Статья "Наставничествр как неотьемлемый компонент современной системы образования"
статья

Дибижева Рита Владимировна

Цель статьи - повысить осведомленность о важности, рисках и ответственности, связанных с наставничеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dibizheva_r.v._nastavnichestvo.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Р.В. Дибижева

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Минеральные Воды

Ключевые слова: наставничество; структурные компоненты; формирование личности; учебная мотивация; формы наставничества; проектная деятельность; образовательный процесс

Аннотация. За последнее десятилетие произошли большие изменения в значении, придаваемом наставничеству. Цель статьи – повысить осведомленность о важности, рисках и ответственности, связанных с наставничеством. В нем приводятся примеры различных форм наставничества. В статье рассматриваются задачи наставничества и модели наставничества, которые применяются в школе.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живёт до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

Повышение качества современного образования связывается с решением множества задач: профессиональное развитие педагогов, обеспечение успеха каждого ученика, создание в образовательной организации материально-технических и психолого-педагогических условий, предполагающих успешные взаимоотношения в коллективе и др. Одним из инструментов выстраивания профессиональных, субъектных, межличностных отношений в образовательной организации является наставничество.

Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию и происходит от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея.

С того времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, пользующийся всеобщим доверием, а наставничество ассоциируется с человеком мудрым, обладающим способностью научить, направить, часто являющимся образцом для подражания.

Благодаря наставничеству,  возможно обеспечить профессиональный рост педагогов, в данном случае речь идет о наставничестве в системе «учитель – учитель».

В настоящее время о важности наставничества говорится в ряде стратегических документов федерального уровня:  посланиях и указах Президента Российской Федерации, федеральном проекте «Учитель будущего», национальной системе учительского роста, профессиональном стандарте «Педагог». Указом Президента РФ учрежден знак отличия «За наставничество». В Послании Президента Федеральному Собранию  от 1 марта 2018 г. говорится о такой  значимой задаче в сфере образования, как развитие движения наставничества: «Значимой задачей считаю развитие наставничества. Только так, объединив передовые знания и нравственные основы, обеспечив подлинное партнёрство и взаимопонимание поколений, мы сможем быть сильными».

Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.

Особенно актуальна в современных условиях роль наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога в образовательной организации.  В сравнении с классическими формами повышения квалификации (обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации, посещение методических мероприятий, самообразование и другие)  имеет ряд преимуществ:  обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности, имеет «обратную связь».

Суть наставничества сводится к созданию комфортных педагогических и психологических условий для обучения и активизации работы молодых специалистов, повышению ее эффективности, предоставлению возможности каждому проявить себя.

Несмотря на то, что между моделями наставничества есть различия, их объединяет одна цель – активизировать практическую работу всех учащихся, улучшить их знания, развить навыки межличностного общения, сформировать интерес к предмету

Цель школьного наставничества в МБОУ СОШ №1 – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • способствовать выявлению и осознанию молодым специалистом своих профессиональных интересов и затруднений;
  • разработать и апробировать индивидуальные карты профессионального развития молодого специалиста;
  • осуществлять индивидуальное сопровождение профессионального развития молодого специалиста.

Ожидаемые результаты:

  • умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
  • становление молодого учителя как учителя-профессионала.
  • повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
  • овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
  • умение планировать и проводить воспитательную работу с классом на основе изучения личности ребенка, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.

Наставник в нашей школе -  это человек, способный вдохновлять, который помогает молодому педагогу проявить себя. В своей работе с молодым педагогом я, как наставник, применяю инновационные формы работы, результатом совместной деятельности, при этом становятся организованные совместно мероприятия, мастер - классы, интернет -конференции, муниципальные методические объединения и семинары. Современные инновационные формы  работы способствуют развитию деловой коммуникации, личного лидерства, способности принимать решения и умения аргументировано их формулировать.  Помимо отличного владения навыками в определенной сфере, мы, наставники должны обладать целым рядом личностных качеств, из которых в первую очередь следует отметить чувство ответственности, целеустремленность, отзывчивость, терпение, чувство такта, владение приемами коммуникации и высокую самоорганизацию.

Современной школе необходимы образованные учителя, отличающиеся мобильностью, ответственностью, обладающие творческим потенциалом, креативностью. Таким учитель становится не сразу, его подготовка к сложной педагогической деятельности – это непрерывный длительный процесс, который ориентирован на развитие личностных качеств, профессиональных компетентностей, способностей. Большую роль в решении этих вопросов играет система наставничества, которая способна делать процесс становления молодого педагога более интенсивным и мотивировать его к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

В нашей школе традиционная модель наставничества – это взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим учителем в течение определенного периода времени. Такая модель позволяет обеспечить заинтересованный индивидуальный подход к молодому педагогу, создавая комфортную обстановку для его развития.

Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта, мастерства молодежи. При этом польза от данного способа двусторонняя: педагогическим опытом обогащаются молодые учителя, и повышается квалификация и профессиональное мастерство педагога-наставника. Для школы это ценное приобретение, так как с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности.  Я. А. Коменский писал: «Легко следовать за тем, кто правильно идет впереди!», на наш взгляд, слова великого Чешского педагога точно и емко отражают основную суть наставничества как формы обучения в современном образовательном пространстве

Закончить хочу словами: профессия педагога не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому, впереди еще много интересного и нового.

Список литературы.

  1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 томахТ.2/В.И.Даль.–Москва:ОЛМА-ПРЕСС,2001.–1119с.–Текст: непосредственный.
  2. Коменский,Я. А.Пампедия/ Я. А. Коменский.–Москва: УРАО, 2003. – 319 с. – Текст : непосредственный.
  3. Макарова Е.А. Наставничество сверстников на уроках иностранного        языка        в        неязыковом        вузе        /        Е.        А.        Макарова.        –        URL:
  4. 1.     «Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов», 2021 , Руденко И. В. Доктор педагогических наук, профессор кафедры «педагогика и методики преподавания», Тольяттинский государственный университет, стр. 16
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-sverstnikov-na-urokah- inostrannogo-yazyka-v-neyazykovom-vuze(датаобращения:01.02.2023).– Текст : электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования

Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до...

Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы образования.

Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы образования....

Тезисы ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Тезисы ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ...

Роль дополнительного образования в современной системе образования

Lополнительное образование  обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Оно предоставляет   обучающимся  широкие возможности для полу...

Дополнительное образование детей в современной системе образования

Основные направления и особенности развития современной системы дополнительного образования Дополнительное образование детей – это составной компонент общей системы образования, не входящий в ра...