Адаптированная рабочая программа по татарскому языку 5 класс
материал (5 класс)

 Ульмаскулова Айсылу Равильевна

Адаптированная рабочая программа по татарскому  языку 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatlit_5_kl_-_kopiya.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ по родной (татарской) литературеразработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от #1075;. № 189);
  • учебного плана МБОУ Школа-интернат с.Новокабаново на 2022-2023 учебный год;
  • программа по татарскому языку и литературе для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся татар). Авторы: Харисов, Ф.Ф.,Харисова Ч.М.Казань: «Магариф»,2010 г.

Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.

Цели обучения предмету по данной программе:

  • приобщение обучающихся к богатствам татарской литературы, формирование представления о татарской литературе как социально-культурном феномене;
  • развитие способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни;
  • формирование художественного вкуса, эстетических потребностей;
  • формирование гражданской и идейно-нравственной позиции;
  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной

отзывчивости при восприятии художественных произведений;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Коррекционно- развивающие задачи:

При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
  • обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
  • систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

  • уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
  • улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
  • активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
  • систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).

Общая характеристика предмета

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания, честности и справедливости, патриотизма и чувства национального достоинства как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, оставить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

В конце программы для каждого класса приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть.

Программа максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с татарской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литературы к литературе XX и XXI веков, четко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному и вдумчивому читателю.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:

  • Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
  • Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ Индивидуальный подход.
  • Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
  • Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
  • Использование многократных указаний, упражнений.
  • Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
  • Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Место предмета в учебном плане

Класс

Кол-во часов в неделю

Общее кол-во часов

5 класс

0,25

8

6 класс

8

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты:
  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты в позновательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в.. русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений:
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения:

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов:
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений: понимание авторской позиции и свое отношение к ней:

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
  • Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание тем учебного курса

5 класс

Введение.

Чтение и обсуждение произведения Ибрагима Гази про книгу «Үзе бер могҗиза”. Знакомство со структурой учебника (обложка, титульный лист, форзац, условные обозначения, содержание, составители учебника (авторы, художник, редакторы, корректоры и т.д.). Пословицы, загадки, интересная информация о книге.

Устное народное творчество.

Фольклор – устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Повторение детского фольклора (загадка, частушка, считалка, басня и т.д.). Теория литературы. Устное народное творчество. Фольклор.

Татарские народные сказки.

Сказка как вид устного народного творчества. Волшебные, бытовые, сказки про животных. На примере героев сказки воспитание милосердия, сострадания.

«Ак байтал» - волшебная сказка. Пословицы про лошадь. Поэтика волшебных сказок. Фантастические элементы в волшебных сказках.

«Үги кыз» – бытовая сказка. Отношение меңду людьми. Возвращение к себе совершенных хороших и плохих поступков. Победа добра над злом, победа ущемленного сироты. Пожинание плодов милосердия, сострадания.

«Хәйләкәр төлке» - сказка про животных.

Определение видов сказок «Солдат боткасы», «Өч каләм», «Камыр батыр», «Кәтән Иваныч» и выяснение, по каким признакам можно сделать классификацию данных сказок. Помощники в сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Структура сказки. Эпитеты. Понятие о гиперболе. Сравнения. Вариативность народных сказок.

Вдохновение народным творчеством.

Созвучные басни Г.Тукая и А. Исхака, Г.Тукая и И.Крылова, Г.Тукая и Г.Шамукова, написанные на основе произведений народного творчества. Общие и отличительные особенности. Выразительное чтение басен. Теория литературы. Жанр басни, сюжет, структура. Мораль в баснях. Писатели, творящие в этом жанре. Общие стороны басен и пословиц.

Литература XIX века.

Ознакомление с жизнью и творчеством Каюма Насыйри. Произведения «Патша белән карт», «Бай һәм хезмәтче», «Аңгыралык бәласы», написанные на основе устного народного творчества.

