Использование технологии мыследеятельности в духовно-нравственном воспитания военно- патриотического объединения «Постовец» г. Абакана. Марденская С.Ф., МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Абакана, педагог дополнительного образования
статья на тему
Как воспиать человека с высочайшей духовно-нравственной координатой? На этот вопрос частично поможет ответить моя статья, в которой я рассказала, как применяю новые технологии мыследеятельности и смыслотворчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_mysled.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии мыследеятельности в духовно-нравственном воспитания военно- патриотического объединения «Постовец» г. Абакана.
Марденская С.Ф., МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Абакана, педагог дополнительного образования.
«Неправильно говорят, что наша молодежь не патриотична,
не любит Родину – она не знает, что значит ее любить…»
(Из выступлений участников
педагогического форума Республики Хакасия,
посвященного 90-летию образования
системы дополнительного образования).
Работая с детьми старшего возраста, я наблюдаю, что многие подростки не могут объяснить значение духовно-нравственных понятий, социальных ценностей, нравственных суждений или же судят о них узко, односложно, что не способствуют усвоению общественных норм и правил поведения, моральных ценностей, формированию нравственных суждений, навыков морального поведения в становлении будущего защитника Отечества. Все это натолкнуло меня на поиск технологий, которые способствовали бы расширению кругозора, развитию мышления, интеллекта, сознания подрастающего поколения, формированию гражданской позиции у подростков, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа, сохранению и приумножению его традиций.
Такими технологиями в моей работе стали технологии мыследеятельности. Технология не имеет возрастных ограничений. Может использоваться как детьми младших возрастов, так и старшими школьниками, студентами, педагогами. Особенно результативна и актуальна она для руководителей патриотических объединений и классных руководителей, одним из ведущих направлений которых является духовно- нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения.
Организация технологии мыследеятельности заключается в:
- выполнении различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.);
- обмене мнениями;
- смене и разнообразии видов, форм деятельности;
- сочетании индивидуальных и групповых форм деятельности;
-проблемном обучении;
- смыслотворчестве педагога и обучающихся (смыслотворчество - процесс создания нового содержания, значения о явлениях, понятиях, ценностях окружающей действительности);
- рефлексии;
- работе ума и сердца с тем, чтобы нравственные понятия стали установками к действию.
В работе с воспитанниками я широко использую технологию мыследеятельности «Алфавит».
Назначение этой технологии заключается в развитии мышления и сознания через:
- мыследеятельность – выполнение различных мыслительных операций для решения проблемы;
- смыслотворчество – возможность создать свой смысл по обсуждаемой проблеме; - творческую познавательную деятельность – создание нового смысла о чем-либо.
Порядок реализации технологии:
Вводная беседа. Педагог знакомит учащихся с порядком и условиями проведения технологии, предлагает понятия, которые будут рассматриваться в процессе реализации. Среди понятий могут быть любые термины, явления, нравственные понятия, духовные ценности. Для примера, возьмем слово «патриотизм». Проведем анкетирование по теме: «С чем связывают подростки понятие «патриотизм»?». Чаще всего они ограничиваются понятием «Любовь к Родине»; при этом, не понимая, что означает это понятие.
Чтобы раскрыть смысл этого нравственного понятия мы вместе с подростками, заполняем технологическую карту.
Первый этап. Вписать по 1-2 слова, которые ассоциируются с данным понятием, на каждую букву алфавита:
А – армия, аксельбант…
Б – борьба, братство…
В – власть, величие…
Г – гражданин, государство… и т.д.
Второй этап. Аналитический. Из всех предложенных понятий на технологической карте выбирается несколько слов, которые были названы всеми членами группы, и которые отражают сущность изучаемого предмета. Выделенные слова – это мнение данной группы обучающихся о данном понятии, ценности, о его сущности. Оно более полно раскрывает это понятие, эту ценность.
Третий этап: Рефлексивный. Насколько изменилось состояние своего знания об изучаемом понятии, ценности. Выскажитесь по данному поводу.
После заполнения технологической карты и анализа ответов, на этот же вопрос: «С чем связывают подростки понятие «Патриотизм»?» обучающиеся отвечают: «С любовью к своей малой Родине, городу, школе», «Любовь к родному языку, к природе родного края», а это означает «Уважение традиций народа», «Добросовестное отношение к труду и своим обязанностям», «Выполнение гражданского долга по защите Отечества»,
«Уважение к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности, уважение к символике и традициям русского народа и российского государства», «Формирование и развитие потребности в нравственно-здоровом образе жизни, способности жить счастливо с семьей, близкими людьми, коллегами, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе; оказывать помощь людям старшего поколения и нуждающимся в ней» и т.п.
Следующая технология, которую я использую на занятиях – это технология «Работа с понятиями нравственного развития».
Назначение этой технологии в постепенном усвоении общественных норм и правил поведения, моральных ценностей, формирование нравственных суждений, навыков морального поведения, в осмысливании и проживании человеком нравственных понятий. Вводная беседа. Педагог сообщает обучающимся цель, назначение, порядок осуществления технологии и вручает всем технологическую карту.
(См. приложение 1).
Первый этап. Для обсуждения берем наиболее известные нравственные понятия, ценности: честность, долг, патриотизм, принципиальность, законопослушность и так далее. Дается определение нравственного понятия, например, «Справедливость» (беспристрастное отношение, осуществляемое на законных и честных основаниях). Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., М., 1993г. «Это право совести»,- Кант (Этика: словарь афоризмов и изречений /Сост. В.Н.Назаров, Д.Мелешко, М., 1994..«Есть моральная уверенность», - Л.Н.Толстой (Этика: словарь афоризмов и изречений /Сост. В.Н.Назаров, Е.Д.Мелешко, М., 1994..
