Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа (5 класс)

 Ульмаскулова Айсылу Равильевна

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_-_kopiya.docx62.53 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка.

Нормативная база преподавания предмета

Рабочая программа учебного курса «Русский язык 5 класс» разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования , утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от № 1312, учебного плана МБОУ Школа-интернат с. Новокабаново,с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

Сведения о примерной образовательной программе

За основу взята Примерная программа по русскому языку и Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» 10-е изд.-М.:Просвещение 2009 Баранов М.Т.,ЛадыженскаяТ.А,Шанский Н.М.

Внесённые изменения

Материал в разделах скорректирован в соответствии с количеством отведённых часов, адаптирована для детей с ИН.

Цели и задачи реализации учебного предмета

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

  • Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).
  • Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
  • Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Изучение русского (родного) языка направлено на общее и речевое

развитие учащихся, на достижение такого уровня владения речью, который

необходим и достаточен для активного и плодотворного участия в предстоящей

им взрослой жизни.

Задачи обучения

  • совершенствование навыков и умений в письменной и устной

речевой деятельности (чтении, слушании, письме, говорении), овладение

культурой речевого поведения;

  • становление общих учебных умений и навыков (работа с книгой,

конспектирование; пользование справочной литературой, в частности

разноаспектными словарями);

  • обогащение знаниями о культуре, истории и традициях русского

народа, отраженных в памятниках языковой культуры

Роль предмета в формировании ключевых компетенций

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Межпредметные связи изучения предмета

Русский язык тесно связан с другими учебными предметами и, в первую очередь, с литературой. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Русский язык взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках русского языка формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием русский язык обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Учебно-методический комплект:

#1055;рограмма общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» 10-е изд.- М.: Просвещение, 2009. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.

#1056;усский язык.5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2009

#1052;етодические рекомендации «Обучение русскому языку в 5 классе». М.: Просвещение,2009

Количество учебных часов.

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе(индивидуальное обучение) рассчитана на реализацию 68 учебных часов (2 часа в неделю).

Формы контроля

#1057;ловарный диктант.

#1055;роверочный диктант.

#1058;естирование.

с выбором правильного ответа

открытого типа

на установление соответствия

на установление правильной последовательности

#1058;ворческие работы (сочинения, изложения).

#1060;онетический,морфологический,синтаксический,пунктуационный виды разбора.

#1055;роверочная работа.

#1054;бъяснительный диктант.

#1057;интаксическая пятиминутка.

#1057;ообщения.

#1048;ндивидуальный опрос.

15. Задания с выбором правильного ответа

16. Самостоятельный поиск учащимся путей и вариантов решения поставленной учебной задачи; выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);необычные условия работы;активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. Коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. Освоение базовых основ лингвистики;
  5. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. Проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

III .УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В 5 КЛАССЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение

Развитие речи

1.

Язык - важнейшее средство общения.

2

1

1

2.

Повторение изученного в 1-4 классах.

6

6

-

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

10

10

-

3.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

5

4

1

4.

Лексика. Культура речи.

2

2

-

4.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

14

14

-

5.

Морфология . Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное

8

8

-

7.

Имя прилагательное

5

5

-

8.

Глагол

12

11

1

9

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

4

4

Итого

68

65

3

IV. Содержание дисциплины

5 класс (68 ч)

Язык – важнейшее средство общения2ч

Знать: о функциях языка в жизни человека, общества.

Уметь: строить монологическое высказывание, работать с учебником.

Повторение изученного в 1-4 классах -6ч

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-ом лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили.

Знать: части слова, части речи, стили речи..

Уметь: выполнять морфемный разбор, фонетический, морфологический разборы;определять тему текста, тип речи, стили речи.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи -10 ч

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Знать: о предмете изучения синтаксиса и пунктуации; о лингвистических терминах, их происхождении; о предложении как об одной из основных единиц языка.

Уметь: соблюдать принятые в русском языке законы связи слов, правильно расставлять знаки завершения.

Основные термины: синтаксис,пунктуация,словосочетание,предложение

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи -5ч

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Знать: о различении букв и звуков, гласных и согласных; о фонетике как разделе науки о языке, об элементах транскрипции.

Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные, использовать элементы транскрипции.

Основные термины: звук, буква

Лексика. Культура речи -2ч

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Знать: о понятии «лексика», «лексикон», «лексическое и грамматическое значение», о толковых словарях и способах толкования слов.

Уметь: различать лексическое и грамматическое значение слова.

