конспект урока русского языка в 5 классе "В гостях у звуков речи. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок разработан с применением игровой технологии в целях повышения познавательного интереса к изучаемой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_r.yaz_.5kl.2016.docx | 25.19 КБ |
prilozhenie1.ppt | 764.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: В гостях у звуков речи.
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Цели:
Оборудование: интерактивная доска, презентация. |
Ход урока
1. Организационный момент
2. Слово учителя
– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня урок наш пройдёт в игровой форме. Мы побываем в гостях у звуков речи и обязательно совершим открытие, разгадаем тайну, которую скрывают от нас гласные буквы.
Откройте тетради и запишите число.
Но без подарков в гости ходить неприлично. Что же нам подарить? Конечно, наши знания. Готовы к испытаниям? И вот первое задание.
3. Проверка знаний
Задание 1
Из разрозненных слов собрать предложение.
Выполнить синтаксический разбор предложения, дать его устную характеристику, начертить схему предложения.
(Предложение повествовательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа – снежинки падают, во втором – все застилается.
Простые предложения связаны в союзном сложном при помощи интонации и союза и, разделены запятой. [, и ].)
– Ребята, охарактеризуйте согласные звуки в слове белые
[б’] – согласный, звонкий, мягкий
[л] – согласный, звонкий, твёрдый
Задание 2
– Вам известно, что звуки речи составляют слова, каждое слово обозначает какое-то понятие. Имеют ли такое свойство – обозначать понятие – звуки речи? Произнесите звуки:
[б] [р] [с] и [а] [о] [и]
– Будет ли понятно, что вы хотели сказать, если вы произнесёте каждый звук в отдельности или в том порядке, в котором они даны? (Нет.)
– Составьте слова, используя только гласные или только согласные. Возможно это сделать? А теперь объедините их и составьте как можно больше слов, используя данные звуки. Запишите слова в тетрадь.
Сделаем вывод: Сами по себе звуки речи не обозначают какого-нибудь понятия, но если их подобрать определенным образом, то можем получить слово.
4. Знакомство с новой темой урока
– Ребята, мудрая сова вам подготовила загадки. Если вы догадаетесь, о каких буквах идет в них речь, вы приоткроете завесу тайны гласных букв.
На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква ... зато осталась... (Е)
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква… (Ё)
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… (Ю)
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... (Я)
– Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну они скрывают?
– Давайте попробуем произнести эти буквы. Какие звуки слышатся?
Вывод.
– Итак, буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
е – [й'э],
ё – [й'о],
ю – [й'у],
я – [й'а]
– Но всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Посмотрите внимательно на доску.
мел [м'эл]
мёд [м'от]
люк [л'ук]
ряд [р'ат]
– Запишем транскрипцию этих слов и посмотрим, какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я.
Сверим записанную транскрипцию в тетрадях с доской. Всё ли у вас правильно? (открываю постепенно зашторенную часть слайда, где записана транскрипция слов).
– Где стоят буквы е, ё, ю, я в словах данного столбика? (После согласного.)
– Сколько и какие звуки они обозначают? (Один звук [э, о, у, а].)
– Какие согласные стоят перед гласными звуками? (Мягкие.)
Сделаем вывод.
Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласной , то они обозначают один звук [э, о, у, а] и смягчают предыдущий согласный.
Итак, первая роль букв е, ё, ю, я – это смягчение согласной.
Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.
Из полученных наблюдений сделайте вывод.
(Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)
– Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я?
Если буквы е, ё, ю, я стоят между согласными, они обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.
Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после ъ и ь, после гласной, они обозначают два звука.
5. Физкультминутка
6. Закрепление нового материала
– Итак, тайну гласных букв Е Ё Ю Я вы разгадали. А теперь мудрая сова хочет проверить, как вы усвоили правило.
1) Обратимся к учебнику. Откройте стр. 127, упр. 305.
2) Распределите по алфавиту слова: буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка.
