Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников»
материал
Предварительный просмотр:
Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников»
Куратор проекта: Коровина А.С.
Современное общество находится в ситуации, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни каждого народа, каждого человека. Эти изменения сопровождаются острой необходимостью возрождения духовно-нравственных ценностей. Возникает потребность в переоценке ценностей в сторону развития духовно-нравственного начала.
Чтобы предотвратить духовно-нравственный кризис и получить прогрессивно развитое общество, нужно направить все усилия на воспитание нового поколения, используя в качестве основы мудрые, сформированные веками, семейные традиции, как фундамент духовного развития.
Первым институтом, который начинает с раннего возраста оказывать влияние на духовное и нравственное воспитание ребёнка, является семья. Находясь в окружении родных, ребёнок впервые узнаёт мире, совершает поступки, основываясь на заложенных семьёй знаниях и ценностях. Колоссальную помощь в воспитании подрастающего поколения может оказать опыт, бережно сохранённый и донесённый до нас православным казачеством.
Целевой проект МБОУ «СОКШ №4» «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» разработан на основе федерального проекта в области образования «Современные родители».
Цель проекта: Использование традиций казачьей семейной педагогики в воспитании и становлении учащихся; преемственность и передача социально-культурного опыта в рамках национальных традиций в российской образовательной системе.
Направления реализации проекта:
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся
- Увеличение доли родителей, вовлеченных в образовательный процесс и воспитательную деятельность
- Увеличение доли родителей, участвующих в реализации совместных детско-взрослых проектов в области воспитания
- Повышение активности родителей в участии в органах самоуправления образовательной организации
Задачи личностного развития учащихся кадетских казачьих классов в сфере семейных отношений:
- формирование понимания значения семьи для жизни, самореализации, сохранения здоровья человека;
- осознание роли семьи, казачьего рода как основы жизни казака, гражданина;
- понимание и поддержка традиционных казачьих устоев семьи: любовь, верность, взаимопомощь, почитание родителей и старших, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, воспитание детей и др.
Специфика духовного и нравственного воспитания в казачьих семьях основана на традициях семьи, устоях и ценностях, сложившихся в рамках естественно-исторического процесса. Уникальность казачества как социально-исторического и культурно-исторического феномена как отечественной, так и мировой истории неоспорима.
Казачеству никогда не была присуща какая-либо специфическая идеология, однако оно обладало характерными особенностями. Среди приоритетов в качестве основных казаки выделяли православную веру, любовь к Отечеству и семейные традиции. Жизнь казаков построена согласно заповедям, соответственно воспитание детей осуществляется в духе православной веры. с православной верой. На казаках лежит обязанность сохранения и передачи подрастающему поколению традиционных культурных ценностей в их первоначальном виде, не допуская влияния деструктивных современных тенденций.
В семье казаки видят святыню брака и основу казачьего общества. Патриархальный уклад казачьей семьи сохраняется на протяжении нескольких веков. Принцип иерархичности, которому строго следуют казаки, выражается в подчинении коллективнойволи, значительной роли стариков, являющихся совестью и памятью станицы.
В казачьей семье главой является отец, который готов в любой момент защитить родных, Отечество, православную веру. Дерзость со стороны младшего поколения считается недопустимой, а поступки взрослых воспринимаются как образец, на который должны ориентироваться дети. Уважение к старшим, гостеприимность, уважительное отношение к женщине всегда являлось частью жизненного уклада и закладывалось в казаках с детства.
В воспитании подрастающего поколения можно выделить:
- Привитие трудолюбия, честного несения воинской службы, порядочности.
- Учение добру, благожелательности. Главная задача - показать детям привлекательность добра и привить отвращение к злу, поэтому детей ставят в ситуации, когда нужно было отличить истинную правду от ложной, геройство от трусости.
- Формирование способности давать правильную оценку жизненной ситуации. Казаки считали, что в основе всех явлений, событий, происшествий лежат конфликты, поэтому молодёжь обязана была поступать таким образом, чтобы во всём сохранялся лад и порядок. В сложных ситуациях учили не паниковать, сохранять разум и контроль над своими действиями, не сдаваться, находить выход из тяжёлых положений.
- Развитие способности самостоятельного принятия решений исопереживания к ближним. Внушалось, что завистливое отношение к другим и эгоцентризм приводит к возникновению отрицательных жизненных ситуаций. Считалось, что завистливый человек не чуждается ни воровства, ни ножа, ни топора. Родителями активно прививалось почитание предыдущих поколений – близкое родство почиталось до пятого колена.
- Формирование представления о женской чести у девочек-казачек.
Необходимо отметить, что воспринятые на генном уровне семейные ценности, закреплённые православными и народными традициями, ведут к формированию в подрастающем поколении здорового образа жизни, снижению уровня алкоголизма, наркомании, курения и исправления девиации, то есть способствуют формированию духовно-нравственных основ личности.
Педагогика казачества имеет четко определенную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности, позволявшие надежно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность казачества. Основным направлением деятельности войсковых и окружных казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, было и остается патриотическое и нравственное воспитание молодежи, подготовка казачат к военной службе и защите Отечества. В этом и есть смысл казачьей идеи и казачьего духа.
