Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности (выступление)
учебно-методический материал

Елисеева Ольга Анатольевна

Выступление на школьном семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности

СЛАЙД 2.       Мы живём в стремительно меняющемся мире, поэтому общество делает запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам, т.е. существует запрос на функционально грамотных специалистов, а ФГ становится важным показателем качества образования.

Функционально грамотная личность – это человек познающий, умеющий жить среди людей и самостоятельный.

СЛАЙД 3.      Как установили учёные, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. И фактор №1 – это навык смыслового чтения. Смысловое чтение является и метапредметным результатом освоения образовательной программы, и универсальным учебным действием.

Смысловое чтение лежит в основе такого понятия как ЧИТАТЕЛЬСКАЯ грамотность. ЧГ является основой для развития всех остальных видов грамотности. Например, чтобы проявить математическую грамотность, нужно правильно прочитать и понять условие задачи.

СЛАЙД 4.    Что же такое ЧГ? (ЗАЧИТАТЬ ). В определении обратим внимание на слово «способность». А раз это способность, то её можно и нужно у учеников развивать.

СЛАЙД 5. Какие этапы формирования ЧГ можно выделить? ЭТАП 1 – обучение чтению. Он заканчивается к концу 4ого года обучения. Готовы ли школьники к тому, чтобы использовать письменные тексты на следующем уровне, оценивает тест ПИРЛС.    ЭТАП 2 – чтение для обучения. Он заканчивается, когда молодые люди переходят к следующей ступени образования – профессиональному или общему. Как завершился этот этап, оценивает тест ПИЗА.  А дальше? А дальше – чтение для жизни, т.е.для решения бытовых, социальных, профессиональных задач, для саморазвития и самореализации.

СЛАЙД 6.  Раз в 3 года, начиная с 2000, проводится международное исследование ПИЗА, в котором оцениваются способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьёй. Объект исследования – образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В 2018 году Россия заняла 31 место из 77 стран участниц исследования.

СЛАЙД 8. Важнейшими составляющими ЧГ являются читательские действия, или читательские умения.

1-я группа читательских действий связана с нахождением и извлечением информации. Уч-ся должны уметь извлекать текстовую информацию, данную в явном, и (что сложнее) в неявном виде.

2-я группа – читательские действия, связанные  с интеграцией и интерпретацией текста. Толкование, или интерпретация, предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое, иногда осмыслить подтекст.

3-я группа действий связана с осмыслением и оценкой текста. Такие читательские действия предполагают опору на знания, идеи, известные читателю до знакомства с текстом, т.е.опора на внетекстовое знание.

СЛАЙД 9. Инструментом проверки сформированности ЧГ становятся тексты, и они отражают новые ожидания по отношению к читателю.  В них включены графические и электронные тексты, многие тексты связаны с оценкой использования информации в интернете.

СЛАЙД 10.  Соответственно, интересно узнать, какие типы текстов предлагаются для оценки читательских умений?

СЛАЙД 12.  Я хочу познакомить вас с демоверсией заданий по оценке ЧГ в 5 классе. Работа состоит из 2 блоков. Рассчитана на 40 минут.

Как же выглядит работа?

Максим увлечён путешествиями, поэтому часто заходит на сайт Русского географического общества. Однажды он нашёл там информацию, что победителем в номинации «Лучший зарубежный проект» стала экспедиция «Дикая Одиссея» французского писателя, режиссера, путешественника Николя Ванье.

СЛАЙД 13. Максиму захотелось побольше узнать о путешественнике, и он обратился к порталу «Вокруг света», где нашёл интервью с Николя Ванье. Дальше скриншот страницы интервью.

Действия Максима на этом не закончились, ему попадается  на сайте книжного магазина описание книги о путешественнике и мальчик читает отзывы об этой книге. Т.е.мы видим достаточно высокую информационную насыщенность текстового материала.

СЛАЙД 14. Затем даются вопросы. Они не должны вызвать затруднений у основоной массы ребят.

СЛАЙД 15. Интересно вот такое задание. (ЗАЧИТАТЬ) Это составное задание  представляет собой комбинацию текста и схемы. Относится к среднему уровню сложности и проверяет  умение соотносить визуальное изображение с вербальным, те интегрировать и интерпретировать.

СЛАЙД 16. Дальше дана карта России, где отмечены 3 экспедиции Николя Ванье. И задание : «Информацию об экспедициях решили внести в спрвочник «Необычные путешествия». Для экспедиций нуджно указать, где начинался маршрут, где заканчивался, а т акже его протяжённость. И внести информацию в таблицу.

Я поставила эти слайды друг за другом, а вот в демоверсии схема путешествия дана между интервью и описанием книги о путешествиях. Не всякий ученик догадается, где брать информацию для заполнения таблицы. Т.о, данное задание проверяет такое читательское умение, как находить и извлекать информацию. Это задание даётся как задание высокого уровня сложности.

Мы видим, что для проверки сформированности читательских умений даются комплексные задания, объединённые общей темой или проблемой. Задания близки к реальным проблемным ситуациям. Для решения проблемы не требуется специальных предметных знаний, но необходима сформированность общеучебных и интеллектуальных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Статья содержит определение функциональной и финансовой грамотности. Подробно разобрано содержание  задания по определению навыка владения финансовой грамотностью в рамках международного исследов...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Презентация для педсовета по функциональной грамотности....

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОСЖ

Материал содержит конкретные задания для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые можно применять на уроках....

«Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий»

laquo;Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий»...