7. Проверка знаний
Тест (см. Приложение 1)
8. Рефлексия
– Ребята, сегодня на уроке мы побывали в гостях у звуков речи, раскрыли тайну букв Е Ё Ю Я, хорошо поработали. Пора подвести итоги.
– Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
– В чём вы испытывали трудности?
– На что ещё следует обратить внимание?
Выставление оценок.
9. Домашнее задание
Дома: § 61, упр. 306
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
землю, всё, на, покрывалом, белые, падают, мягким, и, вокруг, застилается, снежинки Из разрозненных слов собрать предложение. Выполните синтаксический разбор предложения, дайте его устную характеристику, начертите схему предложения. Задание №1
Проверим! Белые снежинки падают на землю, и всё вокруг застилается мягким покрывалом
Синтаксический разбор предложения Белые снежинки падают на землю , и всё вокруг застилается мягким покрывалом. (повествовательное, сложное, союзное) [ ]. , и
Составь слово! [б] [р] [с] [а] [о] [и]
Отгадай загадку На дворе – такая жалость! – Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква ... зато осталась.
Отгадай загадку Буква Е передохнула, Как тотчас же на неё Пара птенчиков вспорхнула – Получилась буква
Отгадай загадку Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотрите , Что случилось: Получилась буква Ю
Отгадай загадку Поглядите – ка, друзья, Смастерил скворечник я. А в скворечник залетела Вместо птички – буква
Двойная роль букв Ю
Какие звуки слышатся? Е – [ ] Ё – [ ] Ю –[ ] Я – [ ] Е - [й'э] Ё - [й'о] Ю - [й'у] Я - [й'а]
Разгадка м е л [ ] м ё д [ ] л ю к [ ] р я д [ ] м е л [м' э л] м ё д [м' о т] л ю к [л' у к] р я д [р' а т] Вывод. Если буквы е ё ю я стоят после согласной , то они обозначают один звук и смягчают предыдущий согласный. Итак, первая роль букв е ё ю я – это обозначение одного звука и смягчение предыдущей согласной.
Разгадка е ль [ й'э л'] ё лка [ й'о лка] ю ла [ й'у ла] я ма [ й'а ма] с ъ е л [с й'э л] с ъ ё мка [с й'о мка] в ь ю га [в' й'у га] о б ъ я т [об й‘а т ] б о е ц [ба й'э ц] п о ё т [па й'о т] к а ю та [ка й’у та] р о я ль [ра й’а л] Вывод Буквы Е Ё Ю Я в начале слова после гласной после ъ и ь обозначают два звука
Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я? Ю
Звездочёт Электронная физминутка
Вам пришло письмо
Выполни гимнастику для глаз по схеме:
Берегите свое здоровье! Берегите свое здоровье!
?
Распределить по алфавиту слова буран позёмка буря мороз вьюга метель буран буря вьюга метель мороз позёмка
Словарная работа Позёмка – это вьюга, во время которой дует низовой ветер. Задание. Составьте устно с этим словом предложение. Определите устно в слове позёмка количество звуков и букв.
Проверка знаний Тест №1 Укажите слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? Мера Вьюга Метель Ёж
Проверка знаний Тест №2 Какие из указанных букв названы неверно? П «пэ» Х «хе» Ж «жэ» Н «не»
Проверка знаний Тест №3 Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв? Семя Вьюга Каюта ёж
Проверка знаний Тест №4 Какие из данных согласных являются звонкими? Ц З Х В
Проверка знаний Тест №5 После ж, ш,ч, щ пишутся и, у, а, но не ы,я ю. Назовите слова, которые отступают от данного правила? Брош…ра Сч…стье Ч…до Ж…ри
Проверь себя! 1. – 2,4 2. – 2,4 3. – 1,2 4. – 2,4 5 – 1,4
Рефлексия Что вы узнали на сегодняшнем уроке? - В чём вы испытывали трудности? - На что ещё следует обратить внимание?
В гостях у Звуков речи Гласные Согласные
Домашнее задание § 61, правило, упр.306, выучить слова в рамочке
Спасибо за участие. МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет...