09.06.2020 Основы исследовательской и проектной деятельности Тема Определение методов исследования группа 315-ТП/17 преподаватель Ушакова О.А.
план-конспект

Ушакова Ольга Александровна

практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.opredelenie_metodov_issledovaniya_ushakova_o.a.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и молодежной политики

Свердловской области

ГАПОУ СО «Ревдинский  многопрофильный  техникум»

        

ПРАКТИКУМ

Тема: Определение методов исследования

УД «Основы исследовательской и проектной деятельности»

для студентов группы 315-ТП/17, специальность  «Поварское и кондитерское дело»

Автор: Ушакова Ольга Александровна,

Преподаватель

 ГАПОУ  СО «Ревдинский многопрофильный техникум»

Городской округ Ревда

2020

Для конспектов завести отдельную тетрадь.

Фото конспектов и практических заданий  отправлять по почте или в личных сообщениях в контакте, проект выполнять в электронном варианте 

группа 315-ТП/17

Задание сдать до 10.06.2020  включительно.

Преподаватель Ушакова  Ольга Александровна

В период дистанционного обучения все задания,  выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте  oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.

Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами  всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).  

        

Тема Определение методов исследования (конспект)

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Методы: 1) это путь научного исследования или познания;  2) совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения деятельности. Учёные считают, что успешность выполнения научного исследования в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной цели [4].

Виды методов исследования:

Методы эмпирического уровня:

- наблюдение;                                   - интервью;

- анкетирование;                               - опрос;

- собеседование;                                - тестирование;

- фотографирование;                        - счёт;

- измерение;                                      - сравнение.

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

- эксперимент;                                   - лабораторный опыт;

- анализ;                                            - моделирование;

- исторический;                                 - логический;

- синтез;                                             - индукция;

- дедукция;                                        - гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

- изучение и обобщение;                     - абстрагирование;

- идеализация;                                     - формализация;

- анализ и синтез;                                - индукция и дедукция;

- аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения [1] .

Математические методы:

- статистические методы;

- метод визуализации данных (функции, графики и т.п.) и др.

Методы исследования, как правило, уже определены в поставленных задачах. Приведём описание часто используемых методов:

  • Изучение литературы (научно-популярной, справочников, энциклопедий) и других источников (Интернета, документальных фильмов, фотоматериала) по теме исследования. Каждый из источников по-своему является ценным и может предоставить немало информации. Следует учитывать всю полученную информацию, не вся является достоверной. При использовании информации следует делать ссылки  на книги или сайты.
  • Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие какого-либо явления, в результате которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступить к наблюдению, целесообразно составить план (когда, где, сколько по времени и за чем именно будет наблюдение). Результаты наблюдений необходимо фиксировать (можно в форме текста или таблицы). Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека.
  • Опрос.

Существует три основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведётся в свободной форме без записи ответов собеседника.

При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

  • Анкетирование.

Это метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн.

Готовясь к опросу, нужно  чётко формулировать вопросы, на которые предполагается получить ответы, и определить, кому их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

  • Эксперимент.

Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук.

Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определённых условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм [10].

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

- в процессе эксперимента возможно изучение явления в «чистом виде», т.е. объективно;

-эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях;

-достоинством эксперимента является его повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации.

  • Измерение - представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он даёт точные сведения об окружающем мире [11].
  • Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что всё познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьёзный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира [11].
  • Анализ текста.

Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Всё это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом учёные считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку [10].

Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога.

7. Проведение собственно исследования (проверка гипотезы).

На этом этапе происходит практическое применение выбранных методов исследования (проведение экспериментов, наблюдений, сравнений и т.д.). Могут приниматься решения о расширении методов исследования, источников информации. В арсенале исследователя появляются новые данные, факты по теме исследования. Содержание этой части зависит от области, темы исследования.

Задание

Провести коррекцию методов проекта на основании данной темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты