интегрированный урок русского языка и литературы
план-конспект урока (9 класс) по теме
Роль бессоюзного предложения в художественном тексте (на материале произведения Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и литературы, 9 класс
Роль бессоюзного предложения в художественном тексте.
Гуреева Н.А.
Тема: Роль бессоюзного предложения в художественном тексте.
Цели урока:
- организация деятельности обучающихся по систематизации знаний о бессоюзном сложном предложении и его месте в тексте;
- создание содержательных и организационных условий для исследовательской работы по художественному тексту, развития монологической речи, мышления;
- совершенствование навыков построения высказывания в форме сочинения-рассуждения;
- развитие навыка осмысленного чтения художественного текста;
- воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя.
Оборудование:
- портрет Н. В. Гоголя; компьютер, проектор; текст повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»; раздаточный материал (карточки с заданием); словарь литературоведческих терминов.
Методические приемы:
- исследовательская работа с текстом; работа в парах, группах
Ход урока
- Организационный момент
Я рада вас приветствовать. Нам предстоит сегодня на уроке интересная и важная работа, которая поможет вам подготовиться к ГИА и по-новому посмотреть на художественный текст, «увидеть» особенности писательского таланта Н. В. Гоголя Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, тему урока.
II. Постановка целей урока обучающимися
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Какие цели вы поставите перед собой?
Сегодня мы будем говорить о том, какую роль играет БСП в художественном тексте и в нашей речи, вспомним сведения о БСП, углубим и закрепим исследовательские навыки, умение составлять свой текст.
III. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока .
1) Проверка домашнего задания (мини-сочинение о творчестве Н.В. Гоголя «Мой Гоголь» ( 2-3 ученика).
2) Устное рецензирование прослушанных работ обучающимися.
3) Слово учителя
Вы в большей степени остановились в домашних творческих работах на своеобразии сюжета произведений Н.В. Гоголя. Давайте задумаемся о стиле писателя.
Согласитесь, что тире, двоеточие, тем более точка с запятой - не слишком часто встречающиеся знаки препинания. За исключением употребления перед однородными членами, после обобщающего слова, в прямой речи после слов автора или перед ними, между подлежащим и сказуемым, эти знаки ставятся только в сложных синтаксических конструкциях, многокомпонентных предложениях с бессоюзием.
Попробуем ответить на вопрос о роли предложений с бессоюзием в художественном произведении:
- как влияют БСП на создание стиля;
- какова частотность употребления БСП в художественном тексте и устной речи.
Мы остановили свой выбор именно на произведениях Николая Васильевича Гоголя.
Во-первых, исполнилось 203 года со дня рождения великого писателя.
Во- вторых, вышел на экраны страны замечательный фильм «Тарас Бульба», что побудило к перечитыванию произведений и, может быть, более глубокому осмыслению их с точки зрения содержания, формы, мастерства автора.
В-третьих, синтаксис гоголевских произведений (а мы имели счастье читать их в
5-ом, и в 6-ом, и в 8-ом, и в 9-ом классах) очень сложен и интересен, в том числе с точки зрения использования писателем многокомпонентных предложений с бессоюзием.
Давайте прикоснёмся к гениальному: прочитаем отрывок из повести «Ночь перед Рождеством»
IV. Применение знаний и способов действий
- Выразительное чтение начала повести
Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
2.Устная лексическая работа
Объяснить значение слов и форм слова:
*колядовать *парубков *скрыпучий
3.Фронтальный опрос
- Каков стиль текста? От чего зависит понятие стиля?
Понятие стиля зависит от речевой ситуации.
- В какой речевой ситуации используется данный текст?
Обстановка – неофициальная; задача речи – создание картины.
4. Актуализация знаний о стилях речи ( работа в парах)
- Основные признаки художественного стиля обсудите в парах
Работа с таблицей « Функциональные стили речи. Художественный стиль»
(таблица на каждой парте)
Сфера применения | Функция | Лексика | Синтаксис | Эмоциональная окраска, образность |
Художественные произведения | Воздействие на чувства; сообщение | Вся, кроме узкоспециальной, крайне диалектной и нецензурной | Все конструкции, все средства (повторы, инверсия, параллелизм, вставные конструкции) | есть |
- Составьте монолог-доказательство о принадлежности текста к художественному стилю речи
5. Актуализация знаний о БСП
1) Работа в группах:
анализ предложений с бессоюзием из повести «Ночь перед Рождеством»
Задания:
-найти бессоюзную связь, начертить схемы предложений;
-объяснить постановку знаков препинания;
-записать на доске и произвести полный разбор одного предложения;
-составить словарик устаревших слов и форм слова
Карточка для 1 группы
1.Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег.
