Методическая разработка "Разностороннее развитие личности учащихся V – XI классов на основе индивидуального подхода"
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Методическая разработка "Разностороннее развитие личности учащихся V – XI классов на основе индивидуального подхода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznostoronnee_razvitie_lichnosti_uchashchihsya.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разностороннее развитие личности учащихся
V – XI классов на основе индивидуального подхода
Методическая разработка
Содержание
стр.
I Введение 3
II Основная часть 5
- Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям 5
- Возрастные и индивидуальные особенности детей 8
- Организация индивидуального подхода на уроках истории
(из опыта работы) 14
III Заключение 18
IV Список литературы 19
V Приложения 21
Введение
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем современного общества.
Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания и обучения.
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания и обучения. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Целью воспитания и обучения является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому ребенку. Поэтому в данной работе я поставила перед собой цель теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального подхода на разностороннее развитие личности обучающихся V – XI классов.
Задачами работы стали:
1. рассмотреть теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям в трудах педагогов и психологов;
2. изучить возрастные и индивидуальные особенности обучающихся V – XI классов;
3. рассмотреть специфика организации индивидуального подхода на уроках;
4. познакомить с некоторыми моментами организации индивидуального подхода на своих уроках истории
В процессе разработки данной темы я использовала различную литературу. Это работы педагогов, психологов, дидактов. Все они считают, что индивидуальный подход играет большую роль в разностороннем развитие личности обучающихся. Также использовались всевозможные методические пособия, в которых предлагаются разнообразные методы и приемы организации индивидуального подхода.
Основная часть
1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители педагогики, как отечественной, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты.
Критически, используя наследие дореволюционной педагогики, Н.К.Крупская, рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания и обучения. «Советское воспитание, направлено на то, чтобы в каждом ребенке развивать все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность» (8.с.5). Н.К.Крупская развивала принципиально новое направление в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращая внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание» (8.с.6).
А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации, и воспитании детского коллектива, в трудовом воспитании детей, игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.
Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания.
Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.
Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…» (15.с.19).
Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К.Крупская и А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.
Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…» (8.с.9). При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.
Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии.
Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Они утверждали, что индивидуальный подход в обучении и воспитании способствует становлению личности и здесь очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка. Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях личности учащихся. По мнению этих психологов, осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.
В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (8.с.13).
В современной педагогике и психологии так же уделяется большое внимание индивидуальном подходу в обучении и воспитании. Дубровина И.В. утверждает, что в современной школе учитель в первую очередь должен опираться на индивидуальные особенности личности учащихся.
Таким образом, теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям нашли свое отражение в трудах различных педагогов и психологов.
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А.Коменский, Д.Ж.Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Более того, некоторые из них разработали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию. Ж.Ж.Руссо, а затем Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания и обучения.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека. Физическое воспитание так же тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.
Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка, а затем использование индивидуального подхода в воспитании и обучении.
Средний школьный возраст (от 11-12 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Развитие внутренних органов неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организовано, чем восприятие младшего школьника.
Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста – это специфическая избирательность.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждением.
В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Педагогам нужно нравственно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.
В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.
Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения. Убеждений, жизненного самоопределения и самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего.
У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к предметам. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отмечается более высокий уровень обобщения и абстрагирования.
Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами.
В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но заставляет практически решать многие непростые вопросы.
У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения.
Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.
Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира.
Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.
Педагогический критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.
Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.
И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов: силу возбуждения и неуравновешенность; уравновешенность и неуравновешенность этих процессов; их подвижность.
На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:
сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность. Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.
Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий.
Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны, терпеливы, порученное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.
Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.
Слабый, характеризующийся слабостью, как возбуждения, так и торможения при малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. Они очень долго привыкают к новой обстановки, коллективу детей. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.
Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на тот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.
При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательные контакты с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на воспитание и развитие.
Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
- Организации индивидуального подхода на уроках истории
(из опыта работы)
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.
Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача учителя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.
В процессе обучения разностороннее развитие школьников, возможно, прежде всего, в игровой деятельности.
В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность.
Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его
замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх.
В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся через разнообразные игровые формы обучения.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать прочному усвоению обучающимися учебного материала.
Способствовать расширению кругозора обучающихся через использование дополнительных исторических источников.
Развивающие:
Развивать у обучающихся творческое мышление.
Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.
Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:
Работа с учебником.
Использование аппарата учебника.
Иллюстрации учебного пособия.
Исторические карты.
Учебные исторические картины.
Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.
Тексты художественных произведений.
Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.
Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях: использование игровых элементов на уроке и урок-игра.
Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, учитель должен развивать в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу.
Руководство учителя игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса.
Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре.
В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.
Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И учитель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка.
Для успешной организации индивидуального подхода на уроках истории, как уже было сказано, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Правильно оценить уровень интеллектуального развития учащихся помогает грамотно составленный интеллектуальный портрет (приложение 2). Для его составления необходимо в начале учебного года провести диагностику учащихся на предмет развития у них таких интеллектуальных процессов как речь, внимание, мышление, память, используя соответствующий инструментарий (приложение 1). В соответствии с составленным интеллектуальным портретом на уроках учащимся предлагается в большей степени выполнение тех заданий, которые способствуют развитию слабо выраженных интеллектуальных процессов.
Индивидуальный подход в обучении и воспитании возможен благодаря использованию разнообразных методов и приемов.
Метод обучения – способ организации познавательной деятельности учащихся. Они могут быть согласно классификации М.А. Данилова и Б.П. Есипова подразделены на следующие группы:
а) методы приобретения новых знаний,
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, работа с источниками (приложение 3), озвучивание исторических картин, изображение по описанию предметов быта, составление опорных схем, составление синквейнов, составление кластеров, составление маркированных таблиц, составление кроссвордов;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
Все перечисленные методы позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся на различных этапах урока.
Заключение
Подводя итог всему выше сказанному можно говорить о том, что теоретические основы вопроса о роли индивидуального подхода в разностороннем развитии личности у детей нашли свое отражение в трудах различных педагогов и психологов. Все они в той или иной степени считали, основным условием успешной организации индивидуального подхода на уроках, является глубокое изучение и знание особенностей каждого ребенка. Глубже понять и изучить ребенка учителю помогает диагностическое исследование различных мыслительных процессов учащихся.
Разностороннее развитие личности учащихся на основе индивидуального подхода возможно благодаря использованию разнообразных методов и приемов обучения.
Как, показывает практика применение индивидуального подхода на уроках истории, дает положительные результаты. Это подтверждается качеством знания учащихся, итогами их участия в школьных и городских олимпиадах и научных конференциях и результатами экзаменов.
Список литературы
- Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня. - М.: Знание, 1988. – 80с.
- Внеклассная работа по истории. / Авт.-сост. Р.Н. Чеброва, А.В. Бармин. – Саратов: Лицей, 2003. - 256с.
- Геттих Э.Р. Индивидуальный подход в воспитании детей. – Сургут: Сургутский гос. пединститут, 1999. – 22с.
- Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия т.1.М.: Просвещение1993.
- Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: изд-во РОУ, 1996. – 180с.
- Макаров С.П. Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.
- Нестандартные уроки истории по учебнику «История России». 7-8 классы. / сост. Е.Н. Сорокина. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. - 112с.
- Подласый И.П. Педагогика. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 . – 432с.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 480с.
- Рогов Е.И. Психология человека.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 . – 430с.
- Система интеллектуального развития учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. – Рыбинск: департамент по делам образования и молодежи Рыбинского муниципального округа, 2004. – 84с.
- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 320с.
- Федорук И.А. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 176с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высш. шк., 1990. - 576с.
- Чиркова Т.А. Учет индивидуально – психологических особенностей
- детей. //Дошкольное воспитание.-1986. №5.с.38-42
- Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек.- М.: Знание, 1986. – 80с.
- Федорук И.А. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 176с.
Приложения
Приложение 1
Диагностический инструментарий
Интеллектуальный процесс | Диагностирующие задания |
Мышление | Диагностирующий диктант, задания на исключение «лишнего», |
Внимание | Задания на исключение «лишнего», на определение последовательности событий |
Память | Тесты на знание фактологии, статистики, персоналий, понятий, на восстановление соответствия событие – место, событие – люди, понятие – признаки, тексты с ошибками |
Речь | Творческие образные задания, эссе |
Приложение 2
Интеллектуальный портрет учащегося 8 «Б» класса Михаила Ю.
Приложение 3
Методическая разработка урока с использованием педагогически неадаптированных источников
Тема урока: «Всеобщая декларация прав человека».
Цель урока: закрепить представления учащихся о правах человека как о социальной ценности и роли Всеобщая декларация прав человека.
