Классный час "Умеем ли мы общаться!"
план-конспект
Сценарий классного часа на тему "Умеем ли мы общаться!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Умеем ли мы общаться?»
Ход классного часа.
I. Орг. Момент
- Здравствуйте дорогие друзья, мы приветствуем всех участников сегодняшнего классного часа, членов жюри, болельщиков и гостей.
Предлагаю начать наш классный час с очень интересной игры.
Прошу выйти командам и встать друг напротив друга, взяться за руки и закрыть глаза. Открываем глаза и по моей команде, но только при помощи рук (без слов) надо поздороваться, попрощаться, поссориться, помириться, потанцевать.
(Давать команду на смену действий необходимо, ориентируясь на учеников. Поскольку игра может оказаться довольно забавной, на каждое действие, возможно, понадобится не менее минуты).
Спасибо, вы отлично всё делали и без слов.
II. Введение в тему.
- А теперь скажите, как одним словом можно назвать то, что мы с вами сейчас делали?
- Верно, это называется общением.
- Сегодня мы поговорим с вами об умении общаться с окружающими нас людьми и о культуре поведения.
-Что такое общение? (Общение – взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, обмена мнениями).
- Культура поведения и все его составляющие слова можно назвать одним словом – этикет. Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
- Сегодня мы проверим, как вы умеете общаться в различных ситуациях.
III. Основная часть.
- Итак, мы начинаем! Давайте познакомимся с участниками нашего мероприятия.
(Ведущий представляет капитанов команд).
1 команда: Болтуны
2 команда: Говоруны
Капитан команды «Болтуны» – Прасин Арсентий
Капитан команды « Говоруны» – Каргин Иван
(Капитаны называют игроков своей команды)
(Ведущий представляет членов жюри
- Оценивать наши команды будет уважаемое жюри. В состав жюри вошли следующие мастера: Шабанова Любовь Николаевна и Булыгина Лилия Николаевна.
- Ребята, наш классный час состоит из семи конкурсов, посвященных этикету общения. За каждый конкурс команда получает баллы. И та команда, которая наберет больше баллов, станет победителем.
- Итак, команды готовы!
- Конкурс «Разминка»
- Этот конкурс состоит из 6 вопросов, я буду задавать по 1 вопросу каждой команде. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл.
1. Как быть, если вас толкнули или нагрубили? (Не следует делать такому человеку замечание или пытаться выяснять с ним отношения. Не нужно взывать к приличию человека, не ведающего, что это такое).
2. Можно ли обращаться к человеку, старшему по возрасту со словами «дядя» или «тетя»? (Слова «дядя» и «тётя» обозначают степень родства. Ими не следует пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не родственники).
3. Прилично ли есть или пить на улице? (Неприлично).
4. Можно ли интересоваться у собеседника его денежными доходами? (Уважающий себя и собеседника человек никогда не спросит о доходах, и о своих говорить не станет).
5. Представьте себе, что вы находитесь в читальном зале библиотеки и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон. Как вы поступите? (Нужно выйти из зала и негромко переговорить с позвонившим. Разговаривать в зале, как и в любом общественном месте, не стоит: это мешает окружающим).
6. Часто приходится слышать, что для привлечения внимания пользуются словами «мужчина», «женщина». Допустимо ли это? (Нет, правила этикета требуют использовать безликую форму обращения: «извините», «скажите, пожалуйста» и т. п.).
- Молодцы ребята! Справились с первым конкурсом, переходим ко второму.
2. Конкурс «Здравствуйте»
- Этот конкурс тоже состоит из 6 вопросов. Я буду задавать по 1 вопросу каждой команде. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл.
1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший).
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то, как это сделать? (Да, можно просто кивнуть).
4. Бывает такое: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да).
5. Алина обижена: "Вчера ты, Арсентий, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо". Арсентий удивлен: "А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась". Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)
6. Залина говорит: "Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?" Права ли Залина? (Здороваться нужно со всеми знакомыми, включая тех, кто вам по тем или иным причинам неприятен. Первым здоровается более вежливый, тот, кто умнее, и более воспитанный.)