2.Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из куницы; зато ни у одной поповны не будет такого сундука.
3.В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха.
4.Однако ж посмотреть на спину и плечи: я думаю, синие пятна есть.
5.Солоха думала долго, куда спрятать такого плотного гостя; наконец выбрала самый большой мешок с углём; уголь высыпала в кадку, и дюжий голова влез с усами, с головою и с капелюхами в мешок.
Карточка для 2 группы
1.Кузнец рассеянно оглядывал углы своей хаты, вслушиваясь по временам в далеко разносившиеся песни колядующих; наконец остановил глаза на мешках: «Зачем тут лежат эти мешки?»
2. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной.
3. Все жилки в нём вздрогнули; бросивши на землю мешки так, что находившийся на дне дьяк заохал от ушибу и Голова икнул во всё горло, побрёл он с маленьким мешком на плечах вместе с толпою парубков, шедших следом за девичьей толпою парубков, между которой ему послышался голос Оксаны.
4. Попробую ещё средство: пойду к запорожцу Пузатому Пацюку.
5. У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь!
Карточка для 3 группы
1. Мороз подрал по коже кузнеца; испугавшись и побледнев, не знал он, что делать; уже хотел перекреститься…
2. Он меня ни за что не променяет; он шалит, прикидывается.
3. Нам никто не помешает: жинки нет дома.
4. Хата их была вдвое старее шаровар волостного писаря, крыша в некоторых местах была без соломы.
5. Подайте его сюда: там ещё один сидит.
6. Определение роли БСП в создании сюжетных компонентов
(работа текстами в электронном виде)
Задание: Выразительно прочитать отрывок, определить вид сюжетного компонента: портрет героя , пейзаж, описание обстановки, авторское отступление.
А. Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то, что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу.
Б. Всё было видно в вышине. Воздух в лёгком серебряном тумане был прозрачен. Всё было видно; даже можно было заметить, как вихрем пронёсся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звёзды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце чёрт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно, ведьма…
В. Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырёх сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш.
- Повторение по теории литературы
Задание: Вспомните определение парцелляции
( работа со словарём литературоведческих терминов)
Найдите в прочитанном тексте «В» противоположное явление
- Как называется это выразительное средство?
Запись: признаки антипарцелляции:
- содержание высказывания реализуется в одной большой интонационно-смысловой речевой единице;
- используется как средство изобразительности;
- особый стилистический приём, позволяющий воспринимать несколько явлений как одно целое
Вывод о роли антипарцелляции в отрывке:
- почему Н.В. Гоголь описал Петербург одним большим предложением?
-Какова роль выразительного средства в передаче мысли автора?
Попробуем ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока, о роли предложений с бессоюзием в художественном произведении:
1. как влияют БСП на создание текста художественного стиля ?
2. какова частотность употребления БСП в художественном тексте ?
VI. Обобщение по теме урока
1.Сложные синтаксические конструкции с бессоюзием используются в художественных произведениях эпических жанров (рассказах, повестях, при создании разных сюжетных элементов: описании героя; пейзажах; описаниях обстановки, в которой происходит действие.
2. В художественных произведениях реализуются все типы бессоюзия:
-собственно бессоюзные предложения;
- предложения с несколькими видами связи.
3.Бессоюзие придаёт повествованию мажорный характер, позволяет конкретизировать описание и нести читателю исчерпывающую информацию
о состоянии героя.
VII.Устное творческое задание
Составить устное сочинение-рассуждение объёмом 70 слов на тему «Роль бессоюзных конструкций в художественном тексте» (работа в группах)
VIII. Домашнее задание:
Продолжить исследование текста повести:
-найти отрывок с БСП;
-проанализировать предложение(я) из этого отрывка.
Написать сочинение-рассуждение по предложенной на уроке теме «Роль бессоюзных конструкций в художественном тексте»
Рефлексия
-Что повторили?
-Что узнали нового?
-Где можно использовать полученные на уроке знания и умения?
Продолжите предложение «Спасибо великому Гоголю за…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"
Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...
Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс
Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе (урок с использованием здоровьесберегающих технологий)
Тема урока:...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...