Выступление на педсовете на тему: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»
материал на тему
«Если мы будем учить сегодня, так как учили вчера, мы украдем у детей завтра.» Джон Дьюи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnost_uroka_-_stimul_k_uspehu_uchitelya_i_uchenika.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика
«Если мы будем учить сегодня, так как учили вчера, мы украдем у детей завтра.» Джон Дьюи.
Эффективность урока - это его результативность, т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала.
От чего же зависит эффективность урока биологии?
I.Целью изучения предмета биологии в целом, о которой я говорю постоянно своим ученикам, является развитие правильных представлений о живом мире. На нынешнем этапе образования одной из целей изучения биологии является подготовка к успешной сдаче ОГЭ и Единого Государственного Экзамена. А также умение применять биологические знания в жизненных ситуациях. И если учащиеся понимают, зачем они пришли на урок, ставят перед собой свои конкретные цели, то эффективность урока повышается.
Для достижения эффективности урока я привожу учащимся в пример высказывания великих учёных: «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин» (Ф.М. Достоевский), «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром» (А.Герцен), «Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса» (Ч. Дарвин), «Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них» (И. Гёте). На уроках обязательно сообщаю учащимся при изучении, каких школьных дисциплин им придётся применить знания по биологии. Так, например, биология тесно связана с физикой, химией и географией. Такие важные понятия как «диффузия», «осмос», «полимер», «теплоемкость», «теплопроводность» и др. осваиваются не только в биологии, но и на других естественнонаучных дисциплинах. К сожалению, не всегда наша школьная программа построена так, что в ней чётко соблюдается преемственность и межпредметные связи. Я столкнулась с такой проблемой, когда на уроках биологии в 9-ом классе нужно знакомиться с органическими веществами, а по химии эта тема изучается лишь в 11-ом классе.
Для учащихся 6 класса в курсе «Растения» основной целью является научить детей ориентироваться в процессах питания и дыхания растений, познать клеточное строение и разнообразие растительного мира. Поэтому все уроки направлены на отработку данных умений. Но если ребёнок не выучил материал, не отработал термины, то вся работа на следующем уроке идёт насмарку. И эффективность, которая вроде бы была на предыдущем уроке, на следующий день исчезла бесследно. Конечно, усвоения всех правил невозможно без практического их применения. Для отработки практических умений использую задания-тренажёры в виде тестов, так как на современном этапе этот вид работы играет большую роль в подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
II. Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. Необходимо пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём термины.
Виды нетрадиционных уроков:
урок-викторина, урок-поиск, урок-экскурсия, урок-конференция, интегрированный урок, урок-сказка, урок-спектакль, урок-игра, урок-рассказ, урок-праздник, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-устный журнал, урок-КВН, и т. д.
К сожалению данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. На уроке «Значения дыхания. Заболевания дыхательных путей» учащиеся самостоятельно находят общий план строения дыхательных путей в тексте учебника, по рисунку учебника изучают строение носовой полости, а также самостоятельно находят информацию о строении гортани, трахей и бронхов. Изучение заболеваний органов дыхания проводится в виде ролевой игры « На приеме у врача». Класс делится на несколько групп , которые получают карточки с названием 1-2 заболеваний. Задания для пациентов- дополнить симптомы заболевания. Для врачей задание- внимательно выслушать больного, поставить диагноз, выяснить причины возникновения заболевания, назначить лечение. Пациент 1.насморк более трех недель, постоянно заложен нос, выделение слизи и гноя из носа, головная боль , локализующаяся в области лба и носа (предполагают гайморит). Урок «Осанка. Предупреждения плоскостопия» учащимся предлагается ситуация с несколькими вариантами ответов, из которых один правильный. Коллективное обсуждение проблемы. Маша училась на втором курсе мед. Института и случайно на улице встретилась со своим одноклассником, которого уже давно не видела. Он шел усталой, шаркающей походкой, на чуть согнутых ногах. Голова была опущена, его сутулая спина и сведенные плечи, на которых куртка висела мешком, производили грустное впечатление.
- Что такое осанка?
1)Положение туловище при движение.
2) положение головы при стоянии или сидении.
3)Привычное положение тела при стоянии, сидении., ходьбы.
2.По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке?
3.Влияет ли неправильная осанка: на внешность человека, положение его внутренних органов?
4.Почему важно соблюдать правильную осанку?
. За последние пять лет мною проведены такие нетрадиционные уроки как:
- урок- поиск «Витамины» (8 класс)
- Урок-викторина «Отряды птиц» (7 класс)
- Урок-игра «поле чудес» (6 класс)
- Урок- путешествие«Торфяной мох» (6 класс)
- Урок- КВН «Птицы- наши друзья» (7 кл.)
-Урок-экологический турнир «Свалка по имени Земля».(11 кл.)
III. Эффективность урока зависит от использования методических приёмов.
Например, во время рассказа или лекции демонстрирую модели или слайды. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они, способствуют образному восприятию объекта или процесса. Такой приём использую на трудных темах, как «митоз», «биосинтез белка», «фотосинтез» и другие.
Рассказ, лекцию, беседу сопровождаю рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию.
Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. По мере возможности на своих уроках я стараюсь уделить время для сообщений, которые подбираю сама или предлагаю найти их учащимся. Были подготовлены сообщения:
-«Селекция животных»( 7 класс)
-«Ландыш-редкое цветковое растение» (5класс)
- «Простейшие-возбудители заболеваний человека.Меры профилактики.» (7класс)
-«Влияние алкоголя на организм человека» (8 класс
- «Ч. Дарвин и его теория эволюции» (11 класс)
Интерес к поиску такой информации на первой стадии возникает у многих учащихся. Скорее всего, это обусловлено стимулом получения дополнительной оценки, но в результате сообщение приносит только один, действительно способный не только найти, но и обработать полученную информацию, а так же представить её на суд учащихся.
Приемы адаптации к жизненным ситуациям. Например, в 8 классе в теме «Пищеварение» я рассказываю детям о составе продуктов питания, о Е-добавках, которые отрицательно влияют на организм, в теме «Дыхание» изучаем приемы реанимации для оказания первой помощи при остановке дыхания и сердечной деятельности.
Развиваю познавательный интерес к предмету на лабораторных работах . На лабораторных работах, где дети знакомятся со строением разных органов растений и делают самостоятельные выводы. Чтобы познать физиологические процессы растительного организма, показываю опыты по фотосинтезу, транспирации, дыханию, что повышает интерес к изучению предмета.
V. Эффективность урока зависит от использования новых педагогических технологий.
Применяя любую технологию, мы должны поставить три вопроса: Зачем учить? Как учить? Как учить результативно?
На своих уроках я использую принцип наглядности: таблицы, модели, муляжи, влажные препараты, коллекции, гербарий,. Когда в процесс запоминания включается не только слуховая, но и зрительная память, это даёт больший эффект.
Методические приемы, активизирующие деятельностью учащихся, используются на разных этапах урока:
на этапе проверки домашнего задания;
на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу;
на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала;
на этапе воспроизведения полученных знаний;
на этапе домашнего задания.
VI. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Компьютер не только средство обучения, не только как наглядно иллюстративный материал, но и как тренажёр для проведения тестовой работы. Компьютер также даёт возможность учащимся показать результаты своей работы наиболее интересно. Ребята делают презентации с большой охотой. Но беда состоит в том , что нет в классе проектора.
Опыт работы свидетельствует о том, что все обучающиеся могут усвоить программу. Но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность.
На своих уроках я применяю разные виды работ и разноуровневые задания для слабых, средних, сильных. При индивидуальной работе я предлагаю детям карточки: соответственно базовый, повышенной трудности, творческий). Аналогичные задания предлагаются учащимся и на других уроках. При этом я имею возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а ученик имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Благодаря такому подходу активизируется мыслительная деятельность учащихся и поддерживается их интерес к знаниям
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
д. Березняки
Выступление на педсовете на тему:
«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»
Составитель: Березина Галина Васильевна,
учитель первой категории
30 октября 2018 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика (статья)
Статья, в которой обозначены некоторые способы эффективности урока....
Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика (статья)
Статья, в которой обозначены некоторые способы эффективности урока....
Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика
Дааная работа является выступлением учителя русского языка на педагогическом совете школы. В ней рассказывается о том, как важно правильно построить работу на уроке. чтобы была видна эффективнос...
"Эффективность урока -стимул к успеху учителя и ученика"- педсовет
Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Меня давно волнует вопрос создания условий для пр...
"Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика"
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Школа должна не только сформировать определенный набор знаний у учащихся, но и пробудить их стремление к самообразованию, успеху, реализации своих сп...
Выступление на педсовете на тему: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»
Выступление на педсовете: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»...
Выступление на семинаре "Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика
laquo;Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи...