человеческого интеллекта по спирали с забыванием части информациина определенном этапе развития интеллекта и возвращением к этой информации на новом витке спирали.  Спиральность  интеллекта — это не только стирание части информации в памяти, а «смещение» на новых витках информационной пирамиды в виде новой актуализации, возвращение из «небытия сознания» в «бытие сознания» (цикличная вменяемость, но с новым творческим наполнением).image

imageЧетвертый и пятый законы творчества в интеллекте личности — это парные законы дополнения и конкуренции.В одних случаях творчество реализуется при доминанте закона дополнения и фактор конкуренции и соревновательности не играет никакой роли. В других случаях творчество реализуется при превалировании закона конкурентности (конкурсы проек­тов, теорий, идей, олимпиады, смотры и т.д).

Закон игры является шестым законом творчества. Игра моделирует окружающую обстановку, дополняет информацион­ное поле необходимого разнообразия. Она побуждает интеллект к поисковой активности. Игра разрушает психологическую инер­цию, активизирует работу правого полушария (интуицию). Игра является состав­ляющей дидактического творчества, способствует развитию ода­ренности детей.

 Седьмым законом творчества является закон сомнения и авторитаризма.  Творчеству  всегда  присущи   критические начала. Индикатором проявления несогласованности бытия  личности как системы с бытием окружающей среды является недовольство. Появляется противоречие.  Это противоречие между желаемым, потребностями и разрешаемым, должным служит стимулом к возникновению сомнения и его движения  в творческом процессе.   Максиму  по  поводу  сомнения  во  всем  подтвердил Л.Н. Толстой: «Ум, который я имею и который люблю в других, — тот, когда человек не верит ни одной теории». Готовность подвергнуть сомнению в творческом процессе любые положения, сложившиеся в жизни, науке, культуре, представляет собой антиавторитаризм.   Одаренные дети в полной  мере реализуют этот закон в образовательных учреждениях. Они, как правило, проявляют «бунтарскую» направленность, критичны в оценках школьных устоев, педагогических работников. На уроках они втягивают учителя в спор, восстают против «положенного» и «должного», становясь «неугодными» и «гонимыми».

image Важным в современной школе при развитии интеллектуальной одаренности является понимание  учителями того, как обрабатывается информа­ция в сознании ученика: аналитически, левым полушарием мозга, последовательно и индуктивно или глобально, правым полушарием, дедуктивно. Здесь не должно быть доводов о том, что лучше, а что хуже. Оба способа обработки информации в равной мере эффективны, хотя функционируют по-разному. Учащиеся с аналитическим, или левополушарным, складом ума легче усваивают информацию, которая подается шаг за шагом с последовательным продвижением от фактов к понятиям. Те же, кто обладает дедуктивным складом ума (информация поступает в правое полушарие мозга), легче усваивают информацию, если вначале знакомятся с общим понятием, а потом — с конкретными данными, расшифровывающими целое (закон лево правополушарной волны). Ученики с глобальным мышлением предпочита­ют историю, юмор и живые примеры, нежели факты, чертежи и классическую логику. Ученики с глобальным и аналитическим складом ума нуждаются в различных условиях обучения. «Аналитики» предпочитают заниматься в полной тишине, при хорошем освещении и в неформальной обстановке. Они обычно стараются целиком выполнить задачу и редко нуждаются в том, чтобы отвлекаться на разные внешние импуль­сы. «Глобальщики» лучше и плодотворнее работают, когда звучит тихая музыка, а помещение освещено мягким светом, они часто делают перерывы и предпочитают работать над несколькими задачами или проблемами сразу. Ученики с глобальным мышлением склонны действовать в группе,  коллективе, а с аналитическим — самостоятельно или с учителем. Все это немаловажно в организации форм и методов работы с одаренны­ми учащимися. Им необходимо создание определенных дидакти­ческих условий построения опережающих моделей обучения. Образовательные программы должны учитывать действие закона лево-правополушарной волны. При структуризации учебного материала и реализации образовательных установок учителядолжны помнить о трех типах высшей нервной деятельности (психика мышления), в соответствии с которыми условно можно обозначить три типа одаренных детей:

а) адекватный, с избирательной доминантностью (преоблада­нием) левого или правого полушария в соответствии с решаемойзадачей (педантичный);   б)          левополушарный, или мыслительный, с преобладанием функций левого полушария («аналитик», «прагматик»);

в)  правополушарный, или художественный, с преобладанием функций правого полушария («художник», «фантаст», «глобальщик»).

Содержание учебной информации должно соответствовать этим типам. Необходим учет четырех основных видов содержа­ния учебной информации:

а) наглядно-образной; б) вербальной; в) знаковой; г) ситуа­тивно-поведенческой. При составлении программ для одаренных школьников правильное сочетание этих видов содержания учеб­ной информации имеет существенное значение.

 

  Тест определения преобладания левого/правого полушария

Последние научные исследования показывают, что правое и левое полушария человеческого мозга перерабатывают различ­ные типы информации и решают разные типы задач и проблем.

Наше исследование выявит, какое полушарие у Вас преобла­дает или в равной степени используются оба полушария.   Пожалуйста, отметьте (+) вариант вашего ответа.

