Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности (выступление)
учебно-методический материал

Елисеева Ольга Анатольевна

Выступление на школьном семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности

СЛАЙД 2.       Мы живём в стремительно меняющемся мире, поэтому общество делает запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам, т.е. существует запрос на функционально грамотных специалистов, а ФГ становится важным показателем качества образования.

Функционально грамотная личность – это человек познающий, умеющий жить среди людей и самостоятельный.

СЛАЙД 3.      Как установили учёные, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. И фактор №1 – это навык смыслового чтения. Смысловое чтение является и метапредметным результатом освоения образовательной программы, и универсальным учебным действием.

Смысловое чтение лежит в основе такого понятия как ЧИТАТЕЛЬСКАЯ грамотность. ЧГ является основой для развития всех остальных видов грамотности. Например, чтобы проявить математическую грамотность, нужно правильно прочитать и понять условие задачи.

СЛАЙД 4.    Что же такое ЧГ? (ЗАЧИТАТЬ ). В определении обратим внимание на слово «способность». А раз это способность, то её можно и нужно у учеников развивать.

СЛАЙД 5. Какие этапы формирования ЧГ можно выделить? ЭТАП 1 – обучение чтению. Он заканчивается к концу 4ого года обучения. Готовы ли школьники к тому, чтобы использовать письменные тексты на следующем уровне, оценивает тест ПИРЛС.    ЭТАП 2 – чтение для обучения. Он заканчивается, когда молодые люди переходят к следующей ступени образования – профессиональному или общему. Как завершился этот этап, оценивает тест ПИЗА.  А дальше? А дальше – чтение для жизни, т.е.для решения бытовых, социальных, профессиональных задач, для саморазвития и самореализации.

СЛАЙД 6.  Раз в 3 года, начиная с 2000, проводится международное исследование ПИЗА, в котором оцениваются способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьёй. Объект исследования – образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В 2018 году Россия заняла 31 место из 77 стран участниц исследования.

СЛАЙД 8. Важнейшими составляющими ЧГ являются читательские действия, или читательские умения.

1-я группа читательских действий связана с нахождением и извлечением информации. Уч-ся должны уметь извлекать текстовую информацию, данную в явном, и (что сложнее) в неявном виде.

2-я группа – читательские действия, связанные  с интеграцией и интерпретацией текста. Толкование, или интерпретация, предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое, иногда осмыслить подтекст.

3-я группа действий связана с осмыслением и оценкой текста. Такие читательские действия предполагают опору на знания, идеи, известные читателю до знакомства с текстом, т.е.опора на внетекстовое знание.

СЛАЙД 9. Инструментом проверки сформированности ЧГ становятся тексты, и они отражают новые ожидания по отношению к читателю.  В них включены графические и электронные тексты, многие тексты связаны с оценкой использования информации в интернете.

СЛАЙД 10.  Соответственно, интересно узнать, какие типы текстов предлагаются для оценки читательских умений?

СЛАЙД 12.  Я хочу познакомить вас с демоверсией заданий по оценке ЧГ в 5 классе. Работа состоит из 2 блоков. Рассчитана на 40 минут.

Как же выглядит работа?

Максим увлечён путешествиями, поэтому часто заходит на сайт Русского географического общества. Однажды он нашёл там информацию, что победителем в номинации «Лучший зарубежный проект» стала экспедиция «Дикая Одиссея» французского писателя, режиссера, путешественника Николя Ванье.

СЛАЙД 13. Максиму захотелось побольше узнать о путешественнике, и он обратился к порталу «Вокруг света», где нашёл интервью с Николя Ванье. Дальше скриншот страницы интервью.

Действия Максима на этом не закончились, ему попадается  на сайте книжного магазина описание книги о путешественнике и мальчик читает отзывы об этой книге. Т.е.мы видим достаточно высокую информационную насыщенность текстового материала.

СЛАЙД 14. Затем даются вопросы. Они не должны вызвать затруднений у основоной массы ребят.

СЛАЙД 15. Интересно вот такое задание. (ЗАЧИТАТЬ) Это составное задание  представляет собой комбинацию текста и схемы. Относится к среднему уровню сложности и проверяет  умение соотносить визуальное изображение с вербальным, те интегрировать и интерпретировать.

СЛАЙД 16. Дальше дана карта России, где отмечены 3 экспедиции Николя Ванье. И задание : «Информацию об экспедициях решили внести в спрвочник «Необычные путешествия». Для экспедиций нуджно указать, где начинался маршрут, где заканчивался, а т акже его протяжённость. И внести информацию в таблицу.

Я поставила эти слайды друг за другом, а вот в демоверсии схема путешествия дана между интервью и описанием книги о путешествиях. Не всякий ученик догадается, где брать информацию для заполнения таблицы. Т.о, данное задание проверяет такое читательское умение, как находить и извлекать информацию. Это задание даётся как задание высокого уровня сложности.

Мы видим, что для проверки сформированности читательских умений даются комплексные задания, объединённые общей темой или проблемой. Задания близки к реальным проблемным ситуациям. Для решения проблемы не требуется специальных предметных знаний, но необходима сформированность общеучебных и интеллектуальных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Статья содержит определение функциональной и финансовой грамотности. Подробно разобрано содержание  задания по определению навыка владения финансовой грамотностью в рамках международного исследов...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Презентация для педсовета по функциональной грамотности....

Выступление "Читательская грамотность как системообразующий компонент функциональной грамотности"

Выступление на заседании методического совета школы по теме "Работа по формированию функциональной грамотности"...

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОСЖ

Материал содержит конкретные задания для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые можно применять на уроках....