Справедливость – беспристрастное, с позиций знания правил, законов и норм поведения, отношение к человеку. В ходе беседы педагог фиксирует на стенде неповторяющиеся понятия. Сравнивания все понятия обучающиеся выводят наиболее полное, универсальное.
Второй этап. Подбор сходных понятий (ценностей). Путем подбора сходных понятий углубляем и расширяем смысловое содержание этого понятия. Задаются наводящие вопросы.
1.Какие слова могут обозначать то же, что и данное понятие «Справедливость»? (честность, порядочность, принципиальность, и т.д.).
2. Если человек обладает этой ценностью (справедливостью и др.), то как его можно назвать? (справедливый, внимательный, правдивый, принципиальный… и др).
3. Какими еще качествами может обладать справедливый человек?
Третий этап. Подбор противоположных понятий.
- Что противоположно «Справедливости»? (безнравственность, халатность, беспринципность).
- Почему некоторые люди говорят, что справедливость не очень важное качество?
Четвертый этап. Определить преимущества того или иного качества. Выявить положительные стороны, способствующие формированию мотивации развивать это качество в себе.
- Чем это качество особо ценно?
- Необходимо ли это качество человеку?
- Что может случиться, если ты не будешь обладать этим качеством?
- Какие преимущества дает человеку владение этим качеством.
Пятый этап. Определить недостатки данного качества.
- Есть ли недостатки у этого качества?
- Всегда ли справедливость – хорошая вещь?
- Можешь ли ты попасть в беду из-за этого качества?
- Что может случиться с очень справедливым человеком?
- Существуют ли законы, которые ограничивают применение этой ценности?
Шестой этап. Рефлексия взаимодействия.
Каждому из участников, в том числе и педагогу, предлагается проанализировать свою собственную деятельность, деятельность других участников по следующему плану
- Расскажите о своем состоянии (эмоциональное состояние – радость, огорчение, удовлетворение, недоумение, восторг и т.д.);
- знание о нравственном понятии (прибавилось, систематизировались, не узнал ничего нового и т.д.);
-мотивация поведения (хотелось заниматься этой работой, вынужденно занимался этим). Каждый участник по кругу высказывается в соответствии с предложенным алгоритмом.
Выявление наибольшего количества положительных качеств данного понятия является мотивацией к овладению этим понятием, этой ценностью и способствуют формированию духовно-нравственной координаты подростка.
В результате использования этой технологии в деятельности военно-патриотического объединения у воспитанников создается новое значение, содержание о чем-либо через призму своей индивидуальности, происходит постепенное усвоение общественных норм и правил поведения, моральных ценностей, формирование нравственных убеждений, навыков морального поведения.
Приложение 1.
Литература:
1.С.С.Кашлев. Современные технологии педагогического процесса. Минск, «Вышейшая школа»,2002г.
2.С.А. Левина, Ю.Н.Суслов, Э.Г.Белоусова. Детский творческий центр: Организация методической работы. Волгоград: Учитель , 2008г.
3. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2004г.
4. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель,2007г.
Марденская Светлана Фёдоровна,
педагог дополнительного образования,
Муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
(МОУ ДОД «ЦДТ»),
655017 г. Абакан,
ул. Вяткина, д.8,
тел.221478
Аннотация
Военно-патриотическое объединение (ВПО) «Постовец» - структурное подразделение детской общественной организации «Союз детей и подростков «Дружба-Ынархас» г. Абакана. В 2008 году ему исполнилось 11 лет.
Цель ВПО - воспитание гражданина-патриота, развитие духовных и нравственных качеств его воспитанников. Одной из технологий по достижению цели, формированию ценностных ориентиров будущих защитников Отечества в ВПО «Постовец» является технология мыследеятельности.
Технология универсальна, не имеет ни возрастных, ни содержательных ограничений.
Может использоваться педагогами дополнительного образования, учителями общеобразовательных школ, классными руководителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия
Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...
Использование ресурсов Интернет в духовно-нравственном воспитании учащихся
Обзор литературы и методические рекомендации по использованию Интернет в духовно-нравственном воспитании учащихся коррекционной школы...
Мастер-класс «Лекарственные комнатные растения» (проектная деятельность учащихся детского объединения «Мир растений»), Цыганкова Ю.О., педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»
Мастер-класс предназначен для педагогических работников, заинтересованных в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся....
Задорожнюк С.Б. "Использование творческих заданий для духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках Английского языка"
Сегодня духовно-нравственные воспитание нуждается в теоретическом осмыслении. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориент...
Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"
Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...
Духовно –нравственное воспитание средствами экскурсионной деятельности/"Благовест", сборник "Родники души", ГБУ ДО "Белгородский областной Дворец детского творчества", 2016 г.
Среди воспитательных задач, которые стоят перед ГБУДО «Белгородский областной дворец детского творчества» одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Воспит...
Программа саморазвития центра. и Рабочие общеразвивающие программы педагога дополнительного образования
Печатный материал: программы разработанные педагогом...
Комментарии
Знания и умения,
Знания и умения, приобретенные в рамках технологии мыследеятельности и смыслотворчества, формируют исследовательские, проектировочные, коммуникативные, рефлексивные способности, которые позволяют эффективнее освоить профессиональные компетенции.