Программа элективного курса для предпрофильной подготовки "Здоровье нации в наших руках"
рабочая программа по физкультуре (9 класс) по теме

Маринюк Людмила Георгиевна

Программа ориентирована на формирование у учащихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепления своего здоровья. Расширения знаний и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh3.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное общеобразовательное учреждение –

гимназия № 18

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ В НАШИХ РУКАХ»

Автор: Маринюк Л.Г.

 – учитель физкультуры гимназии№18

2015г

1.Пояснительная записка

Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ.

Программа ориентирована на формирование у учащихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепления своего здоровья. Расширения знаний и навыков.

           Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье:  быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы. законами бытия..

Элективный курс по физической культуре для предпрофильной подготовки учащихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения.  

Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 34  часа. (1 час в неделю).

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Базовой основой является Программа по физической культуре В.И. Ляха, А.А Зданевича, где используется межпредметные связи с другими образовательными предметами. Применяются методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное программированное обучение, элемент исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ по контролю действий партнёра

В пояснительной записке к Комплексной программе «Физического воспитания учащихся 1-11 классов» (авторы В.И.Лях, А..А..Зданевич), авторский коллектив не указал на возможность её корректировки в плане изменения числа тем, перераспределения часов и это создало необходимость к модификации программы

         Курс  применим в любых общеобразовательных школах для подростков 13- 16 лет.  

 

  Цели программы.  

1. Научить выполнять антропометрические измерения и обрабатывать данные.

2.  Познакомить с современными оздоровительными системами,  новейшими здоровьесберегающими технологиями.

3.  Развивать творческие способности в составлении комплексов упражнений,  а так же компьютерных презентаций.

4. Воспитывать  культуру отношения  к своему здоровью.

Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач: 

  • Провести антропометрические измерения, проанализировать их.
  •  На практике изучить упражнения, способствующие укреплению здоровья
  •  Ознакомиться с приемами и методами массажа и самомассажа, закаливания
  • Усвоить основы знаний по ЗОЖ

Содержание курса

Материал курса дается в 8 разделах:

1. Состояние здоровья подростков в современных условиях.

2. Аспекты здоровья человека.

3. Соматическое здоровье.

4. Физическое развитие. (практические занятия в игровой форме)

5. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня школьника.

6. Подвижные игры и эстафеты в распорядке дня учащихся.

7. Воздействие вредных привычек на детский организм.

8. Физкультура в семье. Самостоятельные занятия физкультурой

В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий углублению знаний учащихся о важном месте физической культуры в общечеловеческой культуре, ключевой роли физической культуры для адаптации к тяжелым условиям труда, тренировки воли и достижения высокой работоспособности, формирования здорового образа жизни, что создает основу для успешности.

В разделе «методы развития физических качеств» представлены методические подходы и конкретные упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости как комплекса физического совершенствования.

В разделе «самонаблюдение и контроль физического состояния своего организма» представлены различные способы самоконтроля по внешним признакам утомления, измерению антропометрических параметров, проведению ряда функциональных проб.

I. Основы знаний

  1. Физическая культура основной инструмент формирования здорового образа жизни и основное средство борьбы против вредных привычек (наркомании, алкоголизма, табакокурения и т.д.) Понятие здоровье. Эндоэкология здоровья. Здоровьесберегающие технологии. Оздоровительные системы.  Самомассаж.

II. Развитие основных физических качеств человека

  1. Огромные резервы человеческого организма. Развитие физических качеств. Особенность физических упражнений для эффективного приращения силы. Практическая работа  «Разработка комплекса упражнений для развития физических качеств». -

III.Самонаблюдение – контроль физического состояния своего организма

  1. Основные стадии утомления и их внешние признаки.

  1. Глубокие изменения внутренних параметров организма (кровообращение, дыхание и т.д.) в зависимости от уровня физической нагрузки. Классификация физической нагрузки по пульсовому режиму.

  1. Оценка физического состояния и уровня развития организма при помощи антропометрических измерений (рост, вес, ширина грудной клетки и т.д.). Практическая работа  «Антропометрические измерения и оценка физического состояния и крепости телосложения».

  1. Понятия о нормальных параметрах физического состояния организма (температуры, артериального давления, частоты сердечных сокращений). Практическая работа  «Развитие навыков измерения параметров организма и оценки физического состояния».

