«Методическая разработка внеурочного занятия, направленного на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся 5-х классов»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Киштеева Жанна Токбергеновна

Аннотация: Предлагаемое внеурочное занятие «Что такое коррупция и как с ней бороться» носит познавательный характер, проводится в игровой форме. В игре участвуют две команды по 6-8 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Методическая разработка  внеурочного

занятия, направленного на формирование

антикоррупционного мировоззрения обучающихся 5-х классов»

Самое главное при всяком государственном строе -

это посредством законов и остального распорядка устроить дело так,

чтобы должностным лицам невозможно было наживаться.

(Аристотель)

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

(А.П. Чехов)

Киштеева Жанна Токбергеновна, учитель английского языка МБОУ «СОШ №22»

Тема занятия: «Что такое коррупция и как с ней бороться »

Аннотация: Предлагаемое внеурочное занятие «Что такое коррупция и как с ней бороться» носит познавательный характер, проводится в игровой форме. В игре участвуют две команды по 6-8 человек.

Цель:  формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, четкой гражданской позиции, основывающейся на противостоянии коррупции.

Задачи:

1. Развитие умения рассуждать и критически мыслить.

2. Профилактика антикоррупционного поведения.

3.Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности.

4. Содействие развитию коммуникативных качеств личности школьника.

5.Формирование умения работать в группе.

Планируемые результаты

Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в процессе искоренения порочных явлений в современном обществе.

Метапредметные:

способность анализировать, сравнивать, высказывать своё мнение и аргументировать его;

оценить правильность выполнения познавательной задачи;

освоение способов решения проблем поискового и аналитического характера.

Предметные:

усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках обществознания;

знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности.

Оборудование: мультимедиа с ПК, видеофрагменты из художественных и мультипликационных фильмов.

Ход мероприятия

Учащиеся поделены на 3 команды 6-8 человек.

Этап 1. Мотивационно-целевой.

Цель этапа: определение темы внеурочного занятия.

Учитель: Ребята! Послушайте отрывок из произведения, назовите автора и название.

«Опусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Окуплюсь чем только пожелаешь»

Учащиеся: Это отрывок из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слова «откуп»? (Ответы учащихся)

Учитель: Откуп - выкуп или плата, которой откупаются. За что рыбка хотела дать откуп старику?

Учащиеся: Рыбка хотела дать откуп старику за то, чтобы он отпустил её «в синее море»

Учитель: Как поступил старик? Как вы оцениваете поступок старика?

Учащиеся: Старик совершил добрый поступок – он отпустил золотую рыбку.

Учитель: Почему старик передумал и все-таки попросил у рыбки откуп?

Учащиеся: «Старика старуха забранила» и заставила взять с рыбки откуп.

Учитель: Чем откупилась рыбка от старика?

Учащиеся: рыбка дала «сварливой бабе» новое корыто, затем откупилась избой «со светёлкой», сделала старуху вначале «столбовою дворянкой», а потом и «вольною царицей».

Учитель: Понравился ли вам поступок старухи? (Ответы учащихся)

Учитель: Назовите синоним слову откуп

Учащиеся: плата, взятка

Этап 2. Ориентационный.

Цель этапа: познакомить с терминологией, историей и

законодательством РФ, связанными с коррупционными проявлениями.

Учитель: предлагает определить, какие ассоциации появляются со словом «подарок» и записывает на левой стороне доски.

Учащиеся: радость, благодарность, хорошее настроение и т.п.

Учитель: Задание: определить, в какой из предложенных сцен дарят НЕ подарок

1. Ученики подарили любимой учительнице на День Учителя букет цветов и коробку конфет.

2. Мачеха Золушки обещала отблагодарить капрала двумя бочонками вина, если он сообщит королю, что туфелька пришлась по ноге её.

3. Чтобы лечение прошло успешно, родственники больного подарили врачу путёвку на курорт.

4. Благодарный пациент принёс доктору цветы.

5. Чтобы полиция отпустила задержанного, родственники отблагодарили полицейского деньгами.

