ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 6 класс 2021-2022 учебный год
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Бальбурова Марина Климентьевна

Составлена на основе:

Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В. Сверкунова, Т. И. Шлеина, И.А. Шпаченко, О.А. Щербакова– Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2021. –142 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_6kl.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа-интернат с. Некрасовка

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании ШМО

 «Гармония»

Протокол от 31.05.21 г.

№5

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по ВР

______/Л.В.Конова/

 31.05.21 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ

школа-интернат

с. Некрасовка

_____/Перевалов В.И./

Приказ от

03.06.21 г.

№113-ОД

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объединение «Краеведение»

основное общее образование, 6 класс

2021-2022 учебный год

 

Составлена на основе:

Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В. Сверкунова, Т. И. Шлеина, И.А. Шпаченко, О.А. Щербакова– Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2021. –142 с.

Составила: Бальбурова М.К.

Учитель географии и краеведения

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);
  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие региона, России и современного мира;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности);
  • сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметныерезультаты:

Метапредметные результаты изучения учебного курса «Краеведение» включают универсальные учебныедействия(регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные универсальные учебные действия

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Предметные результаты освоения курса «Краеведение» должны отражать:

В предметной области «Историческое краеведение»:

  • о месте и роли Сахалина и Курильских островов в российской и в мировой истории;
  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней, место доисторической истории территорий Сахалина и Курильских островов в древнюю эпоху;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • уважение к мировому, отечественному и региональному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего региона.

В предметной области «Литературное краеведение»:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы Сахалина для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • восприятие литературы, в том числе региональной, как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений сахалинских поэтов и писателей, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение с включением произведений сахалинских авторов;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

В предметной области «Географическое краеведение»:

  • формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего региона;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

В предметной области «Биологическое краеведение»:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе родного края; осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений, животных родного края.

В предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного происхождения, и их последствий для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

34 часа/ год (1 час/ неделя)

ИСТОРИЯ САХАЛИНА И КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО XVIII ВЕКА.

Введение.

Географическое положение и административное устройство Сахалинской области. Сахалин и Курильские острова в истории России и мира. Место островного региона в географическом пространстве Евразийского континента.

Древнейшее прошлое Сахалина и Курильских островов (до появления человека).

Географическое положение и изменение территории Сахалина и Курильских островов до появления человека. Животный мир мелового, палеогенового и неогенового периодов. Изменения климата: похолодания и потепления.

Первые люди на островах.

Человек разумный расселяется из Африки 80–40 тыс. лет назадна территории Евразии. Предки современного человека в Азии и их адаптация к жизни в новых экологических и климатических условиях. Основополагающее влияние климата, миграций и изменений флоры и фаунына жизнедеятельность человека.

Этапы развития человеческого общества в соответствии с археологической периодизацией. Каменный век. Присваивающее хозяйство. Древнейшие стоянки Дальнего Востока. Стоянка Сенная-1.

Человек разумный открывает новые земли.

Появление территории приполярной суши – Берингии в период ледникового периода. Сахалин как часть Берингии. Палеотические находки на Сахалине. Жилища древнего человека на реке Лютога. Орудия древнего человека – лук и стрелы из обсидиана. Стоянки и жилища человека с орудиями из кремнистого сланца и обсидиана. Обсидиановый путь. Стоянка Сокол.

Пещерный мир Сахалина.

Изменения климата Сахалина и Курильских островов 15–12 тысяч лет назад – таяние ледников и вечной мерзлоты. Находки останков мамонтов на Сахалине. Бизоны и львы. Гибель и сокращение разнообразия фауны в результате смены климата. Экологические кризисы. Люди приспосабливаются к новым условиям. Охотники на медведя.

Освоение моря.

Формирование и резкое расширение проливов северной части Тихого океана в результате таяния льдов. Формирование современных очертаний Курильских островов. Отделение Сахалина от материковой суши. Выход человека в море и его приспособление к изменившейся среде с помощью новых способов адаптации. Поселки на побережье.

Орудия каменного века.

Добыча камня древним человеком. Обработка камня, дерева, кости. Основные орудия труда неолита в поселениях Сахалина Кузнецово-3, Имчин-12, Седых-1. Неолитические культуры на Курильских островах.Первобытная культура.Источники для реконструкции мировоззрения и эстетических представлений первобытного человека. Долинская Венера. Украшения. Развитие искусства в неолите, его виды. Особенности и функции искусства в первобытную эпоху. Древние гончары.

Владимир Санги. Рассказ «У истока».

Трагическое звучание темы взаимоотношений   человека и природы. Герой-хранитель народных традиций, размышление автора о тайнах мироздания. Пейзаж как средство воздействия на читателя.

