Формирование краеведческих представлений у детей с ОВЗ
методическая разработка
Данный опыт работы отражает систему коррекционно-образовательных мероприятий по формированию у детей с ОВЗ краеведческих представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beldy_o.n._formirovanie_kraevedcheskih_predstavleniy_u_deteny_s_ovz.docx | 47.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика как средство
формирования краеведческих представлений
у детей с особыми образовательными потребностями
Бельды Ольга Николаевна,
e-mail: bella.65@bk.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Огонек» г.Поронайска», учитель-логопед
«Любовь к Родине начинается с
чувства любви к своему городу».
Константин Паустовский
В дошкольном возрасте важно прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, родному городу, родной семье - ведь именно с этого начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Особенно это актуально в год 75-летия Победы – Год Памяти и Славы.
В нашем МБДОУ функционируют две логопедические группы - старшая и подготовительная, в составе которых – дети с тяжелыми нарушениями речи, а именно с общим недоразвитием речи различной степени тяжести, моторной алалией.
Общее недоразвитие речи - расстройство развития всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Известно, что у таких детей среди психологических особенностей наблюдается эмоционально-избирательное отношение к окружающему миру, им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация к изучению родного края. Поэтому представления об окружающем мире могут быть сформированы не в полной мере, и это отражается как на качестве речи - бедность словаря, неумение логично построить цепочку взаимосвязей и т.д., так и на их социальном развитии. В современном мире дети знают президента, столицу страны, но очень часто не знают названия улиц своего населенного пункта, значимых людей своего города, особенностей родного края.
Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью внедрения активных форм познания окружающего мира детьми с особыми образовательными потребностями. Мы прекрасно понимаем, что слово, подкрепленное действием, становится более эффективным, чем просто произнесенное вслух. Еще Конфуций сказал: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне- и я запомню, дай мне сделать - и я пойму."
Цель работы – формирование у воспитанников целостного представления о родном крае, расширение представлений об окружающем мире посредством чувственного опыта. Для реализации поставленной цели мы поставили следующие задачи.
Задачи:
1.Способствовать овладению детьми с особыми образовательными потребностями знаний о Сахалинской области, родном городе.
2.Формировать краеведческие знания и умения, способствующие социальной адаптации.
3.Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, к его жителям и их труду.
4. Обеспечивать нравственно-патриотическое воспитание детей.
5. Формировать мотивацию к изучению истории родного края.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. В содержании двух образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в направлении краеведения. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, а также формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, т.е. основных составляющих интеллект у ребенка.
К основным аспектам краеведческой работы в ДОУ мы отнесли следующие:
–формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет;
-развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, мира животных и растений;
-воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их;
- воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам;
-расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию, дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей.
Таким образом, вся образовательная работа разделена на три блока - мир человека, мир животных и мир растений.
Работа по формированию краеведческих представлений у детей с особыми образовательными потребностями в нашем МБДОУ находит отражение в различных видах деятельности, в том числе и во взаимодействии с МБУК «Поронайский краеведческий музей» -(https://museum.shl.muzkult.ru/about). Нам повезло, что наш детский сад находится в шаговой доступности от такого замечательного учреждения культуры, которое пользуется популярностью не только в Поронайском районе и Сахалинской области, но и за ее пределами. В настоящее время он состоит из залов: Освоение Сахалина, Этнографии, Археологии, Современной истории и Природы. Функционирует и Зал временных выставок.
На начальном этапе взаимодействия наши воспитанники изредка посещали экскурсии в музее, передвижные выставки. Наблюдая за детьми, мы убедились, что в новой обстановке, среди музейных экспонатов у детей активизируется внимание, возрастает интерес и желание узнавать новое об окружающем мире, появляются вопросы, которые ребенок в другой обстановке и не задал бы. Постепенно пришли к выводу, что на базе музея возможно расширение образовательной деятельности, которая может стать частью регионального компонента основной образовательной программы.
Новизна нашего опыта заключается в осуществлении наглядности обучения и провоцировании активности детей с особыми образовательными потребностями в процессе восприятия материалов музея. Работа в музее очень увлекает детей, она стимулирует их творчество, укрепляет и развивает познавательные интересы детей. И наши дети уже давно стали для Музея своими. Тесное сотрудничество с Поронайским краеведческим музеем помогает решить сложные задачи приобщения дошкольников к истории и культуре; способствует лучшему обучению и воспитанию детей; помогает расширить их кругозор и словарный запас; обогащает жизненный опыт; расширяет знания учащихся о родном крае, воспитывает чувство патриотизма. Наша работа была бы невозможна без сопровождения экскурсовода музея Третьяковой Натальи Викторовны.
Опираясь на принципы, утвержденные ФГОС дошкольного образования:
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
- учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей, мы сначала (2017 год) разработали долгосрочный образовательный проект для детей подготовительной группы «Юный краевед» (Приложение 1), который в рамках регионального компонента образовательной программы был посвящен изучению уникальности Сахалина, его удивительному природному многообразию, но в большей мере - формированию краеведческих знаний о малой Родине, городе Поронайске, его истории, и жителях, которые внесли весомый вклад в его развитие. Впоследствии участниками этого проекта стали и дети старшей логопедической группы.
Виды и формы краеведческой работы:
1. Познавательные беседы, просмотры презентаций, фотоальбомов и видеофильмов – составляют необходимую подготовительную работу для более полного восприятия новой информации.