Основные термины: омонимы, антонимы, синонимы, значение слова

Морфемика. Орфография. Культура речи-14 ч

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- - -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Знать: о морфемике, морфеме, изменении и образовании слов, об отличиях однокоренных слов от форм одного и того же слова.

Уметь: подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения.

Основные термины: морфема, корень, окончание, основа слова, приставка

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи -8 ч

Знать: о морфологии как разделе науки о языке, о самостоятельных и служебных частях речи, о причастии.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи, определять синтаксич. роль самостоятельных частей речи.

Основные термины: части речи, существительное ,прилагательное, глагол

Имя существительное

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест).

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное -6

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол -12

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание –ться и –чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация изученного в V классе -4 ч

Знать: о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке.

Уметь: строить связное монологическое высказывание о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке.

Основные термины: орфограмма, пунктограмма, фонетика, морфемика, лексика, синтаксис, пунктуация

V. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во

час

Тип урока

Дата проведения

план

факт

1 четверть- (16 ч)

  1. Язык - важнейшее средство общения 2ч

1

Язык и человек. Язык и речь.

1

Урок усвоения

новых знаний

2

Р/Р Стили речи.

1

Урок развития речи

  1. Повторение пройденного в I-IV классах -6 ч

3

Состав слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

4

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

5

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

6

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

7

Буквы и, у, а после шипящих. Разделительныё ъ и ь.

1

Повторительно-обобщающий урок

8

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

Повторительно-обобщающий урок

  1. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.11 ч

9

Синтаксис. Пунктуация Словосочетание.

1

Комбинированный урок

10

Предложение. Грамматическая основа предложения

1

Урок усвоения

новых знаний

11

Виды предложений по цели высказывания.

1

Комбинированный урок

12

Подлежащее и сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Урок усвоения

новых знаний

13

Второстепенные члены предложения.

1

Урок усвоения

новых знаний

14

Знаки препинания в предложении с однородными членами

1

Урок закрепления изученного

15

Предложения с обращениями

1

Урок усвоения

новых знаний

16

Повторение пройденного материала

1

Урок закрепления изученного

2 четверть-16

17

Повторение пройденного материала

1

Урок закрепления изученного

18

Синтаксический разбор предложения

1

Урок развивающего контроля

19

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

Урок усвоения

новых знаний

  1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи5 ч

20

Фонетика. Гласные и согласные звуки

1

Урок усвоения

новых знаний

21

Графика. Алфавит.

1

Комбинированный урок

22

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. Словарный диктант

1

Урок усвоения

новых знаний

23

Фонетический разбор слова

1

Урок развития речи

24

Фонетический разбор слова.

1

Урок усвоения

новых знаний

  1. Лексика. Культура речи-2ч

25

Слово и его лексическое значение.

1

Урок усвоения

новых знаний

26

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

1

Урок усвоения

новых знаний

  1. Морфемика. Орфография. Культура речи-13 ч

27

Морфема – наименьшая значимая часть слова

1

Урок усвоения

новых знаний

28

Корень слова

1

Урок усвоения

новых знаний

29

Корень слова

1

Урок закрепления изученного

30

Однокоренные слова

1

Урок усвоения

новых знаний

31

Окончание

1

Урок закрепления изученного

32

Основа слова. Суффикс как значимая часть слова.

1

Урок закрепления изученного

3 четверть-20 ч

33

Приставка и её назначение в слове.

1

Урок усвоения

новых знаний

34

Морфемный разбор слова.

1

Урок усвоения

новых знаний

35

Буквы З и С на конце приставок.

1

Урок усвоения

новых знаний

36

Буквы О-А в корнях -ЛАГ- ЛОЖ-. Словарный диктант

1

Урок усвоения

новых знаний

37

Буквы О-А в корнях -РАСТ- РАЩ -РОС-

1

Урок усвоения

новых знаний

38

Буквы О-Ё после шипящих в корне

1

Урок обобщения и систематизации знаний

39

Буквы Ы-И после Ц

1

Урок усвоения

новых знаний

7. Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное-8 ч

40

Имя существительное как часть речи.

1

Комбинированный урок

41

Существительные одушевленные и неодушевленные.

1

Урок закрепления изученного

42

Существительные собственные и нарицательные

1

Урок закрепления изученного

43

Морфологический разбор имён существительных.

1

Урок усвоения

новых знаний

44

Род имён существительных.

1

Урок закрепления изученного

45

Три склонения имен существительных. Словарный диктант

1

Комбинированный урок

46

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

Урок усвоения

новых знаний

47

Правописание О,Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

Урок усвоения

новых знаний

8. Имя прилагательное-6ч

48

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

Урок усвоения

новых знаний

49

Буквы О-Е в окончаниях прилагательных с основой на шипящую.