1.  Где Вы предпочитаете садиться в классе, в аудитории, в театре, в кинозале и т.п.?

A.  с правой стороны.         Бс левой стороны.
В. посередине.

2.  Если перед ответом на вопрос приходится задуматься, Вы:

A.  посмотрите налево.           Б. посмотрите направо.

B.  прямо на собеседника.

3.В большей степени Вы являетесь:
А. экстравертом.                        Б. интровертом.

4.Когда Вы наиболее активны:

A.  днем/утром.                         Б. вечером/ночью.

B.  одинаково.

5.   Из данного списка характеристик, умений и навыков, важных для работы, выберите:

1)      четыре, которыми  вы обладаете и в которых Вы наиболее сильны;

2)      четыре труднодоступных для вас.

Присущие  Вам черты  отметьте  буквой   «X»;  трудные  — буквой «Т»:

А. Умение распоряжаться временем      Б. Умение организовать (проект) работу

В. Перспективное стратегическое планирование работы_   Г. Творческое решение проблем

Д. Умение убеждать других                       Е. Инициативность

Ж. Умение руководить                              З. Концептуализация

И. Умение осуществлять контроль           К. Наличие мотивации

Л. Самодисциплина                                  М. Развитие программ

Н. Умение уложиться в сроки                  О. Рациональность

П. Интегрирование(объединение)           Р. Умение заинтересовать других

С. Умение консультировать                    Т. Вежливость

У. Восприимчивость                                Ф. Отзывчивость

Х Предвосхищение                                   Ц. Надежность

Ч. Проницательность                               Ш.  Практичность

Щ. Энергичность                                      Э. Интуиция

6. Из представленного ниже списка выбрать те характеристики, которые наиболее вам присущи:

А. Аналитичный               Б. Логичный.                  В. Музыкальный

Г. Артистичный.                Д. Математик.                Е. «Вербалист»

Ж. Новатор.                       З. Интуитивист.              И. Контролирующий себя.

К. Конкретный.                Л. Эмоциональный.        М. Схватывающий целое.

Н. Доминирующий.       О. Интеллектуальный.          П. Способный к синтезу.

Р.Ориентирующийся в пространстве.С. Ориентированный ( в причинно- следственных связях)

Т. Читатель.     У. Слушатель.     Ф. Умеющий использовать аналогии.

7.Выберите четыре предложения, больше всего соответствующих Вам:   А. У меня большие лидерские способности  Б. Я предпочитаю самостоятельную работу        

В.Я открыт и коммуникабелен (социабелен)________ Г. Я очень люблю искусство    

Д. Я сознателен и ответствен________ Е. Я считаю себя очень чувствительным          

Ж. Я люблю участвовать в групповой деятельности____ 3. Я недостаточно организован

И. Я достаточно уравновешен________ К. Я часто бываю самокритичен           

Л.Я  с уважением отношусь к социальным нормам и цен­ностям

М. Иногда я сомневаюсь в своих интеллектуальных способ­ностях. imageimageimage

 Ключ  1.А=1,   Б=10, В=5      2. А.=10, Б=1, В=5  3. А=2, Б=8,       4. А=2, Б=8, В=5    5  А. х=2, Т=7   Б. Х=7, Т=2    В. Х=2, Т=7,  Г. Х=8, Т=2,   Д. Х=2, Т=8  Е. Х=7, Т=2,   Ж.Х=2, Т=7,    З. Х=7, Т=3,     И. Х=2, Т=8,  К. Х=7, Т=2   Л. Х=2, Т=7,     М. Х=7, Т=3,    Н. Х=1, Т=3/,    О. Х=2, Т=7,    П. Х=7, Т=2    Р. Х=2, Т=7,     С. Х=7, Т=2,     Т. Х=1, Т=8,      У. Х=8, Т=2,     Ф. Х=2, Т=7  Х. Х=7, Т=3,      Ц. Х=2, Т=7,    Ч. Х=8, Т=3,     Ш. Х=2, Т=8,  Щ. Х=7, Т=3  Э. Х=8, Т=3     6.А=3      Д=3       И=2       Н=3        С=2   Б=2    Е=4  К=3   О=3    Т=5      В=9    Ж=8    Л=7          П=8            У=8 Г=9               З=8            М=8          Р=8             Ф=8    7.А=7  Г=8   Ж=3   К=7         Б=8  Д=2   З=7   Л=3   В=2    Е=7   И=3   М=7  Ваша оценка:(41—84) — преобладание левого полушария.(85—128) -*- равно оба полушария.(129—172) — преобладание правого полушария.  

 Характеристики доминирования левого полушария

Хорошая память на имена. Лучше воспринимают устно и письменно изложенную информацию (указание). Держат свои чувства и мысли при себе. Продумывают несколько возможных путей, прежде чем предпринять новое дело. Предпочитают делать одно дело

Любят тесты, в которых надо выбрать из двух (да/нет) или нескольких

 

альтернатив. Ждут, когда человек сам сообщит им о своем состоянии.

