Организация деятельности обучающихся на занятиях театрального кружка как способ развития личности. (Внеурочная деятельность)
материал
«Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь...Это
такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Н.В.Гоголь
Школьный театр – это университет добрых чувств и положительных эмоций. Именно здесь есть место эксперименту, самостоятельному творчеству по велению души. Театр может быть и уроком и увлекательной игрой и открытием чего-то неизвестного.
Сегодня в связи с массовым увлечением интернетом, виртуальным миром и видеоиграми дети часто теряют навык живого общения, который является крайне важным в социальной жизни, так как он лежит в основе развития успешных отношений с людьми, а также достижения успеха в учебе и в работе. Театральные занятия помогают ребятам развивать навык ораторского искусства.
Кроме того сегодняшние подростки и дети часто склонны к замкнутости, закомплексованности и стеснительности. С помощью занятий и тренингов на театральной сцене ребята учатся свободно держать себя как со сверстниками, так и со взрослыми.
Театральная студия это не только полезные занятия, которые снимают зажимы и комплексы, но и отличный вариант досуга среди друзей, единомышленников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.21 КБ |
![]() | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Загатуйская средняя общеобразовательная школа»
Августовская конференция работников образования
МО «Баяндаевский район»
ДОКЛАД
Организация деятельности обучающихся
на занятиях театрального кружка
как способ развития личности
Подготовила: Шептякова Лаура Александровна,
руководитель школьного кружка
«Загатын театр «Будамшу»
Загатуй, 2024 год
В августе 2021 года, Президент России Владимир Путин подписал Поручение, касающееся возрождения школьных театров. К исполнению поручения подключились федеральные и региональные министерства просвещения/ и культуры. В стране реализуется Всероссийский проект «Школьная классика». В рамках данного проекта предусмотрено создание школьных театров.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 25 августа 2021 года приказа «По проведению на регулярной основе Всероссийских театральных, спортивных и технологических конкурсов для обучающихся по основным общеобразовательным программам», во исполнение пункта 10 Перечня поручений Минпросвещения РФ по итогам Всероссийского совещания с руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по созданию театральных кружков в каждом общеобразовательном учреждении, // согласно приказу МБОУ «Загатуйская СОШ» № 78/1 « О создании школьного театра «Загатын театр Будамшуу»» организована деятельность школьного театра в системе внеурочной занятости детей.
Руководителем театрального кружка была назначена я. Вначале была озадачена: почему именно я. Ведь ко всему новому мы в большинстве относимся с опаской. Справлюсь ли я? Но, подумав, пришла к выводу: да, это моё! Кто, если не словесник, должен вести творческое направление. Опыт, накопленный в создании творческих коллективов и проектов, имеется. Как учитель русского языка и литературы проводила общешкольные мероприятия «Рождество», «Масленица». Творческий коллектив «Загата», где я была одним из руководителей, несла ответственность за сценарий и подготовку, занимал призовые места на муниципальном и региональном уровнях.
Школьный театр – это университет добрых чувств и положительных эмоций. Именно здесь есть место эксперименту, самостоятельному творчеству по велению души.
Театр может быть и уроком и увлекательной игрой и открытием чего-то неизвестного…
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Сегодня в связи с массовым увлечением интернетом, виртуальным миром и видеоиграми дети часто теряют навык живого общения, который является крайне важным в социальной жизни, так как он лежит в основе развития успешных отношений с людьми, а также достижения успеха в учебе и в работе. Театральные занятия помогают ребятам развивать навык ораторского искусства.
Кроме того сегодняшние подростки и дети часто склонны к замкнутости, закомплексованности и стеснительности. С помощью занятий и тренингов на театральной сцене ребята учатся свободно держать себя как со сверстниками, так и со взрослыми.
Театральная студия это не только полезные занятия, которые снимают зажимы и комплексы, но и отличный вариант досуга среди друзей, единомышленников.
И конечно же занятия в театральной студии приоткрывают перед ребенком таинственную дверь в мир искусства: здесь ребята читают классическую литературу, им прививается хороший вкус, через изучение качественного материала и они проникают в мир искусства.
Я не ставлю цель сделать из каждого ученика актера театра и кино, а учитывая индивидуальные наклонности и способности каждого, способствовать дальнейшему развитию.