Учащиеся называют взяточничеством ситуации 2,3,5, объясняют свою позицию

Учитель вводит понятия «взятка» и «коррупция».

Взятка – это принимаемые должностным лицом материальные ценности за какие-либо действия в интересах дающего

Коррупция – это использование должностным лицом своей власти в целях личной выгоды.

Затем учитель предлагает озвучить ассоциации со словом «взятка» и записывает их на правой стороне доски. Примерные ответы: зло, преступление, нарушение, несправедливость и т.п.

Предлагает предположить, о чем пойдет речь на уроке, сформулировать тему урока.

Дети озвучивают тему «Что такое коррупция и борьба с ней».

Учитель: Ребята! Вы верно определили тему урока. Сегодня мы поговорим об одной из самых больших проблем современного мира - коррупции. Коррупция - крайне негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию любого государства, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику страны.

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности. Одно из первых упоминаний о коррупции встречается в письменах древнего Вавилона. В середине III тыс. до н. э. шумерский царь Урукагин впервые попытался пресечь вымогательства судьями и чиновниками. Он вошел в историю как первый борец с коррупцией.

В России первые упоминания о коррупции восходят к русским летописям XIII века. Однако с древнейших времен подкуп и взяточничество осуждались у любого народа. Все религии мира из всех видов коррупции в первую очередь порицают подкуп судей.

«Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают в дело правых» (Библия).

«Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран).

Учащиеся смотрят фрагмент социального ролика о коррупции.  (https://youtu.be/6Di6dvfD2uU )

// https://www.youtube.com/watch?v=yE0M4QQl7vI

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас в связи с понятием "коррупция"? (ответы учащихся)

Этап 3. Содержательно-операционный.

Цель этапа: определить последствия коррупции и взяточничества для общества, наметить наиболее эффективные способы борьбы с этими явлениями.

Форма работы: работа в группах.

Содержание. Учитель ставит проблему: в чём опасность коррупции для общества и для каждого из нас? Почему практически во все времена взяточничество и коррупция определялись как самые тяжкие преступления? Каждой группе предлагается определённая ситуация. Группа должна обсудить её и выявить все возможные последствия данного примера.

Ситуации для групп

1) Водитель, нарушивший правила, чтобы не платить штраф в полном объёме через сбербанк, платит некоторую сумму сотруднику ГИБДД. Сотрудник ГИБДД не требует, чтобы платили ему, но от денег не отказывается.

(Да, это коррупция, так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГИБДД нанёс вред государству, которое не получило сумму штрафа).

2) Чиновник помогает предприятию или фирме получить выгодный кредит или заключить выгодный контракт. Руководство предприятия или фирмы выплачивает чиновнику определённый процент за содействие.

(Да, это коррупция, так как в результате злоупотребления служебным положением чиновник нанес вред государству, выразившийся либо в виде завышения суммы контракта, либо в виде занижения процентов по кредиту, либо в виде получения не самого качественного товара).

3) Злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением.

(Коррупция)

4) Принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие.

(Взятка)

После обсуждения в группах, каждая группа рассказывает свою ситуацию и возможные её последствия для всех. Другие группы задают уточняющие вопросы и дополняют выступление.

2. Виды коррупции

Работа с документом в группах

Задание: составить кластер по теме «Виды коррупции».

Статья 4. Федерального закона «О противодействии коррупции». «Виды коррупционных правонарушений».

Коррупция     сокрытие  доходов

Подкуп

        

злоупотребление влиянием в корыстных целях

хищение        

злоупотребление служебным положением

Учитель: Итак, мы выяснили, что коррупция, подкуп должностных лиц является преступлением. К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ). Тем не менее, несмотря на наказания по УК РФ, коррупция остаётся серьёзной проблемой нашего общества. Более того, она стала неотъемлемой частью нашей жизни. «Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ», - заявил президент РФ В. В. Путин.

Учитель: Как же бороться с этим явлением? Давайте подумаем вместе.

Учитель раздаёт на столы материал о способах борьбы с коррупцией.

Группы должны отобрать три самых эффективных способа, объяснить свой выбор или предложить свой вариант.