Теория литературы. Кыйсса. Объяснение отличительных сторон. «Әбугалисина». Значение получения знания. Абугалисина, который совешал добрые поступки и Абельхарис, который стремился к знаниям. Причины разветвления путей в их жизни.Музей Каюма Насыри.

Татарская литература начала XX века.

Габдулла Тукай. Слово о жизненном пути писателя. Углубление полученных знаний в начальных классах о писателе. Произведения «Су анасы», «Эш беткәч уйнарга ярый». Описание детской психологии. Выяснение общих и отличительных сторон стихотворений Г.Тукая и писателя Бари Рахмата (стихотворение «Эш беткәч»). Высказывания писателей о великом поэте.

Теория литературы. Понятие о поэме. Поэма-сказка. Его общие и отличительные стороны при сопоставлении со сказкой и поэмой.Музей Тукая в Кырлае.

Татарская литература XX века.

Галимжан Ибрагимов. Слово о жизненном пути писателя. «Язбашы», «Фагыйлә»рассказы. Красота природы родного края, восхищение этой природой. Поднятие и художественное решение данных тем.Теория литературы. Понятие о рассказе, литературном образе.

Муса Джалиль. Слово о жизненном пути и творчестве поэта. Арии из либретто «Алтынчәч». Чтение отрывков из либретто.Теория литературы. Ария, либретто, строфа.

Литература военного периода.

Муса Джалиль. Стихотворения «Кызыл ромашка», «Җырларым», «Бүреләр», написанные в военные годы. Трагедия, которую принесла война. Вера в победу. Бессмертие. Теория литературы.

Жанр баллады. Картина Хариса Якупова «Хөкем алдыннан».Музеи Мусы Джалиля.

Рассказ Рафаэля Мустафина “Балыкчы Муса» о детских годах поэта. Мнения писателей о Джалиле.

Фатих Карим. Слово о жизненном пути поэта. Стихотворения «Кырказы», «Ватанымөчен», «Сөйләр сүзләр бик күп алар...». Подвиг солдата, который воюет за свободу своей Родины. Отражение чувства тоски. Сказка-поэма«Гармунчы Аю белән җырчы Маймыл». Отражение в сказке образа животных. Юмор.Слово писателей про Фатиха Карима.

Гадель Кутуй. Слово о жизненном пути писателя. Проза в стихах «Сагыну». Образ солдата, участвовавший в освобождении своей страны. Тоска по Родине, любовь к своей Родине, вера в победу. Теория литературы.Понятие о прозе в стихах (нәсер).

Абдулла Алиш. Слово о жизненном пути писателя. Рассказ «Килделәр». Ненависть к фашистам людей, спрятавшихся во время войны в погребе. Отражение детской психологии.

Сибгат Хаким. Слово о жизненном пути писателя. Стихотворение «Колын». Трагедия для животных, которую приносит война.

Мнения писателей о Сибгате Хакиме. Музей Сибгата Хакима.

Картина А.Пластова «Фашист очып үтте». Стихотворение Л.Лерона «Фашист очып үтте».Единство искусства и литературы.

Содержание тем учебного курса

6 класс

Введение.

Знакомство со структурой учебника (обложка, титульный лист, форзац, условные обозначения, содержание, составители учебника (авторы, художник, редакторы, корректоры и т.д.). Пословицы, загадки, интересная информация о книге.

Татарские народные сказки.

Сказка как вид устного народного творчества. Волшебные, бытовые, сказки про животных. На примере героев сказки воспитание милосердия, сострадания.

«Хәйләкәр төлке» - сказка про животных.

Определение видов сказок «Солдат боткасы», «Өч каләм», «Камыр батыр», «Кәтән Иваныч» и выяснение, по каким признакам можно сделать классификацию данных сказок. Помощники в сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Структура сказки. Эпитеты. Понятие о гиперболе. Сравнения. Вариативность народных сказок.

Достояние. Образцы древней литературы.

