«Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий»
материал

Лисовская Светлана Владимировна

«Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников финансовой грамотности как одного из актуальных направлений современного образования.

Задачи:

1. Познакомить участников МО с активными методами, формами обучения финансовой грамотности школьников.

2. Повысить уровень мастерства педагогов и дать методические рекомендации по использованию различных форм при работе в данном направлении.

3. Мотивировать участников МО  к созданию собственных разработок по обучению финансовой грамотности.

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий»

Слайд 2.

«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость,

  а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах

Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности
современного человека, что обеспечивает качественную подготовку
молодежи к взрослой жизни.

        Слайд 3. Согласно государственной программе РФ «Развитие образования» (2018-2025г.) от 26 декабря 2017г. Одна из целей данной программы- это повышение позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся. (PISA)

Основные составляющие функциональной грамотности (PISA):

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественно-научная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • глобальные компетенции
  • креативное мышление

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека.

Слайд 4.  Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших.

При формировании финансовой грамотности у учащихся акцентировать внимание нужно  на конкретные повседневные ситуации решения личных и семейных финансовых вопросов.

Слайд 5. Первые шаги в финансовую грамотность мы делаем в начальной школе.

Слайд 6. Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» может быть встроен в образовательные программы, «Начальная школа XXI века», «Школа России» и др.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: слайд 7 окружающий мир, слайд 8 математика, слайд 9 русский язык и литературное чтение.

Слайд 10. На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР

Слайд 11  Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов:

  1. онлайн-игра для обучающихся 2-4 классов на сайте Финзнайка.рф;
  2. онлайн-сервис Монеткины.рф, обучающий основам ведения бюджета для 2-8 классов;
  3. интерактивный мультсериал «Богатый бобрёнок для детей от 6 лет и др.).

слайд 12 В учебном плане средней школы предусмотрено изучение элективного курса, связанного с формированием финансовой грамотности, но также данную тему мы можем рассмотреть на различных уроках.

Слайд 13 На уроках английского языка, по теме: «Покупка сувениров». При рассмотрении данной темы происходит усвоение понятий: валюта, доллар, евро и умение правильно применить это знание на практике в ситуации приобретения необходимого товара, а также при необходимости перевода их в рубли. 

Слайд 14. На уроках математики В 5 классе во время изучения темы диаграммы, можно предложить ученикам  составить диаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок впервые увидит, как распределяются средства. Научившись рассчитывать проценты, ученики смогут понять, как работает система кредитования и вкладов, как начисляются премии.

Слайд 15. В 6 классе, познакомившись с пропорциями, ученики наблюдают, как снижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налогов от заработной платы.

Слайд 16. 9-11 классы. При изучении тем: «Задачи на повышение и понижение цены», «Простые и сложные проценты» обучающиеся получают знания о процентных ставках, учатся решать задачи, связанные с кредитами и вкладами.

Слайд 17. В мировой литературе есть множество произведений, на примере которых есть возможность разобрать финансовые ситуации, научить детей мыслить. На уроке можно поработать с текстом произведения: прочитать выразительно, почитать по ролям, обсудить, отвечать на вопросы, и даже  придумать другой сюжет, который помог бы герою не совершать финансовых ошибок.

Слайд 18 Даже изучая виды и жанры изобразительного искусства, можно рассмотреть тему  денег. Один из примеров, дать ученикам задание 

Слайд 19. На уроках географии в 8 классе при изучении раздела Населения России, можно рассмотреть различные темы связанные с финансовой грамотностью. Например, тема: Что такое пенсия и как ее сделать достойной.

Решение ситуационных задач: «Зайти на сайт Пенсионного фонда России в раздел «Пенсионный калькулятор», задать разные параметры пенсии.

При изучении Цветной металлургии России, можно поднять вопрос о способах инвестирования в драгоценные металлы.

Слайд 20.  Во время февральских каникул наши ученики приняли участие онлайн-уроках  финансовой грамотности от Центрального банка Р.Ф. Самые  востребованные темы из них вы видите на экране.

Слайд 21-23. При формировании финансовой грамотности можно использовать различные игры и интернет- платформы, которые показаны на экране.

Слайд 24. Финансовая грамотность позволяет с иных позиций присмотреться и к материалу по всем учебным предметам, сориентировать ребят на его практическую значимость.Главным критерием выбора заданий является их доступность для детей определённого возраста.

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Статья содержит определение функциональной и финансовой грамотности. Подробно разобрано содержание  задания по определению навыка владения финансовой грамотностью в рамках международного исследов...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Презентация для педсовета по функциональной грамотности....

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОСЖ

Материал содержит конкретные задания для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые можно применять на уроках....