1. Пожизненное заключение.

2. Смертная казнь.

3. Более тщательный отбор лиц, поступающих на государственную службу.

4. Повышение зарплаты государственным служащим, врачам, преподавателям.

5. Конфискация имущества.

6. Антикоррупционное образование населения.

7. Ужесточение контроля за расходами государственных чиновников.

8. Ограничение персональных прав чиновников на личные тайны иразличные неприкосновенности.

9. Создать специальную систему обучения чиновников, разъясняющую вред коррупции.

10. Принять специальный моральный кодекс чиновника и принимать на эту деятельность только людей с высокими моральными качествами.

Группы обсуждают и отбирают материал, каждая группа отмечает на

интерактивной доске выбранные варианты, затем происходит короткая

дискуссия.

Учитель: В России отношение к коррупции, закону нашло отражение во всевозможных пословицах и поговорках, фразах из известных кинофильмов. Ваша задача ̶ произнесённые слова перевернуть так, чтобы получилось крылатое выражение или знаменитое высказывание:

- нога ногу чешет (Рука руку моет);

- владей одним долларом и не имей одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей);

- трудящийся имеет право стоять на свободе (Вор должен сидеть в тюрьме);

- с чемоданом или с волей завязывают (От сумы и от тюрьмы не зарекайся);

- на тебя подарком не угодишь (С меня взятки гладки);

- чужая мафия тебя не ценит (Моя милиция меня бережёт);

- давай и забывай (Бери и помни).

Вопрос. О чём свидетельствует возникновение в России этих крылатых выражений и фраз? (ответы учащихся)

Этап 4. Контрольно-оценочный (рефлексивный)

Цель этапа: сформулировать выводы и оценить достигнутые результаты

Содержание. Беседа с учащимися по вопросам: Узнали ли вы что-то новое сегодня? Оправдывает ли понятие "коррупция" сегодня значение латинского слова, от которого происходит - "corumpere – портить, растлевать, разъедать ржавчиной"? Можем ли мы по итогам нашего занятия ответить на вопрос: чем же страшна коррупция?

Учитель: составление синквейна (Приложение).

На экране – слайд со схемой составления синквейна:

1 строка – 1 существительное (тема урока, проблема, над которой

трудились);

2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему);

3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме);

4 строка – предложение (отношение к теме);

5 строка – 1 слово-резюме (синоним темы).

Заключительное слово учителя: Коррупция разрушает общество изнутри. Ее можно сравнить с занозой: чем дольше она находится в тиши, тем больше ее размер и хуже последствия. Думаю, коррупцию можно победить, искоренить, лишь если взяться всем вместе.

Образовательные ресурсы

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017).

Литература

1. Кабанова, П.А. Коррупция и антикоррупционная политика. Словарь- справочник. М., 2008.

2. Журавлева, О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. ИЦ «Вентана Граф», 2009.

3. Григорьев, В.В. Комментарии к Федеральному закону от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции». М., 2009.

4. Радаев, В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.

5. Шабанова, М.А. Российский бизнес на пути к более цивилизованному. Общественные науки и современность, 2008.

6. Барсукова, С.Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность.

Общественные науки и современность, 2008.

7. Игнатович, А.П. Коррупция в современной России. М., 2010.

8. Качкин, А.В. Коррупция в современной России. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.

Видеоматериалы

1. Стоп коррупция // https://www.youtube.com/watch?v=yE0M4QQl7vI

2. Что такое коррупция? // [Электронный ресурс] – Режим доступа:

(https://youtu.be/6Di6dvfD2uU

Приложение

Примеры синквейнов, составленные учащимися по итогам урока

1. Деньги.

Честные, нравственные

Работать, трудиться, воспитывать

Стремление к правильной расстановке приоритетов

Зарабатывайте честно!!!

2. Воспитание.

Правильное, чистое

Помогать, воспитывать, понимать

Воспитывать в людях человечность

Важно!