 

Серьезны (неостроумны). Ценят время; любят, чтобы все было  расписано по

 

часам, без ручных часов чувствуют себя  «не в своей тарелке».Любят памятки,

 

программы, схемы,   списки, письменные контракты и соглашения

 

 

imageЦенят аккуратность в себе и других . Обладают устойчивым вниманием; хорошо

 

слушают; могут долго концентрироваться на одномдействии.Не склонны к

 

риску, осторожны; не   любят ошибаться; любят определенность. Следуют

 

предписаниям. До принятия  решения  задают много  вопросов,  в  проблемных 

 

ситуациях бывают упрямы  и  излишне предусмотрительны. Любят читать; для

 

них книга всегда лучше, чем фильм

          Характеристика      доминирования правого полушария

Хорошая память на лица. Лучше воспринимают наглядную ин­формацию (демонстрируемую).Охотно делятся своими переживания­ми. Любят делать то, что раньше делать не приходилось. Предпочитают тесты, где сами приду­мывают  ответы. Могут понять состояние человека, не спрашивая его об этом. Остроумны («большие шутники»).imageДействуют наугад; опаздывают. Не любят ограничений, детализации, планов.Хорошо переносят суматоху, неорганизованны, беспорядочны. Невнимательны, «витают в облаках»;   мечтательны, восторженныimage. Рисковые (с авантюрной жилкой), не  боятся неудач. Не любят предписаний.  Отвечают наугад или интуитивно  впроблемных ситуациях.

 

      Вот несколько упражнений, помогающих регулированию тока энергии

 

между полушариями мозга. Они улучшают память, усиливая внимание и

 

повышая способность к сосредоточению. 1.Нарисуйте на карточке две

 

пересекающиеся линии в виде буквы Х. Зафиксируйте взгляд на пересечении

 

этих линий, выполняя при этом следующие упражнения:поднять левую

 

ногу, согнув ее в колене (не высоко), и правой

 

рукой дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой

 

ногой и левой рукой. Повторить шесть пар таких движений;

 

поднять левую ногу, согнув в коле­не, и левую руку, согнув ее в

 

локте­вом суставе. Смотреть при этом на пересечение линий буквы

 

«X». Повто­рить шесть пар таких движений;  снова повторить первое

 

движение (шесть пар).   2.           Вытянуть   перед   собой правую руку,  

 

пальцы   сжать   в   кулак, оставив вытянутым    указательный.   

 

Нарисуйте в  воздухе указательным пальцем знак бесконечности  

 

(лежащая  цифра восемь).как  можно болышего  размера. Когда    рука    из   

 

центра  этого знака пойдет вверх, начните слежение глазами за кончиком

 

пальца, не поворачивая головы.  Повторить  пять раз.  Затем   то же левой рукой.

 

Затем двумя руками вместе ( указательные пальцы сложены один на один), также

 

повторить пять раз..Те, у кого возникли трудности в прослеживании

 

(напряжение глаз, частое моргание), должны запомнить отрезок

 

«лежащей восьмерки, где это случается, и несколько раз провести

 

рукой (руками), как бы заглаживая, по этому отрезку.Необходимо   

 

добиваться плавного слежения    за    рукой  без остановок и фиксаций

 

глаз, при которых теряется предмет слежения. В месте остановки потери

 

слежения нужно провести рукой туда- обратно по линии лежащей

 

восьмерки несколько раз .Оба эти упражнения можно реко­мендовать и

 

учителям — пусть ребята  выполняют их перед началом урока, особенно

 

перед контрольными   работами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Аминов И.А. Психофизиологические и психологические предпосылки

 

педагогических способностей. Вопросы психологии, 1968. №5

 

2. Афанасьев С.В. Асимметрия мозга и адаптация человека.

 

3. Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности. Вопросы психологии.

 

4.Роберт Т. Кийосаки и Хал Зина Беннет. Обеспечьте будущее себе и своим детям. 

 

Минск 2005 г.

 

5.Коннира Андреас, Стив Андреас. Сердце разума. Москва, 2005г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физиологические основы развития силы учащихся старших классов

Физиологические основы развития силы учащихся старших классов...

Выявление и развитие одарённых учащихся через исследовательскую деятельность

В данной статье рассматривается возможность выявления одарённости у учащихся, занимающихся учебными исследованиями в школьном научном обществе....

Презентация к выступлению на педсовете на тему: Развитие УУД учащихся на уроках английского языка в начальной школе.

В презентации подробно рассмотрены виды УУД и упражнения, развивающии их на уроках английского языка в начальной школе....

Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения

Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...

Информационные технологии в преподавании математики и информатики как средство развития одарённости учащихся».

Представление опыта работыучителя математики и информатикиМихалевой Светланы Анатольевнына районном конкурсе «Учитель года – 2015»по теме:«Информационные технологии в преподавании математики и информа...

Методическая разработка "Разностороннее развитие личности учащихся V – XI классов на основе индивидуального подхода"

Методическая разработка "Разностороннее развитие личности учащихся  V – XI классов на основе индивидуального подхода"...

РМО "Применение образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как способ развития одарённости учащихся"

РМО "Применение образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как способ развития одарённости учащихся"...