ПРОГРАММА по предпрофильной подготовке «Здоровье и выбор профессии» для 8 класса
рабочая программа (8 класс)
Данная программа актуальна в современных условиях, так как каждому подростку важно знать основы сохранения и укрепления своего здоровья. Обучающиеся должны обладать навыками исследования своего здоровья, умениями формирования и укрепления здоровья на практике. Полученные знания способствуют формированию социально активной личности, помогут правильному выбору профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove_i_vybor_professii._8_klass.docx | 45.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по предпрофильной подготовке
«Здоровье и выбор профессии»
для 8 класса
на 2019-2020 учебный год
Педагог: Агапчева Р.Е,
учитель биологии и химии высшей категории
Пояснительная записка.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека. Проблема здоровья подростков в современном обществе имеет острую социальную значимость .Именно в школе должны решаться задачи своевременного формирования ответственного отношения к здоровью.
Данная программа актуальна в современных условиях, так как каждому подростку важно знать основы сохранения и укрепления своего здоровья. Обучающиеся должны обладать навыками исследования своего здоровья, умениями формирования и укрепления здоровья на практике. Полученные знания способствуют формированию социально активной личности, помогут правильному выбору профессии.
Новизна программы: предлагается целостная система приемов и методов учебной деятельности, позволяющая сохранить здоровье школьников. Программа предполагает формирование навыков по самооценке здоровья, а также обучение выбору профессии в соответствии со своим здоровьем
Программа предпрофильной подготовки «Здоровье и выбор профессии» разработана на основе нормативно-правовых документов:
-Конституция Российской Федерации ;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный № 19644 - Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36); - Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России/(А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков);-3-е изд.-М.: Просвещение,2013 г; -Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р. -Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Правительством РФ, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г.
-Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»
-Закон Самарской области от 22.12.2014 №133-ГД «Об образовании в Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 09.12.2014) - Стратегия социально-экономического и социокультурного развития Самарской области (приоритетное направление «Образование»);
-СанПин 2.4.2.2821-10
«Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189 (в редакции изменений №3,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81)
-.Устав ГБОУ ООШ с. Заволжье
- Правила внутреннего распорядка в ГБОУ ООШ с. Заволжье.
-Локальные акты ГБОУ ООШ с. Заволжье
Программа курса «Здоровье и выбор профессии» составлена на основе примерной программы: «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»(утверждена приказом МО РФ от 18.07.2002 № 2783) ,на основе программы для общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера», 8-9 классы, М. «Просвещение», 2017 год (авторский коллектив: С.Н.Чистякова, М.А.Холодная, В.А. Власов и др.), образовательной программы основного общего образования;
- Программы Лопуги Е. В.«Культура здоровья» М.- «Просвещение», 2018г;
- Авторской программоы по экологии человека для 8 класса М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.П. Лукина. Программа курса «Экология человека. Культура здоровья 8 кл.» М. : Вентана-Граф 2019г.
Место курса в учебном плане:
На изучение курса «Здоровье и выбор профессии» в 8 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа в год. Данный курс изучается за счет урочных часов учебного плана.
Общая характеристика курса «Здоровье и выбор профессии»
Содержание курса расширяет и углубляет биологические и гигиенические сведения основного учебника биологии: вводятся новые понятия о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии, содержит сведения о способах сохранения и укрепления своего здоровья, Курс ориентирован на выбор профессии обучающимися в соответствии с ресурсами здоровья своего организма.
.Цель Программы:
формирование культуры здоровья, ценностного отношения обучающихся к своему здоровью как к основному фактору успеха в профессиональном становлении личности; ориентирования на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего здоровья.
Задачи
Образовательные:
-формирование знаний о физическом, психическом, социальном здоровье человека;
-углубление анатомических, физиологических и гигиенических знаний обучающихся о различных системах органов;
- обучение навыкам профилактики заболеваний человека, оказания первой помощи;
-приобретение, закрепление практических навыков здорового образа жизни и здоровьеразвивающих стереотипов поведения;
-определение резервов своего организма;
-обучение ориентированию на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма; -ознакомление с медицинскими профессиями. Воспитательные: -воспитание чувства ответственности за своё здоровье и за здоровье окружающих; -желания быть здоровым душой и телом; -стремления формировать своё здоровье в соответствии с приобретёнными знания и умениями, с законами природы и жизненными принципами; -формирование мотивации и стремления быть здоровым; -воспитание важных качеств личности: взаимопомощи, милосердия, уважения к себе и окружающим людям. Развивающие: -приобретение и развитие навыков самосовершенствования своего здоровья; -развитие творческого потенциала; -достижение гармонии душевных и физических качеств обучающихся.