2.Экскурсии по памятным местам родного Поронайска стали традиционными. И мы всегда их проводим под чутким руководством экскурсовода музея.
2.Творческие мастер-классы («Уложили мишку спать» и др.), во время которых ребята на только узнают о сезонных изменениях в природе, но и учатся переносить полученные знания в практические занятия.
3.Игры-путешествия (например игра «Я иду по улице», в ходе которой ребята учились восстанавливать события, произошедшие на их улице. Тут же ребята принимают на себя роль экскурсовода.)
4.Совместные творческие выставки («Рыжие краски осени», «Мой любимый домашний питомец»)
5.Творческие проекты (Например, мини-проект «Город моей мечты» был осуществлен помощи виртуальной экскурсии в город будущего).
6.Совместная деятельность с родителями. Родители с удовольствием включались в совместную деятельность, оказывали помощь в подготовке и проведении различных мероприятий. Так, совместными усилиями детей и родителей прошло развлечение «Мы за чаем не скучаем», посвященное дню чая.
Использование проектной деятельности, проблемных ситуаций и поисковых вопросов стимулировали проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (например, найти интересный факт из жизни своей семьи); о значении символов в городской среде (герб, флаг); способствовали вовлечению детей в игры-путешествия по родному городу (игра «Экскурсовод» - проведение воображаемых экскурсий), побуждали задавать вопросы о городе; способствовали развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок (Загадка про зеленого человека), изобразительной деятельности (мы сохранили альбомы с рисунками наших выпускников) . В ходе реализации проекта дети принимали участие в жизни родного города: традициях, праздниках – День Победы, День рождения Поронайска и т.д.
Работая над формированием краеведческих представлений у детей с нарушениями речи мы решали задачи не только познавательного характера, нравственно-патриотического воспитания, но и трудового, умственного, эстетического, а также и физического воспитания. В процессе ознакомления детей с природой родного края, с его историей и настоящим создаются благоприятные условия для дальнейшего умственного развития детей: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, о чем расскажет или прочитает им воспитатель.
В результате работы мы провели мониторинг краеведческих знаний за период с 2017 по 2019 гг. (таблица 1). Для проведения диагностики мы выделили основные критерии:
1.Представления детей о родном городе.
2.Представления детей о Сахалинской области
3.Проявления интереса к объектам родного края.
Определили показатели к каждому критерию: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень знаний характеризуется правильным, системным представлением об объекте, выраженном в развернутом суждении о нем.
Достаточный уровень характеризуется правильным, но в значительной мере фрагментарным представлением о родном крае, неустойчивостью интереса к объектам культуры Сахалинской области.
Допустимый уровень – дети владеют основными сведениями о родном городе, знают его основные достопримечательности, с помощью взрослого могут рассказать об объекте.
Низкий уровень характеризуется недифференцированностью представлений об объекте, отсутствием или неопределенностью выраженности интереса к родному краю.
Таблица1. Мониторинг сформированности краеведческих знаний у детей тяжелыми нарушениями речи с 2017 по 2019 г. (%)
Уровень | 2017 | 2018 | 2019 |
Высокий | 40 | 45 | 70 |
Достаточный | 30 | 27 | 12 |
Допустимый | 15 | 21 | 12 |
Низкий | 15 | 7 | 6 |
Несомненно, что непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют расширению кругозора у детей, совершенствованию лексико-грамматического строя, связной речи, социально -коммуникативному развитию, а также умению устанавливать причинно-следственные связи. Взаимосвязь и своеобразие, взаимопроникновение материала из разных тем помогают формировать представления детей о родном крае, пробуждать интерес к его изучению.
Конечно, не все дети воспринимают краеведческий материал на высоком уровне и это обусловлено их индивидуальными особенностями. Ежегодно к изучению родного края приобщаются новые ребята, и нам хочется верить, что те первые зерна краеведческих знаний упадут в благодатную почву.
На основе нашего опыта составлена Музейная программа для детей 5-7 лет (Приложение 2), которая рассчитана на 1 год и уже реализуется с детьми других образовательных учреждений города.
Источники:
1.Федорова А. Г., Чекмазова Л. В., Леднева Е. М., Какуева А. К. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 953-954. — URL https://moluch.ru/archive/132/36707/
2.Гришина И. И., Давыденко О. И., Свинина Е. В. Краеведение в детском саду // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2864
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит б...
Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.
Статья "Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения" была опубликована сборнике "Сопровождение детей с особенностями развития в образовательном процессе ДОУ".-Сборник...
Применение образовательных технологий при формировании предметных представлений у детей с нарушением зрительных функций.
Коррекционная работа с такими детьми строится на формировании предметных и зрительных представлений, обогащении знаний об окружающем мире, а начинается она с изучения эталонов формы и цвета. Дет...
Формирование эталонных представлений у детей с особыми возможностями здоровья
В материале содержатся ссылки на материалы, которые можно применять приформировании представлений о форме, велисине и цвете предметов....
Пути формирования математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья посвящена развитию математических представлений у детей с ОВЗ, помогающему успешной подготовке к обучению в школе и социальной адаптации....
Методическая разработка по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста
Разработка познакомит учителей и родителей с основными методами и приемами по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста....
Коррекционное занятие в 1 классе по теме: Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП.
.Данное занятие направлено на формирование представлений о схеме тела, ориентировке на листе бумаги. Выполнено занятие в игровой форме, максимально задействованы все сенсорные системы....