Нашему театральному кружку всего год. Перефразирую известное изречение: «Мы ещё не волшебники, мы только учимся». Театр возник не на пустом месте.
Дети- участники кружка, это все мои ученики, в том числе и дети, обучающиеся в классах- коррекции. Ежегодно принимают участие в различных конкурсах чтецов, имеют опыт выступлений на публике, занимают призовые места.
По программе литературы есть много материала, который ученики должны выучить наизусть. Не просто выучить, а дать живое, осознанное, выразительное, эмоциональное чтение. Некоторым обучающимся трудно даётся это задание.
Театральный кружок ставит перед собой задачу эмоционального развития обучающихся. Научиться быть не просто чтецом текста, а стать соавтором, творцом данного произведения. Учиться чуткости к слову и к художественной детали. Развитие способности ученика жить в образе. Одна из причин затруднения погружения в текст – это отсутствие реакции на художественную форму. В процессе чтения обучающиеся в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но, ни знаки препинания, строфы, эпитеты. Деление на абзацы школьник не замечает, а значит, пропускает мимо, без осмысления которых не может быть понимания. На занятиях кружка мы прежде всего работаем с осмыслением текста, приходим к выводу, что чтение - это диалог читателя и автора.
Репетиция - это основная форма работы театрального кружка, которая начинается с тренингов, специальных упражнений, театральных игр.
Актерский тренинг востребован потому, что он способствует развитию не только актерских способностей и подготовке человека к существованию на сцене, он позволяет личности освободиться от излишних комплексов и зажимов. Он дает возможность человеку раскрыться и пробудить свои скрытые таланты. Он способен помочь человеку в его повседневном общении и взаимодействии с другими людьми.
Сам по себе актерский тренинг предполагает тренировку различных сторон творческой личности. Это и мышцы, и внимание, и характерность, и речь…
Речевой тренинг начинается:
- с разогревающего массажа лица, мышц тела;
- артикуляционных упражнений
(«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица) Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица, активно гримасничаем).
«Хомячок» Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо с разными эмоциями- хвастливо; показать, что кисло. Есть упражнения для языка, губ, челюсти, шеи.
- упражнения для дыхания (задуваем свечу, надуваем воздушный шар).
- упражнения со звуками, чтение скороговорок
- упражнения на развитие диапазона голоса
- упражнения на логику речи, логические ударения
Упражнения по актерскому мастерству направлены на развитие
- Внимания
- Воображения
- Упражнения на развитие воображения для создания предлагаемых обстоятельств.
- Создание разнообразных этюдов
Игровые упражнения по форме разнообразны и для того, чтобы у детей не пропал интерес к ним, постоянно выполняем новые. При выборе упражнений учитывается задача на конкретное занятие. Основные принципы поведения на сцене: Я ВИДЕН, Я СЛЫШЕН, Я ИНТЕРЕСЕН.
Для отработки выразительности мы записываем голос на диктофон. Дети прослушивают свой голос, как он звучит со стороны. Записываем речь, вкладывая в неё оттенки разных чувств: грусти, гнева, страсти, удивления.
Записываем на видео. Например, чтение прогноза погоды. Это поможет привыкнуть к своему голосу и объективно оценить, чем он может быть приятен/ неприятен тем, кто его слышит. При выполнении данной работы у подростков формируется стремление говорить красивым голосом и уметь слышать голосовые характеристики.
Требования к упражнениям
- Вера в предлагаемые обстоятельства
- Быть серьезным при исполнении заданий
- Внимательно и благожелательно относиться к тому, что делают другие
Учащиеся, занимающиеся в театральном кружке, активно выступают на концертах в школе, в Доме Досуга, конкурсах различных уровней. Мы записали видеопоздравление с днем учителя, с днем пожилых людей, с днем народного единства.