1

Урок усвоения

новых знаний

50

Прилагательные полные и краткие. Краткие прилагательные с основой на шипящую.

1

Урок усвоения

новых знаний

51

Прилагательные полные и краткие. Краткие прилагательные с основой на шипящую.

1

Урок закрепления изученного

52

Краткие прилагательные с основой на шипящую

1

Урок усвоения

новых знаний

53

Закрепление пройденного материала

1

Комбинированный урок

4 четверть-15 ч. Глагол-12 ч.

54

Глагол как часть речи.НЕ с глаголами

1

Урок усвоения

новых знаний

55

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

1

Урок усвоения

новых знаний

Урок закрепления

56

Виды глагола

1

Урок усвоения

новых знаний

57

Буквы Е-И в корнях с чередованием

1

Урок усвоения

новых знаний

58

Время глагола.

1

Комбинированный урок

59

Спряжение глагола с безударным личным окончанием

1

Уроки закрепления изученного

60

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Словарный диктант

1

Уроки закрепления изученного

61

Морфологический разбор глагола

1

Урок закрепления изученного

62

Морфологический разбор глагола

1

Урок закрепления изученного

63

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. числа

1

Урок усвоения

новых знаний

64

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. числа

1

Урок закрепления изученного

65

Обобщение и систематизация изученного о глаголе

1

Урок обобщения и систематизации

  1. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

3 ч

66

Разделы науки о языке. Проверочная работа

1

Повторительно-обобщающий урок

67

Орфограммы в приставках,в окончаниях и корнях слов.

1

Повторительно-обобщающий урок

68

Итоги года. Рекомендации на лето.

1

Обобщающий урок

VI . ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Тематика практических работ

#1055;роверочная работа по теме «Разделы науки о языке.»

2.Тестирование по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

.

VIII. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: 2-е изд.- М.:

Просвещение, 2009.

2. Обучение русскому языку в 5 классе: Метод.рекомендации к учеб. для

5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,

Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2009.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:

Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского

Н.М.- 10-е изд.- М.: Просвещение, 2009.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

Тестовые задания.

#1060;онетика.

#1057;ловообразование.

#1041;уквы е-и в падежных окончаниях имён существительных.

#1041;уквы и-ы после ц.

#1041;уквы е-и в корнях с чередованием.

#1051;ексика.

7. «О-А в корнях лаг-лож,раст-ращ-рос», «О-Ё после шипящих и ц», «И-Ы после ц».

#1055;овторение изученного в начальной школе

Учебные таблицы.

#1048;мя прилагательное.

#1055;роверяемая гласная в корне слова.

#1055;роверяемая согласная в корне слова.

#1043;лагол.

Материал по развитию речи.

#1050;.Н.Успенская-Кологривова «Не взяли на рыбалку».

#1048;.И.Машков «Клубника и белый кувшин».

#1040;.А.Пластов «Летом».

#1060;.П.Решетников «Опять двойка!».

#1040;.Н.Комаров «Наводнение».

#1055;.П.Кончаловский «Сирень».

#1043;.Г.Нисский «Февраль.Подмосковье.»

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ.

1.[Электронный ресурс] Русский язык 5-11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Виртуальный кабинет в школе и дома.-М.:ООО Дрофа, 2004

#1057;ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,

Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,

перераб.- М.: Русский язык, 2009.

#1056;озенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка

/4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 2009.

#1056;усский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 кл./Под ред.

Н.А.Сениной. Ростов-на Дону: изд. «Легион», 2009.

#1061;одякова Л.А., Новикова Л.И., Штыркина О.П., Кабанова Е.В.

Сочинение по картине./М.: АСТ: Астрель, 2007.

Литература для учащихся

1. Боровлева Л.Ф. Русский язык.500 тестов, упражнений, контр.и

самост. работ: для подготовки к урокам и ГИА: 5 кл./М.: АСТ:

Астрель, 2009.

2. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-

кл./М.: АСТ: Астрель, 2009.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:

Юж.-Урал.кн.изд., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3,4 класса СКОШ VIII вида

- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвеще...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ

Данная программа разработана для индивидуального обучения.   В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса

Настоящая программа по русскому языку для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственн...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5«Л» класс На 2015 – 2016 учебный год

Адаптированная рабочая программа по русскому языку5«Л» классНа 2015 – 2016 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс

Программа предназначена для обущающихся VIII вида...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...