ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 5 класс 2020-2021учебный год
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Бальбурова Марина Климентьевна

Рабочая программа по краеведению для обучающихся 5 класса. Содержание:

1.  ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.

2.ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.

3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.

4.ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ - 7 часов.

5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – 6 часов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат с. Некрасовка

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании ШМО

«Гармония»

Протокол от 26.05.20г. №5

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

 по ВР

______ /Л.В.Конова/

 От 27.05.2020г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ

школа-интернат

с. Некрасовка

_____/Перевалов В.И./

Приказ от

04.06.2020 г. №152-ОД

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объединение «Краеведение»

основное общее образование, 5 класс

2020-2021учебный год

 

Составила: Бальбурова М.К.

 (Ф.И.О. педагога, составившего рабочую учебную программу)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        

По окончании 5 класса обучающиеся научатся:

Личностные результаты:

  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине»,  «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;
  • уважение  к своему народу, развитие толерантности;
  • освоения личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;
  • оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;
  • выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика;
  • знание прав учащихся и умение ими пользоваться.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решение учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать,  аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:

  • развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого интереса и творческой деятельности;
  • формирование основ художественной культуры обучающихся, способности к сопереживанию, художественного вкуса и творческого воображения.

Промежуточная аттестация проводится в форме теста.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

34 часа/ год (1 час/ неделя)

1.  ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.

Человек заселяет Северную Азию (1 ч). Уровень Мирового океана и формирование современных островов. Ледниковый период. Сухопутные мосты. Материк Сунда. Продвижение человека на север. Охотия и Берингия. Каменный век на островах.

Жилища и занятия древних людей (1 ч). Стоянки каменного века. Тончи – «земляные люди». Жилища. Великие открытия древних людей. Способы добывания огня. Каменные орудия труда. Обсидиановый путь.

Жизнь у берега моря (2 ч). Земледельцы, рыболовы, охотники и морские зверобои в Приморье, Приамурье, на Камчатке, Сахалине, Курилах и Японских островах. Орудия труда и промысла, транспортные средства.

Переход от каменного века к веку металла (1 ч). Способы обработки металла. Изделия из металлов у народов Дальнего Востока. Значение металла для земледельца и охотника.

Семья, род, племя (1 ч). Причины расслоения общества. Организация древнего общества. Члены рода и рабы. Старейшины, дружинники, вожди. Разделение  труда.

Религиозные верования островных племен (1 ч). Анимизм. Обычаи и обряды. Культ медведя. Могильники. Особенности захоронения у народов Сахалина и Курильских островов.

2.ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.

Область на островах (1 ч). Сахалинская область - единственная область в России. Состав, географическое положение. Малая родина. Практическая часть. Обозначение на контурной карте состава, географического положения Сахалинской области.

Место Сахалинской области на карте России (1 ч). Место Сахалинской области в Дальневосточном регионе. Страны-соседи. Практическая часть. «Мой адрес: Россия Сахалинская область Город (поселок), улица, дом, школа, Ф.И.О.

Топонимика Сахалинской области (2 ч). Происхождение наименований островов, входящих в Сахалинскую область, водных объектов, населенных пунктов, улиц.  Практическая часть. Работа с атласом (картой, топонимическим словарем).

Сахалинская регата (1 ч). (Конкурс-выставка фотофактов, видеосюжетов, рисунков. Интересные наблюдения и находки. Игра - путешествие).

Экскурсия в краеведческий музей (2 ч). Музей. История создания школьного музея. Экспонаты и экспозиции музея. «Этот знаменательный экспонат».

3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.

Природа Сахалинской области (1 ч). Уникальность видового состава. Приспособленность к среде. Заносные виды растений. Гигантизм растений и его причины. Сочетание бариальной и маньчжурской флоры.

Многообразие и значение дикорастущих растений (1 ч). Древесно-кустарниковая флора. Травянистые растения. Лекарственные и ядовитые растения Сахалинской области и Дальнего Востока. Распознавание растений разных экологических групп.

Жизнь в морях и океанах Дальнего Востока (2 ч). Многообразие флоры и фауны. Сообщества толщи воды, активно плавающие, данное сообщество (млекопитающие, моллюски, кишечнополостные, членистоногие, рыбы). Водоросли (анфельция, ламинария, ульва). Охраняемые растения и животные (серые киты, голотурия, м. ежи, каланы, анфельция). Практическая часть. Определение раковин морских моллюсков дальневосточных морей.

Заповедные уголки Сахалинской области (1 ч.). Красная книга Сахалинской области. Заповедники Сахалинской области, заказники, памятники природы.

Грибы Сахалинской области (2 ч.). Микология. Многообразие грибов. Съедобные грибы: масленок, боровик, сыроежка, подосиновик, подберезовик, рыжик, лисички, опята. Лекарственные грибы. Ядовитые грибы: мухомор, бледная поганка, ложные опята. Грибы-паразиты. Практическая часть. Изучение грибов на муляжах и рисунках.

