Использование возможностей краеведения в духовно-нравственном развитии младшего школьника.
статья на тему
Краеведение в дополнительном образовании (из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краеведение в УДО. | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование возможностей краеведения в духовно-нравственном развитии младшего школьника.
З.Ш.Махмутова
директор МБУДО «Центр детского творчества»
Детство всегда с надеждой обращено в будущее,
как бы ни было беспощадно настоящее.
И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые
показали им путь, который определит им жизнь.
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе педагогов дополнительного образования в данном направлении.
В 2015-16 учебном году педагогический коллектив ЦДТ состоит из 13 человек. Высшее образование имеют 9 человек, среднее специальное 4, не имеющих педагогическое образование всего 1 человек. Педагоги, стаж которых не достиг 3 лет, составляют 15% (2 человека).
В 2015-2016 учебном году на 1 января дополнительным образованием занимаются 593 учащихся, что составляет 42,5% от общего количества учащихся района.
В 11 образовательных учреждениях района и ЦДТ работают 46 объединений следующих направленностей:
Технического творчества 9гр. – 119 учащихся,
Ест.научн. (Эк. биол) 7-94
Художественного творчества 24-309,
Туристско-краевед. 3- 39
Соц.педагогич. 3 - 27,
По сравнению с прошлым годом произошли некоторые изменения. Если на 1 января 2015 года объединения технического творчества составило 7 групп (в них занимающихся 90 чел.), а на 1 января 2016 года составило 9 групп с численностью 119 детей.
Уч. год | Всего обуч-ся в ЦДТ | мальчики | девочки | От 5 до 9 лет | От 10 до 14лет | От 15 до 17 лет |
2013/2014 | 648 | 223-34,4% | 425-65,6% | 287-44,3% | 268-41,4% | 93-14,3% |
2014/2015 | 593 | 192-15,5% | 401-67,6% | 296-49,9% | 216-36,4% | 87-14,7% |
2015/2016 | 593 | 239-40,3% | 354-59,7% | 202-34,1% | 219-36,9% | 172-29% |
СОСТАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦДТ ПО ВОЗРАСТАМ
В связи с увеличением объединений технического и естественнонаучного направления значительно возросло количество мальчиков (на 24,8%) и старшеклассников.
По сравнению с предыдущим годом контингент воспитанников старшего звена увеличился на 14,3%, в то же время количество детей в младшем звене уменьшилось (на 15,8 %).
Характеристика состава воспитанников по годам обучения:
Количество воспитанников с учетом длительности занятий в учреждении:
Уч. год | всего | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
2013/2014 | 648 | 368(56,7%) | 196(30,3%) | 84(12,9%) |
2014/2015 | 593 | 330(55,6%) | 180(30,3%) | 83(13,9%) |
2015/2016 | 593 | 256(43,1%) | 212(35,7%) | 125(21,1%) |
Качественный состав детского коллектива характеризуется наличием воспитанников 2-го, 3-го годов обучения, при этом наибольший процент составляют уч-ся 1-го года обучения. Обучающиеся третьего года обучения увеличился на 1%.
Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.
Характеризуя младшего школьника сейчас, с грустью отмечается, что: характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми.
Огромное количество существует методов и приемов нравственного воспитания младших школьников, но наиболее эффективными среди наших педагогов ДО ЦДТ являются:
1. Наглядный метод используется во время:
* экскурсий;
* наблюдений;
* просмотра видеофильмов;
* рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
2. Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
* чтения литературных произведений;
* бесед с учащимися;
* диспутов;
* проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
* разбора житейских ситуаций;
* проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
3. Практический метод используется, когда необходима
* организация продуктивной деятельности (выставки, конкурсы, концерты);
* проведение тематических классных часов;
* организация работы по созданию исследовательских работ учащихся;
* проведение экскурсий различной направленности;
* организация вечеров с родителями, для родителей и сверстников.
Традиционными источниками нравственности являются:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность - справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство.
3. Гражданственность - Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей.
4. Семья - Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших.
5. Труд и творчество - Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
6. Наука - Научная картина мира; Экологическое сознание.
7. Традиционные российские религии включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.
8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
9. Природа - Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.