  1. Понятие  о влиянии физических упражнений на развитие вегетососудистой системы. Ортостатическая проба. Практическая работа

  1. Оценка  состояния сердечно-сосудистой системы. Различные функциональные пробы. Практическая работа  «Функциональная проба на основе 20 приседаний».

  1. Сравнительная оценка состояния организма по системе нормативов[1]

  1. Влияние утренней гимнастики на физическое состояние организма. Физкультминутка и сохранение работоспособности. Практическая работа  «Разработка комплекса упражнений утренней гимнастики и физкультминутки». –

  1. Составление дневника самоконтроля. Комплексная оценка физического состояния организма на основе данных дневника сам

Рекомендуемые формы организации занятий:

  •  Лекции  
  • Семинарские занятия
  • анкетирование
  • практические занятия
  • оформление и защита исследовательских работ учащихся;

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа).

В процессе изучения данного курса школьники  будут уметь: 

  •  Проводить простейшие антропометрические   измерения .
  • Составлять выводы и рекомендации по сохранению своего здоровья
  • Выполнять основные элементы оздоровительных систем: дыхательные упражнения,  гимнастику для глаз.
  • Выполнять простейшие виды массажа и самомассажа
  • Составлять несложные комплексы упражнений  для фитнесса и аэробики,  утренней зарядки,
  • Проводить подвижные игры на улице

Выполнив программу элективного курса “Здоровый образ жизни” школьники будут знать:

  • Причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
  • Мотивы, факторы и слагаемые здорового образа жизни
  • Пути формирования здорового образа жизни.
  • Систему построения   комплексов утренней гимнастики, гимнастики для глаз,  комплексы физкультминуток, комплексы для развития физических качеств.
  • Различные виды гимнастики и ее влияние на организм.
  • Правила организации подвижных игр .

 Формы подведения итогов реализации образовательной программы:  защита   презентаций.

 Рекомендации по применению программы: 

Следует учитывать, что изучение практической части некоторых тем

(«Антропометрические показатели»,   «Утренняя гимнастика») требует  организации их в специализированном помещении, спортзале или в медпункте.

              Таблица тематического распределения часов

п/п

Вид программного материала

Авторская программа

Рабочая программа

34

1.

. Состояние здоровья подростков в современных условиях.

5

2

. Аспекты здоровья человека

3

3

. Соматическое здоровье

5

4

Физическое развитие. Практические занятия в игровой форме

6

5

Подвижные игры и эстафеты в распорядке

 дня учащихся

3

6

Воздействие вредных привычек

на детский организм

5

7

.Физкультура в семье. Самостоятельные занятия физическими упражнениями

3

2.Собержание обучения.

Требование к подготовке учащихся по предмету физическая культура в полном объёме совпадают с авторской программой

.

3. Список используемой учебно-методической литературы

  1. Сборник Программы общеобразовательных учреждений

«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов», авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич - Москва, «Просвещение», 2011 г.

  1. В.И. Лях, Л.А. Зданевич Учебник: Физическая культура 8-9 классы.  - Москва, «Просвещение», 2011 г.
  2. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 6.04.2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».
  3. Аршинник С.П., Тхорев В.И., Шиян В.М. Кроссовая подготовка в школе. Учебно-методическое пособие. - Краснодар, 2007
  4. Справочник учителя физической культуры./П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва.- Волгоград « Учитель»2011г
  5. В.B/. Лях. Текущий контроль 5-9классы / М.: Просвещение, 2009

Информационные ресурсы:

  1. Интернет журнал «Эйдос» Красников А.А. http//www. eidos.ru/journal/2001/0520.htm.
  2. «Дистанционная эвристическая олимпиада по предмету «физическая культура»http//www. eidos.ru/olymp/
  3. Мультимедиа-энциклопедия «Энциклопедия здоровья Кирилла и Мефодия» Е-mail: sale@nmg.ru.

Календарно-тематическое планирование курса по теме:

 «здоровый образ жизни?»

п/п

Содержание

Кол

час

Даты проведения

1-ая группа

2-ая группа

По плану

Фактически

По плану

Фактически

I. Состояние здоровья подростков в современных условиях

5

1.

Понятие Здоровье Что такое эндоэкология здоровья

1

2.

Человек – как саморегулирующая система

1

3.

Влияние ограниченной двигательной активности на здоровье человека. Роль физического воспитания в процессе роста и развития детей и подростков. Новейшие здоровьесберегающие технологии

1

4.

Лечебно-оздоровительная работа.  Психологические аспекты здоровья: эмоции и стресс

1

5.