Задачи:
образовательные: – закрепить у учащихся представление о том, что такое права и свободы человека, Всеобщая декларация прав человека, каковы основные способы международно-правовой защиты прав человека;
воспитательные: воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правам человека;
развивающие: развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия числе правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры
Тип урока: повторительно – обобщающий
Форма проведения урока: поэтапная игра
Формы работы на уроке: групповые, индивидуальные
Количество часов: 1академический час (45мин)
Материалы и оборудование: пакеты документов, тетради
Класс: 9
Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме: в результате изучения данной темы ученики должны
Знать/понимать
- основные понятия: права и свободы человека, Всеобщая декларация прав человека, международно-правовая защиты прав человека;
- основное значение Всеобщей декларации прав человека
Уметь
1) объяснять смысл основных понятий;
2) высказывать свою точку зрения;
- характеризовать Всеобщую декларацию прав человека, как один из основных документов по правам человека.
- сравнивать международно-правовые документы по правам человека;
- оценивать международно-правовые документы по правам человека;
- объяснять взаимосвязи международно-правовые документы по правам человека.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
План урока
I. Организационный момент.
II. Поэтапная игра.
III. Рефлексия и подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
В начале урока класс разбивается на 5 групп.
II. Поэтапная игра.
1)этап « Да и нет»
Капитаны команд по очереди отвечают на вопросы. Если капитан затрудняется с ответом, то ему помогает команда, в случае отсутствия правильного ответа у команды право ответа переходит к следующей команде. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
- В эпоху Средневековья была создана теория естественных прав человека. (Нет)
- Первым сформулировал идеи о естественных правах Джон Локк. (Да)
- Естественные права даруются человеку государством. (Нет)
- Джон Локк считал, что неотъемлемыми правами каждого человека являются жизнь, собственность и свобода. (Да)
- Всякая классификация прав человека условна. (Да)
- Теорию божественного происхождения права развивал Фома Аквинский. (Да)
- Теория божественного происхождения права была создана в эпоху Просвещения. (Нет)
- Право и закон – это одно и то же. (Нет)
- Закон обладает высшей юридической силой. (Да)
- В статье 1 Устава ООН провозглашаются цели этой организации. (Да)
- Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 года. (Да)
- 24 октября ежегодно отмечают как День ООН. (Да)
- Декларация является документом, возлагающим на подписавшие ее государства конкретные обязанности. (Нет)
- Пакты не является документами, возлагающими на участвующие в них государства конкретные обязанности в области прав человека. (Нет)
- Всеобщая декларация прав человека была принята 10 января 1948 года. (Нет)
- Всеобщая декларация прав человека была принята ООН. (Да)
- 16 декабря 1966 года был принят Международный пакт о гражданских и политических правах. (Да)
- В пакте о гражданских и политических правах записано: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека». (Да)
- Права человека означают, что каждый может ими пользоваться в полной мере, но не во вред другим. (Да)
- Человек должен иметь не только права, но и обязанности. (Да)
2) этап «Я мыслю – следовательно, я существую»
Учащиеся должны ответить на вопросы и высказать свою точку зрения. Для этого им предлагается фрагмент из книги Усачева А. «Всеобщая декларация для детей и взрослых»
Приключения Маленького Человека.
- Большие люди удивительно безграмотны, - подумал Маленький Человек. – Надо это исправить.
И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:
Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры.
Вскоре вокруг плаката собрались горожане.
- Глупость какая0то написана, заявил один Толстый гражданин. – Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кг 500 г, а мой сосед всего 3 кг 100г, а вы…
- Послушайте! – сказал Маленький Человек. – Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.
- Как вы понимаете смысл плаката?
- Прав ли Маленький Человек?
- Что вы можете возразить Маленькому Человеку?
Каждая группа самостоятельно выполняет задание, затем оно обсуждается всем классом. В конце обсуждения в зависимости от полноты ответов группы получают 1, 2, или 3 очка.
3) этап Работа с документами
Каждой группе выдается 2 пакета документов: в первом преамбула Всеобщая декларация прав человека, во втором выдержки из Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, конституции РФ.
А.
Всеобщая декларация прав человека. Преамбула
(10 декабря 1948 г.)
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем
членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой
свободы, справедливости и всеобщего мира; и
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам
человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и
что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений
и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление
людей; и
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека
охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был
вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании
и угнетения; и...
принимая во внимание, что народы объединенных наций подтвердили в
Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность
человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать
социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и
принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и
свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,
Генеральная Ассамблея
Провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве
задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с
тем чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду
настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать
утверждению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и
международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и
осуществления их как среди народов государств – членов Организации, так и
среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
Вопросы и задания
1. Составьте план преамбулы, в котором кратко отразите шесть
обстоятельств и мотивов принятия Декларации.