Программа выстроена в соответствии со следующими принципами:
- безопасности;
- приоритета заботы о здоровье обучающихся ;
- единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья;
-непрерывности и преемственности;
-соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
- формирования ответственности учащихся за свое здоровье;
-гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
и развивающих педагогических воздействий.
Организация образовательного процесса
Формы организации занятий: беседы, доклады, лекции, дискуссии, наблюдения, практические, исследовательские работы (фронтально, в группах и индивидуально) , мини-проектаы, презентации, групповые соревнования, индивидуальные консультации, игровые занятия, тренинги, мастер-классы, экскурсии.
Виды деятельности обучающихся:
- работа с источниками информации: литературными источниками, с иитернет-ресурсами;
-работа с полученной информацией, формулирование собственных оценочных суждений;
- умение вести аргументированную защиту собственной позиции;
- выполнение заданий логического характера;
-составление и анализ ситуативных заданий;
-выполнение познавательных и практических ситуативных заданий;
-моделирование реальных жизненных ситуаций;
-освоение социальных ролей через участие в игровых, тренинговых заданиях.
Образовательные технологии, применяемые на занятиях курса:
- технология сотрудничества,
- проблемно-исследовательское обучение,
- «мозговой штурм» (технология групповой творческой деятельности);
- технология деятельностного метода;
Формы контроля и оценки УУД:
- фронтальный опрос (беседа);
- индивидуальная проверка;
- применение полученных знаний в различных ситуациях;
-самостоятельная работа;
-творческая работа;
- тестовые задания;
-логические вопросы после заданий.
Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).
Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе, учитель, эксперты.
Результаты усвоения обучающимися содержания программы
Личностные результаты:
-включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
-организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Предметные результаты:
-знать факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье, мотивы здорового образа жизни, отрицательное влияние вредных привычек, пути формирования здорового образа жизни;
-знать особенности своего организма, оценивать резервы здоровья;
-представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья;
-выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
-расширять свой опыт по развитию основных физических качеств, повышению функциональных возможностей основных систем организма;
-умение выбирать профессию в соответствии со своими резервами здоровья.
Учебно-тематическое планирование
№ | Виды учебных занятий | Кол-во часов |
1 | Тематические уроки | 15 |
2 | Уроки-практикумы | 10 |
3 | Экскурсии | 6 |
4 | Мастер-классы от профессионалов | 3 |
Итого: | 34 |
Содержание курса «Здоровье и выбор профессии»
* Введение. Здоровье и профессиональная деятельность человека. Здоровый образ жизни-основа для правильного выбора профессии.
*Беседа специалиста о влиянии здоровья на профессиональрый выбор
Экскурсия в ПРБ
*Здоровье физическое и психическое. Взаимосвязь компонентов здоровья.
*Риски здоровья в современном обществе . Здоровье человека в современном обществе. Вредные факторы здоровья, профилактика их влияния на организм человека. Влияние вредных для здоровья факторов на профессиональное становление личности.
Практическая работа « Анализ рисков здоровья человека в Приволжском районе и в с.Заволжье»
*Экология и здоровье. Экологическая ситуация в стране, Самарской области, Приволжском районе, с.Заволжье. Влияние экологических факторов на здоровье и на профессиональный выбор.
*Экологически обусловленные заболевания. Их характеристика, Экологически обусловленные заболевания нашего края, профилактика. Охрана природы-залог здоровья населения.
*Ваше здоровье – в ваших руках. Здоровый образ жизни. Способы формирования своего здоровья. Культура здоровья и профессиональная карьера человека.
*Формула здоровья. Составляющие формулы здоровья. Важность всех компонентов здоровья.
Практическая работа « Составление обучающимися индивидуальной формулы здоровья»
*Оценка резервов организма. Оценка показателей здоровья. Понятие о резервах здоровья человека. Показатели здоровья, их характеристика. Влияние резервов здоровья человека на профессиональное становление личности. Выбор профессии обучающимися в соответствии с резервами своего здоровья. Практическая работа «Оценка резервов и показателей здоровья обучающихся»
*Эмоциональная составляющая здоровья. Виды эмоций ,их зарактеристика. Понятие об эмоциональном здоровье. Взаимосвязь с физическим здоровьем.
*Стрессы и здоровье. Стрессоустойчивость организма. Понятие о стрессе. Положительное и вредное влияние стрессов на здоровье человека. Стрессоустойчивость организма.