Факторы биологического риска. Нервно-эмоциональные факторы. Условия окружающей среды.

1

II. Аспекты здоровья человека.

3

6.

Репродуктивные возможности человека.

1

7.

Научные исследования последних лет и негативные тенденции.

1

8

Факторы, влияющие на  здоровье. Современные оздоровительные системы

1

III. Соматическое здоровье

(практические занятия)

6

9

Антропометрические данные. Функциональные пробы

1

10

Движение – универсальное средство восстановления здоровья

1

11

Анатомо-физиологические особенности подросткового развития. Нервно-психическое развитие.

1

12

Проблемы современного подростка. Тестовое задание «Познай себя» (самооценка) Наркотик – тренинг безопасного поведения

1

13

Влияние алкоголя на здоровье  Что мы знаем о курении

1

14

Массаж и самомассаж, знание физических упражнений

1

IV. Физическое развитие. Практические занятия в игровой форме

5

15

Индивидуальная оценка уровня физического развития. Тест «Ваша индивидуальность».

1

16

Диагностика «Самооценка»

1

17

Функциональные возможности подростков.

1

18

Формирование психических функций

1

19

Программа наблюдения за  «жизненными проявлениями» нервной системы в спортивной деятельности

1

V. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня школьников.

6

20

Режим дня школьника. Влияние утренней гимнастики  на работоспособность ученика.

1

21

. Самостоятельная работа: составить комплекс утренней гимнастики

1

22

Физкультминутка и её влияние на поддержание работоспособности в течение урока

1

23

Основные правила тренировки и развития физических качеств человека.

1

24

Динамическая перемена и методика её проведения

с учащимися начальной школы.

1

VI. Подвижные игры и эстафеты в распорядке

 дня учащихся

3

25

Летние подвижные игры

1

26

Зимние подвижные игры и развлечения на воздухе

1

27

Эстафеты и методика их проведения

VII Воздействие вредных привычек

на детский организм.

5

28

Табакокурение и его негативное влияние на организм человека. (беседы, презентации, фильмы)

1

29

Наркомания  (лекции, презентации, беседы с представителями наркодиспансера

1

30

Влияние алкоголя на здоровье человека (беседы, мультики, презентации)

1

31

Практическое занятие: нарисовать плакат, рисунок о борьбе с вредными привычками.

1

32

Практическое занятие: написать сценарий праздника « Здоровый образ жизни».

1

VIIIФизкультура в семье. Самостоятельные занятия физическими упражнениями

3

33

Правильный образ жизни - залог здоровой семьи.

1

34

Лекция «Методика проведения самостоятельных занятий по физической культуре» Практическое занятие: составление индивидуальных планов физического развития. Дневник самоконтроля Проект «Моё здоровье»

1

Итого

34

                                             Тематический план практических работ

практических

работ

Тематика практических работ

Количество

часов

 

 

 Тема    Антропометрические показатели 

 

1.

  «Выполнение  антропометрических измерений» 

1

2.

   «Сдача нормативов. Заполнение  «Личной карточки учащегося». Анализ данных, написание выводов.»

1

3

  . Тест «Познай себя». Температура, давление ЧСС

1

 4

 Ортостатическая проба

1

5

   Выполнение функциональной пробы ЧСС 20 приседаний

1

Тема   комплексы упражнений

6

Разучивание комплекса  упражнений для  поддержания гибкости и коррекции фигуры

1

Тема . Утренняя гимнастика

7

  Составление   и выполнение  комплекса  утренней гимнастики

1

Тема  Массаж и самомассаж

8

   Самомассаж

1

Тема 1. Гимнастика для глаз

9

   Разучивание комплекса  упражнений

1

Тема  . Подвижные игры на свежем  воздухе

10

  проведение игр на площадке: «Лапта», «Веселая эстафета», «Поиск сокровищ», «Охотники и утки», «Флажки», «Казаки-разбойники»

3

                Тема 12.Методические рекомендации по составлению    

                                 презентации. по итогам курса

11

Разъяснение, помощь в составлении презентаций. Подготовка к защите

1

Тема 12. Защита презентаций .проектов

12

Защита презентаций. проектов

1

ИТОГО

13



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»

Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки "Математика +"

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов...

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9-классов “Элементы теории графов “.

Настоящая работа представляет собой программу элективного курса “ Элементы теории графов “ для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Гражданин – Отечества достойный сын»

Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Практика конструктивного общения»

Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой....

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...