Организация деятельности обучающихся на занятиях театрального кружка как способ развития личности. (Внеурочная деятельность)
материал

Шептякова Лаура Александровна

        «Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь...Это

такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». 

Н.В.Гоголь

 

   Школьный театр – это университет добрых чувств и положительных эмоций. Именно здесь есть место эксперименту, самостоятельному творчеству по велению души. Театр может быть и уроком и увлекательной игрой и открытием чего-то неизвестного.

   Сегодня в связи с массовым увлечением интернетом, виртуальным миром и видеоиграми дети часто теряют навык живого общения, который является крайне важным в социальной жизни, так как он лежит в основе развития успешных отношений с людьми, а также достижения успеха в учебе и в работе. Театральные занятия помогают ребятам развивать навык ораторского искусства.

    Кроме того сегодняшние подростки и дети часто склонны к замкнутости, закомплексованности и стеснительности. С помощью занятий и тренингов на театральной сцене ребята учатся свободно держать себя как со сверстниками, так и со взрослыми.

 

    Театральная студия это не только полезные занятия, которые снимают зажимы и комплексы, но и отличный вариант досуга среди друзей, единомышленников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл театральный кружок30.21 КБ
Файл театральный кружок2.33 МБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Загатуйская средняя общеобразовательная школа»

Августовская конференция работников образования

МО «Баяндаевский район»

ДОКЛАД

Организация деятельности обучающихся

на занятиях театрального кружка

как способ развития личности

                                                                            Подготовила:  Шептякова Лаура Александровна,

руководитель школьного кружка

«Загатын театр «Будамшу»

Загатуй, 2024 год

     В августе 2021 года, Президент России Владимир Путин подписал Поручение, касающееся возрождения школьных театров. К исполнению поручения подключились федеральные и региональные министерства просвещения/ и культуры.  В стране реализуется Всероссийский проект «Школьная классика». В рамках данного проекта предусмотрено создание школьных театров.

     В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 25 августа 2021 года приказа «По проведению на регулярной основе Всероссийских театральных, спортивных и технологических конкурсов для обучающихся по основным общеобразовательным программам», во исполнение пункта 10 Перечня поручений Минпросвещения РФ по итогам Всероссийского совещания с руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по созданию театральных кружков в каждом общеобразовательном учреждении, // согласно приказу МБОУ «Загатуйская СОШ» № 78/1 « О  создании школьного театра «Загатын театр Будамшуу»» организована  деятельность школьного театра в системе внеурочной занятости детей.

     Руководителем театрального кружка была назначена я. Вначале  была озадачена: почему именно я. Ведь ко всему новому мы в большинстве относимся с опаской. Справлюсь ли я? Но, подумав,  пришла к выводу: да, это моё! Кто, если не словесник, должен вести творческое направление. Опыт, накопленный в создании творческих коллективов и проектов, имеется. Как учитель русского языка и литературы проводила общешкольные мероприятия «Рождество», «Масленица».   Творческий коллектив «Загата», где  я  была одним из руководителей, несла ответственность за сценарий и подготовку,  занимал призовые места на муниципальном и региональном уровнях.

   Школьный театр – это университет добрых чувств и положительных эмоций. Именно здесь есть место эксперименту, самостоятельному творчеству по велению души.

  Театр может быть и уроком и увлекательной игрой и открытием чего-то неизвестного…

     Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

       Сегодня в связи с массовым увлечением интернетом, виртуальным миром и видеоиграми дети часто теряют навык живого общения, который является крайне важным в социальной жизни, так как он лежит в основе развития успешных отношений с людьми, а также достижения успеха в учебе и в работе. Театральные занятия помогают ребятам развивать навык ораторского искусства.

    Кроме того сегодняшние подростки и дети часто склонны к замкнутости, закомплексованности и стеснительности. С помощью занятий и тренингов на театральной сцене ребята учатся свободно держать себя как со сверстниками, так и со взрослыми.

    Театральная студия это не только полезные занятия, которые снимают зажимы и комплексы, но и отличный вариант досуга среди друзей, единомышленников.

    И конечно же занятия в театральной студии приоткрывают перед ребенком таинственную дверь в мир искусства: здесь ребята читают классическую литературу, им прививается хороший вкус, через изучение качественного материала и они проникают в мир искусства.

  Я не ставлю цель сделать из каждого ученика актера театра и кино, а учитывая индивидуальные наклонности и способности каждого, способствовать дальнейшему развитию.

      Нашему театральному кружку всего год. Перефразирую известное изречение: «Мы ещё не волшебники, мы только учимся». Театр возник не на пустом месте.

   Дети- участники кружка, это все мои ученики, в том числе и дети, обучающиеся в классах- коррекции.  Ежегодно принимают участие в различных конкурсах чтецов, имеют опыт выступлений на публике, занимают призовые места.

  По программе литературы есть много материала, который ученики должны выучить наизусть. Не просто выучить, а дать живое, осознанное, выразительное, эмоциональное чтение.  Некоторым обучающимся трудно даётся это задание.

   Театральный кружок  ставит перед собой задачу эмоционального развития обучающихся.  Научиться   быть  не просто чтецом текста, а стать соавтором, творцом данного произведения.  Учиться  чуткости к слову и к художественной детали.  Развитие способности  ученика жить в образе. Одна из причин затруднения  погружения в текст – это отсутствие реакции на художественную форму.  В процессе чтения обучающиеся в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но, ни знаки препинания, строфы, эпитеты. Деление на абзацы школьник не замечает, а значит, пропускает мимо, без осмысления которых не может быть понимания. На занятиях кружка  мы прежде всего работаем с осмыслением текста, приходим к выводу, что чтение - это диалог читателя и автора. 

    Репетиция - это основная форма работы театрального кружка, которая начинается с тренингов, специальных упражнений, театральных игр.  

   Актерский тренинг востребован потому, что он способствует развитию не только актерских способностей и подготовке человека к существованию на сцене, он позволяет личности освободиться от излишних комплексов и зажимов. Он дает возможность человеку раскрыться и пробудить свои скрытые таланты. Он способен помочь человеку в его повседневном общении и взаимодействии с другими людьми.

   Сам по себе актерский тренинг предполагает тренировку различных сторон творческой личности. Это и мышцы, и внимание, и характерность, и речь…

Речевой тренинг  начинается:

-  с разогревающего  массажа лица, мышц тела;
-  артикуляционных  упражнений

  («Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)   Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар.  Мы можем отогнать его только движением мышц лица, активно гримасничаем).  

 «Хомячок»  Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо с разными эмоциями- хвастливо; показать, что кисло. Есть упражнения для языка, губ, челюсти, шеи.

-  упражнения для дыхания (задуваем свечу, надуваем воздушный шар).

-  упражнения со звуками, чтение скороговорок

-  упражнения на развитие диапазона голоса 

-  упражнения на логику речи, логические ударения

Упражнения по актерскому мастерству направлены на развитие

  • Внимания
  • Воображения
  • Упражнения на развитие воображения для создания предлагаемых обстоятельств.
  • Создание разнообразных  этюдов

   Игровые упражнения  по форме  разнообразны  и  для того, чтобы у детей не пропал интерес к ним, постоянно выполняем новые. При выборе упражнений  учитывается  задача  на конкретное занятие.  Основные принципы поведения на сцене: Я ВИДЕН, Я СЛЫШЕН, Я ИНТЕРЕСЕН.

Для отработки выразительности мы записываем голос на диктофон. Дети прослушивают свой голос, как он звучит со стороны. Записываем речь, вкладывая в неё оттенки разных чувств: грусти, гнева, страсти, удивления.

  Записываем на видео. Например, чтение прогноза погоды. Это поможет привыкнуть к своему голосу и объективно оценить, чем он может быть приятен/ неприятен тем, кто его слышит. При выполнении данной работы   у подростков формируется стремление говорить красивым голосом и уметь слышать голосовые характеристики.

Требования к упражнениям

  1. Вера в предлагаемые обстоятельства
  2. Быть серьезным при исполнении заданий
  3. Внимательно и благожелательно относиться к тому, что делают другие

   Учащиеся, занимающиеся в театральном кружке, активно  выступают на концертах в школе, в Доме Досуга, конкурсах различных уровней.  Мы записали видеопоздравление с днем учителя, с днем пожилых людей, с днем народного единства. 

         Достижения участников школьного театра «Загатын театр Будамшуу»:

Название и уровень мероприятия

ФИО, класс

Уровень результата

1

Окружной конкурс «Читаем классику»

Богомолова Ольга, 7 класс

Диплом, номинация «За поэтическую интонацию»

2

Муниципальный конкурс чтецов «Юные почитатели поэзии»

Богомолова Оля, 7 класс  Понуровская Алёна, 7 класс Халапханова Анна, 10 класс

2 место

3 место

1 место

3

 

Муниципальный конкурс «Как хорошо на свете без войны»

Богомолова Ольга, 7 класс

3 место

Понуровская Алёна, 7 класс

3 место

4

Региональный конкурс чтецов «Несу добро в ладошках»

Понуровская Алёна, 7 класс

Диплом 2 степени

5

Школьный библиотечный конкурс чтецов, посвященный празднованию 9 мая

Богомолова Ольга, 7 класс

Понуровская Алёна, 7 класс

Балхаснаев Костя, 6 класс,

учащиеся класса коррекции

1 место

1 место

3 место

3 место

В заключение работы, можно сделать следующие  выводы, что:

1.Уроки театра в  школе удачно вписываются в систему образования и
воспитания школьников, способствуя развитию и формированию их личности.

2.Дети,  участвуя  в творческом процессе,  учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

3.Содержание, замысел игры своеобразно преломляются через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в игре явлениям и оказывают воспитательное воздействие на них.

4.В игре ребенок активно воссоздает явления реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

5.Уроки в кружке  способствуют расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

6. Школьный театр создает максимально благоприятные условия для развития творческого потенциала личности ребёнка.

Театральные занятия дают свободу творчества и воображение без страхов, уверенность без наглости, свободу общения без риска связаться с нехорошей компанией!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Основной:
  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
  2. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
  3. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г.
  5. Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г.
  6. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г.
  7. Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2005г.
  8. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
  9. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г.
  10.  Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г.
  • Дополнительный:
  1. http://dramateshka.ru/
  2. http://www.teatr-obraz.ru/masterstvo


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Загатуйская средняя общеобразовательная школа» Августовская конференция работников образования МО « Баяндаевский район» ДОКЛАД Организация деятельности обучающихся на занятиях театрального кружка как способ развития личности Подготовила: Шептякова Лаура Александровна, руководитель школьного кружка « Загатын театр « Будамшуу » Загатуй , 2024 год

Слайд 3

Масленица

Слайд 4

Празднование Рождества

Слайд 5

Хореогра ф ическая группа « Наранай туяа » Хореографическая группа « Ургы »

Слайд 6

Акция единого действия «Говорим на родном языке» - окружной конкурс. Фольклорная группа « Загата » - II место

Слайд 7

Фольклорная группа « Загата » Участие в Х II ф орум е образования Прибайкалья

Слайд 8

Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Н.В.Гоголь

Слайд 9

Речевой тренинг: Разогревающий массаж Артикуляция Дыхание Масочный звук и посыл Логика речи 2. Упражнения по актерскому мастерству: Внимание Воображение Упражнения на развитие воображения для создания предлагаемых обстоятельств Этюды (или репетиция спектакля)

Слайд 11

Юные почитатели поэзии

Слайд 12

Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы

Слайд 16

Региональный конкурс чтецов «Несу добро в ладошках»

Слайд 17

№ Название и уровень мероприятия ФИО, класс Уровень результата 1 Окружной конкурс «Читаем классику» Богомолова Ольга, 7 класс Диплом, номинация «За поэтическую интонацию» 2 Муниципальн ый конкурс чтецов « Юные почитатели поэзии» Богомолова Оля, 7 класс Понуровская Алёна, 7 класс Халапханова Анна, 10 класс 2 место 3 место 1 место 3 Муниципальный конкурс «Как хорошо на свете без войны» Богомолова Ольга, 7 класс 3 место Понуровская Алёна, 7 класс 3 место 4 Региональный конкурс чтецов «Несу добро в ладошках» Понуровская Алёна, 7 класс Диплом 2 степени 5 Школьный библиотечный конкурс чтецов, посвященный празднованию 9 мая Богомолова Ольга, 7 класс Понуровская Алёна, 7 класс Балхаснаев Костя, 6 класс учащиеся класса коррекции 1 место 1 место 3 место 3 место Достижения участников школьного театра « Загатын театр Будамшуу »

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Театральные технологии как способ развития творчески одаренной личности".

Занятия в школе, конечно, важны для каждого из нас, но, чтобы стать по-настоящему хорошим человеком, недостаточно просто знать наизусть все правила и формулы. Нужно быть ярким, нескучным, общительным…...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»

Областной конкурс на лучший методический проект«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...