*Здоровье и движение. Влияние двигательного режима на здоровье обучающихся. Гиподинамия. Формы оздоровительного движения. Практическая работа « Составление обучающимися индивидуального оптимального двигательного режима для сохранения здоровья»
* Почему мы спим? Здоровье и сон. Правила здорового сна.
* Что такое «биоритмы человека». Биоритмы человека и здоровье. Практическая работа «Ознакомление обучающихся с работой биологических часов организма»
* Понятие о здоровом питании. Правила здорового питания. Пищевой рацион. Режим питания.
Практическая работа « Составление пищевого рациона школьника»
*Овощи и фрукты в питании. Важная роль овощей и фруктов для здоровья. Правила сохранения витаминов в овощах и фруктах. Витамины и минеральные вещества.
* Избыток веса и ожирение. Ожирение-проблема современности. Проблемы лишнего веса.
Практическая работа « Имею ли я лишний вес?»
*Вода-основа жизни. Вода в организме человека. Потребности организма в воде. Правильный питьевой режим.
* Что такое иммунитет. Виды иммунитета. Иммунитет-основа здоровья. Правила укрепления иммунитета.
*Вирусные и бактериальные болезни современности. Профилактика. Анализ заболеваний вирусного и бактериального происхождения в Приволжском районе от профессионала.
* Строение кожи. Функции кожи. Кожа-зеркало здоровья . Правила ухода за кожей от профессионала.
* Виды массажа. Техника выполнения массажа. Правила выполнения детского массажа. Массаж и здоровье.
Практическая работа «Техника выполнения оздоровительного массажа»
*Строение органа зрения. Оптическая система глаза. Здоровое зрение. Профилактика глазных заболеваний . Взаимосвязь здоровья глаз о профессионального становления.
Практическая работа «Ознакомление с видами и техникой выполнения упражнений для сохранения хорошего зрения»
*Правильное очищение организма-важная составляющая здоровья. От каких веществ необходимо очищать организм. Важность очистительных процедур. Своевременность очищения организма. Профилоктика нарушений работы органов выделения.
*Красота человека внешняя и внутренняя - и здоровье. Что есть красота человека. Понятие о внешней и внутренней красоте. Красивые образы. Правит ли миром красота? Красота и здоровье человека. Как сохранить красоту и здоровье на долгие годы.
*Косметика современности. Многообразие косметических средств. Правила выбора и пользования косметикой. Вред декоративной косметики. Детская косметика.
Практическая работа «Создание натуральных косметических средств для кожи в домашних условиях»
*Беседа косметолога о создании красивого образа .Умение создавать красивый образ. Красивый образ о профессиональная карьнра.Секреты и советы от профессионального косметолога.
*Здоровье и одежда. Классификация типов тканей для одежды, их характеристика с позиции влияния на здоровье. Правильный выбор одежды и обуви. Правильный уход за одеждой и обувью. Умение правильно и красиво одеваться. Внешний вид о профессиональная карьера.
*Вредные привычки человека, их характеристика. Вредное влияние на здоровье. Умение противостоять. Самозащита от вредных привычек.
* Знакомство с медицинскими профессиями. Экскурсия в СГМУ
*Экскурсия в Самарский Центр профилактики МЗ
Календарно-тематическое планирование курса «Здоровье и выбор профессии»
№ | Темы уроков | Форма контроля | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Здоровье и профессиональная деятельность человека | ||||
2 | Экскурсия в ПРБ: беседа специалиста о влиянии здоровья на профессиональрый выбор | фронтальный опрос | |||
3 | Экскурсия в ПРБ: беседа специалиста о влиянии здоровья на профессиональрый выбор | фронтальный опрос | |||
4 | Здоровье физическое и психическое | применение полученных знаний в различных ситуациях | |||
5 | Риски здоровья в современном обществе | тестовые задания | |||
6 | Экология и здоровье | логические вопросы после заданий.. | |||
7 | Экологически обусловленные заболевания | самостоятельная работа | |||
8 | Ваше здоровье – в ваших руках | тестовые задания | |||
9 | Формула здоровья | творческая работа | |||
10 | Оценка резервов организма. Оценка показателей здоровья | самостоятельная работа | |||
11 | Эмоциональная составляющая здоровья | индивидуальная устная проверка | |||
12 | Стрессы и здоровье. Стрессоустойчивость организма | логические вопросы после заданий.. | |||
13 | Здоровье и движение | применение полученных знаний в различных ситуациях | |||
14 | Здоровье и сон | самостоятельная работа | |||
15 | Биоритмы человека | индивидуальная устная проверка | |||
16 | Правила здорового питания | тестовые задания | |||
17 | Овощи и фрукты в питании. Витамины и минеральные вещества | творческая работа | |||
18 | Проблемы лишнего веса | логические вопросы после заданий.. | |||
19 | Вода-основа жизни. Правильный питьевой режим | тестовые задания | |||
20 | Иммунитет-основа здоровья | творческая работа | |||
21 | Вирусные и бактериальные болезни современности. Профилактика | индивидуальная устная проверка | |||
