Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности (выступление)
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности
СЛАЙД 2. Мы живём в стремительно меняющемся мире, поэтому общество делает запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам, т.е. существует запрос на функционально грамотных специалистов, а ФГ становится важным показателем качества образования.
Функционально грамотная личность – это человек познающий, умеющий жить среди людей и самостоятельный.
СЛАЙД 3. Как установили учёные, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. И фактор №1 – это навык смыслового чтения. Смысловое чтение является и метапредметным результатом освоения образовательной программы, и универсальным учебным действием.
Смысловое чтение лежит в основе такого понятия как ЧИТАТЕЛЬСКАЯ грамотность. ЧГ является основой для развития всех остальных видов грамотности. Например, чтобы проявить математическую грамотность, нужно правильно прочитать и понять условие задачи.
СЛАЙД 4. Что же такое ЧГ? (ЗАЧИТАТЬ ). В определении обратим внимание на слово «способность». А раз это способность, то её можно и нужно у учеников развивать.
СЛАЙД 5. Какие этапы формирования ЧГ можно выделить? ЭТАП 1 – обучение чтению. Он заканчивается к концу 4ого года обучения. Готовы ли школьники к тому, чтобы использовать письменные тексты на следующем уровне, оценивает тест ПИРЛС. ЭТАП 2 – чтение для обучения. Он заканчивается, когда молодые люди переходят к следующей ступени образования – профессиональному или общему. Как завершился этот этап, оценивает тест ПИЗА. А дальше? А дальше – чтение для жизни, т.е.для решения бытовых, социальных, профессиональных задач, для саморазвития и самореализации.
СЛАЙД 6. Раз в 3 года, начиная с 2000, проводится международное исследование ПИЗА, в котором оцениваются способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьёй. Объект исследования – образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В 2018 году Россия заняла 31 место из 77 стран участниц исследования.
СЛАЙД 8. Важнейшими составляющими ЧГ являются читательские действия, или читательские умения.
1-я группа читательских действий связана с нахождением и извлечением информации. Уч-ся должны уметь извлекать текстовую информацию, данную в явном, и (что сложнее) в неявном виде.
2-я группа – читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста. Толкование, или интерпретация, предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое, иногда осмыслить подтекст.
3-я группа действий связана с осмыслением и оценкой текста. Такие читательские действия предполагают опору на знания, идеи, известные читателю до знакомства с текстом, т.е.опора на внетекстовое знание.
СЛАЙД 9. Инструментом проверки сформированности ЧГ становятся тексты, и они отражают новые ожидания по отношению к читателю. В них включены графические и электронные тексты, многие тексты связаны с оценкой использования информации в интернете.
СЛАЙД 10. Соответственно, интересно узнать, какие типы текстов предлагаются для оценки читательских умений?
СЛАЙД 12. Я хочу познакомить вас с демоверсией заданий по оценке ЧГ в 5 классе. Работа состоит из 2 блоков. Рассчитана на 40 минут.
Как же выглядит работа?
Максим увлечён путешествиями, поэтому часто заходит на сайт Русского географического общества. Однажды он нашёл там информацию, что победителем в номинации «Лучший зарубежный проект» стала экспедиция «Дикая Одиссея» французского писателя, режиссера, путешественника Николя Ванье.
СЛАЙД 13. Максиму захотелось побольше узнать о путешественнике, и он обратился к порталу «Вокруг света», где нашёл интервью с Николя Ванье. Дальше скриншот страницы интервью.
Действия Максима на этом не закончились, ему попадается на сайте книжного магазина описание книги о путешественнике и мальчик читает отзывы об этой книге. Т.е.мы видим достаточно высокую информационную насыщенность текстового материала.
СЛАЙД 14. Затем даются вопросы. Они не должны вызвать затруднений у основоной массы ребят.
СЛАЙД 15. Интересно вот такое задание. (ЗАЧИТАТЬ) Это составное задание представляет собой комбинацию текста и схемы. Относится к среднему уровню сложности и проверяет умение соотносить визуальное изображение с вербальным, те интегрировать и интерпретировать.
СЛАЙД 16. Дальше дана карта России, где отмечены 3 экспедиции Николя Ванье. И задание : «Информацию об экспедициях решили внести в спрвочник «Необычные путешествия». Для экспедиций нуджно указать, где начинался маршрут, где заканчивался, а т акже его протяжённость. И внести информацию в таблицу.
Я поставила эти слайды друг за другом, а вот в демоверсии схема путешествия дана между интервью и описанием книги о путешествиях. Не всякий ученик догадается, где брать информацию для заполнения таблицы. Т.о, данное задание проверяет такое читательское умение, как находить и извлекать информацию. Это задание даётся как задание высокого уровня сложности.
Мы видим, что для проверки сформированности читательских умений даются комплексные задания, объединённые общей темой или проблемой. Задания близки к реальным проблемным ситуациям. Для решения проблемы не требуется специальных предметных знаний, но необходима сформированность общеучебных и интеллектуальных умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности
Статья содержит определение функциональной и финансовой грамотности. Подробно разобрано содержание задания по определению навыка владения финансовой грамотностью в рамках международного исследов...
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...
Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности (презентация)
Презентация к выступлению на семинаре...
Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности
Презентация для педсовета по функциональной грамотности....
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОСЖ
Материал содержит конкретные задания для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые можно применять на уроках....
«Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий»
laquo;Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий»...