- Спасибо ребята, вы отлично справились с этим конкурсом.
- Пока жюри подводят итоги предыдущих конкурсов, ответьте мне на вопрос: кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему? (Руку первым протягивает старший младшему.)
- Вот видите, мнения ваши расходятся. Одним, кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу — никогда не ошибетесь.
- Ребята, а вы знали, что в понедельник 21 ноября был День всемирного приветствия? (Ответы учащихся).
- Предлагаю посмотреть репортаж об этом дне.
(Показ видеоролика)
- Команды прошу вас встать напротив друг друга и вспомнить некоторые приветствия разных стран, которые посмотрели. Я вам зачитываю приветствие, а вы должны его изобразить.
- В Японии при встречи люди кланяются одним из трех видов поклонов - самым низким, средним с углом 30 градусов, или легким.
- В Таиланде принято поднимать обе руки вверх – это означает мир и уважение.
- В Индии люди садятся на корточки .
- Люди в Тибете при встречи высовывают языки, поскольку это считается признаком миролюбия.
- На Полинезийских островах принято здороваться щекой к щеке сделав глубокий вздох.
- В Африке нужно правую руку сначала поднести ко лбу, затем к губам и позже к сердцу, что обозначает - думаю, говорю, и уважаю.
- Молодцы ребята, вы хорошо справились с приветствием! Теперь мы переходим к следующему конкурсу под названием «Этикет на улице».
3. Конкурс «Этикет на улице»
- Большую часть своего времени человек проводит на людях: на улице, в транспорте, в общественных местах, на работе и в учебных заведениях. Соблюдение правил хорошего тона в обществе необходимо так же, как соблюдение правил дорожного движения.
- Сейчас каждая команда получает конверт с вопросами, на размышление вам даётся 2 минуты.
Командам даются задания.
Конверт с заданием для первой команды.
- Как вы поведёте себя при встрече на улице со своими знакомыми?
А. На ходу крикну «привет!» или помашу рукой. Захочу пообщаться – остановлюсь.
Б. Поздороваюсь. В общественном транспорте просто улыбнусь и кивну головой.
В. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.
Комментарий: В обществе незнакомых людей лучше обойтись без бурных эмоций. Не рекомендуется останавливаться посреди тротуара. Если вас обогнал знакомый, он должен поздороваться первым.
- Второй вариант вполне приемлем, если вы уверены, что ваши знакомые тоже расположены к разговору. Третий вариант выбрали самые тактичные люди. Действительно, пусть знакомые сами решат - понять или не понять ваш намек на возможность общения.
- Вы стоите перед дверями магазина, учреждения. Люди входят и выходят. Кто кого должен пропускать?
А. Всем уступать дорогу – до вечера прождёшь.
Б. Право первенства принадлежит входящему с улицы.
В. Если я снаружи, пропущу выходящих – преимущество за ними.
Комментарий: Вы рискуете застрять в дверях или получить парочку увесистых тычков. Тамбур не рассчитан на скопление народа. Поэтому сначала пропустите выходящих – преимущество за ними.
- В. Правильный ответ.
Конверт с заданием для второй команды.
1. Навстречу идут молодая пара: молодой человек на ходу пьет газированную воду из банки, его спутница щелкает семечки. Что вы думаете об их поведении?
A. Нормальное поведение. Мы сами так делаем.
Б. Это неправильно, но позволительно: сейчас все так себя ведут.
B. Это неправильно и не позволительно.
Комментарий: С точки зрения этикета подобное поведение считается неприличным. Неужели трудно отыскать спокойный уголок?
2. В переполненный автобус заходит пожилой человек. Ваша реакция?
A. Останусь сидеть. Неизвестно, кто из нас больше устал за день.
Б. Если рядом сидит крепкий мужчина или подросток, попрошу его уступить место.
B. Предложу свое место.
Комментарий: Воспитанные люди должны уступить место, а вежливость за чужой счет не является признаком воспитанности.
- Пока команды отвечают на вопросы, я предлагаю взрослой аудитории поиграть в «перевертыши»: разгадать зашифрованные названия художественных произведений и поговорок.
