Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Чувашия – мой край родной»
план-конспект урока по теме
Цель этого занятия - формирование у детей интереса к получению знаний о Чувашии, знакомство детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим, с традициями чувашского народа, активизация и пополнение словаря, умение рассказывать об истории и культуре своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_o_chuvashii.docx | 52.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.
Образовательная область «Познание. Формирование целостной
картины мира»
Тема: «Чувашия – мой край родной»
Цели:
Образовательная: Формировать у детей интерес к получению знаний о Чувашии. Познакомить детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим. Познакомить детей с гербом, флагом, гимном Чувашии; с традициями чувашского народа. Активизация и пополнение словаря, умение рассказывать об истории и культуре своего народа.
Воспитательная: Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре. Любовь к родному краю, уважительное отношение к истории и культуре своего народа.
Развивающая: Развивать социальные навыки; умение работать в группе, учитывать мнения партнёра
Ход:
Психологический настрой
Воспитатель:
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Что мы желаем человеку, когда говорим “Здравствуйте!”? (ответы детей) Правильно, здоровья! Мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это пожелание доброе или злое? (ответы детей) Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Давайте попробуем.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем наших гостей на чувашском языке. Ыра кун сунатпар!
Дети: Ыра кун сунатпар!
Воспитатель: А теперь подарим тепло и любовь нашим гостям (Дети дуют на ладошки направленные к гостям). Присаживайтесь.
Мой край! Тобой горжусь –
Счастливый.
Мне вечно дорог твой простор,-
Равнин цветущие разливы
Тревожный сумеречный бор!
Воспитатель: Сегодня у нас не просто занятие, а передача «Непутевые заметки». Мы все с вами станем участниками этой передачи. Я буду корреспондентом, а вы мне расскажите о нашей малой Родине, о Чувашии. Ну, что ж в путь, наша передача началась (музыкальная заставка - чувашская мелодия).
Первая рубрика нашей передачи «Путешествие в прошлое….» (Слайд № 1 – изображение быта чувашского народа)
Воспитатель: Перед нами чувашский дом. В старину чуваши занимались земледелием. Они сеяли рожь, овёс, ячмень. Держали домашних животных коров, свиней, овец, лошадей. Занимались пчеловодством. Раньше чуваши жили в избах-пюртах, которые отапливались печкой. По-чувашски она называется камаха. Кто хочет рассказать о быте чувашей?
Ребёнок: Избу рубили из липы, сосны или ели. Возведение дома сопровождалось обрядами. Выбору места, где должен будет стоять дом, уделялось большое внимание. Не строили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались
нечистыми. По углам дома клали шерсть, крест из рябины. В переднем углу избы – медные монеты. Соблюдение этих обычаев должно было принести хозяевам счастье, уют и тепло в новом доме. Оберегать от злых духов. Дом возводили на деревянном фундаменте – столбах. Пол настилали полу брёвна. Крышу крыли соломой. Солому накладывали толстым слоем, чтобы было тепло.
Ребёнок: Раньше чувашские избы имели только одно окно. Окна затягивали бычьем пузырём. А когда появились стёкла, окна стали делать больше. В избе вдоль стен были расположены сделанные из досок скамейки-нары, которые использовались как кровати. В избе производились разные работы. Здесь ставили ткацкий станок, прялку и другие принадлежности для домашней работы. Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева.
Ребёнок: А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам - уж очень они были дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто - то вперёд него ложку опустит — тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остаётся.
Воспитатель: В крестьянском хозяйстве было много дел и забот. Одни приходились на лето, другие-на зиму; одни были заботой мужской, другие — женской. А теперь вам, ребята, тоже придется потрудиться. Давайте поиграем в игру «Тепел». У нас на картинках нарисованы предметы помощники взрослым в труде, надо взять девочкам предметы-помощники женские, мальчикам – мужские и рассказать полным предложением для чего этот предмет, что с ним делали. И тогда мы увидим на нашем экране картины с изображением занятий взрослых. (Слайды)
Дети перечисляют те виды работ, которые они считают традиционно женскими. Пользуясь карточками: огородничество, вышивка, заготовка воды, сбор ягод и грибов, жатва, прядение, приготовление пищи, ткачество, рубка и квашение капусты, шитьё, уход за скотом, воспитание детей, уборка в доме, растопка печи, выпечка хлеба, стирка, вязание и др. Затем определяют дела которые считались мужскими.