Кул Гали. Дошедшее до наших дней знаменитое произведение «КыйссаиЙосыф». Чтение отрывков из поэмы. Сюжет произведения. Ученые, изучавшие произведение. Либретто и пьеса, написанная на основе «КыйссаиЙосыф». Понятие о других писателях, которые написали свои произведения, следуя за жанром дастан. Стихотворение ШаукатаГалиева, посвященное Кул Гали.

Образцы литературы Казанского ханства.

Мухамадьяр. Чтение отрывка из поэмы «Нуры содур». Повествование о хороших поступках, которые потом возвращаются.

Литература послевоенных годов.

Ренат Харис. Стихотворение «Ветеран дәфтәрләр». Записи, воспоминания военных лет.Их значение на сегодняшний день.

Фатих Хусни. Слово о жизненном пути и творчестве писателя. Рассказ «Чыбыркы». Проблема выбора профессии. Труд жителей деревни. Отношение между отцом и ребенком, соседями, мальчиками. Формирование характера ребенка.

Роберт Ахматджанов. Слово о жизненном пути поэта. Стихотворение «Солдатлар». Незабываемые раны войны. Вечный огонь как песнь славы. Превращение в песню писателей с глубокой душой.

НабиДаули. Слово о жизненном пути и творчестве писателя. Стихотворение «Бәхет кайда була?». Нахождение счастья трудолюбивым человеком. Рассказ «Кар нинди җылы». Отношение между детьми и взрослыми. Для обретения счастья нужна не только мать, но и нужен отец.

Фанис Яруллин. Слово о жизненном пути и творчестве писателя. Сказка «Зәңгәр күлдә ай коена». Ответ на доброту добрыми поступками. Победа внутренней красоты над внешней красотой. Стихотворение «Бөтенесе кирәк». Мы – дети природы. Таинственная красота природы. Ответственность человека за природу.

Резеда Валиева. Стихотворение «Бәхет». Понтие счастья. Его многогранность. Учеба, работа в родной стране – это настоящее счастье.

Родная страна, Родина

Наки Исанбет. Слово о жизненном пути писателя. Стихотворение «Туган ил».

Картины про родную страну.

Нажип Мадьяров.Слово о жизненном пути. Стихотворение «Сиңа кайттым, гүзәл туган җирем».

СибгатХаким. Стихотворения «Бер горурлык хисе», «Башка берни дә кирәкми».Воспитание любви к родной земле.

ФуатСадриев. Рассказ «Тургай ни дип җырлый?». Грусть и радость

Творчество М.Карима.

Жизнь и творчество Н. Мадьярова. Стихотворение «Сина кайттымгүзәлтуганҗирем» С.Хаким. Стихотворения «Бергорурлыкхисе», «Башка берни дә кирәкми».

Ф.Садиев. Произведение «Тургай ни дип җырлый?».

Переведенные произведения

А.Платонов. Произведение «Ягъфәр бабай».

Дж. Родари. Рассказ «Әбинең кошчыклары».

А.Экзюпери. Произведение «Нәни принц».

Юмор в творчестве поэтов и писателей.

Рассказы А.Гимадиева.

Стихотворения Ш.Галиева.

Юмор в творчестве Р.Миннуллина, Рафиса Корбана,Алмаза Гыймадиева.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

#1059;чебно – методический комплекс:

Программа по татарскому языку и литературе для средней(полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся татар).Авторы: Харисов Ф.Ф.,Харисова Ч.М.Казань:«Магариф»,2010 г.

Татарская литература:5 класс. Ф.Ф.Хасанова, Г.М.Сафиуллина, М.Я. Гарифуллина. Казань: «Магариф-Вакыт»2017

Татарская литература: 6 класс. Ф.Ф.Хасанова, Г.М.Сафиуллина, М.Я. Гарифуллина. Казань: «Магариф-Вакыт»2017

Татарская литература:7 класс. Ф.Ф.Хасанова, Г.М.Сафиуллина, М.Я. Гарифуллина. Казань: «Магариф-Вакыт»2017

Татарская литература.8 класс, Ф.Ф.Хасанова, Г.М.Сафиуллина, М.Я. Гарифуллина. Казань: «Магариф-Вакыт»2017

Татарская литература: 9 класс.Ф.Ф.Хасанова, Г.М.Сафиуллина, М.Я. Гарифуллина. Казань: «Магариф-Вакыт»2017

АбдрахимоваЯ.Х.Развитие речи на уроках литературы.-Казань.Магариф,2007.

Захидуллина Д.Ф. Методика преподавания татарской литературы.-Казань:Магариф,2004.

Поварисов С.Ш.Изучение языка литературных произведений.-Казань: Магариф,1978.

Хатипов Ф.М. Теория литературы.Казань: Магариф,2000.

Нуриева А.Х.Орфографический словарь татарского языка.Казань:Магариф,1996.

б) учебно-практические издания: тесты

в)учебно-наглядные издания и пособия:

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте основного образования по татарскому языку.

Словари по татарскому языку

г) учебно – методические пособия.

Орфографический словарь

Русско-татарский словарь

Таблицы

д)цифровые образовательные ресурсы:

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.

– Режим доступа :

Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :

2. Материально – техническое обеспечение.

а)Печатные пособия: наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по татарскому языку и в программе обучения.

б) Компьютерные и ИКТ средства.

3. Технические средства обучения.

1. Магнитофон.

2. Ноутбук.

3. Проектор.

4. Интерактивнаядоска.

5. Видеокамера.

Календарно-тематическое планирование

5 класс

Разделы

Содержание

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Введение

Ибрагима Гази про книгу «Үзе бер могҗиза”.

2

Устное народное творчество.

Загадка, частушка, считалка, басня

3

Татарские народные сказки

«Үги кыз» – бытовая сказка

4

Вдохновение народным творчеством

Басни Г.Тукая и И.Крылова

5

Литература XIX века

Каюм Насыйри. Произведение «Патша белән карт»

6

Татарская литература начала XX века

Габдулла Тукай «Су анасы»

7

Татарская литература XX века

Галимжан Ибрагимов «Язбашы»

8

Литература военного периода

Муса Джалиль. Стихотворение «Кызыл ромашка»

Календарно-тематическое планирование

6 класс

Разделы

Содержание

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Введение

Знакомство со структурой учебника. Пословицы, загадки, интересная информация о книге.

2

Татарские народные сказки.

«Хәйләкәр төлке» - сказка про животных.

3

Достояние. Образцы древней литературы

Кул Гали произведение «Кыйссаи Йосыф».

4

Образцы литературы Казанского ханства.

Мухамадьяр. Чтение отрывка из поэмы «Нуры содур».

5

Литература послевоенных годов

Ренат Харис. Стихотворение «Ветеран дәфтәрләр».

6

Родная страна, Родина

Творчество М.Карима.

7

Переведенные произведения

А.Платонов. Произведение «Ягъфәр бабай».

8

Юмор в творчестве поэтов и писателей.

Рассказы А.Гимадиева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа , учащегося 9 класса

Адаптированная рабочая программа по математике, по русскому языку, по литературе, по окружающему миру, учащегося 9 класса (коррекционная)...

адаптированная рабочая программа 8вид 8 класс

Программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой» и авторской программы под редакцией Ульянцевой М.Б. «Математи...

адаптированная рабочая программа 5-8 класс для детей с ОВЗ технический труд

адаптированная рабочая программа по техническому труду для датей с ОВЗ  5-8 классов расчитаная на 106 часов...

Адаптированная рабочая программа 5-9 классы

Адапрированная рабочая программа по математике для 5-9 класс....

Адаптированная рабочая программа ПТО 7 класс

Рабочая программа для детей имеющих интеллектуальные нарушения...

Адаптированная рабочая программа для 7 класса

Адаптированная рабочая программа для 7 класса...