03.06.2020 Учебно-исследовательская деятельность: индивидуальный проект Тема Определение проблемы исследования группа 202-от/18 преподаватель Ушакова О.А.
план-конспект по технологии
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
ПРАКТИКУМ
Тема: Определение проблемы исследования
УД «Учебно-исследовательская деятельность: индивидуальный
проект»
для студентов группы 202-от/18, профессия
«Мастер отделочных строительных и декоративных работ»
Автор: Ушакова Ольга Александровна,
Преподаватель
ГАПОУ СО «Ревдинский многопрофильный техникум»
Городской округ Ревда
2020
Для конспектов завести отдельную тетрадь.
Фото конспектов и практических заданий отправлять по почте или в личных сообщениях в контакте, проект выполнять в электронном варианте
группа 202-от/18
Задание сдать до 05.06.2020 включительно.
Преподаватель Ушакова Ольга Александровна
В период дистанционного обучения все задания, выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.
Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).
Тема Определение проблемы исследования
Выбор темы – важный этап. Ему предшествует взаимодействие педагога и обучающегося – обсуждение интересов, спорных вопросов; определение малоизвестных фактов по направлению деятельности, рассмотрение аналогичных исследовательских работ, формулировка вариантов темы.
Проблема – это вопрос, который необходимо решить, не имея готового заранее ответа, применяя имеющиеся знания и опыт. Правильная формулировка темы организует всю последовательность этапов работы. Окончательная тема может быть также сформулирована к концу исследования. Тема должна отражать суть исследования.
При выборе темы важно учитывать многие факторы: возраст, опыт обучающегося, наличие своих творческих идей, опыт в учебно-исследовательской деятельности (в том числе опыт выступлений), наличие литературы по теме, навыки работы с компьютером. По мнению многих педагогов, членов жюри конкурсов учебно-исследовательских проектов, правильный выбор темы исследования наполовину обеспечивает успешность её выполнения.
«Проблемная ситуация – это, прежде всего, познавательная ситуация, выражающаяся в невозможности объяснить имеющиеся факты в рамках существующего знания. Путь к научному открытию начинается с обнаружения проблемной ситуации, проходит через её формулировку и завершается разрешением этой ситуации» [4].
2. Выдвижение предположений (гипотез).
«Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение, от hypó – под, внизу и thésis – положение), то, что лежит в основе, – причина или сущность. Важно помнить, что не все гипотезы оправдываются, некоторые являются неверными. Но отрицательный результат – тоже результат.
Постановка гипотезы сопровождается изучением информации по теме исследования. Далее высказываются варианты результата. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если .... то...», так…, как…»; «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. При этом гипотеза не должна быть очевидной. Требования к гипотезе: должна быть проверяемой, соответствовать фактам, содержать предположение, быть логически непротиворечивой.
Пример: «при условии постоянных занятий физической культурой у студентов повышается выносливость» и т.д.
3. Определение цели и задач работы.
Обучающийся должен ответить на вопросы: какова цель моего исследования? На какой вопрос я хочу получить ответ в результате исследования? Цель – это запланированный результат исследования; ответ на поставленный в теме вопрос. Она может видоизменяться в процессе работы. Слова, конструкции для формулировки целей: выяснить, почему…; ответить на вопрос…; определить…; изучить…; разработать… Цель может быть только одна.
Примеры целей: «изучить мнение людей разного возраста и профессий о необходимости повышения квалификации» и т.д.
Цель любого исследования конкретизируется в задачах. Задачи как бы отражают последовательность действий. Слова, конструкции для формулировки задач: изучить литературу по теме…; определить значение терминов…; собрать материал о…; измерить уровень…; обобщить…; выявить… . Не нужно ставить много задач. Они должны быть реально выполнимы и прослеживаться на всех этапах учебно-исследовательской деятельности. Задачи помогают в достижении цели исследования.
Примеры задач:
1. Изучить литературу по применению средств……
2. Найти примеры использования приборов……...
3. Провести опрос среди студентов 4 курса, взрослых людей разного возраста и профессий по теме исследования.
4. Сравнить и проанализировать полученные результаты.
5. Сделать выводы на основе полученных данных.
4. Выбор объекта, предметы исследования.
Объект исследования – процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избрано для изучения. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Пример: объект исследования – английские предложения. Предмет – способы и причины расположения слов в английских предложениях.
5. Обоснование актуальности исследования.
Необходимо объяснить важность изучения данной темы.
Конструкции для формулировки актуальности: «в последнее время появилось много…; «… стало неотъемлемой частью нашей жизни. Мы не задумываемся о том…; «актуальность темы объясняется тем, что…»; «в современном мире… имеет большое значение, так как…; «на сегодняшний день существует много взглядов на проблему…»; «в настоящее время ведутся споры о том, что… .
Задание
Провести коррекцию проекта: цель, задачи, объект, предмет, продолжать поиск информации, сделать выводы для заключения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
12.05.2020 Электронный практикум Тема Вербальная коммуникация группа 315-ТП/17 преподаватель Ушакова О.А.
ПРАКТИКУМ...