Место системы специального (коррекционного) образования в современной системе образования
статья на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Брасовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»
Доклад
«Место системы специального (коррекционного) образования в современной системе образования»
Подготовила: Сорокина Э.Н.
2014 – 2015 учебный год
Педсовет
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
- международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
- федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
- правительственные (постановления, распоряжения);
- ведомственные (Министерства образования);
- региональные (правительственные и ведомственные).
Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.
Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1:
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:
· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
· обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
· доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
· предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
· создание условий для освоения социальных навыков;
· обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Федеральные документы
Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.
Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.
В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей, закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Выдержки из Закона «Об образовании»
(Федеральный закон №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года
- Об обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
…16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий;
…27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц;
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской
Федерации
…5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания
ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих
лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению
образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том
числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные
требования. Образовательные стандарты
…6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или
включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
…2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния
здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-
медико-педагогической коррекции;
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и
педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь
обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
…5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам
дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
(с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся
…2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают
помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой
коррекции нарушений их развития.
…3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с
учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования
и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования,
факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого
организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
…8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов
обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно
предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
…6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать
специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную
деятельность
…3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего
профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено
настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по
адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких
обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации
для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с
расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей
образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием,
одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения
указанных обучающихся.
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального
обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего
образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам
профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются
бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и
тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта
Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской
Федерации.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников,
владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации,
осуществляющие образовательную деятельность.
Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере
образования
… 2. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или
муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю)
образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии),
типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных
технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения
безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных
настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для
различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в
соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено
настоящей статьей.
Статья 108. Заключительные положения
…5. Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим
Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года с учетом следующего:
1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;
Статья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
РСФСР и Российской Федерации
Признать утратившими силу:
… 49) статью 1 Федерального закона от 30 июня 2007 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3215);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.
Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ:
«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»(утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:
Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленная на разрешение этой проблемы.
В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.
Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:
- законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);
- обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
- нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
- внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
- пересмотр критериев установления инвалидности для детей;
- реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;
- внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.
Специальная (коррекционная) школа вчера, сегодня завтра…
В соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. родители вправе выбирать образовательное учреждение по своему усмотрению.
Такая свобода выбора создала конкурентное поле между образовательными организациями. Такая конкуренция не могла пройти бесследно для специальных (коррекционных) школ.
Ещё со времён СССР в специальную школу направляли тех детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых возникали значительные трудности в освоении общеобразовательной программы. Однако в силу менталитета и общественных предубеждений решение родителей направить своего ребёнка в специальную (коррекционную) школу было сравнимо с решением «списать пилота с самолёта». И действительно, слово «специальная» и «коррекционная» вызывает тревогу у любого родителя. Тем не менее, неуспешных в массовой школе детей направляли именно в специальную (коррекционную) школу. В этом и была одна из причин открытия коррекционных школ – создание возможности обучения для детей, которые более нигде не могли успешно получить образование.
С течением времени специальные (коррекционные) школы образовали целую систему учреждений, работа которых направлена на создание полноценных трудовых ресурсов из числа инвалидов. Во многом советская идеология и пропаганда ценности труда сыграла позитивную роль в развитии коррекционных школ. Целью таких школ было обучение и воспитание полноценного гражданина, который был бы полноправным членом общества. Эта нацеленность на результат работы во многом предопределил дальнейшее развитие и специфику таких школ.
Но, если ранее в коррекционные школы дети зачислялись только по специальным направлениям, то в настоящее время родители могут самостоятельно выбирать форму обучения для своего ребёнка. Это коренным образом изменило ситуацию. Если ранее специальная (коррекционная) школа пополнялась только за счёт «направляемых» детей, то теперь коррекционная школа вступает в конкурентную борьбу со всеми массовыми школами.
Такая конкурентная борьба во многом определяет дальнейшее развитие коррекционных школ. Ведь речь идёт уже не о направлении ребёнка, а об осознанном выборе родителей!
По закону «Об образовании» к 2016 году понятие специальная (коррекционная) общеобразовательная школа исчезнет. Смотрите статью 108 пункт 5: «Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года с учетом следующего:
1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации…»
В связи с идеей инклюзивного образования, надобность (естественно, по мнению «умных» чиновников) в коррекционных школах отпадает. Об этом не раз говорилось на разных уровнях. И, здесь, скорее всего, речь не идет о качестве образования детей с ограниченными возможностями, а упирается все в деньги. Слишком уж дорого обходится государству содержание коррекционных школ. Как будут ликвидировать коррекционные школы, пока неизвестно. Единственное, провести «ликвидацию» государство хочет быстро. И уже в некоторых регионах это делается. Иногда делается хитрее. Сейчас школам платят за количество учащихся. В коррекционных школах учащихся немного, и поэтому, под соусом выживания в таких условиях и достойной оплаты труда педагога, коррекционные школы объединяют с массовыми. В Москве уже есть школы для детей с нарушением слуха, которых ждет подобная участь. Педагогов этих школ на собраниях коллектива предупредили об этом. Процесс запущен.
В законе есть целый раздел, посвященный образованию детей с ограниченными возможностями. Но написано там так туманно, и трактовать его можно по-разному. Смотрите статью 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». По сути, там говорится о том, что будут существовать учебные учреждения, которые будут обучать детей с ограниченными возможностями. Смотрите, например, пункт 4: «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и пункт 5: «Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Но они, организации, не будут называться коррекционными (опять же, смотрите статью 108 пункт 5) . Тогда возникает вопрос по оплате педагогов. Ведь не секрет, что педагоги в коррекционных школах получали определенные надбавки к зарплате. А в общеобразовательной школе такой надбавки не будет. В этой же статье есть интересный момент, смотрите пункт 11: «При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков…».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Федеральный закон №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года.
- http://perspektiva-inva.ru/news/vw-997/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования
Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до...
Полное описание методической системы специального (коррекционного) класса VIII вида
Полное описание методической системы специального (коррекционного) класса VIII вида...
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....
Роль дополнительного образования в современной системе языкового образования
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе....
Итоговая проектная работа по инвариантному блоку «Модернизация современной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования»
Проект к вариативному блоку....
Роль дополнительного образования в современной системе образования
Lополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Оно предоставляет обучающимся широкие возможности для полу...
Роль дополнительного образования в современной системе образования
Система дополнительного образования детей - особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и професс...