10. Человечество - Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечество.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании играют возможности краеведения нашего района.
Для юного человека город, край, где он живёт и растёт, - это та среда, которая способствует духовно — нравственному воспитанию личности, активизирует познавательный интерес. Изучение краеведения вне рамок школьной программы, в дополнение к школьным курсам истории и краеведения, с использованием нестандартных форм на базе Центра детского творчества, создаёт оптимальные условия не только для более эффективного усвоения знаний, умений и навыков, но и значительно расширяет возможности успешного духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
На базе школьных музеев Аланской, и Б.Метескинской СОШ педагоги ДО Загидуллина Р.Т.Касимова Л.Р. реализуют широкий спектр проектов, реализуемых в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание».
В каждом школьном музее созданы поисковые отряды по изучению и сбору материалов о воинских и трудовых подвигах земляков. В музеях обновлены стенды, уголки боевой славы, альбомы и другие материалы, связанные с годами ВОВ. Руководитель отряда «Хәтер» с обучающимися объединения «Летопись родного края» рук. Загидуллниа Р.Т. Центра детского творчества провели исследовательскую работу по установлению личности лётчиков, погибших в авиакатастрофе не далеко от деревни Большие Метески, в годы Великой Отечественной войны. Благодаря отряду был установлен памятник неизвестным летчикам погибшим в авиакатастрофе. В сотрудничестве с организацией «Отечество» г. Казани были известны имена погибших летчиков.
Отряд «Хәтер» получил Благодарственное письмо сотрудника Всероссийского информационно-поискового центра «Отечество», а руководитель Загидуллина Р.Т. является основателем памятника. Недавно в газете “Ирек мәйданы” вышла статья педагога дополнительного образования Центра детского творчестваЗагидуллиной Р.Т. «В Тюлячах разгорелся самолет».
В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» и решением 6 съезда Всероссийской организации ветеранов был организован смотр-конкурс школьных музеев, ВУЗов и других учебных заведений Республики Татарстан посвящённый 70- летию Великой Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 г г.
В районном этапе смотра-конкурса 1 место занял школьный краеведческий музей «Родной край» Большеметескинской СОШ им. Ф.Хусни (руководитель музея – педагог дополнительного образования Центра детского творчества Загидуллина Роза Тимерхановна). Сделанный альбом для участия в региональном туре конкурса занял 1 место и отправлен в г. Москву на Всероссийский конкурс.
С 20 по 21 декабря педагог дополнительного образования Касимова Л.Р. с обучающейся кружка “Тайны родного края” Сахипгараевой Разиной участвовали в профильной смене “Растим патриотов России” для обучающихся общеобразовательных организаций, участников республиканской историко- патриотической акции “Мы в летописи Великой Отечественной ...”, посвященной 70- летию Победы в Великой Отечественеой войне 1941-1945 годов.
В течение 15 лет членами СНТ ведется активная работа в рамках республиканской историко-краеведческой экспедиции «Тайны родного края», который направлен на развитие у участников интереса к истории родного края, как одной из основных составляющих духовно — нравственного развития. Готовясь к выполнению заданий, учащиеся начальных классов приобщаются к духовным и культурным ценностям, учатся поиску информации в Интернете, работают с литературой. Все это позволяет им научиться ценить прошлое, уважать настоящее, стремиться к активной позиции в обществе. К выполнению конкурсных работ подключаются родители – проект является образовательно-воспитательным и приобретает семейный характер, что особенно важно для духовно-нравственного воспитания детей 7-11 лет. Задании экспедиции в 2014-15 учебном году включало в себя такие акции и конкурсы, как «Дети ветеранам», «Дети войны», «Подарок ветерану», конкурс видеофильмов «Этот день порохом пропах», детский фотоконкурс «Праздник Победы глазами детей».
В прошлом учебном году, в праздновании 70-летия Победы в Великой отечественной войне был организован конкурс информационных баннеров «Не померкнет летопись Победы», в рамках республиканской историко-патриотической акции «Родные лица Победы», посвященный 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Конкурс проводился с целью сохранения памяти о ключевом событии истории России, поиске о подвигах и судьбах земляков, нахождении новых фактографических материалов, а так же интересных деталей общеизвестных событий.
