проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (в рамках федерального проекта в области образования «Современные родители»)
проект
Предварительный просмотр:
Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (в рамках федерального проекта в области образования «Современные родители»)
Кураторы проекта: Шевчук С.Б. (104), Коровина А.С. (5-11)
Современное общество находится в ситуации, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни каждого народа, каждого человека. Эти изменения сопровождаются острой необходимостью возрождения духовно-нравственных ценностей. Возникает потребность в переоценке ценностей в сторону развития духовно-нравственного начала.
Чтобы предотвратить духовно-нравственный кризис и получить прогрессивно развитое общество, нужно направить все усилия на воспитание нового поколения, используя в качестве основы мудрые, сформированные веками, семейные традиции, как фундамент духовного развития.
Осознавая ценность института семьи как основы развития общества, 2019 год объявлен в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Годом семьи (распоряжение губернатора ХМАО-Югры от 28.01.2019 №15-рг «О проведении в 2019 году в Ханты-Мансийском округе-Югре Года семьи»).
Первым институтом, который начинает с раннего возраста оказывать влияние на духовное и нравственное воспитание ребёнка, является семья. Находясь в окружении родных, ребёнок впервые узнаёт мире, совершает поступки, основываясь на заложенных семьёй знаниях и ценностях. Колоссальную помощь в воспитании подрастающего поколения может оказать опыт, бережно сохранённый и донесённый до нас православным казачеством.
Целевой проект МБОУ «СОКШ №4» «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» разработан на основе федерального проекта в области образования «Современные родители» (протокол президиума Совета при Президента Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 №10), а также концептуальных положений педагогики казачества.
Цель проекта: Использование традиций казачьей семейной педагогики в воспитании и становлении учащихся; преемственность и передача социально-культурного опыта в рамках национальных традиций в российской образовательной системе.
Направления реализации проекта (сформулированные на основании показателей, изложенных в паспорте федерального проекта «Современные родители» национального проекта «Образование», 2019-2024 гг.):
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся
- Увеличение доли родителей, вовлеченных в образовательный процесс и воспитательную деятельность
- Увеличение доли родителей, участвующих в реализации совместных детско-взрослых проектов в области воспитания
- Повышение активности родителей в участии в органах самоуправления образовательной организации
Задачи личностного развития учащихся кадетских казачьих классов в сфере семейных отношений:
- формирование понимания значения семьи для жизни, самореализации, сохранения здоровья человека;
- осознание роли семьи, казачьего рода как основы жизни казака, гражданина;
- понимание и поддержка традиционных казачьих устоев семьи: любовь, верность, взаимопомощь, почитание родителей и старших, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, воспитание детей и др.
Специфика духовного и нравственного воспитания в казачьих семьях основана на традициях семьи, устоях и ценностях, сложившихся в рамках естественно-исторического процесса. Уникальность казачества как социально-исторического и культурно-исторического феномена как отечественной, так и мировой истории неоспорима.
Казачеству никогда не была присуща какая-либо специфическая идеология, однако оно обладало характерными особенностями. Среди приоритетов в качестве основных казаки выделяли православную веру, любовь к Отечеству и семейные традиции. Жизнь казаков построена согласно заповедям, соответственно воспитание детей осуществляется в духе православной веры. с православной верой. На казаках лежит обязанность сохранения и передачи подрастающему поколению традиционных культурных ценностей в их первоначальном виде, не допуская влияния деструктивных современных тенденций.
В семье казаки видят святыню брака и основу казачьего общества. Патриархальный уклад казачьей семьи сохраняется на протяжении нескольких веков. Принцип иерархичности, которому строго следуют казаки, выражается в подчинении коллективнойволи, значительной роли стариков, являющихся совестью и памятью станицы.
В казачьей семье главой является отец, который готов в любой момент защитить родных, Отечество, православную веру. Дерзость со стороны младшего поколения считается недопустимой, а поступки взрослых воспринимаются как образец, на который должны ориентироваться дети. Уважение к старшим, гостеприимность, уважительное отношение к женщине всегда являлось частью жизненного уклада и закладывалось в казаках с детства.
В воспитании подрастающего поколения можно выделить:
- Привитие трудолюбия, честного несения воинской службы, порядочности.
- Учение добру, благожелательности. Главная задача - показать детям привлекательность добра и привить отвращение к злу, поэтому детей ставят в ситуации, когда нужно было отличить истинную правду от ложной, геройство от трусости.
- Формирование способности давать правильную оценку жизненной ситуации. Казаки считали, что в основе всех явлений, событий, происшествий лежат конфликты, поэтому молодёжь обязана была поступать таким образом, чтобы во всём сохранялся лад и порядок. В сложных ситуациях учили не паниковать, сохранять разум и контроль над своими действиями, не сдаваться, находить выход из тяжёлых положений.
- Развитие способности самостоятельного принятия решений исопереживания к ближним. Внушалось, что завистливое отношение к другим и эгоцентризм приводит к возникновению отрицательных жизненных ситуаций. Считалось, что завистливый человек не чуждается ни воровства, ни ножа, ни топора. Родителями активно прививалось почитание предыдущих поколений – близкое родство почиталось до пятого колена.
- Формирование представления о женской чести у девочек-казачек.
Необходимо отметить, что воспринятые на генном уровне семейные ценности, закреплённые православными и народными традициями, ведут к формированию в подрастающем поколении здорового образа жизни, снижению уровня алкоголизма, наркомании, курения и исправления девиации, то есть способствуют формированию духовно-нравственных основ личности.
