ПРОГРАММА по предпрофильной подготовке «Здоровье и выбор профессии» для 8 класса
рабочая программа (8 класс)

Агапчева Раиса Емельяновна

Данная программа  актуальна в современных условиях, так как каждому  подростку  важно знать основы  сохранения  и укрепления своего здоровья. Обучающиеся  должны  обладать навыками  исследования  своего  здоровья, умениями  формирования  и укрепления здоровья на практике. Полученные знания способствуют формированию социально активной личности, помогут правильному  выбору  профессии.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorove_i_vybor_professii._8_klass.docx45.16 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОГРАММА

по предпрофильной подготовке

«Здоровье и выбор профессии»  

для 8 класса

на 2019-2020 учебный год

Педагог: Агапчева Р.Е,

                                                  учитель биологии и химии высшей категории

                                          Пояснительная записка.

           Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека. Проблема  здоровья подростков в современном обществе  имеет острую социальную значимость .Именно в школе должны решаться задачи своевременного формирования ответственного отношения к здоровью.

Данная программа  актуальна в современных условиях, так как каждому  подростку  важно знать основы  сохранения  и укрепления своего здоровья. Обучающиеся  должны  обладать навыками  исследования  своего  здоровья, умениями  формирования  и укрепления здоровья на практике. Полученные знания способствуют формированию социально активной личности, помогут правильному  выбору  профессии.    

Новизна программы:  предлагается  целостная система приемов и методов учебной деятельности, позволяющая  сохранить здоровье школьников.  Программа предполагает формирование навыков по самооценке здоровья, а также обучение выбору профессии в соответствии со своим здоровьем

Программа  предпрофильной подготовки   «Здоровье  и выбор профессии» разработана на основе  нормативно-правовых документов:

  -Конституция Российской Федерации ;

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;    

  -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный № 19644                                                                                                                      - Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);                                                                                                                     - Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России/(А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков);-3-е изд.-М.:                                  Просвещение,2013 г;                                                                                                               -Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р.                                                                                                                            -Стратегия развития  воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Правительством РФ, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г.

  -Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»

-Закон Самарской области от 22.12.2014 №133-ГД «Об образовании в Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 09.12.2014)                                                                                                                               -  Стратегия социально-экономического и социокультурного развития Самарской области (приоритетное направление «Образование»);

-СанПин 2.4.2.2821-10

«Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189 (в редакции изменений №3,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81)

-.Устав ГБОУ ООШ с. Заволжье

- Правила внутреннего распорядка в ГБОУ ООШ с. Заволжье.

-Локальные акты ГБОУ ООШ с. Заволжье

Программа  курса  «Здоровье и выбор профессии»  составлена на основе примерной программы: «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»(утверждена приказом МО РФ от 18.07.2002 № 2783) ,на основе программы для общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера», 8-9 классы, М. «Просвещение», 2017 год (авторский коллектив: С.Н.Чистякова, М.А.Холодная, В.А. Власов и др.), образовательной программы основного общего  образования;

- Программы Лопуги Е. В.«Культура здоровья» М.- «Просвещение», 2018г;

- Авторской  программоы по экологии человека для 8 класса М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.П. Лукина. Программа курса «Экология человека. Культура здоровья 8 кл.» М. : Вентана-Граф 2019г.

Место курса в учебном плане:

На изучение курса «Здоровье и выбор профессии» в 8 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа в год. Данный курс изучается за счет урочных часов учебного плана.

Общая характеристика курса  «Здоровье и выбор профессии»

Содержание курса расширяет и углубляет биологические и гигиенические сведения  основного учебника биологии: вводятся новые понятия о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии, содержит сведения о способах сохранения и укрепления своего здоровья,   Курс ориентирован  на выбор профессии обучающимися  в соответствии с  ресурсами здоровья  своего организма.

.Цель Программы:

формирование культуры здоровья, ценностного  отношения  обучающихся к своему здоровью  как  к основному фактору успеха в профессиональном  становлении  личности;  ориентирования  на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего здоровья.

 Задачи

Образовательные:

-формирование знаний о физическом, психическом, социальном здоровье  человека;

-углубление анатомических, физиологических и гигиенических  знаний обучающихся о различных системах органов;

- обучение навыкам  профилактики  заболеваний человека,  оказания первой  помощи;

-приобретение, закрепление практических навыков здорового образа жизни и  здоровьеразвивающих  стереотипов поведения;

-определение резервов своего организма;

-обучение ориентированию  на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма;                                                                                                                 -ознакомление с медицинскими профессиями.                                        Воспитательные:                                                                                                             -воспитание  чувства ответственности за своё здоровье и за здоровье окружающих;                                                                                                                    -желания быть здоровым душой и телом;                                                                          -стремления  формировать своё здоровье  в соответствии с приобретёнными  знания и умениями,  с законами природы и жизненными принципами;                                                                                             -формирование мотивации  и стремления быть здоровым;                                              -воспитание  важных качеств личности: взаимопомощи, милосердия, уважения к себе и окружающим людям.                                                                     Развивающие:                                                                                                                    -приобретение и развитие  навыков самосовершенствования  своего здоровья;                                                                                                                             -развитие творческого потенциала;                                                                                -достижение гармонии душевных и физических качеств обучающихся.