Воспитатель: Переходим к следующей рубрике нашей передачи «Национальный костюм» (Слайд с изображением национального костюма. На фоне музыки). Богатое наследие оставили нам предки. Ярким представителем декоративно-прикладного искусства является народный костюм, в котором отражаются разнообразная вышивка и элементы ткачества. Работа эта требовала много времени и сил. Сначала нужно было вырастить лен или коноплю. Как следует высушив, стебли мяли, затем чесали и из полученных волокон пряли нити. При необходимости нити красили. С таким усердием и душевной теплотой созданные изделия были для наших предков необыкновенно дороги.
Кто будет следующим нашим корреспондентом?
Ребёнок: Для шитья одежды чуваши использовали холст, домотканое сукно, войлок, кожу. Простые рабочие платья и рубашки вышивкой не украшались, лишь праздничные. Раньше носили лапти, которые плелись из узких полосок лыка. И в холод и в жару взрослые и дети ходили в лаптях. На голову девушки одевалась тухья или хушпу. Их украшали серебряными монетами, бисером (Слайд). Национальный костюм для мальчиков состоял из рубашки-кепе, штанов-стел.
Ребёнок: Девушки наши в старину были очень нарядные. Этот наряд они мастерили своими руками. Чувашские девочки с детства учились шить и вышивать и поэтому становились искусными мастерицами. Их с малых лет воспитывали, как будущих хозяек. Девочки шили, вязали, вышивали. И вся работа сопровождалась песнями. Чувашский народ любит украшать узорами платья, платки, полотенца, рубашки.
Ребёнок: По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки – обереги располагались в определенных местах: на рукавах, у выреза на вороте, на подоле. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегали легкие и сердце. Узоры на подоле не давали злой силе подобраться снизу.
Ребёнок: Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки. Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись. Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья. Это любимый цвет чувашского народа. Белый цвет - белый фон холста - цвет чистоты, здоровья. Зеленый цвет - цвет природы, жизни. Синий цвет - цвет волшебства.
Воспитатель: Красивый узор на одежде называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Давайте, рассмотрим с вами узоры. (Показ слайдов) Что они означают?
Солнце, гармония, согласие | |
Свет, тепло, очаг, жизнь | |
Братство, солидарность | |
Поступь Неба и Земли | |
Дерево, обращение к природе | |
Доброта | |
Мысли, знание | |
Благотоворительность, помощь — НИМЕ | |
Трудолюбие, жизнестойкость | |
Взаимопонимание | |
Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота | |
Древо рода, жизни, мудрости | |
Верность, единство, любовь | |
Жизненный путь, дорога |
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Найди чувашский орнамент».
Детям даётся ряд картинок с изображением орнаментов русского, армянского, татарского и чувашского народа дети должны выбрать только те, которые относятся к чувашскому орнаменту.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием! Присаживайтесь, продолжим нашу передачу. Следующая рубрика «Чувашские праздники и обряды» Как вы думаете, какой праздник больше всего любили чуваши?
Ребёнок: Я знаю старинный чувашский праздник – сурхури (новый год). Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда начинал прибавляется день. В первый день сурхури детвора собиралась группами и обходила деревню подворно. При этом дети распевали песни о наступлении нового года: Новый год! Новый год!
Долгожданный Новый год!
Выходите же, ребята,
Все по улицам пойдём,
Дом за домом обойдём,
Хмель и солод соберём,
Пирожочков наберём,
Пир горой провернём!
Большое место в празднике сурхури занимали увеселения, песни, танцы, игры и новогодние гадания.
Ребёнок: Я знаю о празднике саварни. Это весёлый праздник проводов зимы и встречи весны, очень похожий на русскую масленицу. Во время саварни в деревнях молодёжь устраивала катание на лошадях, обвешенных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Детвора каталась с гор на салазках. Взрослые и старики устраивали традиционные обрядовые пиршества с блинами (икерче) и колобками (иава). Все одаривали друг друга подарками, орехами, семечками. Ровно в полночь торжественно зажигали чучело «масляничной бабы». Вокруг жарко горящего костра собиралась вся деревня.
Ребёнок: День наступления пасхи назывался Манкун. В этот день по представлениям чувашей солнце восходит пританцовывая, то ест особенно торжественно и радостно. К великому дню на центральной площади или на солнечном пригорке взрослые устраивали для детей качели. Весь день около них играла детвора. Играли в разные игры: в чижика, лапту, альчики, непременно играли в яйца.