 Олег Кузнецов. Рассказ «Быль о седом калане».

Сюжет рассказа; мотив тревоги из-за вмешательства человека в жизнь природы. Характер главного героя. Петька и Лохматик: спасение калана и дружба с ним. Нравственный урок рассказа.

Александр Василевский. Повесть «Небесный огонь» (в сокращении).

Жанр историко-приключенческой повести. Становление характера землепроходцев. Динамический сюжет повести. Патриотическая направленность произведения.

Анатолий Орлов. Повесть «Кабаржонок Пит».

Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе, умение жить в гармонии с природой.

Проектная деятельность: Экология природы и экология души в произведениях сахалинских авторов.

Изображение Сахалинской области на карте.

Практическая часть: знакомство с географическими картами Сахалинской области (электронные Google или Яндекс карты, физическая карта, экономическая карта, топографическая карта, план местности). Определение географического положения региона: название и местоположение области, главного города области, название и месторасположение своего муниципального образования, название городского округа, населённого пункта своего проживания. Определение географических координат крайних точек области и областного центра (в том числе,с использованием онлайн- сервисов).

Особенности рельефа Сахалинской области.

 Практическая часть: определение по физической карте абсолютных высот гор и равнин Сахалинской области. Вулканизм. Нанесение основных объектов рельефа на контурную карту или схему.

Разнообразие горных пород и минералов Сахалинской области.

Практическая часть: классификация горных пород Сахалинской области, алгоритм определения горных пород в минералогических коллекциях.

 Практическая часть: образовательная экскурсия по сбору минералогического материала. Составление краткого описания одного из полезных ископаемых Сахалинской области.

Значимые объекты гидросферы Сахалинской области.

 Знакомство с крупными объектами гидросферы Сахалинской области: моря, заливы, проливы, реки, озёра, минеральные источники.

Практическая часть: составление краткого описания одного из объектов гидросферы своей местности с указанием основных географических сведений.

Знаменитые природные географические объекты Сахалинской области.

Практическая часть: организация комплексного полевого практикума по исследованию природного географического объекта (на выбор). Обобщение результатов исследования.

Знакомство с культурно - историческими объектами Сахалинской области.

Практическая часть: организация образовательной экскурсии (онлайн экскурсии) на культурно-исторический объект своего региона. Составление краткого описания объекта с указанием основных сведений (с использованием различных приёмов: фишбоун, ментальная карта, записки наблюдателя, кластер, мини-сочинения, описание по плану).

Введение. Фенологические наблюдения в Сахалинской области. Методы исследования живой природы.

Предмет изучения науки фенологии.  Сезонные изменения растений и животных. Фенологические фазы. Составление фенологического спектра растений своей местности.

Лишайникии мхи Сахалинской области.

Лишайники Сахалинской области. Классификация и роль лишайников. в природных сообществах.Понятие о биоиндикации.Лишайники как биоиндикаторы состояния окружающей среды.

Мхи Сахалинской области. Классификация и роль мховв природе и жизни человека.

Экскурсия на пришкольный участок или в местное природное сообщество.

Грибы Сахалинской области. Роль грибов в природных сообществах.

Классификация грибов. Роль грибов в экосистеме. Роль грибов в жизни человека.

Весенние явления в жизни растений Сахалинской области. Раннецветущие растения. Эфемероиды. Приспособления растений к жизни в природных сообществах. Приспособления растений к сезонным изменениям в природе.

Экскурсия в местное природное сообщество.

Охраняемые территории Сахалинской области.

Значение охраняемых территорий. Виды охраняемых территорий.

Обвалы, оползни, снежные лавины, селевые потоки.

Опасности геологического происхождения (обвалы, оползни, снежные лавины, селевые потоки): причины возникновения, природа явлений. Связь географического положения Сахалинской области и угрозы реализации опасностей геологического происхождения. Вероятность реализации на территории Сахалинской области, хронология событий.

Снежная лавина п.Средняя Медвежка (1937, 1945). Снежная лавина п.Неводское (1950). Снежная лавина ж/д перегон Пятиречье-Камышово (1958). Снежная лавина г.Северо-Курильск (1959). Снежная лавина г.Невельск (1969). Снежная лавина г.Северо-Курильск (1972) и др. Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Правила поведения при угрозе угрозы обвала, оползня, снежных лавин и селевых потоков.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Дата измен.

1

  1. Историческое краеведение (7 часов)

Введение (1 час).

Географическое положение и административное устройство Сахалинской области. Сахалин и Курильские острова в истории России и мира. Место островного региона в географическом пространстве Евразийского континента.

1

02.09 –03.09

2

Древнейшее прошлое Сахалина и Курильских островов

(до появления человека) (1 час).

Географическое положение и изменение территории Сахалина и Курильских островов до появления человека. Животный мир мелового, палеогенового и неогенового периодов. Изменения климата: похолодания и потепления.

1

06.09-10.09

3

Первые люди на островах (1 час).

Человек разумный расселяется из Африки 80–40 тыс. лет назад на территории Евразии. Предки современного человека в Азии и их адаптация к жизни в новых экологических и климатических условиях. Основополагающее влияние климата, миграций и изменений флоры и фауны на жизнедеятельность человека.

Этапы развития человеческого общества в соответствии с археологической периодизацией. Каменный век. Присваивающее хозяйство. Древнейшие стоянки Дальнего Востока. Стоянка Сенная -1.

1

13.09-17.09

4

Человек разумный открывает новые земли (1 час).

Появление территории приполярной суши – Берингии в период ледникового периода. Сахалин как часть Берингии. Палеолитические находки на Сахалине. Жилища древнего человека на реке Лютога. Орудия древнего человека – лук и стрелы из обсидиана. Стоянки и жилища человека с орудиями из кремнистого сланца и обсидиана. Обсидиановый путь. Стоянка Сокол.

1

20.09-24.09

 5

Пещерный мир Сахалина (1 час).

Изменения климата Сахалина и Курильских островов 15–12 тысяч лет назад – таяние ледников и вечной мерзлоты. Находки останков мамонтов на Сахалине. Бизоны и львы. Гибель и сокращение разнообразия фауны в результате смены климата. Экологические кризисы. Люди приспосабливаются к новым условиям. Охотники на медведя.

1

27.09-01.10

6

Освоение моря (1 час).

Формирование и резкое расширение проливов северной части Тихого океана в результате таяния льдов. Формирование современных очертаний Курильских островов. Отделение Сахалина от материковой суши. Выход человека в море и его приспособление к изменившейся среде с помощью новых способов адаптации. Поселки на побережье.

1

04.10-08.10

7

Орудия каменного века (1 час).

Добыча камня древним человеком. Обработка камня, дерева, кости. Основные орудия труда неолита в поселениях Сахалина Кузнецово-3, Имчин-12, Седых-1. Неолитические культуры на Курильских островах.

Первобытная культура

Источники для реконструкции мировоззрения и эстетических представлений первобытного человека. Долинская Венера. Украшения. Развитие искусства в неолите, его виды. Особенности и функции искусства в первобытную эпоху. Древние гончары.

1

11.10-15.10

8

  1. Литературное краеведение (8 ч.)

Владимир Санги. Рассказ «У истока» (2 часа).

Трагическое звучание темы взаимоотношений   человека и природы.

1

18.10-22.10

9

Герой-хранитель народных традиций, размышление автора о тайнах мироздания. Пейзаж как средство воздействия на читателя.

1

25.10-29.10

10

Олег Кузнецов. Рассказ «Быль о седом калане» (2 часа).

Сюжет рассказа; мотив тревоги из-за вмешательства человека в жизнь природы.

1

08.11-12.11

11

Характер главного героя. Петька и Лохматик: спасение калана и дружба с ним. Нравственный урок рассказа.

1

15.11-19.11

12

Александр Василевский. Повесть «Небесный огонь»

(в сокращении) (2 часа).

Жанр историко-приключенческой повести. Становление характера землепроходцев.

1

22.11-26.11

13

Динамический сюжет повести. Патриотическая направленность произведения

1

29.11-03.12

14

Анатолий Орлов. Повесть «Кабаржонок Пит» (2 часа).

Воспитание экологического сознания, бережного отношения к природе, умение жить в гармонии с природой.

1

06.12-10.12

15

Проектная деятельность: Экология природы и экология души в произведениях сахалинских авторов.

1

13.12-17.12

16

  1. Географическое краеведение (7 часов)

Изображение Сахалинской области на карте (1 час).

Практическая часть: знакомство с географическими картами Сахалинской области (электронные Google или Яндекс карты, физическая карта, экономическая карта, топографическая карта, план местности). Определение географического положения региона: название и местоположение области, главного города области, название и месторасположение своего муниципального образования, название городского округа, населённого пункта своего проживания. Определение географических координат крайних точек области и областного центра (в том числе, с использованием онлайн- сервисов).

1

20.12-24.12

17

Особенности рельефа Сахалинской области (1 час).

Практическая часть: определение по физической карте абсолютных высот гор и равнин Сахалинской области. Вулканизм. Нанесение основных объектов рельефа на контурную карту или схему.

1

10.01-14.01

18

Разнообразие горных пород и минералов Сахалинской области (2 часа).

Практическая часть: классификация горных пород Сахалинской области, алгоритм определения горных пород в минералогических коллекциях.

 

1

17.01-21.01

19

Практическая часть: образовательная экскурсия по сбору минералогического материала. Составление краткого описания одного из полезных ископаемых Сахалинской области.

1

24.01-28.01

20

Значимые объекты гидросферы Сахалинской

области (1 час).

Знакомство с крупными объектами гидросферы Сахалинской области: моря, заливы, проливы, реки, озёра, минеральные источники.

Практическая часть: составление краткого описания одного из объектов гидросферы своей местности с указанием основных географических сведений.

1

31.01-04.02

21

Знаменитые природные географические объекты Сахалинской области (2 часа).

Практическая часть: организация комплексного полевого практикума по исследованию природного географического объекта (на выбор). Обобщение результатов исследования.

1

07.02-11.02

22

Обобщение результатов исследования.

1

14.02-18.02

23

  1. Биологическое краеведение (6 ч.)

Фенологические наблюдения в Сахалинской области.

Методы исследования живой природы (1 час).

Предмет изучения науки фенологии.  Сезонные изменения растений и животных. Фенологические фазы. Составление фенологического спектра растений своей местности.

1

21.02-25.02

24

Лишайники и мхи Сахалинской области (1 час).

Лишайники Сахалинской области. Классификация и роль лишайников. в природных сообществах. Понятие о биоиндикации. Лишайники как биоиндикаторы состояния окружающей среды.

Мхи Сахалинской области. Классификация и роль мхов в природе и жизни человека.

Экскурсия на пришкольный участок или в местное природное сообщество.

1

28.02-04.03

25

Грибы Сахалинской области. Роль грибов в природных сообществах (1 час).

Классификация грибов. Роль грибов в экосистеме. Роль грибов в жизни человека.

1

07.03-11.03

26

Весенние явления в жизни растений Сахалинской области (2 часа).

Раннецветущие растения. Эфемероиды.

Приспособления растений к жизни в природных сообществах. Приспособления растений к сезонным изменениям в природе.

1

14.03-18.03

27

Экскурсия в местное природное сообщество.

1

28.03-01.04

28

Охраняемые территории Сахалинской области (1 час).

Значение охраняемых территорий. Виды охраняемых территорий.

1

04.04-08.04

29

  1. Основы безопасности жизнедеятельности (4 часа.)

Обвалы, оползни, снежные лавины, селевые потоки.

Опасности геологического происхождения (обвалы, оползни, снежные лавины, селевые потоки): причины возникновения, природа явлений. Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Правила поведения при угрозе угрозы обвала, оползня, снежных лавин и селевых потоков.

1

18.04-22.04

30

Связь географического положения Сахалинской области и угрозы реализации опасностей геологического происхождения.

1

25.04-29.04

31

Вероятность реализации на территории Сахалинской области, хронология событий. Снежная лавина п.Средняя Медвежка (1937, 1945). Снежная лавина п.Неводское (1950). Снежная лавина ж/д перегон Пятиречье-Камышово (1958). Снежная лавина г.Северо-Курильск (1959). Снежная лавина г.Невельск (1969). Снежная лавина г.Северо-Курильск (1972) и др.

1

02.05-06.05

32

Обзор информационных источников (в том числе в сети Интернет). Правила поведения при угрозе угрозы обвала, оползня, снежных лавин и селевых потоков.

1

09.05-13.05

33

Обобщение и повторение.

1

16.05-20.05

34

Итоговый урок за весь курс.

1

23.05-27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в МАОУ СОШ №1

В материале представлен опыт организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в МАОУ СОШ №1 г. Салехарда....

Статья "Организация внеурочной деятельности на ступени основного общего образования в условиях ФГОС".

Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования является план внеурочной деятельности, который, как и в основной образовательной программе начальн...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 5 класс 2020-2021учебный год

Рабочая программа по краеведению для обучающихся 5 класса. Содержание:1.  ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.2.ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ – 7 часов.3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ &ndash...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Краеведение» основное общее образование, 5 класс 2021-2022 учебный год

Составлена на основе:Примерной программы по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 5-10 классов Сахалинской области / Сост.: А. А. Крылова, О.К. Бек, Е. В. Димова, Н. В. Кишалова,Е.В...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мир лингвистики: английский язык» (5-9 КЛАССЫ)

          Работа в предметном кружке – это привитие и сохранение интереса к изучению английского языка. Принципы организации: предметный кружок «Мир лингвис...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Веселый английский»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«Веселый английский»...