Достижения участников школьного театра «Загатын театр Будамшуу»:
№ | Название и уровень мероприятия | ФИО, класс | Уровень результата |
1 | Окружной конкурс «Читаем классику» | Богомолова Ольга, 7 класс | Диплом, номинация «За поэтическую интонацию» |
2 | Муниципальный конкурс чтецов «Юные почитатели поэзии» | Богомолова Оля, 7 класс Понуровская Алёна, 7 класс Халапханова Анна, 10 класс | 2 место 3 место 1 место |
3
| Муниципальный конкурс «Как хорошо на свете без войны» | Богомолова Ольга, 7 класс | 3 место |
Понуровская Алёна, 7 класс | 3 место | ||
4 | Региональный конкурс чтецов «Несу добро в ладошках» | Понуровская Алёна, 7 класс | Диплом 2 степени |
5 | Школьный библиотечный конкурс чтецов, посвященный празднованию 9 мая | Богомолова Ольга, 7 класс Понуровская Алёна, 7 класс Балхаснаев Костя, 6 класс, учащиеся класса коррекции | 1 место 1 место 3 место 3 место |
В заключение работы, можно сделать следующие выводы, что:
1.Уроки театра в школе удачно вписываются в систему образования и
воспитания школьников, способствуя развитию и формированию их личности.
2.Дети, участвуя в творческом процессе, учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.
3.Содержание, замысел игры своеобразно преломляются через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в игре явлениям и оказывают воспитательное воздействие на них.
4.В игре ребенок активно воссоздает явления реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.
5.Уроки в кружке способствуют расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
6. Школьный театр создает максимально благоприятные условия для развития творческого потенциала личности ребёнка.
Театральные занятия дают свободу творчества и воображение без страхов, уверенность без наглости, свободу общения без риска связаться с нехорошей компанией!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Основной:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
- Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
- Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г.
- Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г.
- Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г.
- Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2005г.
- Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
- Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г.
- Дополнительный:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Масленица
Празднование Рождества
Хореогра ф ическая группа « Наранай туяа » Хореографическая группа « Ургы »
Акция единого действия «Говорим на родном языке» - окружной конкурс. Фольклорная группа « Загата » - II место
Фольклорная группа « Загата » Участие в Х II ф орум е образования Прибайкалья
Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Н.В.Гоголь
Речевой тренинг: Разогревающий массаж Артикуляция Дыхание Масочный звук и посыл Логика речи 2. Упражнения по актерскому мастерству: Внимание Воображение Упражнения на развитие воображения для создания предлагаемых обстоятельств Этюды (или репетиция спектакля)
Юные почитатели поэзии
Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы
Региональный конкурс чтецов «Несу добро в ладошках»
№ Название и уровень мероприятия ФИО, класс Уровень результата 1 Окружной конкурс «Читаем классику» Богомолова Ольга, 7 класс Диплом, номинация «За поэтическую интонацию» 2 Муниципальн ый конкурс чтецов « Юные почитатели поэзии» Богомолова Оля, 7 класс Понуровская Алёна, 7 класс Халапханова Анна, 10 класс 2 место 3 место 1 место 3 Муниципальный конкурс «Как хорошо на свете без войны» Богомолова Ольга, 7 класс 3 место Понуровская Алёна, 7 класс 3 место 4 Региональный конкурс чтецов «Несу добро в ладошках» Понуровская Алёна, 7 класс Диплом 2 степени 5 Школьный библиотечный конкурс чтецов, посвященный празднованию 9 мая Богомолова Ольга, 7 класс Понуровская Алёна, 7 класс Балхаснаев Костя, 6 класс учащиеся класса коррекции 1 место 1 место 3 место 3 место Достижения участников школьного театра « Загатын театр Будамшуу »
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Театральные технологии как способ развития творчески одаренной личности".
Занятия в школе, конечно, важны для каждого из нас, но, чтобы стать по-настоящему хорошим человеком, недостаточно просто знать наизусть все правила и формулы. Нужно быть ярким, нескучным, общительным…...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»
Областной конкурс на лучший методический проект«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Развитие личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности на примере работы театральной студии " Школьный бутерброд"
Развитие личностных и коммуникативных УУД, отчет работы театральной студии...

«Внеурочная деятельность обучающихся на занятиях кружка «Творческая мастерская» в рамках совместного инновационного проекта по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся го
Обмен опытом по партнерской работе с детским садом....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

Реализация региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании внеурочной деятельности в области филологии. (Публикация в сборнике "Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ" ЧИППКРО
1)Цель использования материала на основе регионального, национального и этнокультурного компонента.2)Традиционные формы внеурочной деятельности в области филологии...