22 | Кожа-зеркало здоровья | применение полученных знаний в различных ситуациях | |||
23 | Массаж и здоровье | логические вопросы после заданий.. | |||
24 | Здоровое зрение. Профилактика глазных заболеваний | самостоятельная работа | |||
25 | Правильное очищение организма-важная составляющая здоровья | логические вопросы после заданий.. | |||
26 | Красота человека внешняя и внутренняя - и здоровье | творческая работа | |||
27 | Косметика современности. Правила выбора и пользования. | самостоятельная работа; | |||
28 | Беседа косметолога о создании красивого образа | применение полученных знаний в различных ситуациях | |||
29 | Здоровье и одежда | творческая работа | |||
30 | Вредные привычки человека. Умение противостоять | т тестовые задания | |||
31 | Экскурсия в СГМУ.Знакомство с медицинскими профессиями | фронтальный опрос | |||
32 | Экскурсия в СГМУ.Знакомство с медицинскими профессиями | фронтальный опрос | |||
33 | Экскурсия в Самарский Центр профилактики МЗ | фронтальный опрос | |||
34 | Экскурсия в Самарский Центр профилактики МЗ | фронтальный опрос |
Литература для учителя:
1.Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков.– М.: Вентана-Граф, 2015
2.Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье». Книга для учителя.- Воронеж, 2015
3.Балабанова В.В. Предметные недели в школе:- биология, экология, здоровый образ жизни». –Волгоград 2014
4.Вайнер Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе.- М.: Издательский центр «Академия», 2017
5.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2013
6. Кальченко Е. И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2015
7. Климов, Е. А, Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М.: Знание, 2016
8. Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Просвещение, 2014
9.Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Методическое пособие.- Ульяновск, 2018
10.Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар. Асвета, 2013
11. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии «Человек и его здоровье» .-М., «Просвещение», 2019 г
12. Пугал Н.А. Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и его здоровье.- М.: Владос, 2017
13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2019
14. Шатохина Л.Ф. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса . М. ТЦ «Сфера». – 2018
15. Шатохина Л.Ф. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М. ТЦ «Сфера», 2016
Интернет-ресурсы
Литература для обучащихся:
1.Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков.– М.: Вентана-Граф, 2016
2.Агаджанян Н.А., Каткова А.Ю. Резервы нашего здоровья. -М.: Знание 2014
3. Агаджанян А. Н.. Ритмы жизни и здоровье. - М.: Знание, 2013
4. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. -Волгоград, «Учитель», 2012
5. Вольк Р. Занимательная энциклопедия. -- М.: Мир книги, 2014
6.Гоголев М.И., Гайко Б.А., Шкуратов В.А. Основы медицинских знаний учащихся. -М.:Просвещение, 2013
7.Гаевая В.В. За здоровый образ жизни.- Волгоград, 2014
8. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. -М., «Просвещение», 2012
9.Иванченко. В.А. Секреты вашей бодрости. -М.: Знание 2013
10.Кондрашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 2015
11.Коростелев Н. Б. Всем, кто хочет быть здоров. - М.: Молодая гвардия, 2014
12. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар. Асвета, 2012
13. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Издательский центр «Академия», 2019
14. Резанова Е.А., Антонова И.П. и Резанов А.А. «Биология человека» в таблицах и схемах. М., «Издат-школа 2013
15.Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2016
16.Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. - М.: Просвещение, 2018
17.Шишкова Т,Л. Твое питание и здоровье. Школьный справочник.М.:2016
Интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация:"Выбор профессии" 8 класс для урока:"Профессии"
презентация для урока:"Профессии"...
Рабочая программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии" 9 класс
Данная программа, составленная на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной, способствует активизации процесса самопознания, позволя...
Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)
Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки "Здоровье нации в наших руках"
Программа ориентирована на формирование у учащихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепления своего здоровья. Расширения знаний и навыков....
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс
Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...
Программа элективного курса "На пути к выбору профессии!" для учащихся 9-11 классов
Одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни, - это выбор будущей профессии. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется окол...
Рабочая программа по профориентации "Психология и выбор профессии", 9 класс
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное.Завершая обучение в 9 к...