План мероприятий по реализации проекта:
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
| |||
1 | Создание виртуальной страницы для психолого-педагогического просвещения родителей «Основы казачьей педагогики»:
| Апрель 2025 года Обновление – ежемесячно | Самойлов В.А. (городское казачье общество) Коровина А.С., заместитель директора |
2 | Подготовка и распространение памяток «Традиции семейного казачьего воспитания» | Сентябрь – октябрь 2025 | Науразбаева А.А., советник директора по воспитанию |
3 | Консультации для родителей по вопросам семейного воспитания: консультации психолога, социального педагога, представителей Прихода, общественных организаций и силовых структур города | Ежемесячно (по отдельному графику) | Соловьева И.К., социальный педагог Представители социальных партнеров школы |
4 | Видеолекторий «Семейные ценности» | 1 раз в квартал | Коровина А.С. Немальцева А.Н. |
5 | Организация книжных выставок и выставок периодической печати по теме «Традиции казачьего воспитания» | 1 раз в полугодие | Бунеева М.И., библиотекарь Куцуева И.К., педагог-организатор |
6 | Публикации в СМИ и в школьном медиа-центре «Кадетский (казачий) вестник» статей о традициях семейного казачьего воспитания. Освещение в СМИ мероприятий. | 1 раз в квартал | Заместители директора: Зайнуллина Г.Ф., Коровина А.С. |
| |||
1 | Проведение родительских круглых столов, чтений:
| Май 2025 Октябрь 2024 Февраль 2025 | Коровина А.С. Классные руководители |
2 | Проведение конкурсов:
| 1 раз в квартал | Коровина А.С. Классные руководители |
3 | Проведение конкурса видеороликов «Семья в кадре» | Май 2025 | Куцуева И.К., педагог-организатор |
4 | Проведение семейных спортивных соревнований (с использованием традиционных казачьих состязаний) | 1 раз в полугодие | Учителя физической культуры Представители городского казачьего общества |
5 | Проведение семейных концертов | Май (ежегодно) | Зотова Е.В, Сопина Л.А., педагоги дополнительного образования |
6 | Проведение конференции семейных родословных «Нашему роду нет переводу» | Декабрь | Учителя истории и обществознания Учителя начальных классов |
| |||
1 | Реализация детско-взрослого проекта «Вокальный ансамбль отцов и детей» | Постоянно | Сопина Л.А., педагог дополнительного образования |
2 | Детско-взрослый проект «Казачий кукольный театр «Казачок» | Постоянно Спектакли – 1 раз в четверть | Куцуева И.К., Коротаева А.Л., Таминдарова Л.М., классные руководители кадетских классов |
3 | Семейный клуб «Казачьи забавы» (развитие казачьих видов спорта, казачьих игрищ) | По отдельному плану | Коровина А.С. Гончаров А.В., Степанов Я.А., учителя физической культуры Представители городского казачьего общества |
| |||
1 | Участие представителей родительской общественности в Управляющем совете школы | По плану Управляющего совета | Коровина А.С., заместитель директора |
2 | Участие представителей родительской общественности в Совете родителей класса | По плану работы класса | Классные руководители кадетских классов |
При реализации проекта «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» возможны следующие риски и предусмотрены способы их преодоления.
Риски | Способы преодоления |
Недостаточное включение родителей в активную деятельность по реализации программы социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся. | Организация совместных мероприятий для развития детско-взрослой общности: деятельность интерактивного клуба детей и родителей, совместные комплексные виртуальные проекты, патрули, конкурсы, круглые столы, социальные практики. Разработка системы поощрения родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-393289-1392710599.jpg)
Использование технологии мыследеятельности в духовно-нравственном воспитания военно- патриотического объединения «Постовец» г. Абакана. Марденская С.Ф., МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Абакана, педагог дополнительного образования
Как воспиать человека с высочайшей духовно-нравственной координатой? На этот вопрос частично поможет ответить моя статья, в которой я рассказала, как применяю новые технологии мыследеятельности и смыс...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/07/picture-238632-1712444802.jpg)
Культурно-исторический аспект в духовно-нравственном воспитании детей и подростков в условиях пришкольного интерната
В данной статье описывается опыт культурно-исторического аспекта духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Особенность работы заключается в том, что она происхдит в условиях пришкольно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/02/picture-909971-1491159412.gif)
Использование возможностей краеведения в духовно-нравственном развитии младшего школьника.
Краеведение в дополнительном образовании (из опыта работы)....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-684490-1511359984.png)
Сочинение на тему: « Передача духовно – нравственных ценностей и семейных традиций от поколения к поколению»
Сочинение на тему « Передача духовно – нравственных ценностей и семейных традиций от поколения к поколению»Суковатова Елизавета, 7 класс...
проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (в рамках федерального проекта в области образования «Современные родители»)
проект программы работы с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/11/picture-1268040-1599833317.jpg)
Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников
Тема одаренности детей, их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....
Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников»
Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (в рамках федерального проекта в области образо...