Отчет о реализации программ внеурочной деятельности
методическая разработка

Пересыпкина Елена Петровна

Отчет

о реализации программ внеурочной деятельности

учителя истории и обществознания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_vneurochke_.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

о реализации программ внеурочной деятельности

учителя истории и обществознания

Пересыпкиной Елены Петровны

 за  2022-2023 учебный год

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа  основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

        Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят не только одного класса, но и учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

        Цель внеурочной деятельности была направлена на создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципами организации внеурочной деятельности стали:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей учаихся.

Внеурочная деятельность

«Интеллектуальные игры»

12 В, 12 Г классы

Интеллектуальные игры достаточно популярны среди подростков, и корни привлекательности игр можно найти в особенностях подросткового возраста: стремление к познанию мира, интерес к собственной личности, установка на расширение общения и выход его за рамки ученических дел, стремление к волевым напряжениям и к проверке себя, интеллектуальное соперничество – все эти характеристики выводят интеллектуальные игры в зону привлекательности.

 Участие в интеллектуальных играх позволяет проверить себя, своё мышление, интеллект в нестандартной, экстремальной ситуации (ограничение во времени, наличие соперников). Кроме того, игры учат работать в команде, совместно находить решения трудных вопросов, принимать на себя ответственность за судьбу команды.

   В современном обществе остро стоит проблема осознанного принятия решения. Многие в процессе принятия собственных решений стремятся примкнуть к большинству, некоторые наоборот хотят выделиться. При этом и те, и другие делают это исходя из неких жизненных принципов: «быть как все» или «выделиться любой ценой», а не принятия обоснованных решений в каждом конкретном случае. Данная программа направлена на устранение выше обозначенной проблемы.

             В ходе реализации программы учащимися приобретаются навыки работы с информацией, вычленение главного в полученной информации, умение анализировать и обобщать, выдвигать возможные варианты ответов и принимать аргументированные решения.  

Программа курса внеурочной деятельности «Интеллектуальные игры»

 рассчитана на 1 год обучения, общее количество часов 34, занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Программа ориентирована на школьников 12 класса и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов.  Воспитательная направленность занятий в рамках курса «Интеллектуальных игр» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр позволит педагогу акцентировать внимание школьников на ярких страницах отечественной и мировой истории, обществознания.

        Цель – создание условий для становления и развития личности обучающихся, удовлетворение интеллектуальных и коммуникативных потребностей, обучающихся через организацию школьного интеллектуального клуба.

п/п

Направление

Название внеурочной деятельности

Классы

Количество часов по программе

проведенных

Всего

I  полугодие

II полугодие

1.

Общеинтел-лектуальное

Интеллектуальные игры

12 В

34

20

14

2.

-//-//-

Интеллектуальные игры

12 Г

34

20

-

Вывод: наблюдается стабильное увеличение роста увлеченности учащихся занятиями творческой направленности. Это приводит к тому, что ученики гораздо чаще участвовать школьных конкурсах.

Внеурочная деятельность

 «Основы экономики»

11 В класс

Факультативный   курс «Основы экономики» предназначен для подготовки обучающихся к продолжению гуманитарного, обществоведческого образования, а также, подготовке обучающихся к выпускным и вступительным экзаменам. Выпускной экзамен по обществознанию состоит из следующих разделов: право, экономика, политология, социология, философия, культурология. Очевидно, что за то время, которое отводится на изучение обществознания в школе, подготовить к экзаменам достаточно сложно. При изучении блока –модуля «Экономика», необходимо освоить теоретический материал, соответствующий   Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию. Курс «Основы экономики» углубляет и расширяет обществоведческое образование.

Цели и задачи:

- Формирование  уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников;

- формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

- выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений как в личной, так и в общественной жизни.

п/п

Направление

Название внеурочной деятельности

Классы

Количество часов по программе

проведенных

Всего

I  полугодие

II полугодие

1.

Общеинтел-лектуальное

Основы экономики

11 В

35

20

15

Вывод: при организации занятий по экономике очень важно использовать активные методы обучения, т.к. они позволяют обучаемым понять практическую значимость экономики, применить теоретические знания по данной дисциплине на практике, способствуют повышению активности обучаемых и демократизации взаимоотношений между ними и преподавателем.

Индивидуальный проект

10 В, 10 Г классы

Программа предназначена для учащихся 10 класса.

Согласно ФГОС среднего общего образования, индивидуальный проект представляет собой особую форму деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно- творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

- сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления;

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной:

- адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;

- проявлять социальную ответственность;

- самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

- конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;

- генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Согласно учебному плану предмет «Индивидуальный проект» изучается в 10 классе в объеме 35 часов (1 час в неделю).

     Программа разработана с учетом содержания следующих программных, методических и дидактических разработок, используемых в электронном виде:

Защита индивидуального проекта является одним из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся.

Итоговая отметка за выполнение проекта выставляется в электронный журнал 10-х классов.

Первое полугодие 10 класса работа над индивидуальным проектом  посвящена только теоретическому курсу. Это позволяет обучающимся совместно с руководителем определить направленность будущего проекта, осуществить осознанный выбор темы, представить возможный продукт. В декабре учитель разрабатывает и предлагает обучающимся примерные темы проектных и исследовательских работ. Темы проектов могут предлагаться и самими учениками.

п/п

Классы

Количество часов по программе

проведенных

Всего

I  полугодие

II полугодие

1.

Индивидуальный проект

10 В

35

20

15

2.

