Взаимодействие учителя начальных классов и участников коррекционно-образовательного процесса
статья

Борисова Наталья Федоровна

1.Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.

2.Взаимосвязь работы учителя начальных классов, психолога, учителя-логопеда.

3.Особенности организации взаимодействия учителя и воспитателя.

4.Планирование совместной работы учителя начальных классов, учителя-логопеда и педагога-психолога.

Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.

Основы построения единого коррекционно-образовательного пространства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя начальных классов  и участников коррекционно-образовательного процесса

1.Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.

2.Взаимосвязь работы учителя начальных классов, психолога, учителя-логопеда.

3.Особенности организации взаимодействия учителя и воспитателя.

4.Планирование совместной работы учителя начальных классов, учителя-логопеда и педагога-психолога.

Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.

Основы построения единого коррекционно-образовательного пространства

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/03/11/vzaimodeystvie.docx_image1.jpg

Принципы построения единого коррекционно-образовательного пространства: системный характер,  целостность, конкретность 

Специальные принципы коррекционной педагогики:

  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • принцип учета индивидуальных особенностей ребенка;
  • деятельностный принцип коррекции;
  • принцип комплексного использования методов и приемов педагогической деятельности;
  • принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

Модель взаимодействия участников коррекционного процесса

  • Блоки взаимодействия

I-й – Диагностический

II-й – Коррекционно-педагогический

III-й – Социально–педагогический

  • Четыре группы задач, решаемые в ходе взаимодействия

- мониторинговые

 - воспитательные

- коррекционно-развивающие

 - образовательные

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

  • организация комплексного психолого-медико-педагогического  изучения
  • уточнение диагноза при динамическом наблюдении коррекционного процесса
  • разработка индивидуальной программы развития ребёнка

Основной формой взаимодействия в данном блоке является ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум («О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Целью коррекционно-педагогического блока является овладение педагогами интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции его нарушений.

Ведущей формой взаимодействия в этом блоке является сотрудничество (совместное планирование)

СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Целями и задачами социально-педагогического блока являются включение родителей в совместную коррекционную работу для осознания проблем ребенка и усиления коррекционного воздействия на него, формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических знаний и представлений

Основные области деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями

Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи и психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в соответствии с избранными программами.

Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.

Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности  целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции; реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога,  врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д).

Учитель по физической культуре: проведение занятий в физкультурном зале и на улице, реализация используемых программ физического  воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций учителя-логопеда, учителя-дефектолога; организация двигательной активности детей.

Список литературы:

  1. Волосовец Т.В., Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида / Т.В.  Волосовец -  М., "Владос", 2004
  2.  Кударинова А.С., Взаимодействие участников коррекционно-логопедического процесса в работе с учащимися начальных классов с дизорфографией // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 9 – С. 148-152
  3. .Миронцева И.М.,: Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников/ И.М.  Миронцева. - Детство –пресс, 2012
  4. Поваляева М.А., Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М.А.  Поваляева - Ростов-на-Дону, Феникс, 2002
  5. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  6. Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  7. Ткачева В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004., №2.
  8. Ульенкова У.В., Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ У.В. Ульенкова., О.В. Лебедева -  М., Издательский центр «Академия»,  2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ученика с др.участниками доп.образ. процесса

взаимодействие ученика с др.участниками доп.образ. процесса...

Система взаимодействия учителей, воспитателей, медработников и родителей в процессе английскому языку на начальном этапе обучения детей с ОВЗ.

Здесь рассказывается , как специалисты нашей школы стараются  обеспечить системный подход при обучении детей с ОВЗ, сотрудничая друг с другом и с родителями учеников, в частности. при обучении ан...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса

Залог успеха работы учителя-логопеда во многом зависит от грамотно выстроенного  взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ

Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия всех школьных структур, так как она не ограничивается рамками логопедических  занятий, а подразумев...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше¬ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. ...

РМО Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса в условиях комбинированной группы

РМО Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса в условиях комбинированной группы...