Перевертыши» названий художественных произведений
- Счастье от глупости. («Горе от ума».)
- Закон и поощрение. («Преступление и наказание».)
- Прибытие штилем. («Унесенные ветром».)
- Девочка – великан. («Мальчик с пальчик».)
- Толстяк смертный. («Кощей бессмертный».)
- Ты забыла ужасную вечность. («Я помню чудное мгновенье…»)
Перевертыши» поговорок
- Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)
- Лысина – мужское безобразие. (Коса - девичья краса.)
- Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)
- Спасибо вам гости за ваши ответы, а мы возвращаемся к нашим командам.
- Итак, ребята, время вышло. Сдайте, пожалуйста, ваши ответы жюри. И мы переходим к следующему конкурсу.
4. Конкурс «Этикет в гостях»
- Окружение любого человека - это семья, близкие друзья, коллеги по работе, знакомые и незнакомые люди. И общение с ними выражается в самой разной форме, но всё же из всех видов общения наиболее приятный связан с гостеприимством. Мы приглашаем в гости друзей и наносим визиты сами. И здесь тоже действуют определенные правила этикета.
- Этот конкурс также состоит из 6 вопросов. Я буду задавать по 1 вопросу каждой команде. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл.
1. Ты пришёл к приятелю в гости, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?
А. Извинюсь и уйду.
Б. Поздравлю именинника, извинюсь и, если пригласят, останусь.
В. Сделаю приятелям выговор, что не известили меня заранее и пообещаю купить подарок завтра, прежде чем принять приглашение.
2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?
А. Честно скажу, что родители против его посещений.
Б. Не пущу его дальше порога и побыстрее распрощаюсь.
В. Предложу сходить куда-нибудь, где можно пообщаться.
3. Представьте себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?
А. Попрошу не мешать мне рассказывать.
Б. Спрошу, продолжать ли мне рассказ.
В. Перестану рассказывать.
4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.
А. Буду делать вид, что этого человека вовсе нет.
Б. Найду подходящий предлог, чтобы поскорее уйти.
В. По моему нейтральному поведению никто и не догадается, что между нами плохие отношения.
5. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия: отругаешь его, заставишь чинить стул или поступишь как-то иначе?
(Оценивается остроумие и оригинальность).
6. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости и нечаянно сел на твой мобильный телефон. Экран телефона треснул. Телефон или приятеля тебе будет жалко? Что предпримешь в этом случае?
(Оценивается остроумие и оригинальность ответа.)
- Молодцы ребята! Следующий наш конкурс называется « Капитаны».
5. Конкурс «Капитаны».
- Ну, а сейчас свои знания покажут капитаны команд.
- Капитанам выдается бланк с таблицей, которая называется «Словарь вежливых слов». За 2 минуты впишите, пожалуйста, вам известные вежливые слова согласно категории; начисляется по 0,5 балла за выражение. Если капитаны затрудняются выполнить задания, то участники команд могут им помочь.
Словарь вежливых слов.
Приветствия | Здравствуйте Добрый день (утро, вечер) Привет |
Прощания | До свидания Всего доброго Всего хорошего Прощайте До свидания Пока Спокойной ночи |
Просьба | Пожалуйста Будьте так добры Будьте так любезны |
Благодарности | Спасибо Благодарю Вас |
(Капитаны выполнят задание и сдают жюри).
- Молодцы капитаны! Справились с заданием. Переходим к следующему конкурсу.
6. Конкурс «Где блины, там и мы!»
- В наши дни вилка, нож и ложка при еде необходимы. А когда-то, в XVI веке, это было модным изобретением. Вилки делались из золота или слоновой кости. Встретить их можно было только в очень богатых домах. Так что нам с вами повезло: у нас есть салфетки, ложки и вилки, остаётся только уметь пользоваться этим богатством.
- Каждому из игроков выдается ложка и вилка. Я называю блюда, а вы должны поднять нужный прибор. Команда получает 1 балл за каждый ответ, и в том случае, если вся команда поднимет нужный прибор.
