«Мой край родной – Чувашия!»
план-конспект

Семенова Наталия Михайловна

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у современной молодёжи. Воспитание у обучающихся начальных классов чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну занимает важное место.

Классный час “Край родной-Чувашия”предназначен для организации и проведения внеучебной работы по патриотическому воспитанию и адресован обучающимся 4 класса (детям 10-11лет).

Сценарий классного часа и презентации могут быть использованы классными руководителями начальных классов в процессе учебной деятельности: по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству. Оборудование и материально – техническое обеспечение:проектор, презентация,чувашская песня Валентины Телей «Сурхи варманта»,аудиозапись гимна Чувашии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_kray_rodnoy-chuvashiya.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

 

Классный час на тему:

«Мой край родной – Чувашия!»

Подготовила воспитатель:Семенова Наталия Михайловна

БОУ ЧР “Ибресинская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

Минобразования Чувашии

Пояснительная записка

В современном мире появилась необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучения прошлого и настоящего своей ”малой Родины”. Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у современной молодёжи. Воспитание у обучающихся начальных классов чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну занимает важное место.

Классный час “Край родной-Чувашия”предназначен для организации и проведения внеучебной работы по патриотическому воспитанию и адресован обучающимся 4 класса (детям 10-11лет).

Сценарий классного часа и презентации могут быть использованы классными руководителями начальных классов в процессе учебной деятельности: по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству. Оборудование и материально – техническое обеспечение:проектор, презентация,чувашская песня Валентины Телей «Сурхи варманта»,аудиозапись гимна Чувашии.

Цель: воспитание гражданско-патриотического сознания и развитие духовно-нравственного потенциала воспитанников.

Воспитание любви к своей земле, к своему народу.

 Задачи:

1. Познакомить учащихся с культурным наследием страны, формировать представление об истории и культуре русского народа. Развивать интерес к истории России; к культуре и традициям русского народа.

2. Воспитывать чувство гордости за свою страну, за «малую» родину;

3. Знакомить детей с историей родного края, воспитывать уважительное отношение к традициям своей малой родины.

Предварительная работа: совместная беседа с воспитателем, чтения рассказов и стихов о чувашской республике; разучивание танца, чувашских национальных игр, стихов на групповых и индивидуальных занятиях; подготовка чувашских национальных нарядов совместно родители и дети; подборка слайдов о Чувашской республике.

Вход: звучит чувашская песня Валентины Телей «Сурхи варманта» (весенний лес).

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята и наши гости.

Знаете ли Вы страну такую,

Древнюю и вечно молодую,

Где в лесу тетерева токуют –

Словно песней сердце околдуют,

Где коль праздник – от души ликуют,

Коль работа — гору дай любую!

Знаете ли Вы такой народ,

У которого сто тысяч слов,

У которого сто тысяч песен

И сто тысяч вышивок цветет?

Приезжайте к нам — и я готов

Это все проверить с вами вместе.

      Ребята, наша Родина Россия – большая страна и богата она не только лесами, морями и недрами, но и дружбой многих народов, которые её населяют. Давайте назовем некоторые из них

 ( 1 слайд)

Ответ зала: (русские, чуваши, татары, башкиры, удмурты, марийцы и т.д.)

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вашему вниманию видеоролик.

-О чём пелось в этой песне ?( ответы: о красоте чувашской пени и танца  )

- Ребята о чем этот ролик? (О Чувашии)

-Правильно, о Чувашии.

Воспитатель:Сегодня мы отправимся в путешествие по Чувашской республике.

 ( 2слайд)

Столица Чувашии - это город Чебоксары (по чувашски «Шупашкар»)  

В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 года.  

Шупашкар был древним болгаро-чувашским городом.  Шупашкар состоит из двух слов: "шупаш" и "кар". Кар - укрепленное место, крепость. Шупаш -чуваш. Получается, что Шупашкар - чувашская крепость.

Столицей Чувашии Чебоксары утвердили 24 июня 1920 года ,   .

Воспитатель:Какие еще города нашей республики вы знаете?

Ответы детей:Новочебоксарск

                          Цивильск

                          Ядрин

                          Мариинский посад

                          Шумерля

                          Козловка

                          Канаш

                          Алатырь (3 слайд)

Воспитатель:Молодцы! Ребята,а вы знаете самого известного человека в Чувашии?.

Ответ детей: Президент республики Олег Алексеевич Николаев(4 слайд)

Воспитатель:Сейчас дети прочитают стихи про Чувашскую столицу   

Что такое Чебоксары                                                  

Это город очень старый        

В этом городе живет

Замечательный народ

Знаете ли вы народ такой,

У которого сто тысяч слов,    

У которого сто тысяч песен

И сто тысяч вышивок цветет.

Волны Волги ластятся к нам     

Корабли плывут по волнам.

Чуваши живут на Волге.

На великой реке Волге.

Мы на Волжском берегу живем,      

Как семья единая живем.

Край чувашский устремлен всегда вперед.

Славен доблестным трудом своим народ

Воспитатель: Посмотрите ребята, это флаг республики Чувашии (5 слайд)

Цвета государственного флага - жёлтый и красный - основные цвета чувашского народа. Жёлтый (сара) цвет - обозначает самое прекрасное и светлое. Красный цвет (Херле) - один из самых распространённых цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента, обозначает - достоинство, могущество, мужество, сила.

Верхнее жёлтое поле, обозначает пространство под солнцем. Нижнее красное поле, обозначает Чувашскую землю.

В середине флага расположены символы: «Древо жизни» и «Три солнца».

Символ «Древо жизни», обозначает дерево дуб, могучее и долговечное. Символ «Три солнца» - обозначает солнечный свет.

Воспитатель: А это, ребята, герб Чувашии.(6 слайд)

 Символ «Древо жизни» обозначает  восьмиугольная звезда - это образ солнца, которая дарит людям жизнь. Главная часть герба - щит, означает чувашское народное понятие ("Были. Есть. Будем. ") Вокруг гербового щита нарисовано ветви хмеля. Ведь хмель - ведущая культура сельского хозяйства Чувашии.

Воспитатель: А теперь давайте, послушаем гимн Чувашии. Ребята, когда звучит гимн нужно встать.

Воспитатель: Главное богатство - это люди, которые проживают на территории Чувашии (чуваши, русские, татары, мордва, марийцы). Люди разных национальностей дружно живут в республике. В Чувашской республике изучают чувашский язык.

Чуваши разговаривают на чувашском языке.

Мама –анне.

Папа –атте.

Воспитатель: Посмотрите, это самый крупный дуб в Чувашской Республике, ему  больше 400 лет. Дуб внесен в книгу старовозрастных деревьев России. (7 слайд)

Высота дуба 26 метров, это как девятиэтажный дом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это Театр оперы и балета 

Чебоксарцы приходят сюда посмотреть музыкальные спектакли: оперу, балет, или просто на концерт послушать музыку. (8 слайд)

 Ребёнок: Край чувашский хорош

                  Лучше края не найдешь

                  Мы танцуем и поем

                  Очень счастливо живем

Воспитатель: Шире круг,

                           Шире круг

                           Выходи смелее друг

                           Пляска чувашская у нас

                           Начинается сейчас.

И мы сейчас тоже посмотрим чувашский народный танец, в исполнении  наших девочек..  

Воспитатель: Молодцы, девочки. А мы продолжаем наш праздник.

Воспитатель: Культура чувашского народа разнообразна. В ней есть свои праздники и обряды, национальная одежда, свои легенды и сказки. А это чувашский национальный костюм. (9 слайд)  Платье обшито тесьмой, и вышито разными орнаментами чувашского народа. Обратите внимание на костюмах только основные цвета чувашского народа - это жёлтый и красный. Настя Чувашский головной убор называется хушпу, его носят девушки, он украшен монетами, бисером, пуговицами, бусами, бляшками ). Хушпу носили на праздниках.  

Шею девушек украшает мониста (10 ,11 слайд)

Ребёнок: Чувашия, Чувашия

                  Край ты мой чудесный

                  Трудом ты славишься

                  Плясками  и песнями

Воспитатель: Какой же праздник без игр. Предложить я вам хочу чувашскую игру «Тутр», что в переводе означает «платочек». (12 слайд)

 Правила игры. С помощью считалки выбираем водящего. Остальные дети встают в круг, держатся за руки. Водящий ходит за кругом, подходит к двум детям и разбивает сцепленные руки. Водящий  заходит в круг, поднимает платочек, а двое детей, обежав круг, стараются схватить платочек. Кто быстрее. Давайте поиграем.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним в какой Республики мы побывали?

Назовите главный город Чувашии.

Из  каких цветов состоит чувашский флаг?

Где бы мы с вами не находились, к какой бы национальности не относились, все мы живем в России. Спасибо за внимание!

Список литературы

1. Енькка Е.В. История и культура родного края : Чебоксары, 2014

2. И. Кондратьева. Города России. Энциклопедия. — М.: Большая

Российская Энциклопедия, 1994

3. Е.В. Пчелов. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. –

Москва: «Русское слово», 2002
4. А.Н. Вырщиков. Настольная книга по патриотическому воспитанию

школьников. - М.: Глобус, 2007
5. А.В. Даринский. Краеведение. - М.: Просвещение, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Край мой, Чувашия!

Вопросы по чувашскому языку и литературе, для конкурса, проводимого в рамках предметной недели....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Чувашия – мой край родной»

Цель этого занятия - формирование у детей интереса к получению знаний о Чувашии, знакомство детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим, с традициями чувашского народа, активизация и...

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

Неделя чувашской культуры «Моя родная Чувашия»

Тема: «Дружная семейка»Программное  содержание: --  поддерживать  интерес к чувашским народным играм;---  развивать быстроту, ловкость,  выносливость;---  сове...

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Викторина на тему " Мой край родной, Чувашия!"

Викторина для детей старшего дошкольного возраста применима для воспитания национального самосознания,любви к малой родине....

Классный час «Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»

laquo;Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»...