Программа выстроена  в соответствии со следующими принципами:

- безопасности;  

- приоритета  заботы о здоровье обучающихся ;

- единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья;

-непрерывности и преемственности;

-соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;

- формирования ответственности учащихся за свое здоровье;

-гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих  педагогических воздействий.

и развивающих  педагогических воздействий.

Организация образовательного процесса

Формы организации занятий:                                                                                  беседы,  доклады, лекции, дискуссии, наблюдения, практические, исследовательские  работы (фронтально, в группах и индивидуально) ,  мини-проектаы, презентации, групповые соревнования, индивидуальные консультации, игровые занятия, тренинги, мастер-классы, экскурсии.

Виды деятельности обучающихся:

- работа с источниками информации: литературными источниками, с иитернет-ресурсами;

-работа с полученной информацией, формулирование  собственных оценочных суждений;

- умение вести аргументированную защиту собственной позиции;

- выполнение заданий логического характера;

-составление и анализ ситуативных заданий;

-выполнение  познавательных и практических ситуативных заданий;

-моделирование реальных жизненных  ситуаций;

-освоение социальных ролей через участие в игровых, тренинговых заданиях.

Образовательные технологии, применяемые на занятиях курса:

- технология сотрудничества,

- проблемно-исследовательское обучение,

- «мозговой штурм» (технология групповой творческой деятельности);

- технология деятельностного метода;

Формы контроля и  оценки УУД:

- фронтальный опрос (беседа);

- индивидуальная проверка;

- применение полученных знаний в различных ситуациях;

-самостоятельная работа;

-творческая работа;

- тестовые задания;

-логические вопросы после  заданий.

Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).

Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе, учитель, эксперты.

                                 

        Результаты  усвоения  обучающимися содержания программы

Личностные результаты:

-включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты:

-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;

-организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;

-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

Предметные результаты:

-знать факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье, мотивы здорового образа жизни, отрицательное влияние вредных привычек, пути формирования здорового образа жизни;

-знать особенности своего организма, оценивать резервы здоровья;

-представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

-выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья;

-выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;

-расширять свой опыт по  развитию основных физических качеств, повышению функциональных возможностей основных систем организма;

-умение выбирать профессию в соответствии со своими резервами здоровья.

                         

                        Учебно-тематическое планирование

Виды учебных занятий

Кол-во часов

1

Тематические уроки

15

2

Уроки-практикумы

10

3

Экскурсии

6

4

Мастер-классы от профессионалов

3

Итого:

34

               Содержание курса «Здоровье и выбор профессии»

* Введение. Здоровье и профессиональная деятельность человека. Здоровый образ жизни-основа для правильного выбора профессии.

*Беседа специалиста о влиянии здоровья на профессиональрый выбор

Экскурсия в ПРБ

*Здоровье физическое и психическое. Взаимосвязь компонентов здоровья.

*Риски здоровья в современном обществе . Здоровье человека в современном обществе. Вредные факторы здоровья,  профилактика их влияния на организм человека.  Влияние  вредных для здоровья факторов на профессиональное становление личности.

Практическая работа  « Анализ рисков здоровья человека в Приволжском районе и в с.Заволжье»

*Экология и здоровье. Экологическая ситуация в стране, Самарской области, Приволжском районе, с.Заволжье.  Влияние экологических факторов на здоровье и на профессиональный выбор.  

*Экологически обусловленные заболевания. Их характеристика,  Экологически обусловленные заболевания нашего края, профилактика. Охрана природы-залог здоровья населения.

*Ваше здоровье – в ваших руках. Здоровый образ жизни.  Способы формирования своего здоровья. Культура здоровья и профессиональная карьера  человека.

*Формула здоровья. Составляющие формулы здоровья. Важность всех компонентов здоровья.  

Практическая работа « Составление обучающимися  индивидуальной формулы  здоровья»

*Оценка резервов организма. Оценка показателей здоровья. Понятие о резервах здоровья человека. Показатели  здоровья, их характеристика. Влияние резервов здоровья  человека на профессиональное становление личности. Выбор профессии обучающимися в соответствии с резервами своего  здоровья.  Практическая работа «Оценка резервов  и показателей здоровья обучающихся»

*Эмоциональная составляющая здоровья.  Виды эмоций ,их зарактеристика. Понятие об эмоциональном здоровье. Взаимосвязь с физическим здоровьем.

*Стрессы и здоровье. Стрессоустойчивость организма. Понятие о стрессе. Положительное и вредное влияние стрессов на здоровье человека. Стрессоустойчивость организма.

*Здоровье и движение. Влияние двигательного режима на здоровье обучающихся. Гиподинамия.  Формы оздоровительного движения.  Практическая работа « Составление обучающимися индивидуального  оптимального двигательного режима  для сохранения здоровья»

* Почему мы спим? Здоровье и сон. Правила здорового сна.

* Что такое «биоритмы человека». Биоритмы человека и здоровье.  Практическая работа  «Ознакомление обучающихся  с  работой биологических часов организма»

* Понятие о здоровом питании. Правила здорового  питания.  Пищевой рацион. Режим питания.

Практическая работа « Составление пищевого рациона школьника»

*Овощи и фрукты в питании. Важная роль овощей и фруктов для здоровья. Правила сохранения витаминов в овощах и фруктах.  Витамины и минеральные вещества.

* Избыток веса и ожирение. Ожирение-проблема современности. Проблемы лишнего веса.  

Практическая работа « Имею ли я лишний вес?»

*Вода-основа жизни.  Вода в организме человека.  Потребности организма в воде. Правильный питьевой режим.

* Что такое иммунитет. Виды иммунитета. Иммунитет-основа здоровья. Правила укрепления  иммунитета.

*Вирусные и бактериальные болезни современности. Профилактика.  Анализ заболеваний вирусного и бактериального происхождения в Приволжском районе от профессионала.

* Строение кожи. Функции кожи. Кожа-зеркало здоровья . Правила ухода за кожей от профессионала.

* Виды массажа. Техника выполнения массажа.  Правила выполнения детского массажа. Массаж и здоровье.  

Практическая работа «Техника выполнения оздоровительного массажа»

*Строение органа зрения. Оптическая система глаза. Здоровое зрение. Профилактика глазных заболеваний . Взаимосвязь здоровья глаз о профессионального становления.

 Практическая работа «Ознакомление с видами и техникой выполнения упражнений для сохранения хорошего зрения»

*Правильное очищение организма-важная составляющая здоровья.  От каких веществ необходимо очищать организм. Важность очистительных процедур.  Своевременность очищения организма.  Профилоктика нарушений работы органов выделения.

*Красота человека внешняя и внутренняя - и здоровье. Что есть красота человека. Понятие о внешней и внутренней красоте. Красивые образы.  Правит ли миром красота?  Красота и здоровье человека. Как сохранить красоту и здоровье  на долгие годы.

*Косметика современности.  Многообразие косметических средств. Правила выбора и пользования косметикой.   Вред декоративной косметики. Детская косметика.

Практическая работа «Создание натуральных косметических средств для кожи в домашних  условиях»

*Беседа косметолога о создании красивого образа .Умение создавать красивый образ.  Красивый образ о профессиональная карьнра.Секреты и советы от профессионального косметолога.

*Здоровье и одежда. Классификация типов тканей для одежды, их характеристика с позиции влияния на здоровье. Правильный выбор одежды и обуви. Правильный уход за одеждой и  обувью.  Умение правильно и красиво одеваться.  Внешний вид о профессиональная карьера.

*Вредные привычки человека, их характеристика. Вредное влияние  на  здоровье. Умение противостоять. Самозащита от вредных привычек.

* Знакомство с медицинскими профессиями.  Экскурсия в СГМУ

*Экскурсия в Самарский Центр профилактики МЗ

Календарно-тематическое планирование  курса «Здоровье и выбор профессии»

Темы уроков

Форма контроля

    Дата

Примечание

план

факт

1

 Здоровье и профессиональная деятельность человека

2

Экскурсия в ПРБ: беседа специалиста о влиянии здоровья на профессиональрый выбор

фронтальный опрос

3

Экскурсия в ПРБ: беседа специалиста о влиянии здоровья на профессиональрый выбор

фронтальный опрос

4

Здоровье физическое и психическое

применение полученных знаний в различных ситуациях

5

Риски здоровья в современном обществе

тестовые задания

6

Экология и здоровье

логические вопросы после  заданий..

7

Экологически обусловленные заболевания

самостоятельная работа

8

Ваше здоровье – в ваших руках

тестовые задания

9

Формула здоровья

творческая работа

10

Оценка резервов организма. Оценка показателей здоровья

самостоятельная работа

11

Эмоциональная составляющая здоровья

индивидуальная устная  проверка

12

Стрессы и здоровье. Стрессоустойчивость организма

логические вопросы после  заданий..