2. Как вы понимаете равные права всех людей? Как понимаете
неотъемлемые права? Почему признание равных и неотъемлемых прав является
основой свободы; основой справедливости; основой всеобщего мира?
3. Какие варварские акты, порожденные пренебрежением к правам
человека, вам известны? Почему создание мира, где люди будут иметь свободу
слова и убеждений, будут свободны от страха и нужды, названо высоким
стремлением людей?
4. Как вы понимаете охрану прав человека властью закона?
5. Раскройте связь между правами человека и развитием дружественных
отношений между народами.
6. Объясните, как права человека могут содействовать социальному
прогрессу и улучшению условий жизни.
7. Почему важно, чтобы все люди понимали характер прав и свобод
человека? Какую роль в этом должны сыграть просвещение и образование?
8. Почему Декларация рассматривается как задача, которую предстоит
выполнять всем народам и государствам?
9. Как вы думаете, какие мероприятия должны быть проведены в каждой
стране, чтобы выполнить названную выше задачу? Объясните, почему вы так
считаете.
10. Что означает эффективное осуществление прав и свобод человека?
Чем оно отличается от неэффективного?
Б.
Из Конституции Российской Федерации
(12 декабря 1993 г.)
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность
государства...
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно
нарушать права и свободы других лиц...
Статья 20
Каждый имеет право на жизнь.
Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать,
производить или распространять информацию любым законным способом. Перечень
сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным
законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать
профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности
общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо
объединение или пребыванию в нем.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без
оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в
управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют права избирать и быть
избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а
также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по
приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к
государственной службе.
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и
органы местного самоуправления.
Статья 37
1. Труд свободен…
2. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статья 45
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не
запрещенными законом...
Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и
свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных
прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие
или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
феодальным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из Всеобщей декларации прав человека
(10 декабря 1948 г.)
Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту, от какой бы то ни было дискриминации.
Статья 13
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. И возвращаться в свою страну.
Статья 23.
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право равную оплату за равный труд.
Из Международного пакта о гражданских и политических правах
(19 октября 1966 г.)
Часть III. Статья 6.
Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
Статья 7.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию.
Статья 9.
Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не может быть лишен свободы иначе как на таких законных основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
Статья 17.
Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную или семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на не прикосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.
Задание. Подобрать по всем источникам статьи, имеющие одинаковый смысл. Записать в таблицу, указав номера статей.
Конституция Российской Федерации | Всеобщая декларация прав человека | Международный пакт о гражданских и политических правах |
После работы над документами учащиеся обсуждают полученные результаты. Каждая команда, справившаяся с заданием, получает по 10 очков.
4) этап Игра «Ступеньки»
Изучая документы по правам человека, вы встретили много слов по данной теме. Подберите как можно больше существительных. Начинаться они могут с любой буквы алфавита, но в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше, чем в предыдущем.
За каждое слово команды получают по одному очку.
III. Рефлексия и подведение итогов.
В конце игры подводятся итоги, выставляются оценки. Затем проводится рефлексия. Каждый на чистом листе отвечает на вопросы, затем листы учащиеся сдают учителю.
- Чего ожидали от игры?
- Понравилось (не понравилось) и почему?
- Что бы я изменил(а)?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Мое личное участие.
IV. Домашнее задание.
Придумать крылатые фразы: «Права человека – это…», составить синквейн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "РАЗВИТИЕ КОМБИНАТОРНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Таким образом, развитие логического мышления – одна из важнейших задач, стоящих перед дидактикой....
«Развитие личности учащихся старших классов коррекционных школ через изучение психологии человека.»
Дети –логопаты требуют особой психолого-педагогической заботы и сопровождения, для достижения того, что можно назвать комфортным ощущением себя в жизни.Одной из форм работы с детьми в школе-инте...
Методическая система «Формирование информационно – коммуникативной компетентностей учащихся на основе деятельностного подхода в обучении и воспитании»
Методическая система....
Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию личности в 5 классе
Статья по теме "Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию личности в 5 классе"...
Методическая разработка «Развитие дошкольников средствами музыкальных занятий на основе интеграции деятельности воспитателя ДОУ и музыкального руководителя».
Актуальность. Проблема поиска новых подходов организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении с введением ФГОС является актуальной. Системно - деятельностный подход дае...
Методические рекомендации "Исследовательская деятельность на уроках математики как основа компетентностного подхода в обучении математике
Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени, смещают акцент со знаниевого компонента на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и т...
Развитие творческого мышления у учащихся на основе деятельного подхода в обучении
Развитие творческого мышления у учащихся на основе деятельного подхода в обучении...