В своих работах ребята описали высокую моральную стойкость, силу, массовый героизм наших Солдатов. Сражаясь на всех фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, действовавших в тылу оккупантов.
Иглепова Карина из Абдинской СОШ, так же Зайнетдинова Ляйсира и Бламыкова Диана – из ООШ п. Лесной провели огромнейшую исследовательскую работу по изучению биографий ветеранов Великой Отечественной войны, организации поисковой работы, сбору фотоматериалов. Из поисковой работы Иглеповой Карины узнали о Иванове Дмитрие Григорьевиче – о кавалере Ордена Красного Знамени, пока еще не очень освещенном в наших предыдущих конкурсах и средствах массовой информации. Для участия в данном конкурсе были найдены много новых материалов про боевые славы и воспоминания о дне Победы.
Работа Зайнетдиновой Ляйсиры и Бламыковой Дианы – из ООШ п. Лесной была посвящена ветерану Великой Отечественной Войны Маркелову Петру Ивановичу. Информация про этого ветерана, в школе было недостаточно. Пришлось поисковой группе немного потрудится. Начали они работу из Сабинского военного комиссариата и военного архива «Подольск», так же искали информацию в интернет портале «Память». Помогла собрать немаловажную информацию Большеметескинское сельское поселение, а так же внук Петра Ивановича.
За каждым ветераном в селе общественными организациями установлена шефская помощь. Учащиеся средних классов (тимуровские отряды) помогают ветеранам Великой Отечественной войны. Они принимают участие в поздравлении пожилых людей, дарят подарки и поздравительные открытки, сделанные руками самих учащихся на праздниках: День пожилых людей, Новый год, 23 февраля, 9 мая и др.
По району каждый год проходит акция «Чистый дом». Учащиеся старших классов заготавливают дрова (распиловка и колка дров), помогают в уборке и мелкому ремонту, по заготовке овощей, приносят воду, ходят в магазины за продуктами, убирают снег и выполняют другие работы.
В течение года постоянно ведется шефская работа над памятниками погибшим воинам. В апреле проведена акция «Обелиски нашей памяти», где силами волонтерских движений, созданных в образовательных учреждениях района проведен косметический ремонт памятников погибших воинов и уборка прилегающей к ним территории. В рамках районной акции патриотических чтений «Поклонимся великим тем годам» с 28 января 2015 года по 28 февраля 2015 года ведется работа по положению «Памяти павших будем достойны» (на лучшее содержание памятников и обелисков земляка, павшим в годы Великой Отечественной войны), посвященные 70 летию ВОВ.
В объединениях ЦДТ огромное внимание уделяется изучению истории России, педагоги проводят беседы с детьми о славных страницах российской истории, проводятся мероприятия и беседы по изучению символов РФ и РТ, о ветеранах ВОВ села.
Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы духовного — нравственного развития человека и общества без учёта формирования гражданской позиции человека. Духовно-нравственное развитие личности в процессе изучения истории родного края – важнейший фактор сохранения общественной стабильности, уверенности в завтрашнем дне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих приемов в учебной деятельности младших школьников" для учителей общеобразовательных школ
Данная презентация рассматривает статистические данные Министерства здравоохранения России, внешние и внутренние факторы риска, основные правила использования здоровьесберегающих приемов в учебной дея...
Презентация к уроку по теме: Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих приемов в учебной деятельности младших школьников" для учителей общеобразовательных школ
Данная презентация рассматривает статистические данные Министерства здравоохранения России, внешние и внутренние факторы риска, основные правила использования здоровьесберегающих приемов в учебной дея...
Использование ИКТ в процессе физического воспитания младших школьников
Использование ИКТ в процессе физического воспитания младших школьников...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование методов развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности»
В работе описаны методы развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности ...
Повышение эффективности образовательного процесса через использование дидактического материала на занятиях с младшими школьниками в т/о "Мастерская природы"
Я работаю с младшими школьниками, с природным материалом. Программа называется «Мастерская природы» и является авторский и рассчитана на три года.В программу включены разделы:I Основы фло...
Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Материал для методического объединения...
Использование элементов сказкотерапии в работе с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Доклад на школьное методическое объединение воспитателей....