Педагогика казачества имеет четко определенную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности, позволявшие надежно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность казачества. Основным направлением деятельности войсковых и окружных казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, было и остается патриотическое и нравственное воспитание молодежи, подготовка казачат к военной службе и защите Отечества. В этом и есть смысл казачьей идеи и казачьего духа.
План мероприятий по реализации проекта:
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
| |||
1 | Создание виртуальной страницы для психолого-педагогического просвещения родителей «Основы казачьей педагогики»:
| Апрель 2019 года Обновление – ежемесячно | Сартасов А.Е., учитель истории и обществознания Шевчук С.Б., куратор проекта Самойлов В.А. (городское казачье общество) С.Б. Долгих, представитель прихода храма в честь Святого Луки |
2 | Подготовка и распространение памяток «Традиции семейного казачьего воспитания» | Сентябрь – октябрь 2019 | Максимова Л.А., тьютор кадетского класса Шевчук С.Б., учитель С.Б. Долгих, представитель прихода храма в честь Святого Луки |
3 | Консультации для родителей по вопросам семейного воспитания: консультации психолога, социального педагога, представителей Прихода, общественных организаций и силовых структур города | Ежемесячно (по отдельному графику) | Шинкаренко Д.А., педагог-психолог Соловьева И.К., социальный педагог Представители социальных партнеров школы |
4 | Видеолекторий «Семейные ценности» | 1 раз в квартал | Шинкаренко Д.А., педагог-психолог Коровина А.С. Шевчук С.Б. |
5 | Организация книжных выставок и выставок периодической печати по теме «Традиции казачьего воспитания» | 1 раз в полугодие | Буранова Г.М., библиотекарь Белогурова Е.Ф., тьютор кадетского класса |
6 | Публикации в СМИ и в школьном медиа-центре «Кадетский (казачий) вестник» статей о традициях семейного казачьего воспитания. Освещение в СМИ мероприятий. | 1 раз в квартал | Зайнуллина Г.Ф., тьютор кадетского класса Коровина А.С. |
| |||
1 | Проведение родительских круглых столов, чтений:
| Май 2019 Октябрь 2019 Февраль 2020 | Коровина А.С. Шевчук С.Б. Классные руководители |
2 | Проведение конкурсов:
| 1 раз в квартал | Коровина А.С. Шевчук С.Б. Классные руководители |
3 | Проведение конкурса видеороликов «Семья в кадре» | Май 2020 | Ибракова А.И., педагог-организатор Драчев Е.С., член управляющего совета школы |
4 | Проведение семейных спортивных соревнований (с использованием традиционных казачьих состязаний) | 1 раз в полугодие | Учителя физической культуры Представители городского казачьего общества |
5 | Проведение семейных концертов | Май (ежегодно) | Корнишин И.В. Фарафонова Г.М., педагоги дополнительного образования |
6 | Проведение конференции семейных родословных «Нашему роду нет переводу» | Декабрь | Учителя истории и обществознания Учителя начальных классов |
| |||
1 | Реализация детско-взрослого проекта «Вокальный ансамбль отцов и детей» | Постоянно | Корнишин И.В., педагог дополнительного образования |
2 | Детско-взрослый проект «Дом казачьих ремесел» (презентация увлечений) | По отдельному плану | Шевчук С.Б. |
3 | Детско-взрослый проект «Казачий кукольный театр «Казачок» | Постоянно Спектакли – 1 раз в четверть | Шевчук С.Б. Куцуева И.К., Коротаева А.Л., Таминдарова Л.М., тьюторы кадетских классов |
4 | Семейный клуб «Казачьи забавы» (развитие казачьих видов спорта, казачьих игрищ) | По отдельному плану | Коровина А.С. Гончаров А.В., Алыпов В.Е., учителя физической культуры Представители городского казачьего общества |
| |||
1 | Участие представителей родительской общественности в Управляющем совете школы | По плану Управляющего совета | Коровина А.С., заместитель директора |
2 | Участие представителей родительской общественности в Совете родителей класса | По плану работы класса | Тьюторы кадетских классов |
При реализации проекта «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» возможны следующие риски и предусмотрены способы их преодоления.
Риски | Способы преодоления |
Недостаточное включение родителей в активную деятельность по реализации программы социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся. | Организация совместных мероприятий для развития детско-взрослой общности: деятельность интерактивного клуба детей и родителей, совместные комплексные виртуальные проекты, патрули, конкурсы, круглые столы, социальные практики. Разработка системы поощрения родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурно-исторический аспект в духовно-нравственном воспитании детей и подростков в условиях пришкольного интерната
В данной статье описывается опыт культурно-исторического аспекта духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Особенность работы заключается в том, что она происхдит в условиях пришкольно...
Сочинение на тему: « Передача духовно – нравственных ценностей и семейных традиций от поколения к поколению»
Сочинение на тему « Передача духовно – нравственных ценностей и семейных традиций от поколения к поколению»Суковатова Елизавета, 7 класс...
Образовательный проект «Формирование патриотических, гражданских и духовно-нравственных ценностей школьников в рамках участия в мероприятиях, посвященных подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне»
Патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному развитию и воспитанию детей отводится в современном обществе первостепенная роль, особенно в рамках реализации Указ Президента Российской Федераци...
Доклад на тему: Реализация новой концепции предметной области «Технология» в рамках федерального проекта «Современная школа».
Школьный предмет «Технология» появился в российской школе с 1993 года, заменив собой такие направления трудовой подготовки как технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный тр...
Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников»
Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (в рамках федерального проекта в области образо...