Воспитатель: А давайте и мы с вами поиграем в чувашскую народную игру «Тухьян тахан» (Надеть тухью!)
Игроки встают в круг, не берясь за руки. В центре круга, на столике. Лежит головной убор – тухья. Звучит чувашская национальная мелодия. Дети под музыку выполняют движения чувашского танца. С окончанием музыки ведущий говорит «Надень тухью!» - и каждый, стоящий в кругу участник старается первым взять тухью, и исполнить сольный танец. Остальные хлопают ему.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие.
Ребёнок: Я знаю о празднике акатуй. В старину этот праздник начинался перед выходом на весенние полевые работы. Для проведения акатуя заранее готовились съестные припасы, красились яйца. В определённый день созывались родственники и соседи. К их приходу в избе накрывался богатый стол. Во главу стола ставился алтар, в середину стола на специально вышитом полотенце – блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. Собравшиеся запевали старинную песню «Арлан кайми аки-сухи» - это гимн земледельческому труду. Затем совершался молебен. В молитвах чуваши испрашивали у всевышнего Тура и добрых духов обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, родственникам и знакомым.
Воспитатель: Ещё традиционным обрядом чуваш считалось ниме. В жизни селянина много таких моментов, когда требуются коллективные усилия для выполнения хозяйственных работ. Нужно было вывозить лес, строить дом, вовремя сажать и убирать урожай. Везде на помощь приходил обычай ниме – помощь устраиваемая односельчанами при выполнении трудоёмких и хлопотных работ. Глава ниме обвязывался через плечо полотенцем, на телегу устанавливал длинный шест с красным концом сурбана (флажок помощи). Около каждого двора он приостанавливал лошадь и восклицал «Кук! Нимене тух!». Объезжая деревню с приглашением ниме пусе громким голосом пел ритуальную зазывную песню: На ниме! На ниме!
Родные мои, на ниме!
Селяне и соседи, на ниме!
Справим с миром мы ниме!
Услышав клич глашатая, каждый чувашин тут же собирался и выезжал вслед за ниме пусе. Вечером в доме хозяина собираются все участники ниме. Хозяева дома с благодарностью за работу угощали всех односельчан. Снова звучали песни, устраивались пляски.
Чувашский народ очень трудолюбивый. Не зря говорится в пословице: «Маленький чуваш одной ногой к колыбели, другой на пахоте» Дети, вы знаете чувашские пословицы и поговорки о труде?
Ребёнок: Умелые руки найдут себе работу.
Ребёнок: Кто не боится работы, тот станет мастером.
Ребёнок: Работа к рукам не пристаёт.
Ребёнок: Кто хочет есть калачи, лежать не будет на печи.
Ребёнок: Нет на земле такой работы, которую бы человек не сделал.
Ребёнок: Труд человека прославляет.
Воспитатель: Вот спасибо, сколько пословиц вспомнили. Переходим к следующей рубрике нашей передачи «Символика Чувашской Республики».
Ребята, а вы знаете, что больше половины территории Чувашии занимают леса. А вдоль Волги тянутся более чем на 100 километров заповедные дубравы. Дуб стал в Чувашском краю символом мужества. Посмотрите, даже сама территория Чувашии похожа на дубовый лист (Слайд карта)
Наша республика граничит с другими республиками, а вы знаете с какими? Кто наши соседи?
Дети: Татарстан, Мордовия, Нижегородская область, Марий-Эл, Ульяновская область.
Воспитатель: У каждого народа свой герб, свой флаг и своя главная музыка - называется Гимн. Давайте послушаем его. Гимн слушают стоя. (Прослушивание первого куплета гимна Чувашии).
Когда весны широкий свод
Лучи живые щедро льет, -
На добрый лад судьбу верша,
О крае родном поёт душа.
Припев:
Поклон тебе,
О Родина,
Красавица
На все времена.
Поклон тебе,
О Родина,
Да славится родная страна!
