Взаимодействие учителя начальных классов и участников коррекционно-образовательного процесса
статья
1.Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.
2.Взаимосвязь работы учителя начальных классов, психолога, учителя-логопеда.
3.Особенности организации взаимодействия учителя и воспитателя.
4.Планирование совместной работы учителя начальных классов, учителя-логопеда и педагога-психолога.
Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.
Основы построения единого коррекционно-образовательного пространства
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя начальных классов и участников коррекционно-образовательного процесса
1.Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.
2.Взаимосвязь работы учителя начальных классов, психолога, учителя-логопеда.
3.Особенности организации взаимодействия учителя и воспитателя.
4.Планирование совместной работы учителя начальных классов, учителя-логопеда и педагога-психолога.
Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.
Основы построения единого коррекционно-образовательного пространства
Принципы построения единого коррекционно-образовательного пространства: системный характер, целостность, конкретность
Специальные принципы коррекционной педагогики:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип учета индивидуальных особенностей ребенка;
- деятельностный принцип коррекции;
- принцип комплексного использования методов и приемов педагогической деятельности;
- принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Модель взаимодействия участников коррекционного процесса
- Блоки взаимодействия
I-й – Диагностический
II-й – Коррекционно-педагогический
III-й – Социально–педагогический
- Четыре группы задач, решаемые в ходе взаимодействия
- мониторинговые
- воспитательные
- коррекционно-развивающие
- образовательные
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
- организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения
- уточнение диагноза при динамическом наблюдении коррекционного процесса
- разработка индивидуальной программы развития ребёнка
Основной формой взаимодействия в данном блоке является ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум («О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Целью коррекционно-педагогического блока является овладение педагогами интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции его нарушений.
Ведущей формой взаимодействия в этом блоке является сотрудничество (совместное планирование)
СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Целями и задачами социально-педагогического блока являются включение родителей в совместную коррекционную работу для осознания проблем ребенка и усиления коррекционного воздействия на него, формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических знаний и представлений
Основные области деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями
Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи и психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в соответствии с избранными программами.
Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.
Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции; реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д).
Учитель по физической культуре: проведение занятий в физкультурном зале и на улице, реализация используемых программ физического воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций учителя-логопеда, учителя-дефектолога; организация двигательной активности детей.
Список литературы:
- Волосовец Т.В., Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида / Т.В. Волосовец - М., "Владос", 2004
- Кударинова А.С., Взаимодействие участников коррекционно-логопедического процесса в работе с учащимися начальных классов с дизорфографией // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 9 – С. 148-152
- .Миронцева И.М.,: Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников/ И.М. Миронцева. - Детство –пресс, 2012
- Поваляева М.А., Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М.А. Поваляева - Ростов-на-Дону, Феникс, 2002
- Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Ткачева В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004., №2.
- Ульенкова У.В., Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ У.В. Ульенкова., О.В. Лебедева - М., Издательский центр «Академия», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ученика с др.участниками доп.образ. процесса
взаимодействие ученика с др.участниками доп.образ. процесса...

Система взаимодействия учителей, воспитателей, медработников и родителей в процессе английскому языку на начальном этапе обучения детей с ОВЗ.
Здесь рассказывается , как специалисты нашей школы стараются обеспечить системный подход при обучении детей с ОВЗ, сотрудничая друг с другом и с родителями учеников, в частности. при обучении ан...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса
Залог успеха работы учителя-логопеда во многом зависит от грамотно выстроенного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса....
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ
Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия всех школьных структур, так как она не ограничивается рамками логопедических занятий, а подразумев...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше¬ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. ...
Взаимодействие учителя-дефектолога с участниками образовательного процесса в рамках реалиции ФГОС
консультация для педагогов...

РМО Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса в условиях комбинированной группы
РМО Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса в условиях комбинированной группы...