09.06.2020 Основы исследовательской и проектной деятельности Тема Определение методов исследования группа 315-ТП/17 преподаватель Ушакова О.А.
план-конспект
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
ПРАКТИКУМ
Тема: Определение методов исследования
УД «Основы исследовательской и проектной деятельности»
для студентов группы 315-ТП/17, специальность «Поварское и кондитерское дело»
Автор: Ушакова Ольга Александровна,
Преподаватель
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
Городской округ Ревда
2020
Для конспектов завести отдельную тетрадь.
Фото конспектов и практических заданий отправлять по почте или в личных сообщениях в контакте, проект выполнять в электронном варианте
группа 315-ТП/17
Задание сдать до 10.06.2020 включительно.
Преподаватель Ушакова Ольга Александровна
В период дистанционного обучения все задания, выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.
Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).
Тема Определение методов исследования (конспект)
На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.
Методы: 1) это путь научного исследования или познания; 2) совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения деятельности. Учёные считают, что успешность выполнения научного исследования в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной цели [4].
Виды методов исследования:
Методы эмпирического уровня:
- наблюдение; - интервью;
- анкетирование; - опрос;
- собеседование; - тестирование;
- фотографирование; - счёт;
- измерение; - сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
- эксперимент; - лабораторный опыт;
- анализ; - моделирование;
- исторический; - логический;
- синтез; - индукция;
- дедукция; - гипотетический.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
- изучение и обобщение; - абстрагирование;
- идеализация; - формализация;
- анализ и синтез; - индукция и дедукция;
- аксиоматика.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения [1] .
Математические методы:
- статистические методы;
- метод визуализации данных (функции, графики и т.п.) и др.
Методы исследования, как правило, уже определены в поставленных задачах. Приведём описание часто используемых методов:
- Изучение литературы (научно-популярной, справочников, энциклопедий) и других источников (Интернета, документальных фильмов, фотоматериала) по теме исследования. Каждый из источников по-своему является ценным и может предоставить немало информации. Следует учитывать всю полученную информацию, не вся является достоверной. При использовании информации следует делать ссылки на книги или сайты.
- Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие какого-либо явления, в результате которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступить к наблюдению, целесообразно составить план (когда, где, сколько по времени и за чем именно будет наблюдение). Результаты наблюдений необходимо фиксировать (можно в форме текста или таблицы). Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека.
- Опрос.
Существует три основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведётся в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.
- Анкетирование.
Это метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн.
Готовясь к опросу, нужно чётко формулировать вопросы, на которые предполагается получить ответы, и определить, кому их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.
- Эксперимент.
Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук.
Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определённых условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм [10].
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:
- в процессе эксперимента возможно изучение явления в «чистом виде», т.е. объективно;
-эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях;
-достоинством эксперимента является его повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации.
- Измерение - представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он даёт точные сведения об окружающем мире [11].
- Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что всё познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьёзный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира [11].
- Анализ текста.
Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Всё это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом учёные считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку [10].
Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога.
7. Проведение собственно исследования (проверка гипотезы).
На этом этапе происходит практическое применение выбранных методов исследования (проведение экспериментов, наблюдений, сравнений и т.д.). Могут приниматься решения о расширении методов исследования, источников информации. В арсенале исследователя появляются новые данные, факты по теме исследования. Содержание этой части зависит от области, темы исследования.
Задание
Провести коррекцию методов проекта на основании данной темы