Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (10 класс)

Козарезова Ольга Юрьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общекультурному направлению «Азбука этикета»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

«Согласовано»                                  «Принято»

                                                                         на заседании педагогического совета

Родитель: Тарасова Т.А.___________  

дата: 02.09.2024г.                                   дата: 30.08.2024 г.

«Утверждено»

Приказом №01-02-265 от 30.08.2024 г.

Директор: ______________ Сеин П. В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общекультурному направлению

«Азбука этикета»

для обучающегося 10 класса

на 2024-2025 уч. год

Тарасова Константина

Ответственный за реализацию программы

Козарезова О.Ю,

Курск 2024

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность по общекультурному  направлению «Азбука этикета» ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

  Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества. 

Цель программы:

        Освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; расширение знаний об этикете; учить вежливости в речи, в поступках; уважение к себе и к другим людям; формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками.

Задачи программы:

  • Способствовать формированию навыков поведения в обществе;
  • Способствовать воспитанию чувства коллективизма;
  • Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
  • Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

Основные формы организации программы

Словесные: Наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;

беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций.

Наглядные: Просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений,  сказок, притч;).

Практические: Игровые практикумы.

Содержание занятий:

 По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме (существует возможность варьировать структуру конкретного занятия  в пределах обозначенной нормы):

 1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

2. Коллективное обсуждение.

3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой темой.

 4. Рефлексия. Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Таким образом, занятия курса состоят, как правило, из следующих элементов:

  •  разминка;
  •  дискуссия;
  •  работа в тетрадях;
  •  беседа или обсуждение;
  •  работа на участке, в классе, с подсобным материалом;
  •  представление и разбор (анализ) проектов;
  •  развитие воображения через творческие и практические  задания; Формы занятий:
  • беседы
  • экскурсии
  • сюжетно-ролевые игры
  • элементы занимательности и состязательности
  • конкурсы, праздники.

Сроки реализации программы: 

Образовательная программа внеурочной деятельности «Азбука этикета» реализуется в группе детей младшего школьного возраста (школьники 7-8 лет), рассчитана на 34 учебные недели, занятия проводятся 1 раз в неделю по 30  минут.

Ожидаемые результаты:

В результате изучения курса у младших школьников формируются:

 - Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России;

 - Элементарные представления об следующие базовых ценностях: добро, терпение, родина, мир, природа, семья, настоящий друг, справедливость, желание понимать друг друга, понимать позицию другого;

- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

 - первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

 - умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении заданий;

 - умение соблюдать порядок на рабочем месте;

- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

 - отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей;

 - участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

- расширение кругозора об этикете и этических нормах;

 - заинтересованность в развитии своих способностей;

 - участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой теме;

 - возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

Содержание программы

Основное содержание (по темам или разделам)

Характеристика основных видов учебной деятельности

Школьный этикет – 6 часов.

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом

БУД: воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене)

Правила общения – 10 часов.

Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям.

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

БУД: использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии – 6 часов.

Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры.

Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда.

БУД: Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида – 6 часов.

Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие « гигиена».

Правила личной гигиены.

БУД: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет –  5 часов.

Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов этических форм общения.

БУД: использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Тематическое планирование

Наименование разделов (или тем)

Общее количество часов на изучение раздела (тем)

1

Школьный этикет

6

2

Правила общения

10

3

О трудолюбии

6

4

Культура внешнего вида

6

5

Внешкольный этикет

5

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата

1

Мы пришли на урок.

2

Зачем нужны перемены?

3

Мы в школьной столовой.

4

Дисциплина в школе и классе.

5

Библиотека: люби книгу.

6

Твоя школа и класс: соблюдение чистоты и порядка.

7

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

8

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

9

Мой учитель.

10

Думай о других: сочувствие и способы его выражения.

11

Моя семья.

12

Сопереживание. Помощь другу.

13

Дал слово – держи его.

14

Диалоги со сверстниками.

15

Слово лечит и ранит.

16

Я и мои друзья.        

17

Что помогает учиться лучше (старательность).

18

Как мы трудимся: в школе и дома.

19

Учусь всё делать сам.

20

Взаимопомощь в школе и дома.

21

Беречь результаты труда.

22

Бережливость: каждой вещи – своё место.

23

Основные правила Мойдодыра.

24

Каждой вещи – своё место.

25

Правила личной гигиены.

26

Бережное отношение к своей одежде.

27

Уход за своими вещами.

28

Одежда будничная и праздничная.

29

Правила поведения на улице и в транспорте.

30

«Спасибо» и «Пожалуйста».

31

Правила поведения в общественных местах.

32

Разговор по телефону.

 

33

Поведение в гостях.

Итого:

33

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Список дополнительной литературы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя;
  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование;
  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости»;
  4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день»;
  5. Смолка К., «Правила хорошего тона»;
  6. Максимовский М., «Этикет делового человека»;
  7. Дорохов А. «О культуре поведения»;
  8. Виноградова Н.Ф.  Сборник программ внеурочной деятельности.

 Технические средства обучения

  • доска
  • ноутбук.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...