3. Личность

Уникальная, успешная

Трудиться, учиться, взаимодействовать

Уважение к таким людям

Реализация

4. Личность

Уникальная, стойкая

Развиваться, трудиться, стремиться

Сформировавшаяся личность умеет противостоять соблазнам

Не поддастся!!!

5. Литература

Русская, глубокая

Читать, думать, анализировать

Помогает понять проблемы общества

Читайте!!!

Пояснительная записка

Сегодня борьба с коррупцией является одной из важнейших государственных задач.

Коррупция - это явление международного масштаба, для борьбы с которым государства объединяют свои усилия. Россия вошла в состав группы государств против коррупции, объединившихся для реализации международно - правовых документов в сфере противодействия коррупции, разработанных Советом Европы. Ещѐ в 2003 Генеральная ассамблея ООН приняла конвенцию против коррупции и учредила международный день

борьбы с коррупцией, который призван привлечь внимание общественности к этой проблеме. В национальном плане РФ противодействие коррупции приоритетным направлением является профилактика коррупции. Результат борьбы с коррупцией зависит от совместных усилий государства и общества. Важной составляющей в формировании антикоррупционного мировоззрения молодѐжи является использование потенциала воспитательной работы в школе.

Цель антикоррупционного воспитания в школе – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания в школе:

 дать общее представление о сущности коррупции, еѐ формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных последствиях этого явления,

 сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления,

 формировать у учащихся нетерпимость к проявлениям коррупции,

 продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Основой антикоррупционного воспитания в школе является формирование гражданского сознания у учащихся. Предметы гуманитарного цикла: история, право, обществознание, литература способствуют этому процессу. В рамках уроков истории и обществознания рассматриваются проблемы возникновения коррупции в российском государстве и методы борьбы с ней. На уроках права учащиеся знакомятся с правовыми аспектами в борьбе с коррупцией. На уроках литературы изучают произведения высмеивающие взяточников и казнокрадов.

Также формированию гражданского сознания способствуют внеклассные мероприятия, Например, классные часы:

 «По законам справедливости»

 «Как решить проблему коррупции»

 «Закон и необходимость его соблюдения»

 «Зачем нужна дисциплина? Преимущества соблюдения законов»

Также интересной для учащихся формой антикоррупционного воспитания являются конкурсы плакатов:

 «Нет! Коррупции!»

 «Борьба со взяточничеством»

В результате совместной работы классных руководителей и учителей гуманитарного цикла возможно сформировать личность, которая будет наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, личность, которая готова будет сказать коррупции «Нет!»__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков истории и формирование антикоррупционного мировоззрения в 10 классе

Примерное планирование но интегрированному курсу Всеобщей и Российской истории 10 класс. (70 часов) Учебник «Россия и мир с древнейших времён до конца XIX века». / О.В.Волобуев,  В.А...

Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников

Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе, в нашей стране, - тема противодействия коррупции. По словам Президента Д.А.Медведева,«коррупция- это угроза для любого государства. Она разл...

Статья «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории России. 8 класс»

Существующая проблема коррупции в нашей стране не является чем-то необычным. В развитии общества  любой страны - это угроза для любого государства....

Информация по формированию антикоррупционного мировоззрения и повышения общего уровня правосознания и правовой культуры

Формы организации деятельности по формированию антикоррупционного мировоззрения в Жемчужинской ОШ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конкурса-викторины по формированию ЗОЖ у обучающихся 6х-8х классов «Тема здоровья в топонимике Санкт-Петербурга»

Представлена методическая разработка викторины по формированию здорового образа жизни у обучающихся 6х-8х общеобразовательной школы.  Разработка имеет целью мотивацию обучающихся на укрепление и ...

Классный час «Давайте разберемся!», направленный на формирование антикоррупционного мировоззрения

Классный час «Давайте разберемся!»,направленный на формирование антикоррупционного мировоззрения...

Методическая разработка занятия в рамках реализации программы дополнительного образования, направленная на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся «Агитационный плакат –– визуальное средство профилактики коррупции»

Данное занятие может быть использовано педагогами в объединениях художественной направленности, связанных с изобразительным искусством, а также с компьютерной графикой и графическим дизайном....