Индивидуальный проект

10 Г

35

20

15

         Вывод: в процессе работы над индивидуальными итоговыми проектами у обучающихся наблюдается положительная динамика по некоторым позициям: внутренний мотив поведения, познавательная мотивация, индивидуальная направленность на результат, уровень инициативности и понимание закономерности получаемого результата от собственных усилий. Выпускники учатся ставить перед собой реальные цели и правильно оценивать свои возможности.

Проектно - исследовательская деятельность, с одной стороны, является важным инструментом достижения метапредметных и личностных результатов образования. С другой стороны, самостоятельное исследование по проблеме становится механизмом индивидуализации образования.

Факультативный курс

«Обществознание: теория и практика»

12 В класс

Данная программа факультативного курса «Обществознание: теория и практика» не противоречит Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования по предметной области «Обществознание» и может быть использована для реализации в 10-11 классах.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

 -  повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания. 

Основными задачами факультативного курса являются:

- повышение предметной компетентности обучающихся;

- закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа; -  -   - отработать задания, которые отличаются высоким уровнем сложности.

     

п/п

Направление

Название внеурочной деятельности

Классы

Количество часов по программе

проведенных

Всего

I  полугодие

II полугодие

1.

Факультатив

Обществознание: теория и практика

12 В

34

20

14

Факультативный курс по предмету направлен на углубленное изучение

предмета, развитие логического мышления учащихся, умение составлять проекты, подготовку их к олимпиадам разного уровня, к определению своей

профессиональной пригодности, к подготовке осознанного выбора профессии,

особое внимание уделяется подготовке к экзамену в форме ЕГЭ, занятия помогают отработать и совершенствовать навыки, полученные на уроках,

организовать работу со слабоуспевающими учащимися, ликвидировать пробелы знаний у учащихся.

Факультативный курс

«Политическая система в России»

10 В, 10 Г

Программа составлена на основе государственного образовательного стандарта, примерной программы основного и среднего образования. Данная программа рассчитана на учащихся 10 класса, которые планируют сдавать предмет обществознание в качестве экзамена которые планируют сдавать предмет обществознание в качестве экзамена по выбору в 12 классе, а также для учащихся, которые интересуются общественными науками, принимают участие в школьной олимпиаде по обществознанию, проявляют интерес к политическим событиям, происходящим в стране и мире.

        Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)

            Цель: Изучение основ политологии, знакомство с устройством политической системы современной России.

        Задачи:

          1. Познакомить с основами политологии, как с одной из наиболее востребованных наук в современном мире.

        2.Разъяснить важнейшие понятия современной политологии.

        3.Познакомить с особенностями российской политической системы.

        4.Прививать интерес к современной политической жизни общества.

        5.Воспитывать сознательных и активных граждан своей страны

           6.Учить овладевать умением  получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни  гражданского общества и государства;
·       7.Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий.

п/п

Направление

Название внеурочной деятельности

Классы

Количество часов по программе

проведенных

Всего

I  полугодие

II полугодие

1.

Факультативный курс

«Политическая система в России»

10 В

35

20

15

2.

Факультативный курс

«Политическая система в России»

10 Г

70

33

37

Вывод: что изучение факультативного курса учебного предмета «Обществознание» в соответствии с желаниями и способностями школьников повышает эффективность их учебных занятий, является важным средством развития у них интереса к предмету, углубляет, делает более устойчивыми и целенаправленными их интересы к определённым видам практической деятельности, готовит учащихся к самообразованию по окончании школы.

Информационно-просветительское занятие

«Разговоры о важном»

12 В

        Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

        Основные задачи:

-        воспитание  активной  гражданской позиции, духовно-нравственное  и патриотическое воспитание на основе  национальных ценностей;

-        совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;

-        повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;

-        развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;

-        формирование культуры поведения в информационной среде.

        Курс предназначен для обучающихся 12 класса, рассчитан на 1 час в неделю (понедельник) 34 часа в год.

п/п

Направление

Название внеурочной деятельности

Классы

Количество часов по программе проведённых

Всего

I  полугодие

II полугодие

1.

Факультатив

Обществознание: теория и практика

12 В

34

20

14

Выводы: главные направления для обсуждения  на информационно-просветительском занятии «Разговоры о важном» это – патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность и экология. Однако в ходе урока ребята могут задавать вопросы на все темы, которые их волнуют. Это не традиционный урок, а неформальное общение с детьми, которое позволяет доступным и понятным языком объяснять сложные вещи.

Учитель истории и обществознания                       Е.П.Пересыпкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся

Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся рассмотрены в презентации в рамках мастер-класса ММЦ с.Белоносово...

Возможности участия родителей в реализации программ внеурочной деятельности

Возможности организации участия родителей (законных представителей) обучающихся в реализации программ внеурочной деятельности : Информационное сопровождение, Организационно-правовое сопровождение, Орг...

Формирование здорового образа жизни в школе через реализацию программ внеурочной деятельности

Здоровье – это главный результат воспитания, развития интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами сценариев поведения в плане укрепления физического, психического и духовного здоровья.В ...

Использование игровых технологий для реализации программы внеурочной деятельности «Французский со сказкой» в 1 классе

Программа «Французский со сказкой» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Прог...

Доклад: "Реализация программы внеурочной деятельности "Домоводство"

Доклад: "Реализация программы внеурочной деятельности "Домоводство" учителя технологии Гомозовой Людмилы Анатольевны...

Реализации программы внеурочной деятельности «Эстетика» как средства духовно-нравственное воспитание младших подростков

Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности растущего человека. ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС.

В статье описывается структура внеурочной деятельности школы основанная на ФГОС II поколения....