- Котлеты (вилка)
- Творог (ложка)
- Пюре из картофеля (вилка)
- Рис (вилка)
- Салат (вилка)
- Борщ (ложка)
- Жареный картофель (вилка)
- Йогурт (ложка)
- Макароны (вилка)
- Каша (ложка)
- Пельмени (вилка)
- Сосиски (вилка)
(Команды выполняют задание).
- Молодцы ребята, вы отлично справились с этим конкурсом!
7. Конкур «Позвони мне, позвони!»
- В современном обществе очень удобным и распространенным средством связи стал телефон. В Древней Руси телефона не было, но ещё тогда существовали правила вежливого общения, которые не потеряли своей актуальности до нашего времени.
- О других правилах общения, в частности, об общении по телефону, расскажут наши команды.
- Этот конкурс также состоит из 6 вопросов. Я буду задавать по 1 вопросу каждой команде. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл.
- Если вы звоните знакомому, а к телефону подходит кто-либо из его семьи, что следует сказать? (Поздороваться, представиться, просить позвать знакомую, не забыв сказать «пожалуйста».)
- Обязательно ли здороваться и прощаться при телефонном звонке? (Обязательно.)
- Можно ли по телефону поздравлять с праздником? А выражать соболезнование? (Поздравлять можно, соболезновать нельзя.)
4. Обязательно ли представляться, позвонив по телефону? (Обязательно.)
5. Можно ли, подняв трубку телефона спрашивать: «Кто говорит?», «Кто у телефона?», «А кто это?» (Нельзя.)
6. Как следует поступить, если вам позвонили по телефону, а у вас гости? (Извиниться и отложить разговор на другое время.)
- Молодцы, ребята! Этот конкурс я предлагаю закрепить практикой!
- Команда «Болтуны» представьте, что вы забыли Д.З. по истории края, вам нужно позвонить Татьяне Геннадьевне и спросить, что вам задали.
(Команда звонит по телефону).
- Команда «Говоруны» представьте, что вы забыли забрать чистое бельё с прачечной, вам нужно позвонить Людмиле Васильевне и поинтересоваться, как вам его забрать.
(Команда звонит по телефону).
- Молодцы! Справились заданием!
IV. Подведение итогов.
- Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы закрепили знания об основных правилах поведения на улице и в гостях, поговорили о том, как нужно пользоваться столовыми приборами, как правильно общаться по телефону и как люди разных стран приветствуют друг друга. Надеюсь, что вам было интересно, и вы узнали много нового и полезного для себя.
- А сейчас мы попросим жюри подвести итоги. Пока жюри подводят итоги, мы с вами повторим волшебные слова.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
- Молодцы, ребята! Слово предоставляется жюри.
(Жюри поводит итоги. Команды награждаются сладкими призами.)
V. Заключение.
- Молодцы, ребята! Сегодня вы все хорошо поработали, и я думаю, приятно пообщались. Я надеюсь, что ваше общение друг с другом будет всегда позитивным и полезным.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/05/picture-33656-1441471662.jpg)
классный час "Умеем ли мы общаться"
Психологический классный час о правилах человеческого общения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-742513-1454519426.jpg)
Классный час "Югра - наш общий дом"
Классный час позволяет расширить и обобщить знания учащихся о истории родного края, вспомнить о трудовом подвиге российского народа в освоении северных нефтегазовых месторожде...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-873377-1511635315.jpg)
Классный час:"Земпя - наш общий дом"
Экологией занимаются сейчас ученые во всем мире. Это слово часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Почему? Потому что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, кажды...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-112099.jpg)
Классный час "Земля-наш общий дом"
природе; развивать познавательный интерес к различным проявлениям природы; формировать гуманное отношение к природе и чувство ответственности за все живое на Земле. Задачи:-повторить эколо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/23/picture-1259557-1595500441.jpg)
Классный час «Земля - наш общий дом!» интеллектуальная интерактивная игра «Терра Инкогнито»
Цель: Формирование экологической культуры и экологического сознания школьниковЗадачи:Воспитать у детей стремление к распространению экологических знаний.Формировать чувство уважения к планете Земля;Ра...