13

Здоровье и движение

применение полученных знаний в различных ситуациях

14

Здоровье и сон

самостоятельная работа

15

Биоритмы человека

индивидуальная устная  проверка

16

Правила здорового  питания

тестовые задания

17

Овощи и фрукты в питании. Витамины и минеральные вещества

творческая работа

18

Проблемы лишнего веса

логические вопросы после  заданий..

19

Вода-основа жизни. Правильный питьевой режим

тестовые задания

20

Иммунитет-основа здоровья

творческая работа

21

Вирусные и бактериальные болезни современности. Профилактика

индивидуальная устная  проверка

22

Кожа-зеркало здоровья

применение полученных знаний в различных ситуациях

23

Массаж и здоровье

логические вопросы после  заданий..

24

Здоровое зрение. Профилактика глазных заболеваний  

самостоятельная работа

25

Правильное очищение организма-важная составляющая здоровья

логические вопросы после  заданий..

26

Красота человека внешняя и внутренняя - и здоровье

творческая работа

27

Косметика современности. Правила выбора и пользования.

самостоятельная работа;

28

Беседа косметолога о создании красивого образа

применение полученных знаний в различных ситуациях

29

Здоровье и одежда

творческая работа

30

Вредные привычки человека. Умение противостоять

т

тестовые задания

31

Экскурсия в СГМУ.Знакомство с медицинскими профессиями

фронтальный опрос

32

Экскурсия в СГМУ.Знакомство с медицинскими профессиями

фронтальный опрос

33

Экскурсия в Самарский Центр профилактики МЗ

фронтальный опрос

34

Экскурсия в Самарский Центр профилактики МЗ

фронтальный опрос

                                            Литература для учителя:

1.Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков.– М.: Вентана-Граф, 2015

2.Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье». Книга для учителя.- Воронеж, 2015  

3.Балабанова В.В. Предметные недели в школе:- биология, экология, здоровый образ жизни». –Волгоград  2014

4.Вайнер Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе.- М.: Издательский центр «Академия»,  2017

5.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М.   Психофизиология ребенка.  – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2013

6. Кальченко Е. И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2015

7. Климов, Е. А, Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М.: Знание, 2016

8. Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Просвещение, 2014

9.Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Методическое пособие.- Ульяновск, 2018

10.Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар. Асвета, 2013

11. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии «Человек и его здоровье» .-М., «Просвещение», 2019 г

12. Пугал Н.А. Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и его здоровье.- М.: Владос, 2017

13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2019

14. Шатохина Л.Ф. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса . М. ТЦ «Сфера». – 2018

15. Шатохина Л.Ф. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М. ТЦ «Сфера», 2016

Интернет-ресурсы

                                     Литература для обучащихся:

1.Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков.– М.: Вентана-Граф, 2016

2.Агаджанян Н.А.,  Каткова А.Ю.  Резервы нашего здоровья. -М.: Знание 2014

3. Агаджанян  А. Н.. Ритмы жизни и здоровье. - М.: Знание, 2013

4. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. -Волгоград, «Учитель», 2012

5. Вольк Р. Занимательная энциклопедия. -- М.: Мир книги, 2014

6.Гоголев М.И., Гайко Б.А., Шкуратов В.А. Основы медицинских знаний учащихся. -М.:Просвещение, 2013

7.Гаевая В.В.  За здоровый образ жизни.- Волгоград,  2014

8. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. -М., «Просвещение», 2012

9.Иванченко. В.А. Секреты вашей бодрости. -М.: Знание 2013

10.Кондрашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина,  2015

11.Коростелев  Н. Б. Всем, кто хочет быть здоров. - М.: Молодая гвардия, 2014

12. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар. Асвета, 2012

13. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Издательский центр «Академия», 2019

14. Резанова Е.А., Антонова И.П. и Резанов А.А. «Биология человека» в таблицах и схемах. М., «Издат-школа 2013

15.Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2016

16.Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. - М.: Просвещение, 2018

17.Шишкова Т,Л. Твое питание и здоровье. Школьный справочник.М.:2016

 Интернет – ресурсы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии" 9 класс

Данная программа,  составленная на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной,  способствует активизации процесса самопознания, позволя...

Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)

Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки "Здоровье нации в наших руках"

Программа ориентирована на формирование у учащихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепления своего здоровья. Расширения знаний и навыков....

Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс

Программа спецкурса п предпрофильной подготовке  "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...

Программа элективного курса "На пути к выбору профессии!" для учащихся 9-11 классов

Одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни, - это выбор будущей профессии. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется окол...

Рабочая программа по профориентации "Психология и выбор профессии", 9 класс

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное.Завершая обучение в 9 к...