4.ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ - 7 часов.

Сказки коренных малочисленных народов Севера, стран АТР. Сказки нивхов (2 ч.). Структурно-композиционные особенности нивхских, эвенкийских, орокских сказок о животных в обработке В. Санги и Ч.Таксами. «Бурундук, кедровка и олень», «Отчего камбала плоской стала» и др.  

Японские сказки о животных (2 ч.) Японские народные сказки о животных в переводе И.Фельдмана. «Печень живой обезьяны», «Две лягушки» и другие.  

Корейские сказки о животных (2 ч.). Корейские народные сказки о животных в переводе Н.Ивановой. «Непослушный лягушонок», «Благородные сороки» и др.

Выражение в фольклоре национальных черт характера (1 ч.). Структурные и сюжетные совпадения с бытовыми сказками (сказки об одурачивании). Отражение в сказках национальных черт характера и ценностно-мировоззренческих универсалий

5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – 6 часов.

Этносы Сахалина и Курил (1 ч.). Материальная и духовная культура малочисленных народов Сахалина и Курил: анимизм, тотемизм, магия шаманизм

Археологические памятники Сахалинской области (1 ч.). Орнаментированная керамика. Скульптурные фигуры из кости.

Музыка в жизни древних народов (1 ч.). Природа и мир звуков. Древние музыкальные инструменты аборигенов Сахалина и Курил.

Мифы и легенды Сахалина и Курил (2 ч.). Мифы, легенды, предания народов Сахалина и Курильских островов. 

Проект «Моя малая Родина» (1 ч).

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата проведе

ния

Дата измен.

1. Историческое краеведение (7 часов)

1

Человек заселяет Северную Азию

1

01.09 –04.09

2

Жилища и занятия древних людей

1

07.09-11.09

3-4

Жизнь у берега моря

2

14.09-18.09

21.09-25.09

5

Переход от каменного века к веку металла

1

28.10-02.10

6

Семья, род, племя

1

05.10-09.10

7

Религиозные верования

1

12.10-16.10

2. Географическое  краеведение (7 часов)

8

Область на островах. Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте состава, географического положения Сахалинской области.

1

19.10-23.10

9

Место Сахалинской области на карте России. Практическая работа №2. Поместить в «Дневник краеведа» – мой адрес.

1

02.11-06.11

10-11

Топонимика Сахалинской области. Практическая работа №3. Работа с атласом (картой, топонимическим словарем).

2

09.11-13.11

16.11-20.11

12

Сахалинская регата.

1

23.11-27.11

13-14

Экскурсия в краеведческий музей школы-интерната.

2

30.11-04.12

07.12-11.12

3. Биологическое  краеведение (7 часов)

15

Природа Сахалинской области.

1

14.12-18.12

16

Многообразие и значение дикорастущих растений.  

1

21.12-25.12

17-18

Жизнь в морях и океанах Дальнего Востока. Практическая работа №4. Определение раковин морских моллюсков ДВ морей.

2

11.01-15.01

18.01-22.01

19

Заповедные уголки Сахалинской области.  

1

25.01-29.01

20-21

Грибы Сахалинской области. Практическая работа №5.Изучение грибов на муляжах и рисунках.

2

01.02-05.02

08.02-12.02

4. Литературное краеведение (7 часов)

22-23

Сказки коренных малочисленных народов Севера, стран АТР. Сказки нивхов.

2

15.02-19.02

22.02-26.02

24-25

Японские сказки о животных.

2

01.03-05.03

08.03-12.03

26-27

Корейские сказки о животных.

2

15.03-19.03

29.03-02.04

28

Выражение в фольклоре национальных черт характера.

1

05.04-09.04

5. Художественная культура (6 часов)

29

Этносы Сахалина и Курил.  

1

12.04-16.04

30

Археологические памятники Сахалинской области.  

1

19.04-23.04

31

Музыка в жизни древних народов.  

1

26.04-30.04

32-33

Мифы и легенды Сахалина и Курил.

2

03.05-07.05

10.05-14.05

34

Проект «Моя малая Родина»

1

17.05-21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в МАОУ СОШ №1

В материале представлен опыт организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в МАОУ СОШ №1 г. Салехарда....

Статья "Организация внеурочной деятельности на ступени основного общего образования в условиях ФГОС".

Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования является план внеурочной деятельности, который, как и в основной образовательной программе начальн...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 5 класс 2021-2022 учебный год

Составлена на основе:Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 6 класс 2021-2022 учебный год

Составлена на основе:Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мир лингвистики: английский язык» (5-9 КЛАССЫ)

          Работа в предметном кружке – это привитие и сохранение интереса к изучению английского языка. Принципы организации: предметный кружок «Мир лингвис...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Веселый английский»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«Веселый английский»...