Выступление на ММО учителей ОБЗР: По теме: «Эффективность урока через самоанализ»
статья
Самоанализ урока – это неотъемлемая часть совершенствования мастерства учителя, его профессионализма. Вы считаете себя профессионалом, мастером, но ответьте честно на вопрос: был ли в вашей практике урок, который вы могли бы назвать идеальным? Часто, размышляя о какой-либо неудаче на уроке, мы ищем внешние причины, помешавшие воплотить задуманное.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на ММО учителей ОБЗР:
По теме: «Эффективность урока через самоанализ»
Выпускнику школы необходимо «осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, уметь критически осмысливать и творчески применять полученные знания на практике».
Таким образом, саморазвитие и самообразование – ключевые компетентности, которые необходимо сформировать учащемуся во время образовательного процесса.
А может ли их сформировать учитель, не умеющий/нежелающий анализировать собственную деятельность на уроке?
Самоанализ урока – это неотъемлемая часть совершенствования мастерства учителя, его профессионализма. Вы считаете себя профессионалом, мастером, но ответьте честно на вопрос: был ли в вашей практике урок, который вы могли бы назвать идеальным? Часто, размышляя о какой-либо неудаче на уроке, мы ищем внешние причины, помешавшие воплотить задуманное. Самыми частыми ответами стали: «Не подготовились ученики», «Не тот контингент». Может причина в нас? В том, как готовимся к уроку, как его ведем? Из года в год в совершенно разных классах мы ведем один и тот же урок по конспекту, написанному несколько лет назад. А услышав анализ урока администрацией, решаем, что к нам придираются, специально выискивают недостатки, а их нет, ведь еще 3 года назад другой руководитель, анализируя этот же урок, дал ему высокую оценку. Знакомая ситуация? Чтобы избежать подобных моментов в профессиональной деятельности, педагогу необходимо овладеть умениями самоанализа урока, так как это поможет осознать урок как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Самоанализ урока - это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Самоанализ позволяет выявить возможные проблемы в организации урока, выборе формы, методов и приемов.Таким образом, скорректировать урок с тем, чтобы достичь большей эффективности, без проведения самоанализа невозможно.
Что такое самоанализ урока? Чем он отличается от анализа? Определений данного понятия много. Самое распространенное «Самоанализ урока - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся». Мне ближе следующее: «Самоанализ – это отслеживание процессов, происходящих с учащимися и педагогом во время учебной деятельности, прослеживание причинно-следственных связей». Самоанализ урока учителем отличается от анализа посетившего урок, прежде всего тем, что он сориентирован не только на конкретный класс, но и на конкретных учащихся. Присутствующий может не знать характеристики класса, в котором он наблюдает и анализирует урок, поэтому его замечания, пути их устранения носят общий характер.
Систематический самоанализ рассматривает конкретную ситуацию и конкретные действия в ней. Его отличие от эпизодического в том, что ситуация рассматривается снова и снова, анализируются все возможные ответные реакции, а не только та, которая была совершена, то есть проблема решается на качественно ином уровне.
Таким образом, во время систематического самоанализа рассматриваются все основные компетенции педагога:
- умение формулировать цель темы урока;
- обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
- знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
- умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
- характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
- обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
- психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
- оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
- эффективность выполнения намеченных задач урока;
- оценка педагогической целесообразности действий на уроке;
- умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
- обосновывать удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
- сформулировать намечаемые меры по устранению недостатков.
Уровневая классификация предполагает четыре уровня самоанализа урока:
- Эмоционально - непроизвольный уровень предполагает понимание удовлетворенности или неудовлетворенности своей педагогической деятельностью.
- Оценочный - оценка соответствия результата урока намеченной цели и триединой задачи.
- Методический - анализ урока с позиции существующих требований к уроку.
- Рефлексивный - определяется причинно-следственная связь всех аспектов урока.
Чем глубже учитель анализирует собственную деятельность на уроке, деятельность учащихся, их взаимодействие, тем сложнее его самоанализ, поэтому некоторым педагогам проще провести несколько открытых уроков, чем провести самоанализ одного. Среди основных недостатков самоанализа урока педагогами являются бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др. При самоанализе многие учителя затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса. Они испытывают сложности при внесении предложений по улучшению качества урока, по совершенствованию своего педагогического мастерства.
В методической литературе содержится много различных схем, алгоритмов, памяток самоанализа урока. Их разнообразие позволяет учителю выбирать, пробовать, искать наиболее подходящую для коррекции собственной образовательные,
- воспитательные,
- задачи развития?
- Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
Самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценить его "плюсы" и "минусы". Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.
Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность по конструированию урока, самокоррекции педагогической деятельности. От умения анализировать свой урок, конкретные педагогические ситуации, возникшие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. Таким образом, самоанализ становится средством управления качеством урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»
Выступление на педсовете: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»...
Выступление на педсовете на тему: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»
laquo;Если мы будем учить сегодня, так как учили вчера, мы украдем у детей завтра.» Джон Дьюи....

Сертификат за выступление на РМО по теме "Эффективный урок как показатель профессиональной подготовки учителя"
Сертификат за выступление на РМО по теме "Эффективный урок как показатель профессиональной подготовки учителя"...

Выступление на РМО по теме «Эффективный урок как показатель профессиональной подготовки учителя».
Выступление на РМО по теме «Эффективный урок как показатель профессиональной подготовки учителя»....

Сертификат за выступление на РМО по теме «Эффективный урок как показатель профессиональной подготовки учителя»
Сертификат за выступление на РМО по теме «Эффективный урок как показатель профессиональной подготовки учителя»...

Выступление на РМО по теме "Эффективный урок как показатель профессиональной подготовки учителя"
Выступление на РМО по теме "Эффективный урок как показатель профессиональной подготовки учителя"...
Выступление на ММО учителей ОБЖ: По теме:« Современный урок, как усвоение выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагог...