Формирование элементов финансовой грамотности у студентов СПО
материал (11 класс)

Жигалкина Татьяна Александровна

Современное общество  сталкивается с растущей потребностью в финансовой грамотности, которая играет ключевую роль в формировании личного благосостояния и экономическом развитии страны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементов финансовой грамотности

у студентов СПО

Современное общество сталкивается с растущей потребностью в финансовой грамотности, которая играет ключевую роль в личном благосостоянии и экономическом развитии. Студенты, как будущие  участники экономических отношений, имеют особую потребность в развитии финансовой грамотности для успешной адаптации к требованиям современной финансовой среды.

Формировать у подростков финансовую грамотность просто необходимо, потому что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику. А значит, финансовая грамотность молодежи – важное средство долгосрочного оздоровления финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения качества жизни и финансовой безопасности населения.

Студенты, которые учатся в техникуме считаются уже достаточно взрослыми людьми. Многие из них работают, получают заработную плату и ведут собственный бюджет. Часть студентов проживает вне дома – на квартирах или в общежитии и распоряжается денежными средствами самостоятельно. Поэтому для них очень важно более глубокое изучение области финансов.

Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями, и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет.

Существует множество методов развития финансовой грамотности.

Например:

 1)Интеграция в учебные программы

Включение обучения финансовой грамотности в учебные планы различных дисциплин является ключевым шагом к развитию компетентности студентов в области финансов. Это позволяет студентам получать знания о финансовых инструментах, бюджетировании, инвестировании и страховании в контексте своей специальности.

В техникум студенты поступают уже с неким багажом начальных знаний по экономике, которая входит дисциплину «Обществознание».  В нашем филиале учебный предмет Экономика изучается только теми студентами, которые получают профессию Продавец, контролер-кассир. Юноши, получающие другие профессии, основы экономических знаний получают при изучении общеобразовательного предмета Обществознание и общепрофессиональной дисциплины Основы предпринимательской деятельности. Причем, на занятиях им предлагается лишь теоретический материал, который для многих из них остается набором сложных терминов. Для того чтобы актуализировать изучаемый материал, на занятиях мы стараемся как можно шире применять активные формы и методы обучения, формировать понимание практической значимости и актуальности получаемой информации. Практические занятия по этим дисциплинам проходят в форме Мозгового штурма, деловых и ролевых игр, решения ситуационных задач.

2) Выполнение практических заданий и симуляции реальных событий, проводимые в ходе внеклассных мероприятий – еще один метод формирования финансовой грамотности, применяемый нами

Организация практических занятий и использование финансовых симуляций позволяют студентам применять полученные теоретические знания на практике. Решение финансовых задач, анализ рисков и возможностей инвестирования в симулированной среде способствует углублённому пониманию финансовых процессов. В ходе этих мероприятий студенты становятся как бы участниками реальных событий, решают поставленные проблемы, обсуждают последствия возможного развития событий. Так, в прошедшем учебном году нами было проведено два внеклассных мероприятия, в подготовке и проведении которых студенты принимали активное участие.

3) Еще одним действенным методом формирования финансовой грамотности являются Онлайн-зачеты и образовательные платформы

 С развитием технологий становится доступным множество онлайн-ресурсов и образовательных платформ, предоставляющих курсы и материалы по финансовой грамотности. Это позволяет студентам самостоятельно изучать тему в удобное для них время и приемлемом индивидуальном темпе. В настоящее время завершается всероссийский финансовый зачет, в котором наши студенты и преподаватели принимают активное участие.

4)Менторство и консультирование

Создание программ менторства и консультирования в области финансов позволяет студентам получать реальные советы и рекомендации от опытных профессионалов. Это способствует передаче практических знаний и помогает студентам преодолевать личные финансовые вызовы. Реализация данного метода проводится с привлечением банковских работников, которые охотно делятся информацией о банковских продуктах, о тех возможностях, которые доступны подросткам в данный момент или станут доступны в будущем. Работники правоохранительных органов, приглашаемые нами на встречи со студентами, предлагают к рассмотрению и обсуждению реальные факты мошенничества и методы защиты от них. Сотрудники Пенсионного фонда России на встречах со студентами формируют у них адекватное отношение к будущей пенсии, способствуют формированию активной жизненной позиции в области планирования и распоряжения собственными финансами.

5) Научная и исследовательская деятельность

Выполнение индивидуальных исследовательских проектов – необходимый инструмент реализации Образовательного Стандарта. Для студентов разработаны перечни вопросов по финансовой грамотности, предлагаемых к изучению и представлению в виде индивидуального исследовательского проекта. Защита проекта, прошедшего предварительное согласование с научным руководителем, проводится публично и способствует популяризации и актуализации знаний в области финансовой грамотности.

Таким образом, развитие финансовой грамотности среди студентов имеет целью воспитание поколения молодых людей, способных эффективно управлять своими финансами и вносить вклад в экономическое развитие общества. Это также способствует формированию финансовой культуры, где разумные финансовые решения становятся нормой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2019 г. Выступление на семинаре "Формирование основ финансовой грамотности"

В процессе развитии иноязычной коммуникативной компетенции обязательно формируются основы финансовой грамотности, необходимые учащимся в современном мире для успешной социализации.Здесь прикреплены:- ...

Конспект мероприятия по ФИЗО с элементами финансовой грамотности: "Банкомат и банкноты"

Конспект мероприятия по физической культуре с элементами финансовой грумотности. Предварительно проводится беседа о работе банка и о банкнотах,а так же предварительная работа по ФИЗО общейкрепляющие у...

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся...

Формирование функциональной (финансовой) грамотности на уроке обществознания в 7 классе "Домашнее хозяйство"

Материал поможет учителю подготовить урок обществознания, применив задания  по формированию  функциональной (финансовой) грамотности. На этом уроке обучающиеся учатся сопоставлять свои потре...

Формирование основ финансовой грамотности на уроках технологии.

Актуальность включения основ экономической грамотности в образовательную деятельность обусловлена современными условиями жизни....

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 5-7 класса

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...

Разработка урока литературы с элементами финансовой грамотности на примере произведения В. Г. Распутина «Деньги для Марии»

Предлагаемая разработка урока с элементами финансовой грамотности представляет опыт работы учителя русского языка и литературы....