(Слайд с изображением герба Чувашии) Государственный герб Чувашской Республики является символом чувашского государства, его официальной эмблемой. Государственный герб изображён на золотом фоне. В середине красным цветом изображена эмблема «Древо жизни» - символ возрождения. А внизу на красном фоне золотыми буквами написано Чăваш Республики — Чувашская Республика. На ленточке изображены золотые листья и шишечки хмеля, символизирующих традиционный чувашский обрядовый и праздничный напиток — пиво, которое чуваши издревле варят в домашних условиях. Над символом возрождения «Три солнца». Солнце, представленное в образе восьмиконечной звезды, — древняя чувашская космическая эмблема — означает источник, дарующий жизнь, свет, благополучие, богатство. “Три солнца” — это Утреннее солнце, Полуденное солнце, Вечернее солнце. Кто расскажет нам «Легенду о трёх солнцах»? (С помощью иллюстраций пересказывают легенду).
Ребёнок: Когда-то давным-давно в мире было три солнца и находились они близко к земле. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Вокруг росли удивительные растения, которые давали людям все то, что нужно было для жизни. Но были люди, которые не понимали это. Не хотим так больше жить, невозможно дышать! - часто жаловались, кричали они. Мудрые старики-шурсухалы предупреждали, что нельзя убивать ни одно солнце, иначе будет большая беда. Но их никто не стал даже слушать. Пригласили знаменитого охотника и попросили одним выстрелом убить одно солнце. Охотник, страшась смерти, потянул тетиву, долго целился и выстрелил.
Ребёнок (Продолжает): Стрела со свистом полетела и попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. "Убить ещё одно!" - приказали они. Тот убил и другое солнце. Оставшееся солнце испугалось и убежало высоко-высоко, куда не могла долететь убийственная стрела. И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Очень холодно! Тогда люди с поклоном пошли старикам-шурсухалам просить мудрых советов. "Вам надо начинать везде рисовать три солнца. Тогда солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном и вернется к нам!"- посоветовали они. С тех пор люди везде рисуют три солнца: на земле, на стенах домов, окон. Поэтому женщины узоры солнца вышивали на нагрудной части рубах.
Воспитатель: А теперь рассмотрим флаг Чувашской Республики (Слайд). Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище. Главный атрибут герба и флага — Древо жизни, которое порождало у людей представление о бессмертии. Верхние ветви Древа символизируют территорию республики и чувашей, родившихся здесь и населяющих ее. Следующие представляют граждан республики не чувашской национальности. Замыкающие эмблему — символизируют чувашей, родившихся и проживающих за пределами Чувашии. “Древо” — эмблема, с одной стороны, объединяющая людей всех национальностей — коренной и некоренных, проживающих в Чувашии и составляющих единое целое.
А теперь поиграем в игру «Нам хорошо»
В Чувашии мы живем, (руки в стороны)
Есть у каждого свой дом, (руки домиком)
Есть работа, (кулачек об кулачек)
Есть друзья, (хлопаем в ладоши)
Мама, папа есть и Я! (обнимаем себя).
Воспитатель: Вот и закончилось наше с вами путешествие и наша передача. Что нового мы с вами узнали на занятии? (Ответы детей: Чуваши трудолюбивый народ с интересной историей. У чувашей есть свой герб, флаг, гимн. У чуваш есть свои праздники. Дружба и братство независимо от национальности ценится всеми народами.)
Ребята мы живём с вами в удивительном месте. Мы должны любить и беречь свою малую родину. Должны знать язык, обычаи, традиции, народный фольклор: песни, танцы, игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Времена года"
Конспект по составлению рассказов из личного опыта на тему "Времена года" с использованием мнемотаблиц, составляемых детьми по опорным словам со здоровьесберегающим сопровождением. Основная задача - ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе с заиканием «Весна-красна!» (с использованием компьютерных технологий – мультимедийная презентация, логоритмики)
Конспект открытого логоритмического занятия для родителей....
День здоровья. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.
"День здоровья" (НОД) может быть проведён в подготовительной общеобразовательной группе совместно учителем-логопедом и воспитателями....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме: «Путешествие по сказке» (итоговое занятие)
Целью НОД явилось обобщение знаний детей по обучению грамоте. Содержание НОД построено в едином игровом сюжете под сопровождение мультимедийной презентации. Использованы фонетическая гимнастика, задан...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ПРОЕКТУ» МОЙ КРАЙ СОЛОВЬИНЫЙ»
1.Сбор материалов об исполнительнице народных песен Н.Плевицкой,(прослушивание песен)2.Знакомство с творчеством композитора Г.В.Свиридова (беседа и прослушивание музыкальных произведений)3. Чтение и з...
Конкурс. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Музыкальный лес»
ООД по музыкальному воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий...