Эссе на конкурс "Учитель года 2025"
материал

Владимир Александрович Богачев

конкурсное эссе " "Тренды и современные вызовы образования ХХI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_konkurs1.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

         Эссе: «Тренды и современные вызовы образования XXI века».

      Когда я знакомлюсь с людьми, то часто слышу вопрос: «Как это – работать учителем «на селе»?» В начале своей педагогической деятельности в этом вопросе я слышал желание собеседника получить информацию о размере оплаты моего труда, или об условиях, в которых учатся дети, или о том, есть ли в целом перспектива у глубинки. Сейчас, после 26 лет преподавания, я отношусь к этому вопросу по-другому. Он заставляет меня в первую очередь задумываться об ответственности. Ответственности перед учениками, родителями, малой родиной. «Иду ли я в ногу со времен, не упускаю ли из вида новации, достойно ли отвечаю на педагогические вызовы?» - вот как для себя формулирую этот вопрос.

Чувство ответственности подталкивает меня к решительным действиям. В начале 2000-х годов задумал школьный музей. Амбициозная задача, если учесть, что в моем распоряжении была пара найденных на чердаке старого дома прялок и самовар.  В то время многие школы создавали музеи – это был очевидный тренд (хотя тогда это слово использовалось значительно реже). Официально открытый в 2007 г. музей стал для меня важной частью жизни, неиссякаемым источником вдохновения. К сожалению, для многих других это начинание оказалось сиюминутной забавой, данью моде: сколько закрытых или уже не пополняемых школьных музеев? Не счесть…

А для меня музей, в котором уже боле 700 экспонатов, актуален как никогда прежде. Одним из общепризнанных вызовов современности является угроза исчезновения традиционных духовно-нравственных ценностей. Музейные экспонаты – своеобразная прививка против их попрания. Старинные вещи помогают формировать у учащихся чувство причастности к истории малой родины, ведь многие из них переданы в музей самими учениками, их родственниками. Дома эта вещь была ненужной, неприменимой в быту, а в музее заняла почетное место.

Уважение к артефактам, изучение их истории ненавязчиво помогает заинтересовать школьников, вовлечь их в исследовательскую деятельность, открыть вместе с ними новое знание о своем крае. А это – исток патриотизма, без формирования которого работа учителя истории бессмысленна.

Музей – это не только вещи, это – судьбы.  Около двух лет  совместно с учениками создавали электронную базу данных о передовиках ныне закрытого  Мокеихо-Зыбинского  торфопредприятия.  Погружение в историю предприятия сквозь призму жизнеописаний его славных работников дало нам возможность отдать дань уважения предкам, подарило надежду на возрождение былого величия нашего поселка.

Как учитель я вижу в этом способ препятствования фальсификации истории, достойный ответ на еще одну актуальную проблему. Не секрет, что долгое время существовала тенденция негативного отношения к советскому наследию. Изучая жизнь тружеников, их добросовестное отношение к работе, оптимистичный взгляд в будущее, ученики сделали собственные выводы об эпохе. Такое знание, полученное в результате анализа комплекса источников и нашедшее эмоциональный отклик, прочно, его сложно «запудрить» взятыми с потолка цифрами, огульной бранью советского периода.

Школьный музей наделяет меня созидательной энергией. Однажды коллега в шутку сказала: «А занятия по финансовой грамотности Вы тоже в музее проводите?» И сама себе ответила: «Нет… Мы же о современности на них говорим!» «Конечно, о современности,» - подтвердил я и пошел в музей за «очень-очень ценными бумагами» - билетами «МММ». Принцип деятельности финансовых пирамид не меняется со временем. А распознавать их опасность актуально и в наши дни.

Возможно, работа с хрупкими музейными экспонатами развила во мне некую осторожность, даже консервативность. Однако это не значит, что я «выпадаю» из современной жизни и «утаскиваю» за собой учеников. Работая на «селе» я не чувствую себя оторванным от реалий  современного образования. Ранняя профориентация школьников, инклюзивность обучения, развитие у детей гибких навыков, цифровизация образования – эти и другие тренды, конечно, не обходят стороной мою педагогическую деятельность. Иногда непросто впустить их, но глупо игнорировать, обвинять в надуманности. Поиск достойного ответа на вызовы нашего стремительного времени –  это и есть работа учителя, направленная, в первую очередь, на воспитание гражданина, патриота своей страны и малой родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе (конкурс "Учитель года")

Педагогическое  эссе «Моя педагогическая философия». Учителя русского  языка и литературы Созиновой И.Н.МКОУ  Кумылженской СОШ №1Кумылженского района Волго...

Эссе конкурса "Учитель года - 2019"

Я - учитель. Для каждого эти слова звучат особым образом. Здесь я попыталась объяснить это выражение для себя....

Эссе на "Учитель года-2020". Тема: "Учиться, чтобы учить"

quot;Уча других, также учишься" Н.В.Гоголь...

Эссе. Конкурс «Учитель года-2022».

Главное в моей профессии учителя- не забывать правило, которое сформулировал Л.Н.Толстой: « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем . Если учитель имеет только любовь ...

Представление педагогического опыта "Цифровые горизонты: интеграция искусственного интеллекта в процесс обучения" Учитель года 2025

Публичное выступление для учителя информатики на конкурсе профессионального мастерства....

Мастер-класс на конкурс "Учитель года 2025" по теме: "Использование нейросетей в работе учителя"

Мастер-класс разработан учителем информатики для выступления на районном конкурсе профессионального мастерства...

Учитель года - 2025

Муниципальный этап Пий-Хемского кожууна Республики ТываПервый турСсылка видеовизитки учителя - https://disk.yandex.ru/i/TUMpxpfO_RdacAОчный тур...