Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (10 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общекультурному направлению «Азбука этикета»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
«Согласовано» «Принято»
на заседании педагогического совета
Родитель: Тарасова Т.А.___________
дата: 02.09.2024г. дата: 30.08.2024 г.
«Утверждено»
Приказом №01-02-265 от 30.08.2024 г.
Директор: ______________ Сеин П. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общекультурному направлению
«Азбука этикета»
для обучающегося 10 класса
на 2024-2025 уч. год
Тарасова Константина
Ответственный за реализацию программы
Козарезова О.Ю,
Курск 2024
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению «Азбука этикета» ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Цель программы:
Освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; расширение знаний об этикете; учить вежливости в речи, в поступках; уважение к себе и к другим людям; формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Задачи программы:
- Способствовать формированию навыков поведения в обществе;
- Способствовать воспитанию чувства коллективизма;
- Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
- Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Основные формы организации программы
Словесные: Наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций.
Наглядные: Просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок, притч;).
Практические: Игровые практикумы.
Содержание занятий:
По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме (существует возможность варьировать структуру конкретного занятия в пределах обозначенной нормы):
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2. Коллективное обсуждение.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой темой.
4. Рефлексия. Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Таким образом, занятия курса состоят, как правило, из следующих элементов:
- разминка;
- дискуссия;
- работа в тетрадях;
- беседа или обсуждение;
- работа на участке, в классе, с подсобным материалом;
- представление и разбор (анализ) проектов;
- развитие воображения через творческие и практические задания; Формы занятий:
- беседы
- экскурсии
- сюжетно-ролевые игры
- элементы занимательности и состязательности
- конкурсы, праздники.
Сроки реализации программы:
Образовательная программа внеурочной деятельности «Азбука этикета» реализуется в группе детей младшего школьного возраста (школьники 7-8 лет), рассчитана на 34 учебные недели, занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения курса у младших школьников формируются:
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России;
- Элементарные представления об следующие базовых ценностях: добро, терпение, родина, мир, природа, семья, настоящий друг, справедливость, желание понимать друг друга, понимать позицию другого;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей;
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- расширение кругозора об этикете и этических нормах;
- заинтересованность в развитии своих способностей;
- участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой теме;
- возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Содержание программы
Основное содержание (по темам или разделам) | Характеристика основных видов учебной деятельности |
Школьный этикет – 6 часов. | Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом БУД: воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене) |
Правила общения – 10 часов. | Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. БУД: использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. |
О трудолюбии – 6 часов. | Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры. Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. БУД: Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. |
Культура внешнего вида – 6 часов. | Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены. БУД: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека. |
Внешкольный этикет – 5 часов. | Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов этических форм общения. БУД: использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов (или тем) | Общее количество часов на изучение раздела (тем) |
1 | Школьный этикет | 6 |
2 | Правила общения | 10 |
3 | О трудолюбии | 6 |
4 | Культура внешнего вида | 6 |
5 | Внешкольный этикет | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Мы пришли на урок. | |
2 | Зачем нужны перемены? | |
3 | Мы в школьной столовой. | |
4 | Дисциплина в школе и классе. | |
5 | Библиотека: люби книгу. | |
6 | Твоя школа и класс: соблюдение чистоты и порядка. | |
7 | Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | |
8 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | |
9 | Мой учитель. | |
10 | Думай о других: сочувствие и способы его выражения. | |
11 | Моя семья. | |
12 | Сопереживание. Помощь другу. | |
13 | Дал слово – держи его. | |
14 | Диалоги со сверстниками. | |
15 | Слово лечит и ранит. | |
16 | Я и мои друзья. | |
17 | Что помогает учиться лучше (старательность). | |
18 | Как мы трудимся: в школе и дома. | |
19 | Учусь всё делать сам. | |
20 | Взаимопомощь в школе и дома. | |
21 | Беречь результаты труда. | |
22 | Бережливость: каждой вещи – своё место. | |
23 | Основные правила Мойдодыра. | |
24 | Каждой вещи – своё место. | |
25 | Правила личной гигиены. | |
26 | Бережное отношение к своей одежде. | |
27 | Уход за своими вещами. | |
28 | Одежда будничная и праздничная. | |
29 | Правила поведения на улице и в транспорте. | |
30 | «Спасибо» и «Пожалуйста». | |
31 | Правила поведения в общественных местах. | |
32 | Разговор по телефону. |
|
33 | Поведение в гостях. | |
Итого: | 33 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список дополнительной литературы
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя;
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование;
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости»;
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день»;
- Смолка К., «Правила хорошего тона»;
- Максимовский М., «Этикет делового человека»;
- Дорохов А. «О культуре поведения»;
- Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности.
Технические средства обучения
- доска
- ноутбук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-138908-1352282712.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649247-1436977106.jpg)
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-970261-1510114511.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1170637-1570292050.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-1439442-1669564320.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/28/picture-721661-1674876342.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...